Гадание по руке
Смеркается, большинство участников выездного тренинга в Горном Алтае ушло в жаркую индейскую баню на берегу, и им там хорошо, судя по раздающимся от озера смеху и песням. Оставшиеся же в лагере молча сидят у костра. Кто-то ждет, пока придет гитарист и певец Виталя, чтобы подпевать любимым песням, кто-то собирается в палатку спать. Скучно. И вдруг:
– Девчонки, а кому по руке погадать?
– Мне!
– И мне!
– А мне можно?
Красавчик и один из самых главных холостяков Ежона Сергей знает, как привлечь внимание и сделать счастливыми сразу много женщин. То анекдоты расскажет, такие, что ушам горячо от непристойности услышанного, но все равно смешно до слез, то споет целый концерт Цоя. А вот сегодня что-то новое! Гадание по руке! Да какое!
– Вот это у тебя линия измен (у Сергея это, конечно, другое слово, от чего гадание становится уж совсем интересным и рисковым). На роду не так уж много, ты очень благопристойная барышня.
– Ой, да ладно? Правда, что ли?
В голосе слышится нотка разочарования. И Серега берет вторую руку:
– Ну, это всего лишь судьба, она на той руке обозначена. А вот на второй, смотри, это то, как ты исполняешь или не исполняешь свое предназначение. Здесь все же есть надежда, ты можешь перебороть злой рок и быть более вариативна в личной жизни.
Хохот, гвалт, угол «песочницы», где сидит Сергей, заполняется дамами, желающими «погадать». Даже команда не выдерживает и подходит: наши повара, (да и чего уж там, я тоже) соблазнились. Что сказал мне Сергей – секрет, а вот у меня остался вопрос. Конечно, в данном случае главную роль сыграло личное обаяние Сереги, и все же… Гадание по руке, что в нем особенного? Почему, мы так стремимся узнать нашу жизнь по ладони? И каким образом линии на руке связаны с нашей судьбой и поведением?
Хиромантия, хирология и дерматоглифика
Я в какой-то степени считаю себя специалистом по гаданию на руке – на факультете психологии НГУ защитила на «пять» курсовую на тему «Хиромантия, хирология и дерматоглифика». Может, тема и не научна, но в рамках истории психологии имеет право на существование. Каждая из дисциплин, исследующих ладонь, имеет свои подходы и цели. Хиромантия сосредоточена на предсказаниях, анализе линий и особенностей ладони, таких как линии жизни, сердца и головы. Хирология изучает ладонь для выявления личностных черт и состояния здоровья, а дерматоглифика исследует уникальные узоры на пальцах и ладонях, формирующиеся в утробе и остающиеся неизменными на протяжении всей жизни. Научное сообщество скептически относится к хиромантии и хирологии, предпочитая более объективную дерматоглифику.
История хиромантии
Несмотря на широкую популярность и признание в различных культурах, ученые считают хиромантию лженаукой. Тем не менее, существуют исследования, касающиеся анатомии рук, их генетических и психологических аспектов. А история гадания по руке исчисляется веками.
Так, ведические тексты, датируемые 1550 годом до нашей эры, упоминают хиромантию как древнее искусство, которым занимались брамины. В Китае, начиная с 3000 года до нашей эры, хиромантия также имела большое значение и сохранялась в традициях, которые продолжают существовать в Китае и Японии. В античном Риме хиромантия была частью официальной религии и использовалась в парламентских процедурах. Древние греки, включая врачей Галена и Гиппократа, интересовались этим искусством. Аристотель даже подарил Александру Великому трактат о хиромантии, как говорят, написанный золотом.
В 400 году до нашей эры в Англии появился трактат о хиромантии, посвящённый королю Белинусу. В Средние века хиромантия стала популярной в Европе, где учёные Хаген и Парацельс систематизировали её данные. Немецкий врач Ротман разработал систему чтения рук, а Иоанн Философ, известный как Симон Ширингам, создал сборник знаний, ставший основой для будущих хиромантов.
В XIX веке французский учёный Адольф де Бароль под руководством оккультиста Элифаса Леви усовершенствовал хиромантию и каббалу. Его книга «Тайны руки» (1860) стала важным системным изложением учения. В 1879 году он изобрёл технику оттисков ладоней, которая показала, что линии на ладони могут изменяться, появляться и исчезать.
Луис Хамон, также известный как Хейро, родился в Ирландии и с ранних лет занимался хиромантией. Его предсказания судьбы таких личностей, как Николай II и Оскар Уайльд, и книга «Вы и Ваша рука» сохранились до наших дней.
В XX веке развитие технологий привело к тому, что хиромантия, некогда считавшаяся серьёзной наукой, превратилась в развлекательное занятие. Однако в 90-х годах хиромантия вновь обрела популярность, особенно в России, где стали известны труды таких хиромантов, как Вильям Бенхам, С. К. Сен и Джон Сен-Жермен.
Даже сегодня учёные не отвергают хиромантию полностью. Доктор Шарлотта Вульф считается основательницей научной хиромантии. Она изучала линии рук, связывая их с характером, эмоциональным состоянием и физическими аномалиями, и классифицировала 90 000 рук.
На Дальнем Востоке детей показывают хироманту до обряда крещения. В Южной Америке хиромантия настолько популярна, что в газетных киосках продаются журналы, полностью посвящённые этой науке. В этих регионах люди верят, что хиромантия может ответить на вопросы, в которых традиционные науки, религия и медицина оказываются бессильными. В китайских городах многочисленные школы хиромантии существуют уже две тысячи лет, и китайцы обращаются к хироманту перед важными решениями.
В традиционной китайской медицине диагностика по руке играет значимую роль, поскольку китайские специалисты часто опираются на анализ ладоней и пальцев для оценки состояния здоровья. Они широко используют в практике электропунктурную диагностику, демонстрирующую связь между традиционными и новыми подходами. Электроакупунктура, использующая электрические импульсы для стимуляции акупунктурных точек, затрагивает области ладони, аналогичные тем, что анализируются в хиромантии. Электропунктурная диагностика измеряет электрическое сопротивление кожи в акупунктурных точках, что помогает оценить состояние энергии в меридианах и разрабатывать план лечения. Некоторые из акупунктурных точек совпадают с областями, изучаемыми в хиромантии, что указывает на связь между состоянием рук и общим состоянием здоровья.
Хиромантия и дерматоглифика
Современная наука дерматоглифика, изучающая уникальные узоры на пальцах и ладонях, исследует их связь с генетическими факторами и медицинскими аспектами. Доктор Теодор Дж. Берри в своей книге «Рука как зеркало систематики болезней» описывает, как анализ линий рук может помочь выявить серьёзные заболевания (краснуху, коревой пролапс митрального клапана и дистрофию). Дерматоглифика подтверждается клиническими испытаниями и исследованиями. Анатомы объясняют появление линий на ладонях движением рук, но не могут объяснить, почему у новорожденных складок больше, чем у взрослых.
Хиромантия и дерматоглифика, несмотря на схожесть в изучении рук, представляют собой разные подходы: первая сосредоточена на предсказаниях и интерпретациях, вторая на научном анализе и исследованиях. Нас же прежде всего интересует связь рук с психологией и возможность использовать знание о руках как диагностику в психотерапии.
Психосоматическое значение рук
Руки «отвечают» за общение
Руки – средство общения и активного познания и «отвечают» за контакт с миром и людьми. Объятия, гибкость, умение давать и принимать – всё это связано с руками. Они помогают нам чувствовать мир и людей вокруг. Через них мы передаем и получаем энергию. Часто клиенты жалуются на постоянно холодные руки, а в процессе консультации мы обнаруживаем нарушение взаимоотношений со значимыми людьми, эмоциональную отчужденность в контактах. Прикосновениями мы изучаем мир вокруг, а жестами выражаем свое отношение и чувства. Руки – средство коммуникации, объединяющее наш внутренний и внешний мир.
Правая и левая рука
Левая сторона связана с женским началом и может указывать на проблемы в отношениях с женщинами или в выражении своей женской стороны. Боль в левой руке может говорить о трудностях с принятием помощи.
Боль в правой руке часто связана с мужским началом и может показывать проблемы с агрессией, властью или ответственностью. Это может быть признаком трудностей в принятии или отдаче чего-то важного или в общении с мужской стороной.
Действия рук и глаголы
Руки отвечают за множество действий. Когда человек рассказывает о каком-либо заболевании в области рук, мы спрашиваем, что именно это заболевание не позволяет выполнить руками. Вот только некоторые глаголы, описывающие действия рук: обнимать, гладить, бить, держать, отдавать, дотягиваться, отталкивать, забирать, накрывать, держать, отпускать.
И каждое такое действие связано с нашими внутренними блоками, установленными когда-то в детстве. Чтобы отследить неадаптивные паттерны, мы обращаемся к метафорам.
Идиомы и выражения, связанные с руками
Крылатые слова и выражения, поговорки, цитаты и другие фразы, которые использует человек, описывая свои ощущения в теле, часто содержат ответ на главные вопросы о причинах психосоматики:
1) какое истинное желание я блокирую этой болезнью?
2) Кто запретил мне исполнить это желание?
Идиомы и выражения, связанные с руками, могут быть весьма эффективными в терапевтической практике для диагностики симптома. Вот несколько примеров и их возможное использование в контексте терапии:
Взять дело в свои руки
По рукам пойти
Протянуть руку помощи
Руку давать на отсечение
Чужими руками жар загребать
По рукам!
Запустить руку в чужой карман
Чувство локтя
Брать за живое
С рук на руки
Рука руку моет
Держать себя в руках
Держать руку на пульсе
Лучше синица в руке, чем журавль в небе!
У нас длинные руки
Держать в ежовых рукавицах
На руках носить
Руку на сердце
Палец в рот не клади
Распускать руки
Протянешь палец – откусит всю руку
Поднимать руку на кого-либо
Правая рука (кого-либо)
Руки опускаются
Правая рука не знает, что делает левая
Руки выкручивать
Рука не поднимается
Как без рук
Использование идиом и выражений помогает клиентам выразить свои эмоциональные и психологические состояния через образы, что способствует работе на более «безболезненном», экологичном уровне. Роль психолога здесь – понять суть взаимодействия (что один человек делает с другим) и помочь осознать это клиенту.
Слова, посвященные рукам, имеют глубокие психосоматическое значение для клиентов в терапевтическом контексте. Вот несколько примеров того, как они могут быть связаны с психосоматикой.
«Рука руку моет»
Хотя эта пословица означает взаимную помощь, полезную обеим сторонам, но обычно её применяют, когда речь идёт о незаконной обоюдной поддержке. Пословица известна со времен Древнего Рима (лат. manus manum lava), а на русском в полной своей форме звучит так: «Рука руку моет, и обе чисты бывают». То есть в неблаговидных делах дурные люди прикрывают и защищают друг друга.
В контексте психосоматики жалоба на постоянное навязчивое мытье рук (и как последствие шелушение и постоянную сухость) может отражать чувство взаимозависимости с каким-то важным человеком, чья поддержка и помощь, когда-то ценные, стали тяготить клиента.
«Держать руку на пульсе»
Выражение в переносном смысле означает быть в курсе текущих событий или изменений. В контексте психосоматики это может относиться к тому, как клиент воспринимает и реагирует на изменения в своем физическом или эмоциональном состоянии. Например, здоровый человек может носить на себе специальные приборы, позволяющие контролировать функции организма (которые вообще-то в норме осуществляются автоматически и не требуют контроля). В подобных случаях работать нужно с причинами того, почему клиент чувствует себя тревожным или подавленным.
«Иметь длинные руки»
Выражение намекает на влиятельность и способность к вмешательству. В контексте психосоматики это может отражать стремление клиента контролировать жизнь окружающих. Например, человек, склонный к перфекционизму и стремящийся контролировать все аспекты своей или чужой жизни, может испытывать мускульное напряжение в руках или плечах как физическое проявление стресса, а может получить травматическое растяжение, неосознанно наказывая себя за неадаптивное поведение.
Работа терапевта в данном случае основана на аксиоме, что люди свободны, а клиенту необходимо осознать и научиться уважать чужую свободу. Метафорически говоря, руки должны быть «нормальной» длины (то есть наша свобода заканчивается там, где пролегает граница свободы другого человека).
«Рука не поднимается»
Часто клиенты описывают свой симптом именно так: «Рука не поднимается». Обычно подобный симптом возникает из-за внутреннего конфликта, когда злишься на любимого человека, но не можешь выразить злость из-за лояльности к нему. Клиент может испытывать боли или онемение в руках из-за неумения выразить свои эмоции или из-за переживаний перед принятием важного решения. И дальше мы работаем с чувством страха, блокирующим агрессию на какого-либо значимого человека. И, конечно, данный паттерн воспроизводит полученную в детстве установку не выражать агрессию.
Это всего лишь несколько примеров, но каждый конкретный симптом у каждого конкретного человека следует рассматривать индивидуально, в связи с его речью, жизненным опытом, в его социальных взаимоотношениях.
Таким образом, идиомы и выражения о руках могут служить важными мостиками для исследования и понимания взаимосвязи между психическим состоянием клиента и его физическим здоровьем в рамках психосоматического подхода в терапии.
Архетип руки
Рука играет важную роль в мировой культуре и религии, символизируя различные аспекты человеческого опыта и имея глубокие символические значения. Символика жестов и действий руками – это мощный способ передачи смысла и эмоций, который используется в различных культурах и религиях по всему миру. Перечислю некоторые из этих действий.
Рука дающая представляет щедрость, доброту и сострадание. Отражает желание делиться своими ресурсами, временем или любовью с другими людьми. Во многих культурах рука дающая ассоциируется с благотворительностью и поддержкой тех, кто нуждается в помощи.
Рука берущая показывает желание принять что-то себе или получить помощь от других. Может означать зависимость, уязвимость или просто запрос на помощь. Рука, протянутая вперед, может также символизировать стремление к росту, обучению и самосовершенствованию.
Рука благословляющая дает благословение, защиту или символизирует пожелание благополучия другим людям. Часто ассоциируется с религиозными обрядами или традициями, где благословение рукой имеет особую ценность и силу.
Рука обнимающая означает поддержку и принятие. Символизирует близость, дружбу, любовь и взаимодействие между людьми. Объятие рукой может быть выражением утешения, поддержки или просто проявлением дружеского отношения.
Рука взывающая – стремление к помощи, поддержке или защите. Он может использоваться для привлечения внимания к бедственной ситуации, кризису или просьбе о помощи. Рука, протянутая вверх, может также символизировать веру, надежду и ожидание ответа на молитву или желание.
Эти символы рук являются всемирными и встречаются в различных культурах и традициях, подчеркивая универсальные человеческие ценности, эмоции и стремления. Они представляют собой мощные средства коммуникации, которые помогают людям выражать свои чувства и взаимоотношения с окружающим миром.
Рука в христианской традиции
В христианской традиции рука символизирует защиту, благословение, помощь и милосердие. Например, изображение руки, поднимающейся вверх, может означать молитву к Богу или просьбу о защите. Также рука с открытой ладонью может указывать на щедрость и доброту. Каждый жест на православных иконах имеет глубокое символическое значение и играет важную роль в иконографии.
Благословение: Христос и святые часто изображаются с рукой, поднятой для благословения. Этот жест обычно выполняется правой рукой с двумя или тремя пальцами, сложенными определённым образом. Два пальца могут быть сложены вместе, символизируя две природы Христа (божественную и человеческую), а три пальца символизируют Троицу.
Оранта (Молящаяся): изображение человека с поднятыми руками и раскрытыми ладонями, обращенными вверх символизирует молитву и обращение к Богу. Оранта часто встречается на иконах Богородицы.
Десница Божия (Рука Божья): изображение руки, исходящей из облака или света, символизирует непосредственное вмешательство Бога. Этот жест встречается в сценах крещения Иисуса и других библейских эпизодах.
Рука на сердце: символизирует искренность, смирение и веру. Святые или ангелы могут быть изображены с рукой на груди в знак преданности и почтения.
Пальцы, сложенные в знамение: известный как «именословный жест», этот жест часто изображается у святых и ангелов. Пальцы сложены так, чтобы напоминать инициалы Христа (IC XC) и символизируют благословение.
Жесты страданий: в сценах страданий или мученичества святые могут быть изображены с поднятыми руками или руками, скрещенными на груди, что символизирует их страдания и жертву ради веры.
Жесты учительства: Иисус или апостолы могут быть изображены с поднятым пальцем, что символизирует учение и наставление. Этот жест часто встречается на иконах, изображающих Христа Пантократора (Вседержителя) или святых, известных своими проповедями и учениями.
Эти жесты помогают зрителям лучше понять духовные и богословские послания, заложенные в иконе, и создают более глубокую связь между верующими и изображаемыми святыми и божественными персонажами. Эти же жесты без слов понятны носителям христианской культуры, эти же жесты неосознанно мы и используем, проживая различные эмоции и состояния.
Рука в других традициях
В исламе рука часто ассоциируется с поклонением и подчинением Аллаху. При этом ладонь обычно должна быть открытой и обращена вверх, что символизирует принятие и уважение перед Богом. Однако, в некоторых контекстах закрытая ладонь может указывать на защиту и уклонение от вреда.
В восточных религиях, таких как буддизм и индуизм, рука также имеет глубокое символическое значение. Например, в буддийской традиции жест мудры мудреца, сделанный рукой, может представлять собой учение или духовное прозрение.
В различных культурах по всему миру рука может быть символом силы, ловкости, творчества и связи между людьми. Например, рукопожатие часто используется в качестве жеста дружбы, доверия и согласия.
В мистических традициях рука может представлять собой канал для передачи энергии и магических сил. Различные жесты и символы, такие как «Мудра» в йоге, могут иметь глубокое духовное значение.
Хамса, также известная как «рука Фатимы», или «рука Мириам» – это древний символ, распространенный в различных культурах и религиях на Ближнем Востоке и Средиземноморье. Этот символ изображает открытую руку часто с расположенным в середине глазом.
В разных традициях хамса имеет разные значения и интерпретации:
1. Защита от злых духов, негативной энергии и сглаза.
2. Символ веры. В иудаизме она ассоциируется с образом Мириам, сестры Моисея, а в исламе – с образом Фатимы, дочери пророка Мухаммеда.
3. Символ женской энергии и материнства. Она несет в себе тему плодородия, рождения и защиты материнской руки.
4. Символ мудрости. Глаз в центре хамсы трактуется как знак мудрости, интуиции и божественного просвещения, который освещает путь к истине.
Хамса пример того, как символы могут переплетаться и проникать друг в друга через различные культуры и религиозные традиции, принимая разные значения в разных контекстах.
Символическое значение жестов и мудр рук
Процесс замыкания пальцев рук для концентрации и управления энергией называется «мудрой» в индийской культуре и йоге. Эта техника стимулирует различные части тела и ум. Вот некоторые из наиболее распространенных мудр:
1. Джнана мудра (Мудра Знания) символизирует единство и знание: кончики большого и указательного пальцев соединяются, образуя круг.
2. Чин мудра (Мудра Здоровья) связана с энергией и здоровьем: кончики большого и среднего пальцев соединяются, остальные пальцы остаются прямыми.
3. Апана мудра (Мудра Энергии) помогает стимулировать выделение токсинов и улучшить обмен веществ: кончики большого и среднего пальцев соединяются, а остальные пальцы разводятся.
4. Гьяна мудра (Мудра Мудрости) связана с медитацией и концентрацией: кончики большого и указательного пальцев соединяются, а остальные пальцы остаются прямыми.
5. Шанти мудра (Мудра Покоя) помогает успокоить ум и создать чувство внутреннего покоя: кончики большого и безымянного пальца соединяются, остальные пальцы остаются прямыми.
Часто, не умея выразить определенную эмоцию, человек перекрывает в теле энергетические каналы, что связано с различными недугами. Знание энергетических значений мудр, а также того, как именно перекрывается и перенаправляется при помощи мудр энергия в теле, может помочь психологу отслеживать телесные проявления клиента во время психотерапевтической сессии, чтобы понимать, то происходит с телом и эмоциями.
Так, когда я вижу, что клиент принимает так называемую «закрытую позу» – скрещивает руки на груди и поджимает под себя ноги, – я знаю, что он не только уходит от контакта с окружающими, но и «гоняет по кругу собственную энергию, замыкая все контакты-конечности в кольца. Чаще всего в такие моменты человек также сидит на каком-либо возвышении над полом, поднимаясь над поверхностью общего поля группы. Когда же я обращаю внимание человека на такую позу и спрашиваю, не мерзнет ли он, обычно я получаю утвердительный ответ. При дальнейшем исследовании состояния мы узнаём, что «изгнало» его из группового поля, почему стало небезопасно касаться почвы и быть открытым для других.
Рука в арт-терапии
В детстве одним из излюбленных развлечений с подругами было положить ладонь на бумагу, обвести простым карандашом, а дальше делать из руки разные рисунки от головы петуха до автомобиля, полная свобода фантазии! А когда мы были уже постарше – доводили контур до совершенства, придумывая для руки кольца, браслеты, различные дизайны украшений. А вот варианты того, как это занятие можно превратить в арт-методику.
Арт-методика «Контур руки»
Инструкция: обведите свою ладонь на листе бумаги и передайте лист соседу слева. Затем каждый участник, получив лист с ладонью, превращает руку в рисунок по своему вкусу: животное, предмет, абстрактный узор и т. д. Лист передается по кругу, пока не вернется к хозяину.
Для анализа объединитесь в мини-группы и проведите шеринг. Для анализа и обсуждения можно использовать следующие вопросы:
– Была ли это правая или левая рука?
– Что вы чувствуете, смотря на рисунок руки после того, как с ним поконтактировал каждый участник группы? Что нового или неожиданного вы увидели в рисунке? Какие добавления или изменения вам нравятся, а какие не очень, и почему?
– Если это правая рука, представьте, что этот рисунок – метафора ваших отношений с мужчинами. Если левая – с женщинами. Как получившаяся картина относится к вашей реальной жизни?
– Есть ли что-то еще, что вы бы хотели добавить к рисунку или как-то изменить его?
– Озвучьте рисунок от первого лица. Какой аспект вашей жизни напоминает ваш рассказ?
Эта методика позволяет участникам группы исследовать свои внутренние состояния, взаимоотношения и контакты с окружающими.
На что похож контур?
Можно проводить эту методику и без контакта с окружающими, для исследования своего актуального состояния. Клиент кладет ладонь на лист бумаги и обводит, затем рассматривает контур руки.
Терапевт предлагает ответить на вопрос: «На что похож этот контур?» Ассоциации человека его с различными объектами, формами или символами позволяют раскрыть скрытые аспекты его внутреннего мира.
Далее автор рисунка дорисовывает или изменяет контур так, чтобы он стал похож на то, что он видит или чувствует. После завершения рисунка терапевт предлагает дать название созданному образу.
Анализ и интерпретация
Клиент и терапевт обсуждают чувства, эмоции, ассоциации, возникающие в ответ на рисунок. Так, например, человек увидел в контуре ладони цветок. Он добавляет детали, раскрашивает и называет рисунок «Раскрывшийся бутон». Далее в разговоре выясняется, что этот образ связан с самоощущением клиента, который как раз выходит на новый уровень развития в собственной профессиональной жизни («расцветает»).
Артметодика «Рука» позволяет клиенту визуализировать свои внутренние переживания, выражать их через творчество и вместе с терапевтом исследовать их значение. Вот пример подобной работы.
Сессия «Тайник в дупле»
Наташа, 22 года, контур своей руки дополнила ветвями и листьями, так что получилось фантазийное яркое дерево. В центре ладони нарисовала круглое пятно.
– Что у тебя получилось?
– Я вижу дерево, ветви которого символизируют различные направления моей личности. Но меня беспокоит это пятно в центре ладони.
– А что с ним не так?
– Сначала я подумала, что это такой круглый красивый плод. И связала его с собственными достижениями. Смотри: мизинец – это пение, я сейчас как раз уже стала петь так хорошо, что согласилась принять участие в отчетном концерте студии. То есть хоть на мизинчик, но выросла. Вот это - указательный – учеба в университете, она дает мне радость и довольство своим умом, я сама указываю себе путь. Безымянный – это отношения, все хорошо, может и замуж пойду. Общественная жизнь, большой палец, там все ВО! (показывает большой палец). Это моя агрессия, средний палец, я считаю, что и тут я достигла успехов, благодаря терапии. И ни на одном из этих пальцев, ни на ветках, от них исходящих, нет плодов, только листья. А плод же не может быть в центре дерева, это же ствол. Больше похоже на дупло…
– Расскажи про это подробнее, что для тебя означает дупло в центре твоего Чудо-дерева.
– Дупло – это как бы потайная комната в центре моей души. Что-то секретное, тайник, знаешь, как в книгах описывают дупло в старом дереве? Вот что-то такое: и интересно, и страшно.
– Страшно – от слова «страх». Я внимательно слушаю, как ты говоришь, и стараюсь обращать внимание на чувства. Как ты думаешь, что за страх ты имеешь в самой серединке своей души?
– Я сказала про агрессию, про отношения, про пение, про учебу и жизнь. И все получилось как-то очень радужно, хорошо, позитивно. Даже агрессию я позитивно нарисовала. Наверное, это дупло прячет мою тень. И мне страшно, что у всего этого есть скрытые стороны.
– Посмотри на рисунок, что бы ты хотела добавить или убавить?
– Я, пожалуй, слишком боюсь разрушить эту радужную красоту, такую полную и позитивную, поэтому я даже исследовать этот страх не хочу. Но, наверное, чтобы быть честной самой с собой, я все же покрашу дупло в черный цвет. Этот как-то уравновесит рисунок. Дупло должно быть темным.
– Конечно, если ты хочешь, делай это.
Наташа красит круг посередине ладони-дерева в черный цвет, стараясь делать это аккуратно и равномерно, как будто получая удовлетворение от процесса.
– Что ты теперь чувствуешь? Что-то поменялось?
– Теперь я довольна. Это не радость, а именно довольство. Вот теперь все как надо. У сказочного дерева есть страшноватое и таинственное дупло посередине, и вся тайна его еще покажет себя. Я как будто нарисовала будущее. В будущем есть приключения, загадка, тайна.
– А что это для тебя означает?
– Все пять направлений, которые я нарисовала, уже очень предсказуемы, я даже пальцы выбрала такие, которые подсказывают развитие событий. А вот ладонь… Она непредсказуема. С одной стороны, все ясно – «видно, как на ладони». Но знаешь, как у Цоя в песне есть строка: «Моя ладонь превратилась в кулак»: ррраз – и уже надо приложить усилия, чтобы разжать и узнать, что в ней. Как в детской игре «В какой руке?»
– Ага, я вспоминаю игру Бильбо и Горлума в «Хоббите». Он зажал в кулаке колечко, которое нашел. А позже оказалось, что это Кольцо Всевластья.
– Да-да-да, именно! И были еще длиииинные три части романа. Это дает надежду на будущее. Озвучь дупло от первого лица.
– Я темная дыра, пространство, где спрятана тайна, обещающая не самое безопасное, но очень интересное будущее.
– Как тебе это?
– Захватывающе!!!
Анализ сессии «Тайник в дупле»
Эта работа – про признание Тени. Стараясь изобразить аспекты своей жизни позитивно, Наташа упирается в самую сердцевину своего рисунка – круглое пятно в центре цветного дерева-ладони. Оно вызывает у неё смешанные чувства – интерес и страх. Наташа исследует архетипическое значение дупла, описывая его как «потайную комнату» в центре своей души.
Интересно, что к решению проблемы Наташа подходит через протест: она отказывается исследовать страх напрямую. Однако в итоге они соглашается не только принять этот страх в свою картину мира, но и дает ему его отдельную, индивидуальную, уравновешивающую ее эмоциональную палитру окраску. Черный цвет, в который Наташа решает покрасить дупло, символизирует признание ее Тени и её существования в разноцветной картине ее мира. Стремление Наташи сбалансировать рисунок, сделать его честным по отношению к себе только добавляет ему глубину и сложность. Этот акт символизирует принятие Наташей своих скрытых, возможно пугающих, но не менее важных и интересных частей личности.
Чувство удовлетворения после того, как Наташа покрасила дупло в черный цвет, отражает принятие того, что её личность имеет как светлые, так и темные стороны и внутреннюю гармонию. Образ дупла становится символом будущих приключений, загадок и тайн, которые она готова исследовать, она связывает его с возможностью личностного роста и развития.
Примеры из литературы
Примеров использования символики рук в различных сферах человеческой культуры миллионы. Невозможно представить человеческого общения без участия рук, и это отражается в каждом произведении. На самой первой странице романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина» всего 721 слово, и из них 4 раза встречается слово «рука» и 6 раз глаголы, связанные с руками: написала, обнял, шитые, потянулся, давал (для сравнения, на этой же странице 14 слов, связанных с ментальными действиями, и 18 – с вербальными выражениями). Руки являются полноценными участниками коммуникации между людьми, передавая подчас те чувства и состояния, что нельзя выразить словами.
«Гарри Поттер»
В серии книг о Гарри Поттере руки – один из символов магической силы главного антагониста Волдеморта. Так, все его приспешники, Пожиратели смерти, имели на руке волшебную метку, с помощью которой Темный лорд повелевал и управлял ими.
Когда Волдеморт возрождается в книге «Гарри Поттер и Кубок огня», его слуге Хвосту пришлось пожертвовать для обряда своей правой рукой. И сразу после перерождения рука Темного Лорда впервые проявляет свою силу в полной мере. В сцене, когда Волдеморт держит Гарри за руку и произносит заклинание, описывается, как его пальцы кажутся длинными, костлявыми и почти скелетоподобными, что символизирует его нечеловеческую природу и могущество. Его рука – это не просто инструмент, это воплощение его тёмной сущности, того, как далеко он зашел в своем стремлении к бессмертию и власти.
И тут же Волдеморт, держа в руке волшебную палочку, убивает Седрика Диггори. Важно, что это был первый раз, когда Волдеморт убил кого-то после своего возвращения в собственное физическое тело, и этот момент был его триумфом, символизирующим возвращение его силы. До этого именно рука подводит его в стычке с Гарри, он физически не мог к нему даже прикоснуться, испытывая непереносимую боль. И хотя он обладает огромной силой, его рука также символизирует его уязвимость, когда в конечном итоге его попытки оказываются тщетными.
И для сравнения, в этой же серии книг добрый волшебник Дамблдор добровольно «отдает» руку в сражении за то, считает правым делом (поговорка «руку даю на отсечение» означает, что за правду платят дорогой ценой).
«Властелин колец»
В «Властелине колец» белая длань Сарумана является мощным символом его стремления к власти, контроля и предательства. Когда-то он был главой Белого Совета могущественных волшебников, посланных в Средиземье для противостояния верховному злу Саурону. Однако, стремясь к большей власти, он предает свою миссию и начинает действовать в своих интересах. Символом его власти становится белая длань, которая появляется на знаменах и щитах его армии орков – урук-хаев.
Белая Длань также символизирует его стремление к чистоте и превосходству, но в искаженной форме, поскольку он преследует свои цели, пренебрегая изначальной миссией.
Когда Гэндальф разрушает жезл Сарумана в «Возвращении короля», это акт лишения его власти. Жезл, который держит Саруман, является продолжением его белой длани, и когда он ломается, это символизирует конец его власти и влияния.
Примеры из кино
В «Терминаторе 2: Судный день» рука Терминатора T-800 – это не просто символ его силы, но и метафора защиты, жертвы и перемен. Первоначально созданный как машина-убийца, Терминатор перепрограммирован для защиты Джона Коннора, и его рука становится олицетворением этой миссии. Она не только атакует, но и оберегает, как, например, в сцене, где T-800 блокирует рукой дверь, демонстрируя свою готовность противостоять любой угрозе ради защиты Джона.
Символизм руки Терминатора ярко проявляется в кульминационной финальной сцене, когда T-800 решает уничтожить себя, чтобы предотвратить будущее, где машины захватят мир. Он просит Сару Коннор опустить его в плавильный чан, куда погружается с поднятой рукой. В последнем кадре над поверхностью остается лишь рука, которая тоже постепенно погружается в расплавленный металл, – и это становится символом жертвы ради человечества: даже машина, созданная для убийства, способна на самопожертвование.
Одной из важных тем «Терминатора 2» является идея, что машины могут развиваться и проявлять человеческие черты. Рука Терминатора символизирует эту эволюцию, особенно в его отношениях с Джоном Коннором, когда мальчик учит T-800 «давать пять» или поднимать большой палец в знак одобрения. Именно рука становится символом зарождающейся связи между человеком и машиной, подчеркивая развитие персонажа Терминатора.
Рука Терминатора также символизирует возможность изменить судьбу, что является ключевой темой фильма. С разрушением Терминатора и его руки уничтожается технология, которая могла бы стать основой для создания искусственного интеллекта, приведшего к апокалипсису.
Особое значение имеет рука первого Терминатора (T-800 из первого фильма), которую ученые сохранили для изучения. Эта рука, хранящаяся в лаборатории, представляет собой угрозу, ведь на её основе могли быть созданы новые, более опасные машины. Ее уничтожение становится важным шагом в предотвращении катастрофы и изменения хода истории.
Серия фильмов про Семейку Аддамс
В фильмах о странной фриковатой семейке Аддамс персонаж по имени Вещь представляет из себя не что иное как отдельную от тела кисть руки. Эта вещь способна совершенно самостоятельно передвигаться, выполнять практически любые действия, а также – общаться с другими героями фильма на равных. Это воплощенная в реальность идея того, насколько много функций, включая коммуникативную и двигательную, мы возлагаем на руки.
«Титаник» (1997)
Сцены с участием рук символизируют постепенное сближение главных героев фильма Джека и Розы. Одна из них происходит, когда Джек шутливо читает будущее Розы по её руке. Этот романтический момент, наполненный легким юмором и теплотой, иллюстрирует их растущее взаимопонимание, доверие и эмоциональную близость.
Еще одна сцена: Джек рисует обнаженную Розу. Камера показывает его глаза и руки. Именно руки рассказывают зрителю о его интуитивном таланте художника-самоучки. Он привык рисовать, здесь он мастер. Если в остальных областях жизни он не так успешен, как прежний спутник жизни Розы, то в изобразительном искусстве он безусловно одарен, и, несмотря на то, что в душе он смущен, рука его уверенно рисует на бумаге портрет девушки его мечты. Именно эта внутренняя уверенность и одаренность Джека вызывают любовь аристократки Розы.
В самой интимной сцене «Титаника» героев не видно, мы видим лишь руку Розы, скользящую по запотевшему окну и оставляющую за собой след. Джек и Роза находятся в карете, укрытой от внешнего мира на нижней палубе «Титаника». О их близости и накале эмоций зрителю без слов рассказывает женская ладонь, движущаяся по стеклу.
Завершая тему, заметим, что именно с рук начинаются романы. Именно руку наравне с сердцем предлагает любимой женщине мужчина, именно ее руки просит он. ОбРУЧившись, мужчина и женщина договариваются о свадьбе. Руки – символ близости и дружбы. Символ власти – скипетр и держава (от слова «держать»).
Руки в сцене психодрамы расскажут гораздо больше текста, они покажут, произошла ли интеграция во время сцены объятий, или же клиент действует «из головы», на самом деле не ощущая близости и импульса объединиться. Слушая речь клиента, его глаголы, связанные с различными манипуляциями руками, слова, связанные с действиями, мы можем догадываться о его истинных чувствах и намерениях. Руки, жесты – та необходимая часть информации, которую предоставляет о себе клиент, хочет он того или нет. И психологу необходимо быть внимательным к этой части клиентской истории, чтобы, заРУЧившись доверием клиента, быть в состоянии протянуть ему руку помощи в нужный момент.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...
Свидетельство о публикации №224081701103