Десять речений
Мир Адама Кадмона - это уровень прообраза.
Мир Ацилут - это уровень формирования.
Мир Брия - это уровень создания.
Мир Ецира - это уровень проявления.
Мир Ассия - это уровень рождения.
ИМЕНА БОГА, АРХАНГЕЛОВ И АНГЕЛОВ СФИРОТ К 10-и РЕЧЕНИЯМ.
Сразу замечу о том, что десять речений к сфирот в данном труде расходится с традиционно принятой постановкой. К примеру, традиционно принято считать то, что к сфире Хесед относится речение - Да будет свет, в то время как в этом труде данное речение принадлежит к сфире Бина.
Однажды мне сказали о том, что мой путь постановки сфирот к десяти речениям слишком примитивен и похож на простой количественный подгон. На первый взгляд вроде так и кажется. Но это только кажется так. Благодаря этому замечанию, спасибо ему за это, мною был сделан небольшой комментарий к каждой сфире и речению конкретно для понимания сути, которого ранее мною не было сделано.
Кроме десяти речений, существует и десять вещей, созданных до наступления Шаббат, которые также имеют место располагаться в больших сфирот. По этой причине и говорится о том, что в конце шестого дня, прежде чем завершить творение, Ашем создал средства для десяти будущих чудес, чтобы подчеркнуть некоторые из сутей сказанного: «Нет ничего нового под солнцем. (Когелет 1:9)». Таким образом, в чудесах, как и во всех прочих вещах, нет ничего нового, так как их потенциальная возможность была заложена во времена Творения: «Мудрецы утверждают, что все чудесные события в истории были замыслены заранее: создавая море, Ашем договорился с ним, что оно расступится, когда для евреев, выходящих из Египта, настанет пора перейти его; создавая луну, Он заранее приказал ей остановиться в нужный момент для Йехошуа и т.д.». По этой причине, в этой главе будут даны все эти десять вещей.
Теперь объясню предназначение этих чудесных предметов:- Человек не имеет право рассуждать о том, почему они располагаются именно так, а не иначе. Ведь все поступки Бога преследуют какую-то благую цель и имеют глобальнейшие последствия для Мироздания, которые продолжают развиваться здесь и сейчас в мыслях и поступках человека благодаря его же воле, которой наделил Сам Он, при этом Сам Себя ограничив для продвижения человека в духовном.
Следует заметить и то, что в этой главе описаны десять первых заповедей которые были написаны на каменных табличках данных Богом Моше. Тора даёт два варианта списка десяти заповедей, записанных на этих скрижалях. Эти ценнейшие инструкции Самого Бога прописаны в первом варианте по книгам Шмот (20:2-17) и Дварим (5:6-21) и во втором по книге Шмот (34:11-26). В перечне к десяти речениям будут даны оба варианта.
Теперь, в кратком пояснении к этой главе, рассмотрю вопрос:- Почему было именно десять казней? Следует понимать то, что Всевышний создал Мир десятью речениями. Мир был создан для того, чтобы дать человеку возможность исправить себя и Мир, в котором он обитает, и таким образом получить максимальное вознаграждение за свои действия. Это вознаграждение, в свою очередь, является максимальным добром, которое может получить творение от Творца. Однако не все обитатели этого мира принимают одинаковое участие в процессе исправления. А фараон вообще отрицал факт создания этого мира Всевышним и дошёл даже до того, что приписал многое из созданного в мире самому себе,- например, фараон сказал: «Нил мой, и я создал его. (Йехезкель 29:3 и 9)». По этой причине, как египтяне, которые придерживались точки зрения этого фараона, так и сам этот фараон, отрицали создание мира десятью речениями Бога и препятствовали исходу из Египта, что равносильно препятствию в даровании Торы, основанной на первичных десяти заповедях. И именно по этой причине они подверглись десяти казням. Из этого возникает второй вопрос:- Почему именно эти казни, и почему именно в таком порядке? На что Мишна в начале пятой главы трактата Авот говорит так: «Десятью речениями был создан Мир. Чему это нас учит? Разве Он не мог быть создан одним речением? А для того (Он был создан именно так), чтобы наказать преступников, которые губят Мир, созданный десятью речениями, и вознаградить праведников, которые поддерживают существование Мира, созданного десятью речениями».
Далее возникает третий вопрос:- Почему за поддержание существования мира, созданного десятью речениями, полагается большая награда? А всё дело в том, что во время создания мира произошёл процесс сокрытия лика Творца. На иврите слово Мир переводится как Олам и слово сокрытие как хээлем, которые образованы от одного корня. Когда сокрытие достигает определённого уровня, появляется возможность отрицать Творца, то есть, появляется свобода выбора, которая, в свою очередь, позволяет вознаградить человека за правильный выбор или наказать за неправильный. Если бы мир был создан только одним речением, сокрытие было бы настолько слабым, что свобода выбора не могла бы существовать, и не за что было бы награждать праведников и наказывать преступников. Таким образом, эти десять речений, которыми был создан мир, это десять последовательных уровней сокрытия. И к этому необходимо добавить о том, что любое выполнение воли Творца способствует раскрытию Его лика в этом мире, а нарушение Его воли сгущает сокрытие. Чем больше сокрытие, тем труднее сделать правильный выбор. С другой стороны, чем большее сокрытие человеку пришлось преодолеть, чтобы сделать такой выбор, тем большая награда его ожидает.
И ещё замечу о том, что порядок казней противоположен порядку речений, так как последнее речение предоставляло наибольшую возможность для ошибки. Именно с него началось духовное падение, но с него начинается и процесс духовного восстановления. Последнее речение говорит о том, что благосостояние человека зависит от благословления, которое посылает Всевышний: «И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву семяносную, какая на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, семяносный, вам это будет в пищу. (Берейшит 1:29)». Из этого становится ясно и понятно то, что не случайно первая казнь,- казнь кровью, поразила Нил, единственный источник пропитания Египта. Эта казнь показала египтянам, что их пропитание зависит не только от них самих. Подобно этому произошли и остальные казни, которые напрямую связаны с речениями, а в некоторых из них соответствие совершенно очевидно, например второе речение: «Да будет свет» и предпоследняя казнь,- тьмой. Нарастание тяжести казней показывало египтянам и следящим за происходящим евреям, что нет в мире ничего, что не подчинялось бы воле Всевышнего. Был поражён источник пропитания египтян,- казнь кровью, затем их дома,- казнь лягушками, их скотина,- казнь мором, их тела,- казнь язвами, они сами,- казнь смерти первенцев.
Также написано в святых книгах то, что до исхода евреев из Египта мир был окружён десятью уровнями клипы. И смысл десяти казней египетских был именно в разрушении этих клипот. По мере их разрушения свет Всевышнего всё глубже проникал в этот мир. Поэтому десятую казнь он осуществил Сам. Это подсказка на то, что с разрушением клипот стало возможно присутствие Всевышнего в этом мире в аспекте раскрытия. Таким образом, клипот являются источниками жизненности для ситра ахра. С их помощью египетские Жрецы творили чудеса, почти не уступающие чудесам Моше.
Кроме этого, следует сказать и о том, что, если малкут дэ Малкут дэ Асия нередко определяют как сфиру планеты Земля, то она может и олицетворять осязаемое сочетание четырёх стихий как основу для всей человеческой жизни. Таким образом, малкут дэ Малкут дэ Асия является одновременно и планетой Земля, и четырьмя стихиями, из которых состоит земной мир. А на противоположном конце Древа находится Кетер, которая также связана с четырьмя стихиями: «Что наверху, то и внизу». Но если Кетер символизирует четыре стихии, возникающие из небытия, то в малкут дэ Малкут дэ Асия они предстают как проявленные и подвижные. Из этого можно заключить то, что в основе Древа Жизни лежат также и стихии. Таким образом, каждая из восьми сфирот, расположенных между Малкут и Кетер, обладает своим стихийным соответствием, связанным с соответствием планетным. При этом четыре стихии, проявленные в нижней части Древа можно рассматривать как силы, заключённые внутри человека, а четыре стихии, соответствующие сфирам верхней части,- как силы, действующие во внешнем мире. Именно по этой причине в перечне к десяти речениям стоит перечень стихий, минералов и металлов.
Также существуют десять испытаний, которым подвергся Авраам. В каждом из них он продемонстрировал свою готовность к самопожертвованию во имя Всевышнего, заложив тем самым начало будущему. Об этих десяти испытаниях говорит Мишна: «Десятью испытаниями был испытан наш праотец Авраам - да покоится на нём мир! - и выстоял во всех. (Испытан он был для того) чтобы показать, как велика любовь Авраама, нашего праотца. (Трактат Авот 5:3)». Согласно толкованию большинства комментаторов, следует читать: «Как велика была любовь Авраама ко Всевышнему».
Движимый этой любовью он с радостью исполнял все повеления Творца. По мнению других, читать следует: «Как велика была любовь к Аврааму Всевышнего», Который испытывал его, чтобы показать людям величие праведности.
Также существует два списка испытаний. Первый список, был составлен РаМБаМом в трактате Пируш Мишнайот. Второй и третий список испытаний, которые комментаторы приводят, немного отличаются от приведённого РаМБаМом, которые показывают только те испытания, что упомянуты в письменной Торе. Поэтому в графе - Испытание Авраама - будут даны все три варианта.
Ещё существуют десять поколений от Ноаха до Авраама, которые также перечислены в этой главе. Дело в том, что Ашем искал великого праведника, который мог бы стать духовным отцом Богобоязненных людей. И прежде, чем он нашёлся, прошло десять поколений. Возникает вопрос:- Зачем же перечислены в Торе эти десять поколений? На этом примере Ашем хочет показать то, что Он тщательно просеивал “песок” и только в конце нашёл Свою “драгоценность” - Авраама, как сказано: «И Ты нашёл сердце его верным перед Тобою! (Нехемия 9:8)». Однако возникает опять вопрос:- Если породить Авраама было назначением всех живших до него поколений, начиная с Адама, то почему бы Ашему не начать прямо с Авраама, поставив его на место Адама? Ашем сказал: «Авраама следовало сделать раньше Адама. Но если бы Авраам совершил Адамов грех, то ни один другой человек не оказался бы достаточно великим, чтобы исправить его ошибку. Я сотворил вначале Адама, зная, что он согрешит, после чего придёт Авраам и исправит его ошибку». Своим прегрешением Адам и Хава заставили Шхину удалится на Небо, но Авраам вернул её на землю. Если Адам принёс в Мир смерть, то Авраам своим гостеприимством приводил людей под крылья Шхины и этим даровал миру жизнь.
------------------------------------------
1. Кетер:- Корона.
Расположение:- В теле человека Кетер соответствует макушке.
Вещь, созданная до наступления Шаббат:- Лухот - Ашем заранее припас
скрижали, обладавшие чудесными свойствами, которые будут впоследствии дарованы еврейскому народу.
Внутреннее понимание сфиры:- Рашит ха-Гилгалим.
Астрономическое соответствие:- Стадия перед Большим взрывом и сам Большой взрыв. Согласно каббалистической традиции, это Первичные Вихри. В некоторых источниках по Каббале в Солнечной системе относится к Урану.
Внутренний смысл сфиры в служении Всевышнему:- Вера. Наслаждение. Воля.
Имя Бога:- Эхиех Ашер Эхиех.
Значение имени:- Я явлю Себя по окончании событий.
Архангел Метатрон:- Ангел присутствия.
Ангел Хай-от ха Кадош:- Святые существа. Серафимы.
Качество Силы:- Отталкивание. Выбрасывание.
Добродетель:- Достижение. Завершение великого делания.
Свойство Координатора (стадия) 1:- Творец.
Стихия:- Воздух.
Металл:- Белое золото.
Минералы:- Алмаз.
Описание из приложения к Сефер Йецира:- «Первый путь именуется Восхитительным или Сокровенным Разумом, ибо он есть Свет, дарующий возможность постичь то Первоначало, которое не имеет начала, и он же - Первозданная Слава, ибо проникнуть в его суть не дано никому из сотворённых».
Дополнительные символы:- Точка. Венец.
Дополнительные названия - Макропрозоп (Великий лик). Аминь. Первозданная точка. Голова, которой нет. Бытие бытия. Тайное тайного. Ветхий Днями. Древний Древних. Изначальная точка. Точка внутри круга. Наивыс¬ший. Белая голова. Незримая голо¬ва. Внутрен¬ний свет. Он.
Соответствие в микрокосме:- Йехида, духовная сущность «я».
Речение первое:- В начале сотворения Всесильным...(Берейшит 1:1).
Десять заповедей Бога на скрижалях:- По книгам Шмот (20:2-14) и Дварим (5:6-18):- Я – Бог Всесильный твой, Который вывел тебя из страны египетской, из дома рабства. Да не будет у тебя иных Богов, кроме Меня. По книге Шмот (34:11-26):- Соблюдай же то, что Я приказываю тебе сегодня. Остерегайся заключать союз с жителями той страны, куда идёшь ты. Жертвенники их разбейте, их священные колонны сокрушите. Деревья которым они поклоняются, срубите. Ибо да не поклонишься ты Божеству иному. Не бери дочерей их в жёны сынам своим.
Особенности работы в Кетер:- Белая зона.
Духовный опыт:- Союз с Богом.
Испытание Авраама:- По РаМБаМу – «Иди из своей земли»,- Аврааму предлагается покинуть родину и переместиться в страну, которую ему покажет Всевышний - Эрец Кнаан. По рабби Овадья из Бартануры - Испытание огненной печью в Ур Касдиме. Альтернативный список - Нимрод хочет убить Авраама, и тот тринадцать лет скрывается в тайном месте.
Десять поколений от Адама до Ноаха:- Поколение первое - Адама: «Вот родословная книга человека: когда Всесильный сотворил человека, по подобию Всесильного Он его создал. Мужчину и женщину сотворил их, и благословил их и нарёк им имя человек в день сотворения их. (Берейшит 5:1-2)».
Десять поколений от Ноаха до Авраама:- Поколение первое – Арпахшада.
Порок:- Отсутствует.
Комментарий:- Корона Славы есть зона чистого непорочного белого Света наполняющее собою всё Мироздание, включая в себя все Миры и уровни бытия и небытия, которые вне времени, где прошлое настоящее и будущее не существует, где существует единая совокупность всего и откуда начинается разделение на эти три временных уровня в нижние Миры, как сказано: «В начале сотворения Всесильным».
Египетская казнь:- Казнь первенцев.
И не миновала Египет обещанная Моше кара, и последовала в полночь повсеместная смерть первенцев: «В полночь Господь поразил всех первенцев в земле Египетской, от первенца фараона, сидевшего на престоле своём, до первенца узника, находившегося в темнице, и всё первородное из скота. (Шмот 12:29)». После того, как в Египте за одну ночь умерли все первенцы (за исключением еврейских), фараон сдался и разрешил евреям покинуть Египет, так начался Исход.
2. Хохма:- Мудрость.
Расположение:- В теле человека Хохма соответствует правому полушарию мозга.
Вещь, созданная до наступления Шаббат:- Гравировальный резец - Ашем создал первый инструмент для гравирования букв на камне.
Внутреннее понимание сфиры:- Мазлот (означает Задиак).
Астрономическое соответствие:- Нептун.
Внутренний смысл сфиры в служении Всевышнему:- Битуль (самоустранение).
Имя Бога:- Йа.
Значение имени:- Вечное бытие.
Архангел Рациэль:- Предтеча.
Ангел Ауфаним:- Колёса. Херувимы.
Качество Силы:- Предопределённость.
Добродетель:- Преданность.
Свойство Координатора (стадия) 2:- Предопределяющий.
Стихия:- Огонь.
Металл:- Циркон.
Минералы - Лабрадорит, звёздчатый сапфир.
Описание из приложения к Сефер Йецира:- «Второй путь именуется Просветлённым Разумом; это Венец Творения, Великолепие Единства, ему не уступающее, превознесённое надо всеми главами и среди каббалистов именуемое Второй Славой».
Дополнительные символы:- Все фаллические символы. Незримое одеяние славы. Стоящий камень. Башня. Поднятый жезл власти. Прямая линия.
Дополнительные названия:- Абба (Горний отец). Аба. Высший отец.
Соответствие в микрокосме:- Хайя. Духовная воля.
Речение второе:- И дух Божий витал над поверхностью вод. (Берейшит 1:2).
Десять заповедей Бога на скрижалях:- По книгам Шмот (20:2-14) и Дварим (5:6-18):- Не делай себе изваяния и всякого изображения того, что на небе наверху. И того, что на земле внизу. И того, что в воде ниже земли. И не поклоняйся им и не служи им. Поклоняйся только Мне. По книге Шмот (34:11-26):- Если заключишь ты союз с жителями той страны, станут они распутничать в служении Божествам своим, и приносить жертвы своим кумирам, и позовут тебя, и ты станешь есть от жертв их. И возьмёшь ты из их дочерей жён для сыновей твоих, и станут распутничать дочери их в служении Божествам своим, и твоих сыновей развратят они служением Божествам своим. То есть, это положение по-другому звучит как:- Не поклоняйся Богам местного изображения из всего того, что есть на земле, на небе, в воде и под землёй. Не поклоняйся им и не служи им.
Особенности работы в Хохме:- Место предопределения.
Духовный опыт:- Видение Бога лицом к лицу.
Испытание Авраама:- По РаМБаМу - «И был голод в той Земле»,- Из-за страшного голода, разразившегося в Кнаане, Авраам вынужден на время перебраться в Египет. По рабби Овадья из Бартануры - Приказ Всевышнего покинуть родину и поселиться в Кнаане. Альтернативный список - Испытание огненной печью в городе Ур Касидим.
Десять поколений от Адама до Ноаха:- Поколение второе – Шэта: «И жил Адам сто тридцать лет и родил подобного себе, по образу своему, и нарёк ему имя Шэт. И было дней Адама по рождении им Шэта восемьсот лет, и родил он сыновей и дочерей. И были все дни Адама, которые он жил, девятьсот тридцать лет, и он умер. (Берейшит 5:3-5)».
Десять поколений от Ноаха до Авраама:- Поколение второе – Эра.
Порок:- Отсутствует.
Комментарий:- План сотворения Мироздания Всевышним начал созревать и выстраиваться по уровню Его безграничной мудрости в Его намерении о создании Мироздания, как сказано: «И дух Божий витал над поверхностью вод», что и предопределило дальнейшее развитие событий. Витал - то есть, созревал и выстраивался, как ранее наставляли: «Всё видимое всего лишь отражает незримое и основана на нём. Как храм возникает сначала в творческом воображении архитектора и только потом строится, так и Вселенная существовала лишь в разуме Творца, прежде чем материя была исполнена жизнью. (Путь посвящения - из наставлений Иерофанта)».
Зоар говорит о том, что вода - это Тора. Отсюда получаем то, что над поверхностью вод - то есть над книгами Торы. Как сказано о том, что сначала была написана Тора, как план к созданию Мироздания, а затем само Мироздание на основании этого мудрого плана. Ведь Тора, это и есть сама Мудрость, которой было создано Мироздание, как сказано: «Что есть вода Блаженного Святого? Это - Мудрость. (Бахир)». Вода миквы – вода ритуального очищения, на внутреннем уровне означает обновление и возрождение. Живая Вода – это физический разум, опирающийся на мудрость Всевышнего. На физическом же уровне просто вода означает человеческий несовершенный разум, в противовес воды Блаженного Святого.
Египетская казнь:- Необычная темнота.
«Моше простёр руку свою к Небу, и была густая тьма по всей земле Египетской три дня; не видели друг друга, и никто не вставал с места своего три дня; у всех же сынов Израилевых был свет в жилищах их. (Шмот 10:22-23)». Темнота, павшая на Египет, была необычной, она была густая и плотная, так что её можно было даже потрогать; а свечи и факелы не могли рассеять темноту. Лишь у евреев было светло, а египтяне же вынуждены были передвигаться на ощупь. Однако вскоре темнота стала сгущаться, сковывая движения египтян, и вот уже те не могли даже пошевелиться. И позвал фараон Моше, и сказал ему, что отпускает евреев, только скот свой те должны оставить. Однако Моше сказал фараону, что не оставят евреи свой скот. Тогда фараон велел Моше уйти и не приходить больше, пообещав, что если тот придёт, то будет казнён. И сказал тогда Моше, что не придёт он больше, но что постигнет Египет казнь, страшнее всех предыдущих вместе взятых.
3. Бина:- Понимание.
Расположение:- В теле человека Бина соответствует левому полушарию мозга.
Вещь, созданная до наступления Шаббат:- Шрифт - Буквы алфавита, алеф-бейт,
который сам по себе обладает святостью,- неотъемлемый элемент Творения мира.
Внутреннее понимание сфиры:- Шабатаи (означает Сатурн).
Астрономическое соответствие:- Сатурн. Сатурн – является самой дальней из видимых планет. Сама сфира служит границей между миром духовным и материальным.
Внутренний смысл сфиры в служении Всевышнему:- Радость.
Имя Бога:- Йод Хей Вав Хей ИХВЕХ Эл-о-хим.
Значение имени:- Избавление. Освобождение. Спасение.
Архангел Цафкиэль:- Созерцание Бога.
Ангел Аралим:- Престолы.
Качество Силы:- Бессмертие.
Добродетель:- Молчание.
Свойство Координатора (стадия) 3:- Дарующий вечную жизнь.
Стихия:- Вода.
Металл:- Свинец.
Минералы:- Гагат, обсидиан, дымчатый кварц, звёздчатый рубин.
Описание из приложения к Сефер Йецира:- «Третий путь - Освящающий Разум; и это основание Изначальной Мудрости; его называют создателем веры, и корни его - в Аминь. Это - родитель Веры, и от сил его возникает Вера».
Дополнительные символы:- Все символы ктеис (вагины). Чаша или кубок. Зримое одеяние тайного.
Дополнительные названия:- Ама (тёмная бесплодная мать). Айма (светлая плодовитая мать). Мара (Великое Море). Хорсиа, Престол.
Соответствие в микрокосме:- Нешама, духовное понимание.
Речение третье:- И сказал Всесильный: да будет свет. (Берейшит 1:3).
Десять заповедей Бога на скрижалях:- По книгам Шмот (20:2-14) и Дварим (5:6-18):- Не произноси имени Бога, Всесильного твоего, попусту. По книге Шмот (34:11-26):- Не делай себе литых Богов!
Особенности работы в Бина:- Фонтан жизни.
Духовный опыт:- Видение страдания.
Испытание Авраама:- По РаМБаМу - Саррай, жену Авраама, забирают в дом фараона. По рабби Овадья из Бартануры - Голод в Кнаане. Альтернативный список - Уход из родной земли.
Десять поколений от Адама до Ноаха:- Поколение третье – Эноша: «И жил Шэт сто пять лет и родил Эноша. И жил Шэт по рождении им Эноша восемьсот семь лет, и родил сыновей и дочерей. И были все дни Шэта девятьсот двенадцать лет, и он умер. (Берейшит 5:6-8)».
Десять поколений от Ноаха до Авраама:- Поколение третье – Шелеха.
Порок:- Скупость.
Комментарий:- Понимая то, что без Его поддержки Мироздание не выживет, Он проявил Свою Волю, тот незримый Свет: «И сказал Всесильный: да будет свет», и проявившись хлынул поток: «И стал свет. (Берейшит 1:3)», тот Фонтан Жизни, который начал создавать всё, и сейчас также поддерживает жизнь всего Мироздания.
Египетская казнь:- Нашествие саранчи.
Подул сильный ветер, а за ветром налетели на Египет полчища саранчи, сожрав всю зелень вплоть до последней травинки на земле египетской: «И простёр Моше посох свой над страной Египетской, и Бог навёл восточный ветер на страну ту весь тот день и всю ночь; наступило утро, и восточный ветер принёс саранчу. И налетела саранча на всю страну Египетскую, и полегла во всех пределах Египетских весьма густо; не было прежде такого нашествия саранчи и впредь такого не будет. И покрыла она лик всей земли, и потемнела земля, и пожрала она всю траву земли и всякий плод дерева, который оставил град; и не осталось никакой зелени, ни дерева и ни травы полевой во всей стране Египетской. (Шмот 10:13-15)». И вновь просил фараон Моше вымолить пощаду у Бога, и вновь обещал отпустить евреев. Воззвал Моше к Богу, и подул ветер в другую сторону, и унёс он всю саранчу. Но вновь укрепил Бог сердце фараона, и снова тот не отпустил сынов Израилевых.
4. Хесед:- Милосердие, а также любовь.
Расположение:- В теле человека Хесед соответствует правой руке, и личность, выражающая её - это Авраам. Хесед – наиболее общее качество из эмоций сердца – оно раскрывает их и сопровождает все остальные (так как все эмоции сердца – суть различные способы отношения к другому, а сама сущность доброго отношения к другому – это Хесед). Качества сфиры Хесед – величие и распространение сверху вниз.
Вещь, созданная до наступления Шаббат:- Шамир - Так называлось
червеобразное существо, обладавшее поразительной способностью расщеплять самые твёрдые скалы. С его помощью царь Шломо, как резцом, тесал камни для Бейт Амикдаша, построенного без применения железа. Ашем наделил шамира такой способностью при Сотворении, в Эрев Шабат.
Внутреннее понимание сфиры:- Цедек (означает – Юпитер).
Астрономическое соответствие:- Юпитер. Это самая большая планета Солнечной системы и самый яркий объект звёздного неба.
Внутренний смысл сфиры в служении Всевышнему:- Любовь.
Имя Бога:- Эль.
Значение имени:- Могущество. Власть (трансцендентность).
Архангел Цадкиэль:- Справедливость Божья.
Ангел Хазмалим:- Светящийся.
Качество Силы:- Открытая дверь.
Добродетель:- Покорность.
Свойство Координатора (стадия) 4:- Проводник в иные миры.
Стихия:- Вода.
Металл:- Олово.
Минералы:- Лазурит, сапфир, содалит, бирюза.
Описание из приложения к Сефер Йецира:- «Четвёртый путь именуется Связующим или Восприемлющим Разумом; зовётся же он так потому, что заключает в себе все святые силы и от него исходят все духовные доблести и наивозвышеннейшие субстанции. Они проистекают одна из другой силою Изначальной Эманации, Высочайшего Венца».
Дополнительные символы:- Изображение твёрдого тела. Пирамида. Равноплечий крест. Скипетр. Посох. Жезл.
Дополнительные названия:- Гедула (Величие). Любовь. Величие.
Соответствие в микрокосме:- Память как одна из функций Руаха.
Речение четвёртое:- И сказал Всесильный: да будет твердь. (Берейшит 1:6).
Десять заповедей Бога на скрижалях:- По книгам Шмот (20:2-14) и Дварим (5:6-18):- Помни день субботний, чтобы чтить его. Шесть дней работай, и делай всю работу свою, а день седьмой - субботу, посвяти Богу, Всесильному твоему. Не совершай никакой работы ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец твой. Который во вратах твоих. По книге Шмот (34:11-26):- Праздник опресноков соблюдай: семь дней будешь есть опресноки, как Я повелел тебе, в том месяце, когда ячмень колосится, - ибо в этом месяце вышел ты из Египта. То есть, это положение по-другому звучит как - Праздник седьмиц, жатвы и конца года совершай.
Особенности работы в Хесед:- Места переходов. Порталы.
Духовный опыт - Видение любви.
Испытание Авраама:- По РаМБаМу - Война Авраама против четырёх царей. По рабби Овадья из Бартануры - История с египетским фараоном, забравшим себе жену Авраама Саррай. Альтернативный список - Голод в Эрец Кнаан.
Десять поколений от Адама до Ноаха:- Поколение четвёртое - Кейнана: «И жил Энош девяносто лет и родил Кейнана. И жил Энош по рождении им Кейнана восемьсот пятнадцать лет, и родил сыновей и дочерей. И были все дни Эноша девятьсот пять лет, и он умер. (Берейшит 5:9-11)».
Десять поколений от Ноаха до Авраама:- Поколение четвёртое – Эвера.
Порок - Фанатизм. Лицемерие. Ненасытность. Тирания.
Комментарий:- Твердыня в Торе употребляется как эпитет Бога - прибежища для Израиля например: «А у вас будут песни, как в ночь священного праздника, и веселие сердца, как у идущего со свирелью на гору Господню, к твердыне Израилевой. (Шмот 30:29)», или: «Тогда скажет Господь: где Боги их, твердыня, на которую они надеялись… (Дварим 32:37)». Также употребляется в словосочетании - твердыня Израилева,- означающем Бога (Берейшит 49:24).
Поддерживая всё сущее в Мироздании и само Мироздание и дав людям свободу выбора, Он понимал то, что без Его помощи людям всё равно не справится, и проявив к людям Своё милосердие, Он дал людям право просить Его о помощи: «И сказал Всесильный: да будет твердь», став для людей опорой, той Небесной Твердыней, о которой сказано: «И назвал Всесильный твердь небом. (Берейшит 1:8)», на которой человек может просторно “стоять” в своих уповающих молитвах, как сказано: «И птицы да летают над землею, по тверди небесной. (Берейшит)». Зоар говорит то, что птица – это душа. Над землёю – означает воспарить, преобладать над физическим миром. И птицы да летают над землёю - именно летают, а не летят - взяв власть над пятью органами чувств, и паря во власти Всесильного постигать Его, как сказано: «И будут уповать на Тебя знающие имя Твоё, потому что Ты не оставляешь ищущих Тебя, Господи. (Техилим 9:11)».
Египетская казнь:- Гром, молнии и огненный град.
Началась буря, загремел гром, засверкали молнии и на Египет обрушился огненный град: «И Господь произвёл гром и град, и огонь разливался по земле; и послал Господь град на землю Египетскую; и был град и огонь между градом, [град] весьма сильный, какого не было во всей земле Египетской со времени населения её. И побил град по всей земле Египетской всё, что было в поле, от человека до скота, и всю траву полевую побил град, и все деревья в поле поломал. (Шмот 9:23-25)». Увидели египтяне, что в каждой градине горит пламя и ужаснулись, так как поняли, что это гнев Того, Кто может менять природу вещей. Повинился тогда фараон перед Моше и Аароном, попросил их помолиться Богу, чтобы град прекратился, обещав, что отпустит евреев. Помолился Моше Богу, и град прекратился. Но вновь не сдержал своего обещания фараон.
5. Гвура:- Строгость, а также - справедливость, преодоление, правосудие.
Расположение:- В теле человека Гвуре соответствует левая рука, и личность, выражающая её - Ицхак. Для Гвуры характерна педантичность, чувствительность к мельчайшим деталям и строгий суд. Гвура ограничивает распространение Хесед, и внутри неё есть движение подъёма и ухода снизу вверх.
Вещь, созданная до наступления Шаббат:- Жезл - Ашем придумал для Моше чудодейственный жезл, при помощи которого тот сможет впоследствии совершать чудеса.
Внутреннее понимание сфиры:- Маадим (означает Марс).
Астрономическое соответствие:- Марс. Марс называют красной планетой. Раши говорит то, что Марс управляет мечом (то есть войнами) и кровью. Марс - Маадим означает - окрашивающий красным. Это можно интерпретировать так, что Марс не только сам относится к сфире Гвура,- Строгость, но влияет на события, окрашивая их в цвет строгости и суровости.
Внутренний смысл сфиры в служении Всевышнему:- Страх.
Имя Бога:- Элохим Гибур.
Значение имени:- Сильный. Могущественный. Первый. Бог Богов. Управитель дел природных и человеческих.
Архангел Хамаэль:- Строгость Божья.
Ангел Серафим:- Огненные змеи.
Качество Силы:- Высасывание жизни.
Добродетель:- Смелость.
Свойство Координатора (стадия) 5:- Посвящение.
Стихия:- Огонь.
Металл:- Железо.
Минералы:- Кровавик, гранат, магнетит, рубин.
Описание из приложения к Сефер Йецира:- «Пятый путь именуется Коренным Разумом, ибо он - сама суть Единства, соединенная с Пониманием, исходящим из первозданных глубин Мудрости».
Дополнительные символы:- Пентаграмма. Пятиугольник. Пятилепестковая роза Тюдоров. Меч. Копье. Кнут. Цепь.
Дополнительные названия:- Пахад (Страх). Дин - Право¬судие.
Соответствие в микрокосме:- Воля как одна из функций Руаха.
Речение пятое:- И сказал Всесильный: да соберутся воды. (Берейшит 1:9).
Десять заповедей Бога на скрижалях:- По книгам Шмот (20:2-14) и Дварим (5:6-18):- Почитай отца своего и мать свою. Дабы продлились дни твои на земле. По книге Шмот (34:11-26):- Каждый первенец, вышедший из материнской утробы, принадлежит мне, из всего поголовья скота твоего отделяй первенцев самцов – бычков, козлят и ягнят. А ослёнка, первым вышедшим из материнской утробы, выкупи.
Особенности работы в Гвура:- Места, изменяющие диапазон восприятия.
Духовный опыт - Видение Силы.
Испытание Авраама:- По РаМБаМу - По совету Саррай Авраам берёт в жёны Агарь, её служанку. По рабби Овадья из Бартануры - Война за освобождение Лота. Альтернативный список - Саррай забирают во дворец фараона.
Десять поколений от Адама до Ноаха:- Поколение пятое - Махалальэля: «И жил Кейнан семьдесят лет и родил Махалальэля. И жил Кейнан по рождении им Махалальэля восемьсот сорок лет, и родил сыновей и дочерей. И были все дни Кейнана девятьсот десять лет, и он умер. (Берейшит 5:12-14)».
Десять поколений от Ноаха до Авраама:- Поколение пятое - Пелега.
Порок:- Жестокость. Разрушительность.
Комментарий:- Сказал Бог то, что одним милосердием править нельзя, иначе мир войдёт во грех, как это было до Потопа, и прибавил к милосердию строгость, чтобы изменить диапазон восприятия бытия с ничего, на всё, которая понимается как дал заповеди Торы собрав все книги Торы вместе и вместе с духовными водами,- водами Миквэ и водами Блаженного Святого – что означает: «И сказал Всесильный: да соберутся воды». Могут спросить:- А почему здесь указаны не все воды? Ответ прост: «И сказал Всесильный: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. (Берейшит 1:6-7)». Таким образом, к верхним (духовным) водам относятся воды Блаженного Святого - воды Миквэ и книги Торы, а к нижним водам (физическим) относятся воды живые и просто вода.
Египетская казнь:- Язвы и нарывы.
«И взяли они печной золы, и предстали пред фараоном, бросил её Моше к небу, и возникло воспаление, образующее нарывы на коже людей и животных. И не могли волхвы устоять пред Моше из-за нарывов, ибо волхвы были ими покрыты, как и все Египтяне. (Шмот 9:10-11)». Но вновь не сдержал своего обещания фараон.
6. Тиферет:- Красота, а также сострадание.
Расположение:- В теле человека Тиферет соответствует, собственно, телу (и иногда рассматривается, как соответствие сердцу), и личность, выражающая её - Яаков. Тиферет – это центральная точка всех эмоциональных сфирот, есть в ней сочетание и равновесие между Хесед и Гвура, и в этом её великолепие. Тора - излучающая строго отмеренный свет (сочетание Хесед и Гвура) - соответствует сфире Тиферет.
Вещь, созданная до наступления Шаббат:- Манна (по-еврейски - ман) - Ашем
приготовил чудо с маном (Небесной пищей), который сорок лет будет поддерживать сынов Израиля в пустыне.
Внутреннее понимание сфиры:- Шемеш (означает Солнце).
Астрономическое соответствие:- Солнце. Поскольку именно вокруг Солнца обращаются все планеты системы, то оно, гармонизируя их приобрело значение – Гармония. Этот факт был известен древним евреям, мало того, они знали и о шарообразности Земли (об этом говорит Зоар, ссылаясь на книгу Адама Ришона).
Внутренний смысл сфиры в служении Всевышнему:- Милосердие.
Имя Бога:- Йод Хей Вав Хей ИХВЕХ Эл-о-а - ва - даат.
Значение имени:- Сострадательный. Сущность Бога.
Архангел Рафаэль:- Божественный лекарь.
Ангел Малахим:- Посланцы.
Качество Силы:- Всасывающая Сила.
Добродетель:- Преданность великому деланию.
Свойства Координатора (стадия) 6:- Привлечение.
Стихия:- Огонь.
Металл:- Золото.
Минералы:- Янтарь, солнечный камень, топаз.
Описание из приложения к Сефер Йецира:- «Шестой путь именуется Опосредующим Разумом, ибо в нём приумножаются токи эманаций и через него это влияние проистекает во все сосуды благословений, с коими он соединён».
Дополнительные символы:- Куб. Крест из шести квадратов. Усечённая пирамида. Ламен. Крест розы. Трёхступенчатый крест.
Дополнительные названия:- Микропрозоп (Малый лик). Зэир Анпин. Мелек - Царь. Сын. Человек.
Соответствие в микрокосме:- Воображение как одна из функций Руаха.
Речение шестое:- И сказал Всесильный: да покроется земля травою. (Берейшит 1:11).
Десять заповедей Бога на скрижалях:- По книгам Шмот (20:2-14) и Дварим (5:6-18):- Не убивай. По книге Шмот (34:11-26):- За всех первенцев из сынов твоих давай выкуп Богу.
Особенности работы в Тиферет:- Места, усиливающие обучаемость.
Духовный опыт:- Видение гармонии вещей.
Испытание Авраама:- По РаМБаМу - Заповедь обрезать себя и своего сына. По рабби Овадья из Бартануры - Союз между рассечёнными частями:- Завет между частями, во время которого Аврааму показаны были четыре будущих изгнания его потомков. Альтернативный список - Война против четырёх царей.
Десять поколений от Адама до Ноаха:- Поколение шестое - Йереда: «И жил Махалальэль шестьдесят пять лет, и родил Йереда. И жил Махалальэль по рождении им Йереда восемьсот тридцать лет, и родил сыновей и дочерей. И были все дни Махалальэля восемьсот девяносто пять лет, и он умер. (Берейшит 5:15-17)».
Десять поколений от Ноаха до Авраама:- Поколение шестое – Реуа.
Порок:- Гордыня.
Комментарий:- Но дабы облегчить тем, кто стремится к Нему доступ до Него, Он позаботился о том, чтобы появилась земля: «Вначале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста. (Берейшит 1:1-2)», на которой будет ощутимо присутствие Его, и постижение Его, как сказано: «Так говорит Господь: Небо - престол Мой, а земля - подножие ног Моих. (Йешаягу 66:1)», подножие ног – это самая нижняя ступень постижения Творца, поэтому земля – это состояние понимания и ощущения постижения Творца, в том месте, на той ступени, на которой в данный момент находишься, пока не достигнешь полного исправления,- другими словами Небес, полного понимания – престола Бога. А учитывая то, что земля подножие ног Его, то должно появиться такое место, где будет ощутимо Его незримое присутствие, как сказано: «Где же построите вы дом для Меня, и где место покоя Моего? (Йешаягу 66:1)». На этот вопрос получаем ответ – да покроется земля травою – то есть, на земле должны появится такие места, где бы можно было бы обучаться Сущности Творца при незримом Его присутствии, и такие места называют – Святилища и Храмы, как сказано: «И сказал Всесильный: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя, дерево плодовое, приносящее по роду своему плод. ( Берейшит 1:11)». Зелень – это открытость, трава – это Святилища, деревья – это Храмы. Потом Он наставляет: «И сказал Всесильный, вот Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод, сеющий семя; - вам сие будет в пищу. (Берейшит 1:29)». Семя - означает знание, полученное о Боге, будет в пищу – означает должно быть осознанно и усвоено.
Следует заметить то, что в комментариях следует понимать как о прошлом говорящем о будущем, которое стало в эти дни уже реальностью, ведь всё-таки десять речений - это зарождение и начало самого творения.
Египетская казнь:- Мор скота.
«То вот - рука Бога будет на скоте твоём, который на пастбище: на лошадях, на ослах, на верблюдах, на коровах и на овцах - мор весьма тяжкий. И различие сделает Бог между скотом Израильтян и скотом Египтян, и не умрёт ни одно животное из скотов Израиля. (Шмот 9: 3-4)». У всех египтян вымер весь скот, находившийся в поле, напасть не коснулась лишь евреев. И понял тогда фараон, что Бог заботится о евреях, но заупрямился и евреев всё же не отпустил.
7. Нецах:- Победа.
Расположение:- В теле человека Нецах соответствует правой ноге (или правой почке), и личность, выражающая её – это Моше. Качества сфиры Нецах – это ницахон (стремление к победе, проявляющаяся иногда в любви к спорам), ницхиют (вечность) и организаторские способности (ницуах).
Вещь, созданная до наступления Шаббат:- Радуга - Ашем предназначил радуге
стать знаком завета между Ним и человечеством о том, что второй Потоп не затопит землю.
Внутреннее понимание сфиры:- Нага (означает Венера).
Астрономическое соответствие:- Венера. Служит символом вечности. Также Венера относится к символу любви. В отрицательной своей форме выражает заболевания, связанные с любовью, отсюда и их названия – Венерические (порождённые Венерой нечистой стороны).
Внутренний смысл сфиры в служении Всевышнему:- Уверенность, – это уверенность (в смысле уверенности в себе, инициативности, проистекающей – в святости – из уверенности во Всевышнем: «Ибо Он даёт тебе силу преуспевать»).
Имя Бога:- Йод Хей Вав Хей ИХВЕХ Цваот.
Значение имени:- Вседержитель Небесных сил.
Архангел Ханиэль:- Милость Божья.
Ангел Элохим:- Боги.
Качества Силы:- Власть духа.
Добродетель:- Бескорыстие.
Свойства координатора (стадия) 7:- Духовное виденье.
Стихия:- Огонь.
Металл:- Медь.
Минералы:- Изумруд, нефрит, малахит, розовый кварц.
Описание из приложения к Сефер Йецира:- «Седьмой путь именуется Тайным Разумом, ибо он есть блистающее великолепие всех разумных сил, видимых очами разума и созерцанием веры».
Дополнительные символы:- Роза. Светильник и пояс.
Дополнительные названия:- Врата таинств. Твёрдость.
Соответствие в микрокосме:- Эмоции как одна из функций Руаха.
Речение седьмое:- И сказал Всесильный: да будут светила. (Берейшит 1:14).
Десять заповедей Бога на скрижалях:- По книгам Шмот (20:2-14) и Дварим (5:6-18):- Не прелюбодействуй. По книге Шмот (34:11-26):- Не являйтесь пред лице Моё с пустыми руками. <…> И праздник Шавуот соблюдай, праздник первинок, когда начнёшь жатву пшеницы, и праздник сбора урожая при переломе года к зиме. Три раза пусть являются все мужчины твои пред лицо Господа, Бога, Всесильного Бога Израиля. То есть, это положение по-другому звучит как:- Три раза в году мужской пол должен являться пред лице Бога не с пустыми руками.
Особенности работы в Нецах:- Места лечения душевных травм.
Духовный опыт:- Видение торжествующей красоты.
Испытание Авраама:- По РаМБаМу - Саррай забирают в дом Авимелеха, царя плиштим. По рабби Овадья из Бартануры – Заповедь обрезать себя и своего сына. Альтернативный список - Завет между частями, во время которого Аврааму показаны были четыре будущих изгнания его потомков.
Десять поколений от Адама до Ноаха:- Поколение седьмое - Ханоха: «И жил Йеред сто шестьдесят два года, и родил Ханоха. И жил Йеред по рождении им Ханоха восемьсот лет, и родил сыновей и дочерей. И были все дни Йереда девятьсот шестьдесят два года, и он умер. (Берейшит 5:18-20)».
Десять поколений от Ноаха до Авраама:- Поколение седьмое – Серуга.
Порок:- Распутство. Похоть.
Комментарий:- Великий план Создателя включал понимание того, что всё что Он создаст будет разное по своей восприимчивости ввиду дарованной Им свободы выбора в движении во времени по пути к Нему. По этой причине Он решил даровать разные карты продвижения к Нему в зависимости от меры восприятия через своих пророков и посланников, как сказано: «И да будут они светильниками. (Берейшит 1:15)». А дальше поясняется, как сказано: «И создал Всесильный два светила великие: светило большое, для управления днём, и светило меньшее, для управления ночью, и звёзды; и поставил их Всесильный на тверди небесной, чтобы светить на землю. (Берейшит 1:16-17)». Светила,- это солнце (светило большое), луна (светило меньшее) и звёзды. Под солнцем подразумеваются такие святые книги как – Кетувим (Писание), Невиим (Пророки), Зоар (Сияние) и Бахир (Сверкание, блеск,- Сефер ха-Бахир – книга яркого света). Осеннее солнце – это Кетувим, Писание через которое появится история мудрости. Зимнее солнце – это Невиим, Писание для пророков, которые будут появляться в духовно трудные и тяжёлые времена, для предупреждения и духовного роста. Весеннее солнце – это Зоар, Писание, взращивающее душу. Летнее солнце – это Бахар, Писание для возвышения взрощенной души. Создатель понимал то, что открытый сильный свет Торы ослепит идущего под ним. Для этого Он подготовил эти Писания, чтобы принявшие этот сильный свет не ослепли от него, как сказано - для управления днём, а впитав его, возвысились до престола Его, одержав победу над тьмой и мракобесием, вылечив душевные и духовные травмы, нанесённые во времена невежества и безверия. А понимание тверди небесной и земли в сочетании со светилами,- следует рассмотреть пристально вышестоящие сфирот, сочетая их с самими светилами.
Что же касается луны, то здесь немного сложнее. Ну, начнём с того, что: «В Священном Куръане имеются аяты, в которых сказано, что христиане наиболее близки к мусульманам в сравнении с другими. (Хадисы и Жизнь - Том 19)». Таким образом, луну следует рассматривать с двух сторон – мусульманской и христианской (возрастающий полумесяц и убывающий полумесяц). Мусульманский полумесяц - главный символ ислама. То, что он олицетворяет - это и есть ислам, полумесяц - его суть. Если же месяц изображается вместе со звездой, как в исламской традиции, то в этом случае он выступает аллегорией Рая. Означающим в структуре понятия, полумесяц, будет высказывание – свет в ночи, означаемым для идеи ислама – Божественный свет для людей, пребывающих во тьме; для означающего полумесяц, новая фаза луны, соответствует означаемое - ислам вечно молодое, постоянно обновляющееся учение.
А в христианской иконографии Деву Марию нередко изображали с полумесяцем, символизировавшим её чистоту и непорочность. Это можно понять из старинных молитв, где полумесяц символизирует Марию (Мирьям), а звезда Йешуа (Иисуса). Есть также изображение христианского символа 300-го года, где наверху креста находится полумесяц и над ним звезда. За 1500 лет до возникновения христианства в Египте также был символ, где изображён крест с полумесяцем над ним. Этот символ также существовал и в Вавилоне, и на Крите за 2000 лет до новой эры. Кроме того, в ряде культур полумесяцу придавались и другие символические значения. Так, в Малой Азии он олицетворял космические силы, а в Древнем Египте полумесяц, совмещённый с кругом, выражал Божественное единство. В религии народов античности полумесяцу придавалось значение девственной чистоты, и в этом значении он изображался в причёсках лунных Богинь - греческой Артемиды и римской Дианы. У маори – свет из тьмы. У шумеров – атрибут Бога Луны Сина.
Рассмотрев вышесказанное, понимаем то, что луна присутствует в этих двух других аврамитских течениях, и таким образом намекает на их мировоззренческое учение. Что в свою очередь намекает на мусульманский Коран и христианское Евангелие. Из этого получаем то, что убывающая луна – это Евангелие, прибывающая луна – это Коран. Эти Писания были подготовлены для будущих людей и созданий, которые, не приняв открытый сильный свет, бродили во тьме невежества, как сказано - для управления ночью. Таким образом, все эти Писания должны вывести из тьмы невежества и безверия созданные Им создания, как сказано: «И управлять днём и ночью и отделять свет от тьмы. (Берейшит 1:18)» и привести их к Нему, каждого своей дорогой. А что касается звёзд, так это все другие религии, философии, учения, поверия и верования.
Египетская казнь:- Наказание пёсьими мухами.
«И сказал Господь Моше: завтра встань рано и явись пред лице фараона. Вот, он пойдёт к воде, и ты скажи ему: так говорит Господь: отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне служение. А если не отпустишь народа Моего, то вот, Я пошлю на тебя и на рабов твоих, и на народ твой, и в домы твои пёсьих мух, и наполнятся домы Египтян пёсьими мухами и самая земля, на которой они живут; и отделю в тот день землю Гесем, на которой пребывает народ Мой, и там не будет пёсьих мух, дабы ты знал, что Я Господь среди земли; Я сделаю разделение между народом Моим и между народом твоим. Завтра будет сие знамение. Так и сделал Господь: налетело множество пёсьих мух в дом фараонов, и в домы рабов его, и на всю землю Египетскую: погибала земля от пёсьих мух. (Шмот 8:20-25)». Тучи этих мух покрыли людей и наполнили дома египтян: «По словам Филона, насекомое, послужившее орудием четвёртой казни, совмещало свойства мух и собак, отличалось лютостью и неотвязчивостью. Издали, как стрела, неслось оно на человека или животное и, стремительно нападая, впивалось жалом в тело и как бы прилипало к нему. (Толковая Библия Лопухина)». Скорее всего, под пёсьими мухами подразумеваются оводы, не дававшие покоя египтянам и стадам их животных. Главный урок этой казни заключался в том, что Бог открыто явил фараону и всем египтянам различие между ними и иудеями. Пёсьи мухи были везде, кроме области Гесем, в которой жили евреи; они были во всех домах, кроме домов израильтян: «…отделю в тот день землю Гесем, на которой пребывает народ Мой, и там не будет пёсьих мух, дабы ты знал, что Я Господь среди земли; Я сделаю разделение между народом Моим и между народом твоим». Такое разделение между двумя народами и областями их обитания в Египте показало фараону, что Бог Израиля является Господом, наславшим египетские казни, и что именно Он есть Бог над Египтом, превосходя по силе и могуществу всех египетских Божеств и идолов.
Позвал тогда фараон к себе Моше и вновь пообещал отпустить иудеев, а после исчезновения, вновь нарушил своё обещание.
8. Ход:- Слава, а также – великолепие, величие.
Расположение:- В теле человека Ход соответствует левой ноге (или левой почке), и личность, выражающая её – это Агарон. Ход выражается в исповеди, в благодарности за добро, в признании истины (даже без понимания её разумом), и в свете макиф Ход веадар. Ход – это также наиболее уязвимая точка и ворота для зла.
Вещь, созданная до наступления Шаббат:- Рот ослицы - Ашем наделил ослицу,
которой предстояло везти на себе пророка Билама, способностью разговаривать на человеческом языке, чтобы осудить его за намеренье поехать и проклясть еврейский народ.
Внутреннее понимание сфиры:- Кокаб или Кохав (означает Меркурий).
Астрономическое соответствие:- Меркурий.
Внутренний смысл сфиры в служении Всевышнему:- Искренность,- это тмимут (серьёзность и противоположность лейцанут).
Имя Бога:- Элохим Цваот.
Значение имени:- Вседержитель земных сил.
Архангел Михаэль:- Божественный защитник.
Ангел Бенет Элохим:- Дети Богов. Архангелы.
Качество Силы:- Призывание духов.
Добродетель:- Правдивость.
Свойства Координатора (стадия) 8:- Взывание к духам.
Стихия:- Вода.
Металл:- Алюминий.
Минералы:- Агат, цитрин, опал.
Описание из приложения к Сефер Йецира:- «Восьмой путь именуется Абсолютным или Совершенным Разумом, ибо он есть орудие Первозданного; он не имеет корня, к которому мог бы прилепиться, и покоя себе не находит нигде, кроме как в тайных убежищах Гедулы, коя исходит из собственной своей истинной сути».
Дополнительные символы:- Кадуцей. Имена, возглашения и фартук.
Дополнительные названия:- Отсутствует.
Соответствие в микрокосме:- Рассудок как одна из функций Руаха.
Речение восьмое:- И сказал Всесильный: да воскишит вода кишением живых существ. (Берейшит 1:20).
Десять заповедей Бога на скрижалях:- По книгам Шмот (20:2-14) и Дварим (5:6-18):- Не кради. По книге Шмот (34:11-26):- Шесть дней ты будешь трудиться, а в седьмой прекращай работу – и во время пахоты, и во время жатвы работу прекращай.
Особенности работы в Ход:- Места появления призраков.
Духовный опыт:- Видение великолепия.
Испытание Авраама:- По РаМБаМу - По совету Саррай Авраам изгоняет её служанку Агарь, которая заносчиво ведёт себя с хозяйкой. По рабби Овадья из Бартануры - Похищение Саррай Авимелехом. Альтернативный список - Заповедь обрезать себя и своего сына.
Десять поколений от Адама до Ноаха:- Поколение восьмое - Метушелаха: «И жил Ханох шестьдесят пять лет, и родил Метушелаха. И ходил Ханох пред Всесильным по рождении им Метушелаха триста лет, и родил сыновей и дочерей. И было всех дней Ханоха триста шестьдесят пять лет. И ходил Ханох пред Всесильным; и не стало его, ибо Всесильный взял его. (Берейшит 5:21-24)».
Десять поколений от Ноаха до Авраама:- Поколение восьмое – Нахора.
Порок:- Лживость. Бесчестность.
Комментарий:- Слушай, как проявляется Слава и Величие Бога: «Заповедь пятая - сказано: «произведут воды – воскишат воды - пресмыкающуюся душу – кишеньем живых - живую - существ». Тора называется водой, производящей чувство живой души, как сказано Давидом: «сердце чистое сотворил мне Бог (Техилим 51:12), так как сказано: «окропи меня. (Техилим)». Поэтому необходимо заниматься Торой все дни, для обретения души и духа». Что касается пресмыкающихся, то это те, кто не имеет души, обычные животные тела: «нет преимущества у человека перед животным. (Когелет)». Что касается пресмыкающихся, в которых есть душа живая, то это те, кто приступил к изучению Торы и благодаря ей получил душу живую – произведут воды (книги Торы) пресмыкающуюся (начальное постижение физическим телом наличия души) душу живую (бесценный дар Творца). Поэтому: «Воскишат воды - поднимутся книги и заповеди святой Торы против тела. Кишением живых - все 600.000 разрозненных душ ударят в тело, и осколок от одного единого проникнет в сердце лев авэн и начнёт исправлять его. Душу живую – и по мере исправления лев авэн, начнут соединяться рассыпанные искры в одно целое, и откроется бесценный дар Творца.
Здесь следует заметить о том, что человеческой живой душой обозначается наивысшая степень объединения Творца и Его создания, где отсутствуют, какие-либо границы и степени понимания, это место шестого и седьмого Миров и физическому разуму не доступны, это уже Миры чувств. Всё зародилось вверху, но начинается с низов - поэтому пресмыкающиеся.
Египетская казнь:- Нашествие мошек.
В качестве следующего наказания на Египет обрушилось полчище мошек, которые нападали на египтян, облепляли их, лезли в глаза, нос, уши. «Аарон простёр руку свою с жезлом своим и ударил в персть земную, и явились мошки на людях и на скоте. Вся персть земная сделалась мошками по всей земле Египетской. Старались также и волхвы чарами своими произвести мошек, но не могли. И были мошки на людях и на скоте. И сказали волхвы фараону: это перст Божий. Но сердце фараоново ожесточилось, и он не послушал их, как и говорил Господь. (Шмот 8:17-19)». На этот раз колдуны не смогли помочь фараону и сказали о том, что не знают такого колдовства, и что, должно быть, это всё и впрямь наказание Господне, и следует отпустить евреев. Однако фараон и на этот раз оказался непреклонен.
9. Йесод:- Форма, а также основание.
Расположение:- В теле Йесод соответствует знаку союза, и личность, выражающая её – это Йиосеф. Вся идея заповеди: «плодитесь и размножайтесь» и шмират брит (буквально - сбережение союза) относятся к сфире Йесод. Йесод называется,- праведник – основа мира.
Вещь, созданная до наступления Шаббат:- Устье колодца - Ашем подготовил чудо с
колодцем Мириам, блуждавшим по пустыне вместе с еврейским народом и снабжавшим его водой.
Внутреннее понимание сфиры:- Левана (означает Луна).
Астрономическое соответствие:- Луна.
Внутренний смысл сфиры в служении Всевышнему:- Истина,- в смысле стремления к подтверждению истинности и само астрономическое соответствие Левана - Луна реализации.
Имя Бога:- Шаддай Эль Хай.
Значение имени:- Мощь. Сила. Пространство.
Архангел Гавриэль:- Человек-Бог.
Ангел Херувим:- Сильные Ангелы.
Качества Силы:- Власть.
Добродетель:- Независимость.
Свойства Координатора (стадия) 9:- Вязать и управлять.
Стихия:- Воздух.
Металл:- Серебро.
Минералы:- Халцедон, лунный камень, жемчуг, горный хрусталь.
Описание из приложения к Сефер Йецира:- «Девятый путь - это Чистый Разум, именуемый так потому, что он очищает Исчисления; он утверждает и исправляет устройство их проявлений и наделяет их единством, в котором они сочетаются, не преуменьшаясь и не разделяясь».
Дополнительные символы:- Благовония и сандалии.
Дополнительные названия:- Сокровищница образов.
Соответствие в микрокосме:- Нефеш.
Речение девятое:- И сказал Всесильный: да произведёт земля тварей живых. (Берейшит 1:24).
Десять заповедей Бога на скрижалях:- По книгам Шмот (20:2-14) и Дварим (5:6-18):- Не отзывайся о ближнем своём ложным свидетельством. По книге Шмот (34:11-26):- Не режь, не уничтожив квасного в своих владениях, жертву, посвящённую мне, и пусть не останется до утра жертва, приносимая в праздник Песах, не возложенная на жертвенник. То есть, это положение по-другому звучит как:- Не изливай крови жертвы Моей на квасное, а жертва праздника Песах не должна переночевать до утра.
Особенности работы в Йесод:- Места исцеления от бесплодия.
Духовный опыт:- Видение механизма Вселенной.
Испытание Авраама:- По РаМБаМу - Изгнание Ишмаэля, сына Агарь и Авраама. По рабби Овадья из Бартануры - Изгнание Агари и Ишмаэля. Альтернативный список - Повеление изгнать Ишмаэля и его мать Агарь.
Десять поколений от Адама до Ноаха:- Поколение девятое - Лемеха: «И жил Метушелах сто восемьдесят семь лет и родил Лемеха. И жил Метушелах по рождении им Лемеха семьсот восемьдесят два года, и родил сыновей и дочерей. И были все дни Метушелаха девятьсот шестьдесят девять лет, и он умер. (Берейшит 5:25-27)».
Десять поколений от Ноаха до Авраама:- Поколение девятое – Тераха.
Порок:- Праздность.
Комментарий:- Что касается пресмыкающихся – тварей живых, то это те, кто не имеет души, обычные животные тела: «Нет преимущества у человека перед животным. (Когелет)». В комментарии к восьмой сфире уже был прокомментирован потенциал девятой сфиры, для понимания потенциала самой восьмой сфиры.
Египетская казнь:- Казнь лягушками.
«И сказал Господь Моше: скажи Агарону: простри руку твою с жезлом твоим на реки, на потоки и на озёра и выведи жаб на землю Египетскую. Агарон простёр руку свою на воды Египетские; и вышли жабы и покрыли землю Египетскую. (Шмот 8:5-6)». Как было обещано фараону: «Они выйдут и войдут в дом твой, и в спальню твою, и на постель твою, и в домы рабов твоих и народа твоего, и в печи твои, и в квашни твои. (Шмот 8:3)». Жабы наполнили всю землю египетскую. Египетские колдуны снова принялись колдовать, и им удалось сделать так, что лягушек стало ещё больше, однако они сказали фараону, что не знают такого колдовства, которое позволило бы убрать лягушек. Тогда фараон сказал Моше, что поверит в то, что Египет наказал Бог и отпустит его народ, если Бог уберёт всех лягушек. После исчезновения лягушек, фараон решил отказаться от своего обещания.
0. Малкут:- Царство, а также Божественное присутствие.
Расположение:- В теле человека в первую очередь это ступни, но также Малкут соответствует и устам, и соответственно личности, выражающее её – это Давид, певец Израиля. Малкут – это проявление вовне, в речи или действии, и она – завершение и окончание всех сфирот. Поскольку Малкут опускается в сотворённую реальность – в ней есть опасения кризиса, ломки и смерти. Как правило, Малкут ассоциируется с женским началом.
Вещь, созданная до наступления Шаббат:- Расщелина в земле - Ашем придал
земле способность расступаться, чтобы поглотить непокорного Кораха с его людьми, когда настанет время их покарать.
Внутреннее понимание сфиры:- Холем ха-Йесодот.
Астрономическое соответствие:- Земля (означает Олам Йесодот).
Внутренний смысл сфиры в служении Всевышнему:- Униженность.
Имя Бога:- Адонай Мел-ех, а также,- Адонай ха-Арец.
Значение имени:- Абсолютная власть.
Архангел Зандальфон:- Управитель земли.
Ангел Ашим:- Душа огня.
Качества Силы:- Сила.
Добродетель:- Распознавание.
Свойство Координатора (стадия) 10 (нулевая стадия):- Приземлённость.
Стихия:- Земля.
Металл:- Бронза.
Минералы:- Авантюрин, хризоколла, мрамор, оникс.
Описание из приложения к Сефер Йецира:- «Десятый путь - это Блистательный Разум, ибо он возвышается над каждой головой и восседает на троне Бины. Он озаряет сияние всех светочей и побуждает изливаться силу Князя Ликов».
Дополнительные символы:- Равноконечный крест. Храм. Древо Познания добра и зла. Алтарь из двойного куба.
Дополнительные названия:- Врата. Врата смерти. Врата смертной тени. Врата слёз. Врата справедливости. Врата молящегося. Врата дщери могущественных. Врата сада Эдена. Низшая мать. Малка-Царица. Калла-Невеста. Дева.
Соответствие в микрокосме:- Гуф, физическое тело.
Речение десятое:- И сказал Всесильный: сотворим человека. (Берейшит 1:26).
Десять заповедей Бога на скрижалях:- По книгам Шмот (20:2-14) и Дварим (5:6-18):- Не желай дома ближнего своего, не желай жены ближнего своего, ни раба его, ни рабыни его, ни быка его, ни осла его и ничего, что у ближнего твоего. По книге Шмот (34:11-26):- Не вари козлёнка в молоке его матери.
Особенности работы в Малкут:- Места исцеления тела.
Духовный опыт:- Видение Ангела стражи.
Испытание Авраама:- По РаМБаМу - Жертвоприношение Ицхака. По рабби Овадья из Бартануры - Жертвоприношение Ицхака. Альтернативный список – Акеда,- повеление принести в жертву своего сына.
Десять поколений от Адама до Ноаха:- Поколение десятое - Ноаха: «И жил Лемех сто восемьдесят два года и родил сына. И нарёк ему имя Ноах, сказав: "Этот утешит нас после работы нашей и после труда рук наших над землёю, которую проклял Бог". И жил Лемех по рождении им Ноаха пятьсот девяносто пять лет, и родил сыновей и дочерей. И было всех дней Лемеха семьсот семьдесят семь лет, и он умер. (Берейшит 5:28-31)».
Десять поколений от Ноаха до Авраама:- Поколение десятое – Авраама.
Порок:- Инертность.
Комментарий:- В этом случае, считаю комментарий неуместным.
Египетская казнь:- Наказание кровью.
«И поднял [Агарон] жезл и ударил по воде речной пред глазами фараона и пред глазами рабов его, и вся вода в реке превратилась в кровь, и рыба в реке вымерла, и река воссмердела, и Египтяне не могли пить воды из реки; и была кровь по всей земле Египетской. (Шмот 7:20-21)». Вся вода в Ниле, других водоёмах и ёмкостях превратилась в кровь, но оставалась прозрачной для иудеев (и даже та, которая была у иудеев, превращалась в кровь, если египтяне пытались её отобрать). Пить египтяне могли только ту воду, за которую они платили деньги евреям. Тогда, согласно преданию, колдуны фараона купили у евреев воду и стали колдовать над ней, им удалось-таки превратить её в кровь, и фараон решил то, что наказание кровью - не наказание Господне, а всего лишь колдовство, и не отпустил евреев.
Теперь возникает резонный вопрос:- Почему Малкут относится к нулевой стадии, а не Кетер, ведь Кетер считается наивысшей “непознанной” сфирой? Да всё потому, что этот мир как бы не существует. А если точнее, то он существует только в восприятиях пяти органов чувств, убери один орган восприятия, и мир станет другим, для воспринимающего его. Хотя, данный мир неизменен, ведь это просто место, наполненное чистым светом, который человек воспринимает в соответствии со своим представлением о нём, через пять органов восприятия. Поэтому этот мир как бы не существует, но в то же самое время он есть, но только внутри.
Даат:- Знание.
Внутреннее понимание сфиры:- В теле человека Даат соответствует шее.
Внутренний смысл сфиры в служении Всевышнему:- Единение. Соитие.
Имя Бога:- Эц-а Даат.
Архангел Ориэль:- Божественное плодородие (процветание).
Астрономическое соответствие:- Сириус. В некоторых источниках по Каббале в Солнечной системе относится к Плутону, это последняя планета Солнечной системы.
Стихия:- Воздух.
Дополнительные символы:- Пустая комната. Отсутствие всякой символики.
Соответствие в микрокосме:- Стык Руаха и Нешамы.
Египетская казнь:- Происшествие на море Суф.
Как уже говорилось, этой сфиры как бы нет, но она всё же есть: «Только в вещественности сталкиваются оба противоположных Начала - воздействие Света и воздействие Мрака. Только там они непрерывно воздействуют на человеческую душу, пока она пребывает и развивается в вещественности. По своему собственному желанию человеческая душа может в большей или меньшей мере отдаться на волю одного из этих Начал, и это решает, воспарит ли она к Свету или погрязнет во Тьме. Свет отделён от Тьмы гигантской Пропастью». И далее: «Подобно чёрной дыре, поглощает Даат сознание каббалистов, поднимающихся из самолюбия, а не в поисках Творца». Точно так же и казни египетской одиннадцатой, как бы нет, но она всё же есть и проявилась она в том, что уничтожила армию фараона в море. Ведь увидев чудо разделения моря, фараон и его армия, вместо того, чтобы упасть наземь и взмолиться истинному Богу, устремилась в средину моря в последней попытке уничтожить израильтян: «Погнались египтяне, и вошли за ними в средину моря все кони фараона, колесницы его и всадники его. (Шмот 14:23)». Но Воды сомкнулись и погребли тела дерзких ненавистников Всевышнего и Его народа: «Колесницы фараона и войско его ввергнул Он в море, и избранные военачальники его потонули в море Суф. Пучины покрыли их: они пошли в глубину, как камень. (Шмот 15:4-5)». Заметьте те, кто был недостоин пройти это море на другой берег, были уничтожены, так и каббалисты недостойные пройти это место (Бездну (пропасть), место разделения одного от другого) и попасть на другую сторону будут уничтожены (кто-то морально, кто-то умственно, кто-то физически, а кто-то духовно отойдя от веры - “смотри рассказ о Рабби Акиве”). Таким образом, один и тот же путь может завершиться избавлением для одних и страшным Судом для других.
Примечание:- «Рабби Овадья бар Авраам Бартанура или Бертинура (около 5210-й-5290-й год /около1450-й-1530-й год). Выдающийся комментатор Мишны; духовный лидер евреев Земли Израиля. Изучал Тору у одного из духовных лидеров поколения, выдающегося законоучителя рабби Йосефа Колона, и стал одним из его духовных наследников. Овадья был наиболее авторитетным законоучителем на Святой Земле - по свидетельству одного из его учеников: «к его устам прислушивалась не только вся Земля Израиля, но евреи Египта и других соседних стран, - и даже мусульмане относились к нему с трепетом и почтением». Наибольшую мировую славу принесли раву Овадье его комментарии к Мишне, базирующиеся на Талмуде, РаШИ и РаМБаМе. Комментарии приобрели такую известность, что до сих пор Мишна нигде не изучается без его комментариев».
Емельянов-Никитин В.Н. (Сефер Шалом а-Хаим, том 1, часть 1, глава 14).
Свидетельство о публикации №224081701395