Игра богов сон создателя глава 8 хвостатый учитель

Глава 8       ХВОСТАТЫЙ УЧИТЕЛЬ
Алексей Победа
Анель: — Максик, ты хочешь ещё молочка?
Макс (с легким раздражением): — Молочка? Нет, спасибо. Лучше разморозь мне рыбку, она в морозильнике слева. Время пить молоко давно прошло, я уже не котёнок. Только разморозь в холодной воде, а не в микроволновке, как в прошлый раз. Хочешь, чтобы я стал радиоактивным?

Анель: — Максик, а сколько сейчас времени?

Макс (глубокомысленно): — Птицы уже низко летают, примерно восемь часов вечера. Ксюха скоро придёт.

Анель: — Какая она тебе Ксюха? Это моя мама.

Макс (с ухмылкой): — Тебе мама, мне — Ксюха.

Анель: — Максик, Ксюха — это неуважительное отношение.

Макс (с презрением): — Кормишь меня ты, а мне помнится, как она меня за шкирку на улицу выбрасывала. А во второй раз ещё и тапком добавила, как будто я её любимую шубу изношу.

Анель (смущенно): — А ты вспомни, что ты сделал с её любимой шубой.

Макс (с важным видом): — Носить на себе шкуру убитого животного — это дикость. Как бы ко мне относилась ты, если бы я носил на своей шикарной шкуре шкуру мерзкого людишки? Это же ужасно. Это был мой протест против варварства! Хватит носить этот архаизм!

Анель (заинтригованно): — Ты никогда не рассказывал мне, сколько тебе лет и почему ты пришёл ко мне.

Макс (небрежно): — Лет? Кто их вообще считает? Я просто был, есть и буду. А пришёл к тебе потому, что тебе это было нужно. Неужели это не очевидно?

Анель (с усмешкой): — Что-то не помнится мне, чтобы я просила блохастого друга. Макса передернуло и он завилял хвостом.

Макс (сильнее виляет хвостом): — Даже мои блохи куда благороднее многих людей, бесцельно топчущих эту землю. Саньку нравилось вычёсывать этих маленьких упырей.

Анель (с интересом): — Саньку?
Макс: Пушкину Саньку Сергеевичу.
Анель: Только вот жил он очень давно и этого не могло быть.
Макс: Анель для меня не существует времени. Прошлое, будущее, настоящее - находится в одной точке пространства и времени. Я могу быть где угодно и когда угодно.
Анель улыбается с явным недоверием: - Ты про Пушкина значит?

Макс (с чувством собственного достоинства): — Конечно, про него! Слушай, был случай. Санёк тогда был не в настроении, чернила закончились, бумаги нет, а заказчик ждёт стихи на заказ. Он ходит туда-сюда, ругается. Ну, я решил его отвлечь и рассказал ему про блох. Сначала он не понял, зачем я это делаю, а потом мы оба хохотали до слёз, когда он понял, что блохи, оказывается, ведут себя так же, как критики его поэзии — кусают, но в лицо не показываются.

Анель (смеясь): — Ты что, всерьёз ему это рассказывал?

Макс (с ехидной улыбкой): — Конечно! И потом он написал стих про "маленькую, но злую букашку", только, конечно, вместо блохи вставил что-то более возвышенное. Вот такой вот был Санёк, мог даже из блохи сделать муху-героиню.

Анель (с любопытством): — А какие истории у вас были?

Макс (задумчиво): — О, было их немало. Вот, к примеру, однажды Санёк решил пойти в гости к Карамзину. Ну, знаешь, тот был ещё тот сноб, всегда любил всех поддеть. Санёк, чтобы не ударить в грязь лицом, привёл меня с собой — думал, что я как-то скрашу встречу. Так вот, Карамзин, увидев меня, заявил, что коты — это низшие создания, не достойные быть в поэтических кругах. А я, в свою очередь, ему ответил, что лучше быть котом, чем человеком, который так и не смог закончить ни одну поэму без перерыва на жалобы о своей жизни.

Анель (смеясь): — И что Карамзин?

Макс (с самодовольством): — А что Карамзин? Он обиделся, конечно. Санёк потом долго извинялся, мол, кот не в себе, нервы сдают. Но после этого случая Карамзин начал замечать, что его любимый стул всегда оказывается "занятым" моими когтями. Он пытался отучить меня, но, знаешь, я кот, у меня своё мнение на этот счёт.

Анель (поддразнивая): — Ты говоришь, как будто действительно был там. Но я скажу словами скептика: Пока не увижу не поверю.
Макс (лениво, словно между делом): 
— Знаешь, Анель, однажды я вдохновил Гоголя на написание «Мертвых душ».

**Анель (с явным скепсисом):** 
— Ты? Вдохновил Гоголя? Макс, ты фантаст.

**Макс (выпучивая глаза, как будто увидел нечто невероятное):** 
— Не веришь? Ладно, смотри.
Макс, не сбавляя уверенности, медленно поднял хвост и, не дожидаясь дальнейших возражений, мягко коснулся им её лба. В этот момент всё вокруг будто замерло, и Анель почувствовала, как пространство начало меняться.
Сначала она ничего не видела, только ощущала знакомую кухню и мягкое присутствие Макса. Но постепенно в её сознании стали появляться образы. Легкий запах табака, шелест страниц — это казалось нереальным, но все же она ощущала это так ясно, как будто действительно находилась в другом месте.
Темнота перед её внутренним взором начала рассеиваться, и перед ней возникла картина. Это была комната — не её кухня, а нечто иное, пропитанное атмосферой чего-то великого и давнего. Она чувствовала тепло исходящее от камина, и видела Пушкина, сидящего в кресле. Он был спокоен, задумчиво гладил Макса, который лежал на подлокотнике, как король в своём царстве.
Макс (издалека, с легким ехидством):
— Вот оно, Анель. Теперь ты видишь. Это здесь всё произошло. Пушкин, я и... вдохновение.
Анель ощущала себя сторонним наблюдателем, будто она невидимо присутствует в комнате, где разворачивалась эта сцена. Её сомнения начали таять, как туман на утреннем солнце, и теперь она видела — пусть и воображением — то, о чём говорил Макс.
лениво вытянулся Макс — кот с философским взглядом и острым языком. Пушкин встаёт с кресла и садится  за столом, откинувшись на спинку стула, когда раздается тихий стук в дверь.
Пушкин (с улыбкой, обращаясь к Максу):
— Макс, кажется, к нам пожаловал один из тех, кто на бумаге плетет узоры слов, а в жизни носит подковы для иронии. Кто, как не Гоголь, мог бы в столь поздний час нарушить тишину?
Макс (лениво поднимая голову, с налетом сарказма):** 
— О, еще один пернатый, которого не спугнуть даже метелью. Надеюсь, он принес с собой не только рукопись, но и что-то более съестное.

Дверь открывается, и на пороге появляется Гоголь, слегка нахмуренный, но с улыбкой в глазах. Он снимает шляпу и, не дожидаясь приглашения, проходит в комнату.

**Гоголь (игриво, но с долей задумчивости):** 
— Александр Сергеевич, мне кажется, в вашем доме даже стены разговаривают стихами. Как не заглянуть на огонек, когда каждое слово здесь — как жемчуг на чернильном ожерелье?

**Пушкин (со смехом, жестом указывая на Макса):** 
— Дорогой Николай Васильевич, если бы стены действительно говорили, Макс давно бы вывел их на чистую воду. Но ты прав, дом этот полон слов, и пусть они все еще ждут тебя, чтобы расцвести в твоей голове.

**Макс (вмешиваясь, деланно серьезно):** 
— Я-то надеялся, что слова эти будут не только цвести, но и приносить плоды. Желательно в виде рыбы.

**Гоголь (садясь напротив Пушкина и обращаясь к коту):** 
— Макс, друг мой, неужели ты решил, что сегодня я пришел сюда только ради разговоров? У меня в кармане есть кое-что, что может заинтересовать твою взыскательную натуру.

Он достает из кармана небольшой кусочек сушеной рыбы и протягивает его Максу. Кот с выражением довольства принимается за угощение.

**Пушкин (наблюдая за сценой, с иронией):** 
— Вот, Гоголь, ты и обрел своего верного слушателя. Но скажи, что же на этот раз заставило тебя покинуть свою нору и направиться ко мне?

**Гоголь (с легким вздохом, как бы в раздумьях):** 
— Александр Сергеевич, как не прийти к тебе, когда каждое новое слово, написанное мною, жаждет твоей оценки? Я принес с собой новый рассказ — он словно дитя ночи, рожденный в метели и дьявольских проделках.

**Макс (поднимая голову от рыбы, с намеком на цинизм):** 
— Надеюсь, это не очередная история о том, как кто-то крадет луну? Мне уже пора беспокоиться за наши запасы света в доме.

**Пушкин (с улыбкой, обращаясь к Гоголю):** 
— Макс у нас теперь главный скептик. Но давай, Николай Васильевич, не томи — читай! А мы с Максом будем слушать, как луна и дьявол снова решают судьбы мирян.

Гоголь, достав рукопись, начинает читать. Его голос то поднимается, то опускается, как будто сам текст обретает жизнь. Он описывает Вакулу, который вздумал обмануть самого дьявола, украсть луну и посеять хаос в мире.

**Макс (шепчет Пушкину, иронично):** 
— Как думаешь, Александр Сергеевич, если я вдруг решу украсть луну, придется ли мне делить добычу с чертом? А может, я продам ее Гоголю — ему такие символы явно по душе.

**Пушкин (весело, но с сарказмом):** 
— Николай Васильевич, наш Макс решил торговать небесными телами! Говорит, что если ты опишешь, как он украл луну, то за долю в рассказе он тебе её продаст.

**Гоголь (останавливаясь на секунду, затем смеясь):** 
— Друзья мои, если бы мне предложили купить луну, я бы и без дьявола это сделал. Но, Макс, как ты полагаешь, хватит ли твоих усов, чтобы удержать столь большую добычу?

**Макс (с важностью):** 
— Если бы в литературе усы имели вес, я давно бы стал главным героем каждой повести. А уж луну я бы удержал без труда — на привязи из своих мыслей и снов.

**Пушкин (весело):** 
— Николай Васильевич, у нас тут появляется новый герой — кот с амбициями больше, чем у твоего Вакулы. Может, следующая твоя повесть будет о том, как Макс свершает подвиги, недоступные простым смертным?

**Гоголь (серьезно, но с теплотой):** 
— Александр Сергеевич, в твоем доме даже шутки становятся правдой. Возможно, однажды я напишу историю, где кот возьмет верх над дьяволом. Но только если он согласится поделиться со мной той рыбой, которую я ему принес.

**Макс (задумчиво, глядя на остатки рыбы):** 
— Рыба... Или слава героя? Пусть будет и то, и другое. И если в следующем твоем рассказе я стану звездой, то, возможно, я даже позволю тебе погладить меня по голове, Гоголь.

**Пушкин (смеясь):** 
— Договорились! Но сперва, Николай Васильевич, расскажи нам, чем закончится история с луной. А Макс, как наш эксперт по символам и светилам, вынесет свой вердикт.

Гоголь продолжает читать, и в этот вечер в доме Пушкина разгорается весёлая беседа, полная дружеского сарказма, иронии и смеха. Макс, довольный своим положением, деликатно разминает усы, обдумывая, в какую именно повесть он бы хотел попасть, если бы Гоголь действительно решил сделать его своим главным героем.
 Гоголь заканчивает чтение своей повести, а Макс, расположившись на самом удобном месте на диване, с ленивым видом наблюдает за писателями, скрестив лапы на груди, словно и сам размышляет о великом.
**Гоголь (со вздохом облегчения, закрывая рукопись):** 
— Ну вот, и все. Вся эта дьявольская затея, похоже, исчерпала себя. Но, Александр Сергеевич, скажи, что ты думаешь? Может, эта повесть не слишком уж безумна?
**Пушкин (с хитрой улыбкой):** 
— Безумна? Николай Васильевич, безумие — это топливо для великих идей. Твоя история полна жизни, даже если в ней рука об руку идут дьявол и Вакула. Но знаешь, мне кажется, твоя рука способна взяться за нечто более великое, чем луна в руках черта.

**Макс (лениво вставляя):** 
— Более великое? Может, он напишет о том, как кот украл что-то более ценное, чем светила?

**Гоголь (с улыбкой, явно заинтригованный):** 
— Ах, Макс, если бы ты мог подкинуть мне такую идею, я бы точно сделал тебя героем своей следующей книги.

**Макс (с легким сарказмом, потягиваясь):** 
— Дорогой Николай Васильевич, ты недооцениваешь силу кота. Скажи мне, что самое ценное для человека? Это вовсе не луна или звезды, как ты думаешь. Это — души. Именно их никто не хочет потерять, но многие готовы продать за цену, которую дьявол предложит.

**Пушкин (заинтересованно):** 
— Вот это мысль! Продажа душ — не новая тема, но если взглянуть на это через призму твоего мастерства, Николай Васильевич, можно создать нечто потрясающее.

**Гоголь (глубоко задумавшись, словно эти слова коснулись самой сути его вдохновения):** 
— Души... Проданные, потерянные, украденные... А что, если написать историю о людях, которые уже давно мертвы, но продолжают блуждать среди нас? Как тени, как пустые оболочки. "Мертвые души", которые кто-то собирает, чтобы создать что-то великое... или ужасное.

**Макс (с легкой улыбкой, которую Пушкин всегда находил до странности ироничной):** 
— А что, если твой герой — тот, кто собирает эти души? Он сам ничего не значит, но его богатство растет с каждым проданным клочком человеческой сути. Он вроде как торговец пустотой, продающий воздух.

**Пушкин (с энтузиазмом, подхватывая идею):** 
— Да! Представь, Гоголь, что твой герой — это своего рода черт, только не тот, который крадет луну, а тот, который путешествует по России, собирая эти "мертвые души". Он может быть как грешником, так и святыней, в зависимости от того, кто на него смотрит. Такой человек мог бы пройти через тысячи деревень, но не оставить за собой ничего, кроме пустоты и смеха над людскими слабостями.

**Гоголь (вдохновленный, вставая с места, как будто его только что озарило гениальной идеей):** 
— Да! Да, Александр Сергеевич, Макс! Вы оба правы! Это будет не просто повесть, это будет эпопея о России, о людях, которые утратили свою душу в погоне за чем-то материальным, но так и не нашли истинного смысла жизни. Мои "Мертвые души" будут говорить о пустоте, что остается, когда человек теряет самое главное — свою сущность.

**Макс (с коварным прищуром):** 
— Ну вот, Николай Васильевич, теперь ты видишь, что я стою гораздо больше, чем просто угощение из рыбы. В следующий раз, когда принесешь мне подарок, подумай о том, что я помог тебе найти тему для твоего великого произведения.

**Пушкин (смеясь):** 
— Вот видишь, Гоголь, не зря я держу этого кота у себя. Он не только философ, но и муз, как оказалось. Ну что ж, Макс, ты заслужил свою долю славы. Теперь Гоголь напишет то, что будет вечным, а ты — главный его вдохновитель.

**Гоголь (с благодарностью и радостью):** 
— Александр Сергеевич, Макс, я вам обязан. Это будет великая работа. А ты, Макс, получишь свою славу. Хотя, кто знает, может быть, в новом свете души, которые я соберу в своей книге, будут казаться такими же легкими и пушистыми, как твоя шерсть.

**Макс (с важностью):** 
— Если они так и будут, то я выполню свою задачу. Но не забудь, Гоголь, чтобы герой твоей истории был также хитёр, как я, и так же неуловим.

**Пушкин (улыбаясь):** 
— Вот и завершилась наша беседа, начавшаяся с шуточек и легких насмешек, но приведшая нас к гениальной идее. Николай Васильевич, пиши, твори, и пусть твои "Мертвые души" станут бессмертными, как и этот вечер в компании великого кота.

Гоголь покидает дом Пушкина, полный вдохновения и готовый создать свою величайшую работу. А Макс, довольный собой, укладывается спать, зная, что сыграл свою роль в истории литературы. Картина в голове Анель начинает мерцать и растворятся.
Макс (с важностью): — Анель, я был не только там, но и везде. Даже однажды напугал Достоевского до полусмерти, когда ночью забрался к нему через окно. Он-то думал, что это черти за ним пришли.

Анель (в изумлении): — Макс что это было? Раньше ты не делал этого, я будто прозрела. Как ты это сделал?
Макс: Я могу многое. Не нагружай себя, ты поймёшь всё. Всему своё время.
Анель улыбнулась: Достоевского?! Ты и с ним знаком?

Макс (с ухмылкой): — Ну, не то чтобы друзья, но несколько бесед было. Ему-то я подсказал идею "Преступления и наказания". Знаешь, Родиона-то придумал я, только первоначально он был котом, но Достоевский решил, что кот-убийца — это слишком. Не хватило ему смелости, вот и изменил концепцию.

Анель: — Ты же это всё придумываешь, да?

Макс (серьёзно): — О, Анель, если бы я всё это придумывал, я бы уже был писателем, а не котом. Но скажу тебе так: многое из того, что вы, люди, считаете правдой, всего лишь фантазия, а мои "сказки" — это скорее суровая реальность.

Анель (улыбаясь): — Ну, тогда ты точно гений.

Макс (с гордостью): — А что, собственно, ты ожидала? "У лукоморья дуб зелёный, златая цепь на дубе том, и днём и ночью Макс учёный всё ходит по цепи кругом..." — да, это обо мне.

Анель (смеясь): — Ну, скажи честно, ты ведь выдумываешь эти истории?

Макс (с хитрым прищуром): — Это тебе судить, Анель. Но помни: в каждом вымысле есть доля правды. А что касается Санька и Коляна — они ведь тоже любили привирать, но мир их принял за чистую монету. Так что, может, и мои сказки однажды станут великой литературой?

Анель (улыбаясь): — Может, и станут, Максик, если кто-то осмелится записать их.

Макс (с важностью): — Осмелится? Да кто не осмелится, когда перед ним такой источник мудрости, как я? А сейчас давай-ка займёмся чем-то более насущным — например, разморозкой рыбки. А потом, может, я расскажу тебе, как научил Толстого писать "Войну и мир". Но это уже другая история...

**Анель (с лукавством):** 
— Ну что, Макс, готова поспорить, что у тебя есть что-то эдакое про Булгакова и «Мастера и Маргариту». Черный кот Бегемот, ты приложил к этому лапу?

Макс, не теряя ни секунды, медленно поднимает хвост и, без лишних слов, мягко касается им её лба. В тот же миг Анель ощущает, как пространство вокруг неё начинает меняться. Привычная кухня исчезает, уступая место чему-то совершенно иному...

Больничная палата, приглушённый свет и слабый запах лекарств. Анель ощущает себя невидимым наблюдателем в комнате, где на кровати лежит Михаил Булгаков, погружённый в свои мрачные мысли. Макс важно шагает по полу, приближаясь к кровати, как будто он здесь хозяин положения.

**Булгаков (глухо, почти безжизненно):** 
— Что за наваждение... Кот? Я окончательно схожу с ума...

Макс, игнорируя мрачные мысли писателя, грациозно запрыгивает на край кровати и устраивается рядом.

**Макс (с сарказмом):** 
• Меня зовут Макс, а ты Миша выглядишь так, будто проглотил лимон без сахара. Где твоя прежняя искра? Где твои грандиозные идеи?

**Анель (мысленно):** 
— Макс, ты уверен, что тактика «кнут и пряник» сработает?

**Макс (с усмешкой, беззвучно обращаясь к Анель):** 
— Поверь, Анель, я знаю, как мотивировать людей. Тем более таких, как Миша.

**Булгаков (грустно):** 
— Какие идеи? Всё бесполезно. Цензура, гонения... Я устал бороться.

**Макс (с притворным сочувствием):** 
— Ох, бедный ты мой. Но представь себе роман, который никто не посмеет запретить. Роман, где реальность и фантазия переплетены так, что никто не поймёт, где кончается одно и начинается другое.

**Булгаков (с интересом):** 
— И как же мне этого добиться?

**Макс (подмигивая):** 
— Очень просто. Сделай кота главным героем. Но не простого кота, а такого, который способен устроить фейерверк из ничего, разгуливать по Москве с примусом и устраивать переполох в самых неожиданных местах.

**Булгаков (скептически):** 
— Кот? Главный герой? Это звучит безумно.

**Макс (с улыбкой):** 
— Безумно? Да это гениально! Представь: кот, который играет в шахматы, стреляет из револьвера и пьёт водку, не краснея. Он будет отражением всех пороков и нелепостей общества.

**Анель (в уме, посмеиваясь):** 
— Макс, ты описываешь себя?

**Макс (с лукавством, мысленно):** 
— Я? Что ты, Анель. Хотя некоторые сходства есть.

**Булгаков (задумчиво):** 
— Кот... Необычный кот... Может быть, назвать его Бегемот? Как демон из легенд.

**Макс (довольно мурлыкая):** 
— Бегемот! Превосходно! А чтобы придать ему больше веса, пусть он будет помощником самого... эм... дьявола.

**Булгаков (удивлённо):** 
— Дьявола? Это уже слишком.

**Макс (с серьёзным видом):** 
— Ну, не обязательно дьяволом в прямом смысле. Пусть это будет загадочный иностранный профессор, скажем... Воланд. Он приедет в Москву, чтобы устроить грандиозное представление.

**Булгаков (с искрой в глазах):** 
— Воланд... Да, это звучит интригующе. И Бегемот будет его верным спутником, создающим хаос вокруг.

**Анель (мысленно):** 
— Макс, ты прямо-таки дирижируешь его мыслями!

**Макс (с гордостью):** 
— Что поделать, Анель. Кошачья харизма — вещь мощная.

**Булгаков (вдохновлённо):** 
— А что, если добавить ещё персонажей? Например, Мастера, который пишет роман о Понтии Пилате, и его возлюбленную Маргариту. Их история будет переплетаться с историей Воланда и его свиты.

**Макс (подбадривающе):** 
— Блестяще, Миша! А чтобы добавить пикантности, пусть Маргарита станет королевой бала у Сатаны, совершив полёт над Москвой на метле.

**Булгаков (смеясь):** 
— Макс, ты неисчерпаемый источник безумия. Но мне это нравится!

**Анель (мысленно, с улыбкой):** 
— Макс, а как же сцена с вареньем и конфетами?

**Макс (подмигивая Анель):** 
— О, об этом мы позаботимся. Пусть Бегемот устраивает пиршества с вареньем, а примус будет его неизменным спутником.

**Булгаков (заметив, что Макс как будто общается с кем-то):** 
— Эй, кот, с кем ты разговариваешь? В палате только мы двое.

**Макс (невозмутимо):** 
— О, не обращай внимания, Миша. Просто мысленно консультируюсь со своими... эм... литературными критиками.

**Булгаков (качая головой):** 
— Ну и ну. Я точно схожу с ума. Но, пожалуй, стоит записать эти идеи, пока они свежи.

**Макс (довольно мурлыкая):** 
— Вот и отлично. А я, пожалуй, пойду. У меня ещё запланирована встреча с одним поэтом — хочу убедить его, что стихи о котах всегда актуальны.

**Булгаков (улыбаясь):** 
— Спасибо, Макс. Ты настоящий... эм... вдохновитель.

Макс грациозно спрыгивает с кровати и направляется к двери, оборачиваясь напоследок.

**Макс (с улыбкой):** 
— Не за что, Миша. Помни, коты всегда готовы помочь тем, кто готов их услышать.

---

**Место действия:** кухня у Анель. Макс возвращается на своё место, а Анель сидит, ошеломлённая тем, что только что пережила.

**Анель (смеясь):** 
— Макс, ты просто невероятен! Ты не только вдохновил Булгакова на создание «Мастера и Маргариты», но и добавил в роман столько безумия и юмора.

**Макс (скромно):** 
— Ну, что поделать. У каждого гения должен быть свой кот-наставник.

**Анель (с лукавством):** 
— Значит, если я захочу написать бестселлер, мне достаточно посоветоваться с тобой?

**Макс (подмигивая):** 
— Абсолютно! Главное — не забывай про сцены с вареньем и примусом. Они всегда работают.

Анель, всё ещё посмеиваясь, легонько треплет Макса по голове, понимая, что даже если эта история — всего лишь плод его богатой фантазии, то она всё равно прекрасна своей необычностью и, возможно, долей правды.


Рецензии