33. Читаем вместе творения Св. Иоанна Златоуста
Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби. (Мф. X, 16)
Святитель Иоанн Златоуст объясняет, что апостолам "предлежит новый закон брани и ополчения. Господь, посылая их почти нагими, с одной одеждою, без обуви, без жезла, без меди при поясе, без сумы, и повелевая самое пропитание получать от тех, которые их принимают, говорит: вот как вам должно идти на проповедь: показывайте овчую кротость, хотя вы должны идти против волков, и не просто против волков, но и посреди волков. И не только кротость овчую Он повелевает иметь им, но и голубиное незлобие...Итак, устыдимся поступать вопреки заповеди Христовой и нападать на врагов, как волки. Доколе мы будем овцами, дотоле будем побеждать; хотя и бесчисленное множество волков нас окружало, но мы их преодолеем и победим. Если же будем волками - будем побеждены, потому что отступит от нас помощь Пастыря ( он пасет овец, а не волков). Когда ты показываешь в злостраданиях кротость, то вся победа Ему принадлежит; а когда сам нападаешь и сражаешься, помрачаешь победу...
Какое же было для апостолов утешение во всех бедствиях? Сила Посылающего... Этого довольно для того, чтобы вас ободрить и чтобы вам не бояться никого из противников ваших".
3. Святитель Иоанн Златоуст продолжает:
"Чтобы они (апостолы) сколько- нибудь и сами содействовали, чтобы не все казалось делом одной благодати и чтобы они не подумали что они получают венцы ни за что, Господь говорит: будьте мудры, как змеи, и просты (кротки), как голуби...'
Что значит мудрость змеиная?
Святитель объясняет: "Как змей ничего не бережёт и, когда самое тело его рассекают на части, не сильно защищается, чтобы только соблюсти голову, так и ты, говорит Христос, все отдай: и имение, и тело, и самую душу - кроме веры.
Вера есть глава и корень; если ты сохранишь её, то хотя бы и все потерял, опять все приобретешь с большей славой... Спаситель требовал змеиной мудрости для предостережения от опаснейших поражений, а голубиного незлобия - для предотвращения мстительности за обиды и оплаты за наветы, потому что нет никакой пользы и в мудрости, когда она не соединена с незлобием."
Святитель предупреждает нас:
"Итак, да не почитает кто-либо этих повелений вовсе невыполнимыми...
Господь знает, что дерзость погашается не дерзостью, но кротостью...Почитай книгу Деяний апостолов и увидишь... сколько раз апостолы, подражая голубю, кротостью угашали ярость иудеев, прекращали неистовство, утишали страсти.
Христос, посылая апостолов на проповедь Евангелия, предупреждает:
Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогпх своих будут бить вас, и поведут вас к правителем и за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками (Мф. 10:17 - 18).
"Опять Он располагает их к бодрствованию, обрекая и здесь их на злострадания, а злодействовать попуская другим;- объясняет нам Святитель Иоанн Златоуст, - и это для того, чтобы ты знал, что победа и славные трофеи даются претерпеванием бедствий...
Как велика сила Того, Кто так говорил! Как велико любомудрие тех, кто слушали!..
О тех, которые не будут принимать (апостолов), Господь говорит: Отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому (Мф. 10:15); равно и здесь, сказав: поведут вас к правителям и царям... за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками. А страдать за Христа, и страдать в обличение язычников, - это немалое утешение... Это служило для них ( апостолов) утешением не потому, однако, чтобы они желали отмщения другим, а потому, что могли быть уверены, что Тот, Кто предвидел и предсказал им эти злоключения, будет с ними присутствовать, и что они будут терпеть эти бедствия не как преступники и злодеи".
3. Святитель Иоанн Златоуст рассказывает нам, что Господь даёт ещё немалое для апостолов утешение, говоря: когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас (Мф. 10:19 - 20). Говоря так, он возводит их в достоинство пророческое.
Потому- то, когда сказал о данной им силе, Он говорит вместе с тем и о бедствиях, об убийствах и закланиях. Предаст. - говорит, - брат брата на смерть, и отец - сына; и восстанут дети на родителей и умертвят их, - и даже на этом не остановился, но присовокупил ещё более ужасное, что могло потрясти и самый камень: и будете ненавидимы всеми; но тотчас же дал здесь и утешение: Вы подвергнетесь. - говорит, - этим страданиям за имя Мое; а далее ещё и другое утешение: претерпевший же до конца спасется (Мф. 10:22)."
Далее Святитель рассказывает о неприглядных и и непристойных сторонах жизни известных философов и стоиков (Аристиппе, Диогене Синопском и др.).
"Но у апостолов нет ничего такого:- обращает наше внимание Святитель - напротив, постоянное целомудрие, полнейшая пристойность, притом брань с целой вселенной за истину и благочестие, ежедневное подвергание смерти, и затем - блистательные победы."
4-5. Святитель Иоанн Златоуст восхищается подвигом апостолов:
"...Дьявол, со всей вселенной и бесчисленным множеством бесов,
устремляется на 12 человек; и эти 12 побеждают и одолевают его, не раз какой- нибудь, а в течение всей жизни, и - что удивительно - побеждают, не истребляя противников своих, но переменяя и исправляя их. Это особенно и достойно всякого внимания, что они не убивали и не истребляли тех, которые злоумышляли против них, но, найдя их подобными дьяволам, сделали равными Ангелам, и таким образом освободили человеческое естество от лютого владычества, а злобных тех и все возмущающих бесов изгнали с торжищ, из домов и даже из самой пустыни.
Доказательство этому - лики монахов, которых они всюду насадили, очистив через них не только места обитаемые, но и необитаемые. И что удивительнее, совершили все это, не отражая силу силою, но достигли всего через злострадания. В самом деле, этих 12 беззащитных простолюдинов заключили в узы, подвергали бичеванию, водили с места на место, - и, однако же, не могли заградить им уст.
Как невозможно связать лучей солнечных, так невозможно было связать и языка их. А причина этому та, что не они сами говорили, а сила Духа."
Святитель Иоанн Златоуст предупреждает нас:
"Так как обыкновенно бывает, что многие начинают дело с ревностью, а впоследствии ослабевают, то Спаситель и говорит, что Я смотрю на конец. Что пользы в тех семенах, которые сначала цветут, а после скоро увядают? Поэтому Он и требует от учеников постоянного терпения."
Святитель восхищается стойкостью и мужеством апостолов которых "порицали по всей вселенной как возмутителей, мятежников и нововводителей, но они не только опровергли это мнение, но заставили всех о себе думать совсем напротив - как о спасителях, попечителях и благодетелях. И все это совершили великим терпением.
Итак, достойны ли будем какого- нибудь извинения мы, когда видя такие примеры, даже и наслаждаясь миром, расслабеваем и падаем? Никто против нас не воюет, а мы закалаемся; никто нас не гонит, а мы изнемогаем. Нам определено спасаться среди мира - и того мы не можем сделать!..
То-то и удивительно, что апостолы часто терпели страдания даже от облагодетельствованных ими, и все-таки, восприемля зло вместо благ, не приходили в смущение; а ты, оказав какое- нибудь ничтожное благодеяние другому, потом получив от него какое- либо огорчение, ропщешь, негодуешь и раскаиваешься в том, что сделал".
6. Святитель Иоанн Златоуст предостерегает нас: "Теперь, если бы случилось (чего не не дай Бог никогда) брань и гонение на церкви, подумай, сколько же было уничижения, какое бы было поношение! И вполне естественно! Раз никто не упражняется в искусстве борьбы, то каким образом окажется кто-нибудь славным победителем во время состязания?"
Святитель призывает заниматься подвигами любомудрия. "В самом деле, многие тебя побуждают к гневу, влекут к похоти и воспаляют великое пламя.
Стой же против страстей, переноси мужественно душевные болезни, чтобы мог ты переносить и телесные страдания.
И блаженный Иов, если бы не был хорошо приготовлен к подвигам прежде их наступления, не просиял бы так блистательно во время подвигов; если бы не приучился быть совершенно беспечальным, то по смерти детей сказал бы, может быть, что-нибудь строптивое.А теперь устоял против всех нападений, против лишения богатства и потери такого изобилия, против утраты детей, против сострадания жены, против телесных ран, против упрёков друзей, против укоризны рабов..."
Иоанн Златоуст объясняет нам, что Иов не имел пристрастия ни к чему: детям, богатству, жене...
" Мне даже удивительно,- говорит Святитель, - откуда пришла мысль дьяволу воздвигнуть против него брань, раз он знал о предварительных подвигах Иова. Откуда же, однако? О, это зверь лукавый, и никогда не приходит а отчаяние; и это, конечно, служит к величайшему нашему осуждению, что он никогда не отчаивается в нашей погибели, а мы отчаиваемся в своём спасении..."
По словам Святителя, ни одно из тяжких бедствий не смутило Иова.
"Но было, действительно, нечто другое более тяжкое, что приносило Иову ещё большее смущение. Во - первых, он ничего еще не знал о Царствии Небесном и воскресении; во- вторых, он много осознавал в себе доброго. В-третьих, ничего не осознавал в себе худого. В- четвёртых, он думал, что терпит все от Бога. В- пятых, он слышал, как друзья несправедливо обвиняли его в нечестии. В-шестых, он видел, что порочные жили благополучно и насмехались над ним. В-седьмых, он не мог видеть, чтобы кто другой когда-нибудь пострадал так много..."
С горечью отмечает Святитель, что
"некоторые и теперь, при ожидании Царствия, при чаянии воскресения и вечных благ, когда лишатся малости золота, да и то часто приобретенного хищением, почитают для себя жизнь не в жизнь, хотя не восстает против них жена, не отняты дети, не поносят их друзья, ...а напротив, многие утешают, одни словом, другие делом..."
7. "Да, позвольте мне смело сказать, - продолжает Святитель Иоанн Златоуст, - что тот блаженный муж (Иов) был, если не более, то, по крайней мере, не менее самих апостолов. Их утешает то, что они страдали за Христа; и это было для них врачевством, которое на всякий день могло их укреплять вновь: За Меня,за имя Мое. Между тем, Иов не имел такого утешения - равно, как и утешения, даруемого совершением знамений, или благодатью, потому что он не имел такой силы духа. И что особенно важно - он потерпел все страдания будучи воспитан в великой неге, будучи не рыбарем какием-нибудь, не мытарем, не бедняком, а человеком, пользовавшимся великим почетом...
Если бы Иов знал, что он страдает за Бога, он и не почувствовал бы происходящего...
Когда он услышал: Думаешь, ли иначе Я тебя сотворил, чтобы ты не был правдив? (Иов. 40:3) - то представь, как он обрадовался, как тотчас ободрился от одного слова; как уничижил себя, как не счёл даже страданием того, что он перестрадал, говоря: Зачем же я ещё спорю, наказуем и обличаем от Господа, слыша такое, ибо я ничтожен (Иов.39:34)?..
Поревнуем такому мужеству, такой кротости праведника, живущего до закона и благодати, и мы, живущие после закона и благодати, - чтобы вместе с ним сподобиться. вечных обителей, которых да сподобимся все мы получить благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь."
Свидетельство о публикации №224081700428