34. Читаем вместе творения Св. Иоанна Златоуста

БЕСЕДА  34.
Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой. Ибо истинно говорю вам: не успеете обойти городов Израилевых, как придёт Сын Человеческий (Мф.  10:23)

Иоанн Златоуст  отмечает, что  "после страшных, способных привести в трепет и сокрушить самый адамант, предсказаний о будущей участи апостолов по распятии, воскресении и вознесении Его, - Спаситель опять переходит к речи более успокоительного свойства, чтобы дать подвижникам вздохнуть и доставить великое ободрение. Он не повелевает гонимым вступать в борьбу с гонителями, но убегать от них...
Смотри опять, как и  в данном случае    Он не уничтожает бедствий, а только является помощником во время опасностей.
Он не сказал: Я избавлю вас и прекращу гонения; но что? -
не успеете обойти городов Израилевых, как придёт Сын Человеческий. И подлинно, для утешения их довольно было того, чтобы только увидеть Его."
Святитель объясняет  нам, что Христос даёт апостолам 'утешение, с которым ничто не могло сравняться, именно указывает на свой собственный пример...
Ученик, - говорит, - не выше учителя, и слуга не выше господина своего: довольно для ученика, чтобы он был , как учитель его, и для слуги, чтобы он был, как господин его. Если хозяина дома назвали веельзевулом, не тем ли более домашних его? Итак, не бойтесь их ( Мф. 10: 24-26)."
2. Святитель продолжает: "После того, как Спаситель  освободил апостолов от всякого беспокойства,  страха и заботы и поставил их превыше  поношений, Он благовременно, наконец, говорит и о дерзновении, которое они должны были  иметь в проповеди учения. Что говорю вам в темноте,   говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях (Мф.  10:27)."
Святитель поясняет, что "здесь употреблен усиленный оборот речи.
Так как Он беседовал с ними наедине и в маленьком уголке Палестины, то и сказал - во тьме и на ухо, желая противопоставить образ настоящей беседы с тем дерзновением в проповедании, которое  Он имел даровать им. Не одному, не двум и не трём городам, по всей вселенной проповедуйте, - говорит Он, - и проходя землю, море, места обитаемые и необитаемые, с открытой головой и со всякой смелостью говорите всем царям и народам, философам и риторам. Потому Он сказал: на кровле и при свете, т.е. без всякой робости и со всей свободой..."
Иоанн Златоуст обращает наше внимание, что своим призывом к дерзновению в проповеди, Господь обещает,  что Он все совершит через них (апостолов) и  совершит более, нежели совершил Сам."

2. "Ободрив и возвысив апостолов, - продолжает Святитель Иоанн Златоуст,  - Господь опять предсказывает опасности, воскрыляя их дух и вознося превыше всего. Что говорит Он? Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить (Мф  10 : 28).
Видишь ли, как Он ставит их превыше всего? Не только превыше забот, злословий, опасностей и наветов, но убеждает их презирать то, что всего страшнее - саму смерть, и не просто смерть, но смерть насильственную.
Он не сказал: "Вы будете умерщвлены", но со свойственным Ему величием открыл все, говоря: не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне (Мф.  10:28), что Он и всегда делает, употребляя в речи  противоположность.
Итак, Он не ввергает их в опасность, но возвышает над опасностями, в кратких словах утверждает в них учение о бессмертии души, 2-3-мя словами  насаждает спасительное учение...И чтобы тогда, когда их будут умерщвлять и закалать, они не подумали, что терпят все потому, что оставлены Богом, опять начинает речь о Божием Промысле, говоря: Не две ли птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего (Мф.  10:29). У вас же и волосы на голове все сочтены (Мф. 10 : 30)".

3. "Видишь ли, - продолжает Святитель Иоанн Златоуст, - что уже тогда страх овладевал ими (апостолами)? Он (Господь) знал тайные помышления. Поэтому и присовокупил: не бойтесь их. Если они и одолеют,  то одолеют только худшее, т.е. тело, которое, если бы они не убивали, все равно природа в свое время разрушит.
Таким образом, они не властны и над телом, но оно зависит от природы. А если ты боишься этого, то тебе надо трепетать, надо бояться гораздо большего -  Того, Который может и душу и тело погубить в геенне. Он хотя и не говорит прямо, что есть Тот самый, Который может погубить душу и тело, но из вышесказанного уже показал, что Он есть Судья. А ныне у нас бывает наоборот: Того, Кто может погубить душу, т.е. наказать нас, мы не боимся, а убивающих тело - трепещем; Бог может погубить и душу и тело, а люди не только не могут погубить души, но и тел; хотя они и бесчисленными казнями подвергают тело, но через то делают его более славным...
Итак,  Он (Господь) отовсюду побуждает их (апостолов) к безбоязненному исповеданию истины, так продолжая речь: Всякого, Кто исповедует Меня перед людьми, того исповедаю и Я перед Отцом Моим Небесным; а кто отречется от Меня  перед людьми, отрекусь от того и Я перед Отцом Моим Небесным (Мф.  10: 32 - 33).

4. "Итак, Господь повелевает апостолам быть готовым и на заклание, - продолжает Святитель Иоанн Златоуст, -  чтобы они знали,  что остающиеся в заблуждении понесут наказания и за сами наветы на них.
Итак,  не будем бояться смерти, хотя и не пришло время смерти: мы воскреснем для жизни гораздо лучшей...
Доколе будете привязаны к телу? Доколе, пригвождая себя к земле, будете прилепляться к тени?..
Если бы не истлевали тела, то, во-первых,  овладела бы многими гордость - зло из всех зол самое большее. Если и ныне, когда тело подвержены тлению и преисполнено червей, многие хотели быть почитаемы за богов, то чего бы не было, когда бы тело пребывало нетленным? Во-вторых, не стали бы верить, что тело взято из земли. Если и теперь, несмотря на то, что сам конец ясно  свидетельствует, некоторые сомневаются в этом, то чего бы  не подумали,  если бы не видели этого конца? В- третьих, тогда чрезмерно любили бы тела. И большая часть людей сделалась бы ещё более плотскими и грубыми...
В- четвёртых, не очень бы привержены были к будущему. В- пятых, те, которые утверждают, что мир вечен, ещё более утвердились бы в этой мысли и не стали бы признавать Бога  Творцом..."

5. Святитель продолжает о связи тленного тела с бессмертной душой.
"Не в теле красота, но красота тела зависит от того образования и цвета, который запечетлевает душа в существе его.
Итак, люби душу, которая сообщает телу такое благообразие. Но что я говорю о смерти? Я тебе докажу и самой жизнью,  что все прекрасное зависит от души. Если душа радуется, то розы рассыпает по ланитам; если печалится, то, отьемля всю красоту у тела, все облекает в черную одежду. И если постоянно  находится в радостном состоянии, то и тело бывает в безболезненном состоянии; если же находится в печали, то и тело становится слабее и бессильнее паутины. Если рассердится, то и телу даёт отвратительный и безобразный вид; если покажет ясный взор, то и телу даёт приятный вид. Если бывает обьята завистью, то и на тело разливается бедность и томность. Если исполнена бывает любовью, то и телу сообщает особенное  пригожество.
Таким-то  образом многие жены, не будучи пригожы лицом, особенную приятность получают от души; напротив другие, блистая внешней красотой, всю её портят тем, что не имеют привлекательности душевной".

6. Святитель Иоанн Златоуст  назидает:
"Видишь привлекательный  взор - постарайся узнать внутренний; и, если последний некрасив, презри и внешний. Если ты увидишь безобразную женщину в прекрасной маске, конечно, не пленишься ею; наоборот, не захочешь, чтобы благородная и красивая прикрывала себя маской, но пожелаешь,  чтобы маска была снята, чтобы ты мог её  видеть в естественной красоте её. Так поступайте и по отношению к душе: её наперёд старайся узнать. Тело как маска прикрывает её, и каково есть, таким всегда и остается; а душа, хотя бы и была безобразна, скоро может сделаться прекрасной; хотя бы имела око  безобразное, свирепое, суровое - оно  может сделаться красивым, миловидным, ясным, ласковым, привлекательным. Этого-то благообразия, этой красоты лица будем искать, чтобы и Бог, возжелавший нашей красоты, даровал нам вечные блага благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь."


Рецензии