35. Читаем вместе творения Св. Иоанна Златоуста

БЕСЕДА 35.
Не думайте, что Я пришёл принести мир на землю; не мир пришёл Я принести , но меч. ( Мф. 10:34).

Толкуя эти слова Господа, Святитель говорит: "Как же сам Он заповедывал им (апостолам), входя в каждый дом, приветствовать миром? Почему же равным  образом, Ангелы воспевали: Слава в ваших Богу, на земле мир (Лк. 2:14). Почему так все пророки благовествовали о  том же?
Потому что тогда особенно и водворяется мир, когда зараженное болезнью отсекается, когда враждебное отделяется.
Только таким образом возможно небу соединиться с землею. Ведь и врач тогда спасает прочие части тела, когда отсекает от них неизлечимый член; равно и военачальник восстанавливает спокойствие,  когда разрушает согласие между заговорщиками... Единомыслие не всегда бывает хорошо: и разбойники бывают согласны.
Итак,  брань была следствием не Христова определения, а делом воли самих людей. Сам Христос хотел, чтобы все были единомысленны в деле благочестия; но как люди разделились между собой,   то и произошла брань...
Итак, не смущайтесь тем, что на земле будут брани и и злоумышления.  Когда худшее будет отсечено, тогда с лучшим соединится небо".
Святитель акцентирует наше внимание, что Господь не сказал : принес  войну, но, что гораздо ужаснее - меч; то есть Он укрепляет своих учеников  грозными словами, "чтобы кто не сказал, что Он убеждал их лестью, скрывая от них трудности...
Господь не удовольствовался и этим выражением, но, изьясняя сам образ брани, показывает, что она будет гораздо ужаснее даже междоусобной брани, и говорит: Пришёл разделить человека с отцом его, и дочь с матерью её, и невестку со свекровью её (Мф.  10:35); то есть брань будет не просто между домашними, но даже между теми, которые соединены искренней  любовью и теснейшими узами.
И враги человеку- домашние его (Мф.  10:36)...
А говорил это для того, чтобы тех, которые примут учение, поставить выше всего. Не смерть ведь зло, а худая смерть - зло. Потому и сказал: Огонь пришёл Я низвести на землю (Лк. 12:49).
Говоря это, Он показывал силу и горячность той любви, какой требовал.
Так как Сам Он много нас возлюбил, то хочет, чтобы и мы любили Его столько же.
Кто любит отца и мать более,  нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня (Мф.  10:37). И кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня (Мф.  10:38)".

1 - 2. Святитель Иоанн Златоуст  поясняет, что родителям нужно повиноваться только в том, что не противно благочестию.
Когда же, кто из них захочет, чтобы ты любил его более, нежели Господа, - говорит Святитель, - в таком случае возненавидь его. Такая любовь и любимого, и любящего губит...
Потом...смотри, до чего простирает Он (Господь) свою  речь. Сказавши: Кто не возненавидит отца своего и матери, присовокупил: и самой жизни своей... Для всякого ничего нет ближе души (жизни) своей; но если не возненавидишь и её, то поступишь совсем не так, как любящий. Притом Он  повелел не просто возненавидеть душу (жизнь), но даже подвергаться и войне и битвам, не страшиться смерти и кровопролития. И кто не несёт креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником (Лк. 14:27).
Не просто сказал, что нужно быть готовым на смерть, но готовым на смерть  насильственную, и не только насильственную,  но и поносную...
Велика была сила Говорящего, велика и любовь слушающих; потому -то... (апостолы) пребыли послушными, и нисколько не противоречили. Сберегший душу свою (жизнь) потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее   (Мф. 10:39)."

3. Святитель Иоанн Златоуст  говорит, 
что  "в другом месте  Господь повелевает принимать даже самых презренных...  Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. (Мф. 25, 45):.. Пусть принимаемый тобой ни ученик, ни праведник; но он -  человек, который с тобой в одном живёт мире, одно и то же видит солнце, имеет такую же душу,  одного и того же Владыку, приобщается  одних и тех же таинств, к тому же призывается  небу и совершенно вправе требовать от тебя призрения, будучи беден и нуждаясь в необходимой пище.
Между тем теперь, когда приходят к тебе в дурную погоду люди с флейтами и свирелями, будят тебя ото сна, напрасно и без дела беспокоят, то отходят от тебя с немалыми подарками...А если придёт к тебе бедный и станет просить хлеба, то ты наговоришь ему много ругательств, будешь злословить, укорять в праздности, осыпать упреками, обидными словами и насмешками, и не подумаешь о себе, что и ты живёшь в праздности, однако ж Бог даёт тебе свои блага... Если скажешь мне, что ты занимаешься  торговлей,  корчемничеством, стараешься о сбережении и приумножении своего имения, то и я скажу тебе, что это - не дело; настоящие дела - милостыня, молитвы, защищение обиженных и другие добродетели, которыми мы пренебрегаем..."

4. Святитель Иоанн Златоуст  продолжает  укорять жестокосердного:
"Ты говоришь,-  нищий много лжет и притворяется. И в этом случае он достоин сожаления, потому что дошел до такой крайности, что даже не стыдится так лгать. А мы не только не имеем жалости, но еще присовокупляем такие жестокие слова: не получал ли ты и раз и два? Так что ж? Ужели ему не нужно опять есть, потому что однажды ел? Почему же ты не положишь такого же правила и для своего чрева, и не говоришь ему: ты сыто было вчера и третьего дня, так не проси ныне? Напротив, чрево свое пресыщаешь чрезмерно, а нищему, когда он просит у тебя и немногого, отказываешь, хотя должен бы дать ему милостыню за то, что он каждый день принужден ходить к тебе. Если не чувствуешь других побуждений, то за это одно должен подать ему милостыню. Ведь крайняя бедность заставляет его делать это... Но ты не только не имеешь к нему жалости, а еще издеваешься над ним и... всенародно поносишь его...Если не хочешь подать, то для чего еще укоряешь бедного и сокрушаешь его огорченное сердце? Отчего ты гнушаешься нищетою его?..
Итак, не будем жестокосердны, но  исполним сказанное самим Спасителем: всякому «просящему у тебя дай» (Мф.;5:42), и: «будьте милосердны, как и Отец ваш милосерден» (Лк.;6:36)... Ничто столько не уподобляет нас Богу, как благотворительность."
5. "Но нет бесстыднее бедного, говоришь ты.- продолжает свою проповедь Святитель Иоанн Златоуст.  - Почему же, скажи? Потому ли, что он, подбегая к тебе, кричит?.. Однако ты не называешь себя бесстыдным, когда от малости приходишь в бешенство;  называешь его дерзким, наглым и бесстыдным, и даешь ему всякие поносные имена. Не крайнее ли это бесстыдство? Но мы о том не рассуждаем; потому и считаем нищих для себя несносными. Но если бы мы разбирали свои поступки и сравнивали бы себя с нищими, то не стали бы говорить, что они нам в тягость. Не будь же жестоким судиею. Хотя бы ты был чист от всех грехов, то и в таком случае законом Божиим запрещено тебе строго судить о чужих проступках... Я знаю многих, которые дошли до такого зверства, что из одной лености оставляют голодных без помощи, отговариваясь так: теперь нет у меня слуги; домой идти далеко, а разменять не у кого. Какая жестокость!..  нищий, приходя к тебе, надеется получить врачевство, а не раны, милостыню, а не побои. Скажи мне: если в кого бросят камнем и он, с раною на голове, весь в крови, мимо всех других пробежит под твою защиту: ужели ты кинешь в него другим камнем, и нанесешь ему другую рану?.. Не думаю, чтобы ты так поступил;  Для чего же ты с бедными поступаешь не так?"

6. Проповедь о милосердии Святителя нарастает по духовному накалу : "Ужели не рассудишь, что ты сам на себя подъемлешь меч и наносишь себе жесточайшую рану, когда обруганный тобою нищий пойдет от тебя безмолвно, вздыхая и обливаясь слезами? Нищего посылает к тебе Бог. Итак, обижая его, подумай, кому делаешь обиду, когда сам Бог его посылает к тебе, и тебе велит подавать, а ты не только не подаешь, но еще и ругаешь пришедшего... Если бы твой слуга, по твоему приказанию, пошел к другому слуге взять у него твои деньги, и возвратился к тебе не только с пустыми руками, но еще жалуясь на обиду, то чего бы ты не сделал обидевшему? Какому бы не подверг его наказанию, будучи как бы сам лично им обижен? Так точно суди и о Боге: Он сам посылает к нам нищих, и когда мы даем, даем Божие. Если же, ничего не подавши, гоним еще от себя с бранью, то подумай, скольких громов и молний достойны мы за такое дело? Помышляя о всем этом, обуздаем язык, перестанем быть жестокосердными, прострем руки для подаяния милостыни и будем не только снабжать бедных имуществом, но и утешать словами, чтобы избегнуть нам и наказания за злословие, и наследовать Царство за благословение и милостыню, благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков Аминь."


Рецензии