Библейские мифы, легенды и притчи. Валаамова ослиц
Валаамова ослица
Сорок лет водил Моисей свой народ по пустыне во исполнение Божьей воли. Много бед и лишений претерпели сыны Израилевы и много раз роптали они на Бога и Моисея, говоря: «Зачем вы вывели нас из Египта? Здесь нет ни хлеба, ни воды, и душе нашей опротивела эта манна, эта негодная пища!» Бог сердился на строптивцев и насылал на них разные кары, но Моисей всякий раз смирял гнев Господень и спасал народ от истребления.
Однажды Израильтяне вышли на равнины Моава, при Иордане, и остановились против Иерихона.
Валак, царь моавитский, устрашился многочисленного народа, пришедшего из пустыни, и послал старейшин своих к мудрецу и волхву Валааму с такими словами:
-Я знаю: сильно твое вещее слово! Приди, прокляни народ израильский, чтобы мне поразить его и выгнать из земли моей.
Но ночью Валааму явился Иегова и сказал:
-Не ходи с ними, не проклинай народа израильского: он благословен.
Царь послал к мудрецу других послов — знатных князей, и они опять стали просить и пообещали от имени царя великие почести и награду. Валаам и на этот раз ответил отказом. Однако ночью ему опять явился Иегова и сказал:
-Раз уж они очень хотят, чтобы ты пошел с ним, то пойди. Но будь бдителен и делай только то, что я тебе укажу.
Валаам встал поутру, оседлал ослицу и отправился в путь вместе с князьями моавитскими. Бог же послал ангела с обнаженным мечом и поставил его на дороге, чтобы преградить путь Валааму.
Валаам не увидел ангела, но ослица увидела и своротила с дороги в поле. Валаам стал бить ослицу и вернул ее на дорогу.
Тогда ангел встал в другом месте: где дорога была узка — с одной стороны стена и с другой стена. Ослица, увидев ангела, прижалась к стене и прижала ноги Валаама, и он опять стал бить ее.
В третий раз ангел встал в таком месте, где ослице и отступить и прижаться было некуда. Ослица, увидев ангела, легла на землю. Валаам рассвирепел и начал избивать ее палкой.
И тут заговорила ослица человеческим голосом:
-Что я тебе сделала, что ты бьешь меня уже третий раз?
-Она еще спрашивает! - возмутился Валаам, даже не удивившись ее разговорчивости. - Да будь у меня меч, я бы тебя просто убил за твою вредность!
-Ты что, хозяин, первый день меня знаешь? - вздохнула ослица. - Разве я когда-нибудь имела привычку вредничать?
-Вроде бы, и нет, - подумав, согласился Валаам.
Тут он и сам увидел ангела, стоящего на дороге с обнаженным мечом в руке, и поспешно пал ниц.
-Какой же ты мудрец, Валаам, - проговорил ангел, - если твоя ослица меня увидела, а ты не увидел? Если бы она не сворачивала и не останавливалась, я бы просто убил тебя. Она трижды спасла тебе жизнь, а ты трижды ее избил!
-Прости меня, ради Бога! - взмолился Валаам. - Если тебе не угодно, я возвращусь.
-Этого не нужно, - отвечал ангел. - Продолжай свой путь. Я хотел лишь напомнить, чтобы ты был осторожен и делал лишь то, что я буду говорить тебе.
Сказав эти слова, ангел исчез, а Валаам пошел далее с князьями Валаковыми.
Придя к царю, он велел заколоть для жертвоприношения семь быков и семь баранов, и когда всесожжение было совершено, взошел на вершину горы и Бог вложил в его уста такое слово:
Из Месопотамии привел меня Валак, царь Моава, от гор восточных. Приди, сказал он, прокляни мне Иакова, изреки зло на Израиля!.. Как прокляну я? Бог не проклинает его. Как изреку зло? Господь не изрекает из него зла. С вершины скал вижу я его: вот народ живет отдельно и между народами не числится. Кто исчислит песок Иакова и потомство Израиля? Не видно бедствия в Иакове и не заметно несчастия в Израиле. Иегова, Бог его, с ним, он вывел их из Египта, быстрота единорога у него. Вот народ, как львица встает и как лев поднимается; не ляжет, пока не съест добычи и не напьется крови убитых. Как прекрасны шатры твои, Иаков, жилища твои, Израиль! Благословляющий тебя благословен, и проклинающий тебя проклят!
Воспламенился гнев Валака на Валаама.
-Я призвал тебя проклясть врагов моих, а ты благословляешь их! - вскричал он.
-Но разве я не говорил послам твоим, что не могу преступить воли Господней, даже если бы ты давал мне полный дом серебра и золота? - отвечал мудрец. - Разве я могу делать что-либо худое или доброе по своему произволу? Что говорит мне Господь, то и я говорю.
И пошел Валаам к себе домой, а Валак не смел его задержать. Валак же, испугавшись Израиля, отвел свое войско, чтобы ему не погибнуть от руки Господней.
Свидетельство о публикации №224081700007