Бесценная ошибка Пиаже. Грань вторая
Бесценная ошибка Пиаже. Грань вторая.
В моём тексте о первой грани подсвечиваются возможности внутреннего диалога. Ядро этих рассуждений - открытие Выготского о том, что детская эгоцентрическая речь (когда ребёнок разговаривает с собой) - инструмент научения, а не бесполезный сопроводительный эффект деятельности ребёнка. Не побоюсь сказать, что Выготский сделал бесценное открытие, увидев то, что было на виду, но не осознавалось. И очерк о первой грани - лишь намёк, лишь указание, на богатейшую тему, о которой можно писать научные психологические романы. Искренне надеюсь ещё вернуться к первой грани в нашем разговоре.
В чём же вторая грань? Тут я бы выделил два важных аспекта. Во-первых, сам факт ошибки крупного учёного прямо в основании его теории. Не вдаваясь в подробности, упомяну, что Выготский подробно, тщательно, основательно рассматривает эту ошибку, и желающие могут обратиться к книге Выготского "Мышление и речь". Во-вторых, очень интересны методологические рассуждения Выготского в связи с этой ошибкой. Давайте посмотрим на некоторые цитаты из книги, которые я привожу ниже. Если они покажутся вам непонятными, не беда, вы можете вернуться к ним позже, если захочется. Суть я перескажу простыми словами. Но мне трудно не поделиться этим сокровищем с теми, кто заинтересуется глубже, поэтому - цитирую.
Начало цитаты.
Историческое состояние нашей науки таково, что, говоря словами Брентано, «существует много психологии, но не существует единой психологии». Мы могли бы сказать, что именно потому и возникает много психологии, что нет общей, единой психологии.
Это значит, что отсутствие единой научной системы, которая охватывала бы и объединяла все современное психологическое знание, приводит к тому, что каждое новое фактическое открытие в любой области психологии, выходящее за пределы простого накопления деталей, вынуждено создавать свою собственную теорию, свою систему для объяснения и понимания вновь найденных фактов и зависимостей , вынуждено создавать свою психологию – одну из многих психологий.
Так создали свою психологию Фрейд, Леви Брюль, Блондель. Противоречие между фактической основой их учений и теоретическими конструкциями, возведенными на этой основе; идеалистический характер этих систем, принимающий глубоко своеобразное выражение у каждого из авторов; метафизический привкус в целом ряде их теоретических построений – все это неизбежное и роковое обнаружение той двойственности, о которой мы говорили выше как о печати кризиса.
Эта двойственность проистекает из того, что наука, делая шаг вперед в области накопления фактического материала, делает два шага назад в его теоретическом истолковании и освещении. Современная психология почти на каждом шагу являет печальнейшее зрелище того, как новейшие и важнейшие открытия, составляющие гордость и последнее слово науки, положительно вязнут в донаучных представлениях, в которые обволакивают их ad hoc созданные полуметафизические теории и системы.
Пиаже стремится избежать этой роковой двойственности очень простым способом: он хочет замкнуться в узком кругу фактов. Кроме фактов, он ничего не хочет знать. Он сознательно избегает обобщений, тем более выхода за собственные пределы психологических проблем в смежные области – логики, теории познания, истории философии.
Самой надежной кажется ему почва чистой эмпирики. «Эти исследования, – говорит Пиаже о своих работах, – являются прежде всего собранием фактов и материалов. Не определенная система изложения, а единый метод сообщает единство различным главам нашей работы» (1, 64).
Это самое ценное в интересующих нас сейчас работах. Добывание новых фактов, научная культура психологического факта, его тщательный анализ, классификация материалов, умение слушать, что они говорят, по выражению Клапареда, – все это составляет, несомненно, сильнейшую сторону в исследованиях Пиаже.
Море новых фактов, крупных и мелких, первой и второй величины, открывающих новое и дополняющих известное раньше, хлынуло в детскую психологию со страниц Пиаже.
Добыванием новых фактов, их золотой россыпи Пиаже обязан в первую очередь новому методу, который он ввел, – клиническому методу, сила и своеобразие которого выдвигают его на одно из первых мест в методике психологического исследования и делают незаменимым средством при изучении сложных, целостных образований детского мышления в их изменении и развитии.
Этот метод придает действительное единство всем разнообразнейшим фактическим исследованиям Пиаже, сведенным в связные, стройные, жизненно полноценные клинические картины детского мышления.
Новые факты и новый метод их добывания и анализа рождают множество новых проблем, из которых значительная часть вообще впервые поставлена перед научной психологией, а другая часть поставлена если не вновь, то в новом виде. Стоит назвать для примера проблему грамматики и логики в детской речи, проблему развития детской интроспекции и ее функционального значения в развитии логических операций, проблему понимания вербальной мысли между детьми и многое другое.
Но Пиаже не удалось избежать, как и всем остальным исследователям, той роковой двойственности, на которую обрекает современный кризис психологической науки даже лучших ее представителей. Он надеялся укрыться от кризиса за надежной, высокой стеной фактов.
Но факты ему изменили и предали его. Они привели к проблемам. Проблемы – к теории, пусть неразвитой и неразвернутой, но тем не менее подлинной теории, которой так стремился избегнуть Пиаже. Да, в его книгах есть теория. Это – неизбежно, это – судьба.
«Мы просто старались, – рассказывает Пиаже, – следить шаг за шагом за фактами в том их виде, в каком их нам преподнес эксперимент. Мы, конечно, знаем, что эксперимент всегда определяется породившими его гипотезами, но пока мы ограничили себя только лишь рассмотрением фактов» (1, 64).
Но кто рассматривает факты, неизбежно рассматривает их в свете той или иной теории.
Факты неразрывно переплетены с философией, особенно те факты развития детского мышления, которые открывает, сообщает и анализирует Пиаже.
И кто хочет найти ключ к этому богатому собранию новых фактов, должен раньше всего вскрыть философию факта , его добывания и осмысливания. Без этого факты останутся немы и мертвы.
Конец цитаты.
Потрясающий ход рассуждений. Всякий раз, читая эти строки, я испытываю восхищение. И это было сказано в тридцатых (да-да!) годах двадцатого века!
Вдумайтесь в эти слова: кто хочет найти ключ к богатому собранию новых фактов, должен раньше всего вскрыть философию факта, его добывания и осмысливания, без этого факты останутся немы и мертвы. Или: факты ему изменили и предали его. Да как такое вообще возможно? Мы привыкли думать о фактах как о чём-то таком, что не подлежит сомнению. Факт потому и факт, что вещь упрямая. Где же подвох?
Это прекрасный материал для глубокой медитации, и не одной. Как могут факты подвести меня? и уж тем более, как могут факты подвести крупнейшего учёного?
Можно прочесть книгу Выготского "Мышление и речь" и там найти свой ответ, в контексте всей книги. Я вам сейчас расскажу свою версию, и вам решать, верить мне или нет.
Человек, собирающий факты, неспособен видеть факты беспристрастно. Человек, хочет он того или нет, всякий человек, в том числе учёный, в том числе Пиаже, видит изнутри своего опыта и мировоззрения, можно сказать: смотрит ими.
Невозможно описывать факты абсолютно, это иллюзия. Может быть, факты и абсолютны, мы этого не знаем. Мы, как человеческие существа, воспринимаем факты собой, то есть, относительно тех своих возможностей, ограничений, особенностей, которые нам присущи.
Поэтому, даже простая регистрация фактов всё равно неявно содержит в себе некую парадигму, отражающую существующие в науке взгляды, и взгляды вообще, само то, как конкретный человек воспринимает и что считает фактом и как описывает и как классифицирует - не тождественно тому как это сделал бы другой учёный, особенно другой эпохи.
Вот что значит тезис о том, что факты неразрывно переплетены с философией, и их рассмотрение (уже после регистрации) всё равно неизбежно происходит сквозь призму той или иной теории (в широком смысле этого слова, включая парадигму мышления смотрящего).
Выготский обозначает два ключевых действия: добывание и осмысление-рассмотрение фактов, и на оба этих действия он указывает как на несвободные от теории.
Следовательно, речь идёт не столько и лишь о теории, возникающей при рассмотрении, но о предпосылках, о том что внутри смотрящего уже есть некая теория (в широком смысле), которая приводит к той или иной результирующей теории.
И если предпосылки ошибочны, то, несмотря на наличие фактов, вытекающая из этих фактов теория также может быть ошибочной. Вот что, на мой взгляд, пытается сообщить Выготский.
*
Выготский пытается применить системный, методологический подход к самому способу, к методу добывания фактов, и к методу осмысления фактов, вот что он делает, на мой взгляд.
И мне интересен случай с Пиаже как ярчайший пример того, что даже крупный учёный (коим Пиаже несомненно являлся) может ошибиться.
Это очень важно, так как тем более могут ошибаться люди, которые не до такой степени задействованы в науке, и которым тем более сложно быть беспристрастными.
*
Другими словами, похоже, фундаментальная тенденция обычного человеческого подхода к трактовке фактов - как раз пристрастность, искажённость видения фактов.
А то, что некоторые люди напирают на факты, притом создавая свои трактовки и тут же путая ими слушателей, на том основании, что, якобы, выстроенные ими трактовки "логичны" - как правило и преимущественно манипулирование, спекуляции, попытки внушить окружающим собственную убеждённость в чём-то, или, того хуже, попытки внушить окружающим то, что выгодно внушающему.
Вот почему установку в духе Сократа "я знаю, что ничего не знаю", выражающую фундаментальное сомнение в собственной способности трактовать факты непредвзято, я считаю бесконечно полезной, фундаментально полезной. Её можно видеть в родстве с другими подобными установками, которые есть как в науке, так и в древних традициях древнего знания, например, я вижу некоторое созвучие с буддийским тезисом о том, что все живут в иллюзии.
*
Можно, разумеется, заявить, что произошедшее с Пиаже - случайность. Но это не так. Оставив логичное рассуждение о том, что случайностей не существует, и есть лишь непознанные закономерности, я предлагаю просто обратиться к историческим примерам.
Один из ярчайший примеров того, как могут ошибаться учёные, притом - массово, - мистификация Сокала (Sokal hoax, Sokal affair), по следам которой была написана замечательная книга "Интеллектуальные уловки".
Об этом не принято говорить, но в науке случается масса ошибок. Обычный человек предпочитает не вникать в такое, ведь куда приятнее занимать позицию зрителя, которому показывают чудеса.
Посмотрите, что написал академик Пётр Леонидович Капица в предисловии к книге "Интеллектуальные уловки".
1 (из предисловия Капицы к русскому изданию)
(a) Для нашего читателя появление этой книги особенно существенно, поскольку в последние годы при полной либерализации рынка идей, были изданы многие из рассматриваемых сочинений, а сам постмодернизм стал привлекать все больше некритически мыслящих сторонников, превращаясь, как и на Западе, в моду философствования, метко названной эстетствующим иррационализмом.
(b) Более того, в некоторых кругах эта мода переросла в доминирующую тенденцию, уже претендующую на исключительное положение и потому подавляющая любые другие. Эта ситуация не многим отличается от идеологической диктатуры марксистко ленинской философии, которая мало известна новому поколению, однако более чем знакома старшему.
(c) Однако, я все же надеюсь, что силы разума и просвещения победят, но при этом мы не только должны помнить уроки недавнего прошлого, но, и это более существенно, с пониманием и ответственностью относиться к современному положению вещей
(d) С сожалением надо отметить, что в настоящее время мы видим непрерывный рост не только произвольных, в большинстве случаев отмеченных не только полным непониманием, но и просто безграмотных сочинений как в области естественных наук, так и современной общественной мысли и философии.
(e) В таком шуме, сопровождающем нормальный процесс развития и поиска, если он сопровождается должной нелицеприятной критикой, нет серьезной опасности, пока эта деятельность не принимает организованные формы. Такое объединение носителей «новых» теорий и «основополагающих» идей, часто группирующихся вокруг харизматических личностей, часто действуют по принципу: «молчи, когда с тобой разговаривают».
(f) Такие течения, особенно связанные с кругами власть предержащих, представляет особую опасность для свободы мысли в науке и философии, культуре и обществе в годы смены вех, кризиса и разброда.
(g) Быть может, здесь уместна аналогия с преступностью. Пока она представляет маргинальное, пусть и неприятное явление связанное с деятельностью отдельных лиц, поставивших себя вне общества, они этому обществу в принципе не угрожают – на то и мыши, чтобы коты не дремали.
(h) Однако, когда преступность приобретает организованные формы она, как мы теперь знаем, уже составляет серьезную угрозу целостности общества и его основным институтам.
(i) Может быть отмеченная аналогия имеет больший смысл, чем простое сходство, и даже указывает на общие причины рассматриваемых явлений, принадлежащих, казалось бы к совершенно разным категориям.
(j) Действительно, отмеченный выше разрыв между миром вещей и миром идей, сопровождаемый распадом управления обществом и эрозией ценностей и идеалов, которые так долго вырабатывались человечеством и потому так дороги и нужны людям, указывает на общие причины кризиса. Кризиса постигшего не только Россию, но и по существу весь мир.
(k) Недаром многими авторами отмечалось, что в современном мире наибольшую опасность представляет моральный кризис, превосходящий по своему значению все остальные, как энергетический и экологический, финансовый и имущественного неравенства, в основе которых лежат ценностные представления.
(l) В этих условиях особый смысл приобретает тема ответственности, в первую очередь ответственность интеллигенции. Многие полагают, что главное – это свобода, но весь опыт истории указывает, что возросшая свобода, особенно в области идей и духовных ценностей, должна сопровождаться столь же большой ответственностью. Именно поэтому и шалости живого и критического ума, так и смелое озорство молодого человека, всегда должны быть не запрещены извне, а быть ограниченными собственным сознанием ответственности. Мне кажется, что авторы представленной книги понимают свою ответственность, и именно это было движущей силой их поучительного опыта в области теории познания. В противном случае балом в стране дураков будут править бесы.
*
Представили себе размах проблемы? Думаете, сейчас стало лучше? Подозреваю, что, напротив, стало куда хуже. И бесы уже не скрывают своего присутствия.
*
Что можно предложить в связи со сказанным, и как это связано с ошибкой Пиаже?
Ошибка Пиаже бесценна тем, что её максимально всесторонне рассмотрел Выготский. Ошибаться - естественно для человека. В этом нет больше сомнений. Для меня конкретный эпизод с Пиаже особенно хорош тем, что один учёный рассмотрел ошибку другого учёного.
Но это не случайность, это - норма. Человек пребывает в заблуждении по умолчанию. Весьма изящно это показано в книге "Туннель эго" Томаса Метцингера.
Итак, что же мы можем поделать с таким положением дел? Мы можем проявить мудрое смирение и учесть это знание в нашем фундаментальном мировоззрении.
Например, всякий раз, когда кажется, что я, несомненно, прав, есть смысл остановиться, если, разумеется, речь не идёт о жизни и смерти. Всякий раз, когда внутри кипит котёл эмоций, есть смысл вспомнить: человеку свойственно ошибаться.
Под фундаментальным я подразумеваю такое мировоззрение, в которое я искренне верю, которое я самолично рассмотрел со всех сторон и пришёл к выводу о его истинности в координатах моего мира. То есть, это не простая осведомлённость, не мнение, не суждение, а глубочайшее убеждение.
Если честно проделать этот путь самостоятельно, может случиться та самая тотальная трансформация, о которой иногда рассказывают, когда человек перерождается изнутри, когда открывается иное видение. А когда видишь то, чего раньше не видел, то и действуешь иначе. Если это произойдёт с достаточным числом нужных людей, у человечества появится шанс стать лучше.
Вы согласны со мной?
***
PS Справочная информация.
Примеры ошибок в науке.
Теория флогистона: В XVIII веке теория флогистона была широко распространена для объяснения процессов горения и окисления. Однако позже Антуан Лавуазье показал, что эта теория ошибочна, и предложил кислородную теорию горения, которая изменила понимание химических реакций.
Теория статической вселенной: Альберт Эйнштейн изначально предполагал, что вселенная статична и ввел космологическую постоянную в свои уравнения общей теории относительности, чтобы поддержать эту идею. Позже, после открытия расширяющейся вселенной Эдвином Хабблом, Эйнштейн признал свою ошибку.
Теория "пустой" клетки: В XIX веке считалось, что клетки представляют собой пустые структуры с жидкостью внутри. Однако открытия в области микроскопии показали, что клетки содержат сложные органеллы и структуры, что изменило понимание клеточной биологии.
Карл Поппер и принцип фальсификации: Поппер утверждал, что научные теории никогда не могут быть доказаны окончательно, но могут быть опровергнуты. Это подчеркивает важность постоянного сомнения и проверки научных гипотез.
Эпистемологический скептицизм: Эта философская позиция утверждает, что истинное знание невозможно, и все утверждения о знании должны подвергаться сомнению. Это отражает фундаментальное сомнение в человеческой способности к объективному познанию.
Грань третья http://proza.ru/2024/08/30/279
Нюансы второй грани http://proza.ru/2024/09/12/861
Мои домыслы http://proza.ru/2024/10/12/832
Свидетельство о публикации №224081700910
Занятная статья. С удовольствием прочитал.
« кто хочет найти ключ к этому богатому собранию новых фактов, должен раньше всего вскрыть философию факта , его добывания и осмысливания. Без этого факты останутся немы и мертвы».
Это общие слова, а не методология. Имеем две теории, интерпретирующие одни и те же факты. Как нам определить: какая из теорий верна?
Ошибка Выготского такая же «бесценная», как ошибка Пиаже)).
На мой взгляд, речь ребёнка, обращённая к самому себе, служит как «инструментом» для «самостоятельного научения», так и средством для получения эмоций. Она никуда не исчезает с возрастом, а просто меняет форму. Знакома фраза: «Остановить внутренний диалог?». Для чего это нужно? Для прекращения потока неконтролируемых эмоций.
Соглашусь в главном: «Следовательно, речь идёт не столько и лишь о теории, возникающей при рассмотрении, но о предпосылках, о том что внутри смотрящего уже есть некая теория (в широком смысле), которая приводит к той или иной результирующей теории».
С уважением, Александр.
Александр Галяткин Юлия Фадеева 20.08.2024 14:14 Заявить о нарушении
Феронин 20.08.2024 18:44 Заявить о нарушении
Феронин 20.08.2024 18:51 Заявить о нарушении
Феронин 20.08.2024 18:55 Заявить о нарушении
Феронин 20.08.2024 18:58 Заявить о нарушении
Феронин 20.08.2024 19:02 Заявить о нарушении
Феронин 20.08.2024 19:06 Заявить о нарушении
Феронин 20.08.2024 19:15 Заявить о нарушении
Феронин 20.08.2024 19:33 Заявить о нарушении
С уважением, Александр.
Александр Галяткин Юлия Фадеева 21.08.2024 12:48 Заявить о нарушении
Что же за возможности такие открываются, Александр? Куда бечь? Как жить? Что делать? Заинтриговали прямо :)
С уважением,
Руслан
Феронин 22.08.2024 12:26 Заявить о нарушении
Что делать? Ровно то, что Вы и делаете. Стараться деградировать и сходить с ума медленнее, чем остальные). Осваивать и использовать новые информационные технологии для решения своих задач. Пытаться создать новую эффективную и рабочую технологию в сфере, которая Вас интересует. Достаточно создать всего лишь одну(!) новую эффективную и рабочую (!) технологию, чтобы потом «философствовать в роскоши», в самом широком смысле этого слова. При таком раскладе возможности в том, что процент людей, которым будет нужна такая технология, будет только неуклонно увеличиваться. По многим причинам. Конкуренты? У них в плане эффективности всё обстоит печально. Всё в ваших руках).
Александр Галяткин Юлия Фадеева 22.08.2024 17:58 Заявить о нарушении
Деградировать. Тут сложно. Есть же разные способы поставить на колени. Я поищу сейчас. Весьма художественно. Если найду, процитирую.
Феронин 23.08.2024 15:07 Заявить о нарушении
Птица же Френкель перелетела через головы, заклекотала и народу еще страшней сделалось. Они уж и глядеть боятся и мало-помалу в мерзлую землю зарываются. Сестры мои стонут и уж более не потеют потом, а сколько воды попьют или снегу похватают, все слезами выходит. Долго так птица мучила нас: то летает, то сидит и клювом скрежещет. И наконец полетела над котлованом, упарилась оземь и вошла в человеческий облик. Тут со всех сторон побежали к ней бригадиры и десятники, надзиратели и прорабы. Страшатся сами, а бегут. Люди простые отворачиваются, глаза прячут — нельзя смотреть ей в лицо. И слышим, закричала птица: «Убрать! Убрать! Отправить на топчаки!» Вывели нас надзиратели из котлована и погнали за версту, на другой участок. Там уже топчаков настроили. Это такие колеса, наподобие беличьих. Только внутри не белки бегают, а люди и крутят их, чтоб на канате камни поднимать. Поставили нас в эти колеса, и побежали мы с сестрами. Бежим, бежим — Матушка Пресвятая! В первый день голова кругом, стоять на земле невозможно. Перед глазами колесо мелькает, и дурно делается. Даже святыми трудами не остановить этого мельканья. На нарах лежишь, а чудится, будто в лодке плывешь по волнам. И от видений этих некоторым сестрам совсем лихо стало. Утешала я, мол, и такую казнь примем, и напасть болезненную одолеем, нет такого урока, который не исполнили бы мы со Словом Твоим. Да, видно, и у черных птиц сила великая, чтоб людей мучить. Днем, пока скачем в колесах, будто бы и ничего, когда обвыклись. Главное, равновесия не потерять и не упасть, особенно если топчак раскрутили. Тут уж беги, сколь силы есть. А упадешь, тебя несколько раз через голову опрокинет, пока колесо остановится. Поразбивали мы колени, так что на молитву не встать, и локти расхлестали и лица. Встанешь, а дух перевести недосуг, снова беги. Сколько за день-то пробежишь верст, а все на одном месте. А черная птица Френкель за нами зорко следит, на дню раза три прилетит и смотрит. Особенно когда работу кончим и, полумертвые, из топчаков выйдем. Стоим, держимся друг за друга, покуда земля хоть под ногами успокоится. Заклекочет птица: «Ну, будете еще своему богу молиться и народ будоражить?» Будем, говорю, батюшка, будем. Еще и пуще будем. Захлопает черными крыльями птица, рассердится и улетит. А мы кое-как добредем до барака — надзиратели надсмехаются, дескать, святые сестры опять вина напились, эко их заносит. Да мы терпим, прости их, Царь Небесный. Придем, съедим хлебушка, а когда каши постной дадут, и начинаем трудиться. Сестры, что постарше, по мужским баракам идут. Только воспитатель уйдет, они туда. И надо поспеть, утешить страждущих, пока надзиратели с проверкой не пошли. Как поймают, так сразу в режимную роту ведут. Мы потом за свою сестру работаем, другого человека не дают. Как все уснут, мы помолимся все собором, и уж тогда я отпускаю сестер и в храм свой иду, к Тебе, Ангел Небесный. Стою вот у аналоя и пишу. А перед глазами все колесо мелькает, и руку отчего-то коробит. Не умею я трудиться, непутевая, и слышишь ли Ты слова мои, Вседержитель? Коли слышишь, научи же, как мне черным птицам противостоять. Хотят они сломать нас, не просто погубить — укротить в нас волю Твою. И весь народ, что согнали в эти края, хотят Веры лишить, чтобы не знали люди ни Тебя, ни себя, ни родных своих. А только чтоб работали и пользу приносили, как скотина у хозяина.
Феронин 23.08.2024 15:14 Заявить о нарушении
Надоумил Ты меня, наставил, грешницу безмудрую, как совладать с искусом. Как в другой раз привезли эти просфирки бесовские, пошли мы и все встали в очередь. Эко возрадовались бригадиры да десятники. Нас и раньше по списку выкликали, да мы не подходили и близко; в этот раз же получили мы пирожки да тут же на глазах у народа втоптали их в грязь и руки снегом умыли. Прости нас, Всемилостивый, не хлеб насущный втаптывали — скверну печеную. Люди в очереди взроптали сначала, а потом многие опамятовались и, плюясь, побежали прочь. Но набросились на нас надзиратели с палками, погнали в колеса. И тут прилетела зловещая птица Коган, побежал народ врассыпную, попрятался. Даже наши надзиратели в камни залегли. И остались мы одни среди снега; стоят сестры-голубицы беззащитные, на Тебя уповая. Налетела на нас птица Коган, да не может ни поклевать, ни когтями своими железными зацепить. Заурчала она, — по-звериному, бьет клювом своим по камням, скрежещет землю когтями: «В РУР! В РУР!» И повели нас всех в роту усиленного режима. Да не в барак общий заперли, а в сруб посадили, где еще ни окон, ни дверей, ни крыши нет. Ни присесть, ни прилечь — снег да камень. Стояли мы до позднего вечера, трудились на лютом морозе под небушком Твоим, и услышал Ты слова наши, и согрел нас, и от гибели спас. Глубокой ночью подняли нас из сруба, отвели в свой барак. А там сестра Анастасия, оставшись в одиночестве, не стерпела и преставилась. Прими ее, Владыко! Уж она Тебе все расскажет, все поведает, не то что мы, бестолковые да косноязычные. Отпели мы ее, страдалицу, по полному чину и ночью же тело ее схоронили в отвале: могилу рыть запретили нам. Наутро же всех сестер в топчаки погнали, а меня повели в логово к черным птицам. Переступила я порог и попала в чертоги сатанинские, где заседали вожди всей черной стаи. Стол у них с кровавой скатертью, а на нем яства в человеческих черепах. Во главе сидит самая зловещая птица Берман, по правую руку — Коган, а по левую черные птицы Френкель и Рапопорт. Все в человеческом облике, но у каждого под горлом на воротнике по два пера и кубики железные. Едят они и пьют с кровавого стола; вокруг же их скачет и скрежещет когтями целая стая птиц поменьше — от вороны до воробышка, и все ждут, какая кроха им достанется. А я как через порог, так держу перед взором храм свой чудесный и Твой Образ пресветлый, и не страшно мне перед черными птицами стоять. Недосягаема я со словом Божьим на устах. Поняла тут, что совершат они сейчас суд надо мной. Но не убоялась я помыслов черных птиц. Что сделать-то они могут со мной? Новую муку придумать — так во имя Тебя и Веры я еще и благодарить их стану, и пострадаю с радостью. Смерти меня предать, так Ты примешь меня, грешную. Все мне на благо, и нет у черных птиц воли над человеком, ежели Вера в сердце есть.
Феронин 23.08.2024 15:20 Заявить о нарушении
Закивали птицы головами, а я обрадовалась и над ними засмеялась. Неподвластно им лишить человека Веры!
Отвели меня на высокую каменную гору. Там уже для меня келейку поставили, без единого окошка, зато с камельком. Заперли, и осталась я в полной тьме. И поняла тогда, скудоумная, что лишили меня людей и света. Но и за это благодарю Тебя, Ангел Небесный. Да знали бы черные птицы, какой свет исходит от Веры. Не то что келейку осветить — всю землю озарить можно. И не могут черные птицы лишить меня людей. Сказано же: пока есть десять праведников на город, Бог не оставит его. Только бы душа моя не ослепла…»
Феронин 23.08.2024 15:23 Заявить о нарушении
У Сергея Алексеева читал только «Сокровища Валькирии». Книга не впечатлила. Нужно почитать что-нибудь еще
Александр Галяткин Юлия Фадеева 23.08.2024 17:42 Заявить о нарушении
Александр Галяткин Юлия Фадеева 23.08.2024 18:00 Заявить о нарушении
Феронин 23.08.2024 18:13 Заявить о нарушении
Александр Галяткин Юлия Фадеева 23.08.2024 20:12 Заявить о нарушении
Феронин 24.08.2024 11:35 Заявить о нарушении
Феронин 24.08.2024 11:38 Заявить о нарушении