Ливень с ветром и градом

На селе все природные явления смотрятся естественнее и ярче, нежели в городе. Деревни и села настежь открыты перед матушкой природой и часто совсем беззащитны перед стихией. А она бывает порой очень сердитой, приносит изъяны и даже разрушения и беды.
На моей памяти случались летние ливни невероятной силы, когда водная стихия, низвергающаяся с неба на землю, за какие-то полчаса создавала на склонах гудящие потоки воды, которые смывали все на своем пути и заполняли огромной глубины овраги доверху, чего не наблюдалось и в самый пик бурного весеннего половодья. Такие потоки смывали картофельные посадки на косогорах, и ботва вместе с шариками зародышей клубней тоже устремлялась в пучину оврагов. При этом запросто и безжалостно ликвидировался большой труд земледельцев.
Разбушевавшаяся стихия еще более усиливается, если ливень сопровождается ветром и градом, интенсивным и крупным. Моя бабушка, вспоминая, рассказывала о давних теперь временах, когда земля пахалась еще сохой, а сев осуществлялся не из широкозахватных тракторных сеялок, а мужиком в лаптях, который шагал по своему земельному наделу с лукошком зерна. Он захватывал  в горсть благодатные зернышки и умелым взмахом руки ударял их о берестяную поверхность лукошка. Отчего они разлетались в разные стороны и более или менее равномерно распределялись по поверхности пашни. Зёрна ещё предстояло заделать в пашню тщательно настроенной бороной.
Случалось большая беда в деревни, если в момент созревания хлебов или самой жатвы выпадал град. Он порой молотил столь интенсивно, что на поле всё перемешивалось с грязью и вбивалось в землю. Бабушка вспоминала, как однажды приехали они со свёкром на дальнее поле на жатву, а там всё было черным – черно после обильного града: поле смотрелось как свежевспаханное. На нём нельзя было собрать не только зерна, но и градобойной соломы.
В такие моменты у тружеников – хлеборобов выступают безутешные слёзы.
Живя в деревне, и я хорошо запомнил один ливень с ветром и градом. Стоял конец мая. Мы вручную под лопатку сажали картошку на своём огороде. Уже с утра день был жарким и душным. А ближе к обеду на небе собрались крупные кучевые облака, и издали стали доноситься громовые раскаты. С юго – запада двигалась на нас тёмно-лиловая туча с какими-то довольно широкими вертикальными полосами в ней. Старики часто говорили, что это предвестники скорого града.
На этот раз оно так и вышло. Начался дождь, усиливающийся ветром и переходящий в настоящий сильный ливень. Мы, торопясь, побежали с огорода. А когда вошли в избу, стали замечать падающие вместе с дождём и белые горошины. Они напоминали своим размером крупные шарики керамзита. Сначала они скакали по земле, ударяясь о неё, редко, но затем застучали очень интенсивно и дружно. Ветром их ударяло о заборы, о стены дома и карнизы. На-конец, белые ледяные шарики стали бить по стёклам в раме. Прошла минута – другая, и все стёкла в окне, которое выходило во двор, разлетелись с характерным звоном.
Теперь ледяные шарики поскакали по свежевымытым доскам деревенского пола. Они, подскакивая, быстро накапливались. Подуло свежестью и прохладой. Оконный проём мы прикрыли одеялом, держа его с двух сторон руками. Градины глухо стучали и по нему, но всё реже и реже. Постепенно град прекратился. Притих и дождик. Люди стали выходить во дворы и на улицу. Они становились свидетелями чёрной работы, проделанной градом: в окнах с под-ветренной стороны все стёкла в избах были разбиты. Люди, сокрушаясь, стали уже тужить о том, где и как доставать необходимое стекло.
Кроме разбитых окошек мне бросилась в глаза ещё одна доселе невиданная картина: все старые заборы, иссиня - серого цвета в обычное время, в одночасье побелели. Создавалось впечатление, что по всем деревенским заборам со стороны юго – запада кто – то аккуратно прошёлся рубанком и высветлил их.
На солнце, которое вскоре вышло, заборы светились зо-лотом: природа как бы смеялась, говоря нам:  «Нет худа без добра – любуйтесь, люди!» Но жителям деревни было не до любования: повредились как всходы яровых, так и озимых культур.
Такова она, матушка стихия – слепая и безудержная.


Рецензии