Житие преподобного Нила Сорского

 
ЖИТИЕ
преподобного Нила Сорского
И ТРАДИЦИЯ ЕГО СКИТА.1

Память 7 апреля и 7 мая.

___
1 По Троицкому патерику, Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1896 г.


 
Преподобный Нил Сорский.

Тропарь, глас 4.

Удалився бегая Давидски мира,/
И вся яже в нем яко уметы вменив,/
И в месте безмолвне вселився,/
Духовныя радости исполнился еси, отче наш Ниле:/
И Единому Богу изволив служити,/
Процвел еси яко финикс,/
И яко лоза благоплодна умножил еси чада пустыни./
Темже благодарственно вопием:/
Слава Укрепившему тя в подвизе пустынножительства,/
Слава Избравшему тя в России отшельником уставоположника изрядна,/
Слава молитвами твоими и нас Спасающем.


ПРЕПОДОБНЫЙ НИЛ для русского иночества был таким же наставником-писателем, как для восточного были преподобные Отцы Исаак Сирин, авва Дорофей, Варсонофий Великий, Иоанн Лествичник, Нил Синайский и другие. Он происходил из дворянского рода1 Майковых, родился в 1433 году и положил начало иноческой жизни в Кирилловой обители,2 где пользовался советами мудрого и строгого старца Паисия (Ярославова), который позднее был игуменом Троице-Сергиевой лавры и отказался от места митрополита. Однако жизнь в Белозерском монастыре сильно изменилась в худшую сторону после кончины его великого основателя, и в одном из писем преподобного Нила, дошедшем до нас, он говорит: "Был ли мой уход из (Белозерского) монастыря к духовной пользе моей? Да, был, ибо я не видел сохранения образа жизни, соответствующего Закону Божию и традициям Отцов, а была скорее жизнь, подчиненная стремлениям и желаниям каких-то людей, и многие, ведя такую развращенную жизнь, считали ее добродетельной".

___
1 Попытка некоторых ученых опровергнуть общепринятый взгляд на благородное происхождение преп. Нила основана на единственной строчке из посланий святого: "Я сам по себе ничего делать не смею, ибо несведущ я и крестьянин..." Но, по всей видимости, Святой здесь выражается образно, проявляя смирение. Несомненно важно то, что все три известных нам послушника Святого были благородного звання.
2 +1429. Память 9 июня.


И так, в поисках истинных источников православной монашеской жизни, преподобный Нил направился к святым местам Востока. Взяв с собой своего послушника, разделявшего с ним духовную брань, преподобного Иннокентия Комельского,1 из рода бояр Охлебининых, он несколько лет провел на Афонской Горе, где был русский скит Ксилург (рядом с современным скитом Пророка Илии), и в монастырях Константинопольских. Тут он изучил все виды монашеского подвижничества, в особенности неизвестный ему дотоле вид скитского жития. Главным образом он везде старался вникнуть в смысл и дух так называемого умного иноческого делания, внутреннего самоиспытания и навыка Иисусовой молитвы, все применяя к себе, к собственной духовной жизни. Он внимательно изучал и опытом проходил наставления Богомудрых древних Отцов: Антония Великого, Ефрема и Исаака Сириных, Варсонофия, Иоанна Лествичника, аввы Дорофея, Максима Исповедника, Исихия, Симеона Нового Богослова, Петра Дамаскина, Григория, Нила и Филофея Синайских.

___
1 + 1521. Память 19 марта.


На Афоне у него явилась мысль начать, по возвращении на родину, новый (для России) скитской образ жизни по образцу восточных подвижников. До него на Руси было два вида иночества: общежительный и отшельнический. Нил положил начало третьему, среднему пути подвижничества: иноки селились один от другого в таком расстоянии, чтобы можно было только слышать голос друг друга, а подвизались каждый особо.

Возвратясь в Белозерский монастырь, преподобный Нил уже не остался жить в нем, но срубил себе келью невдалеке от него. Потом отошел за 15 верст дальше на речку Сорка. Место, которое выбрал для своего скита преподобный Нил, было дико, мрачно и пустынно. Речка Сорка чуть струится по болотистой, низкой местности и выглядит скорее болотом, чем рекой. Вокруг повсюду лес. Здесь, водрузив крест, поставил сперва часовню и уединенную келью и при ней ископал кладязь, а когда собралось к нему для сожития несколько братий, то построил деревянную церковь Сретения Господня (2 февр.). Позднее добавилась еще одна церковь, освященная в честь св. Иоанна Предтечи. Поблизости он поставил мельницу.

Отсюда писал он к другу своему Иннокентию: "Когда мы жили вместе с тобою в монастыре (Кирилловом), ты знаешь, как удалялся я мирских связей и старался жить по Священному Писанию, хотя по лености моей и не успевал. По окончании странствования моего пришел я опять в монастырь, устроил себе вблизи его келью, жил сколько мог. Теперь переселился я вдаль от монастыря, нашел благодатию Божиею место по мыслям моим, мало доступное для мирских людей, как сам ты видел. Живя наедине, занимаюсь испытанием духовных писаний: прежде всего испытываю заповеди Господни и их толкования, и предания апостольские, потом жития и наставления святых Отцов. О всем том размышляю, и что, по рассуждению моему, нахожу Богоугодного и полезного для души моей, переписываю для себя. В этом жизнь моя и дыхание. О немощи моей и лени возложил упование на Бога и Пречистую Богородицу. Если что случается мне предпринимать, и если не нахожу того в Писании, на время отлагаю в сторону, пока не найду. По своей воле и по своему рассуждению не смею предпринимать что-нибудь. Живешь ли отшельнически или в общежитии, внимай святому Писанию и следуй по стопам Отцов и повинуйся тому, кто известен тебе как муж духовный в слове, жизни и рассуждении. Святое Писание жестоко лишь для того, кто не хочет смириться страхом Божиим и отступить от земных помышлений, а желает жить по своей страстной воле. Иные не хотят смиренно испытывать Священное Писание, не хотят даже слышать о том, как следует жить, как будто Писание не для нас писано, не должно быть выполняемо в наше время. Но истинным подвижникам и в нынешние, и во все века слова Господни всегда будут словами чистыми, как очищенное серебро; заповеди Господни для них дороже золота и камней драгоценных, слаще меда и сота".

Как для себя, так и для учеников своих, преподобный Нил поставил правилом не общежительное житие, а строгое скитское. При построении храма надлежало сделать на болотистой почве высокую насыпь, тем более что под церковью назначалась братская усыпальница. Руками Богомудрого Старца и живших при нем скитников насыпан был высокий холм для храма и усыпальницы. Кельи поставлены на возвышении; каждая от другой и от храма на расстоянии брошенного камня. Скитники собирались в храм свой, по примеру восточных, только по субботам, воскресеньям и праздникам; в прочие дни каждый молился и трудился в своей келье. Всенощная скитская продолжалась во всю ночь в полном смысле слова: за каждою кафизмою предлагалось по три и четыре чтения из Отцов. Во время литургии пели только трисвятую песнь, аллилуйя, херувимскую и достойно; все прочее читалось протяжно, на распев. В субботу приходили в братскую усыпальницу, где совершалась панихида за упокой усопших.

В завещании ученикам преподобный Нил так изображает внешнюю сторону скитского жития: "а) Пропитание снискивать трудами рук, но не заниматься земледелием, так как оно по сложности своей неприлично отшельнику. б) Только в случае болезни или крайней нужды принимать милостыню, но не ту, которая могла бы служить кому в огорчение. в) Не выходить из скита. г) В церкви не иметь никаких украшений из серебра, даже и для священных сосудов, а все должно быть просто. д) Здоровые и молодые должны утомлять тело постом, жаждою и трудом, а старцам и слабым дозволяется успокоение в известной мере. е) Женщинам отнюдь невходить в скит".

Не многосложны правила для наружной жизни. Но преимущественный труд и подвиг скитского жития состоит во внутреннем подвижничестве, строгом наблюдении над состояниями души, в очищении ее молитвами и Бого-мыслием. Сие-то подвижничество преподобный Нил изображает довольно подробно в завещании для учеников своих и в обширном сочинении "Предание о жительстве от святых Отец учеником своим," или скитском уставе. Отличительная особенность сего "Предания" или устава преподобного Нила Сорского от всех других уставов, писанных основателями монастырей, состоит именно в том, что все внимание преподобный Нил сосредотачивает на внутренней духовной жизни во Христе, на чисто духовном воспитании человека-христианина.

СЛАВА БЛАЖЕННОГО НИЛА воссияла гораздо далее стен Русских обителей. Его знали и уважали Русские иерархи. Когда в Новгороде открылась ересь жидовствующих и всюду распространены были ожидания кончины мира в 1492 году (в 7000 году от сотворения мира), архиепископ Новгородский Геннадий1 просит Иоасафа, архиепископа Ростовского, посоветоваться между прочим с преподобным Нилом (а также с Паисием (Ярославовым)), как он думает о сих ожиданиях. В 1490 году составили против ереси жидовствующих собор: старцы Паисий и Нил приглашены были в Москву на Собор. В 1503 году был еще Собор в Москве. Блаженный Нил присутствовал и на сем Соборе. Замечательно, что этим строгим отшельником внесено было в соборные рассуждения предложение освободить монастыри от управления отчинами, то есть населенными имениями. Вопрос этот поднял жаркие рассуждения. Волоколамский игумен преподобный Иосиф,2 столько известный в древней духовноотечественной литературе своими трудами, защищал имения монастырские. А блаженный Нил, предлагая, чтобы у монастырей сел не было, требовал, "чтобы жили бы чернецы по пустыням, а кормилися бы рукоделием". К мнению Нила пристали многие иноки Кириллобелозерские3 и даже некоторые из других монастырей. Однако же по их воле не состоялось. После смерти преподобного Нила, мысль его долго жила в умах учеников его. Один из них, князь Вассиан Косой, сильно поборал, "еже бы у монастырей не было сел, и с ним другие старцы, с ними ж святогорцы," в числе которых был преподобный Максим Грек.4

___
1 + 1505. Память 4 декабря.
2 + 1515. Память 9 сентября.
3 Сам преподобный Кирилл столетием раньше отказался принять отчины во владение его монастыря, как описано в его житии.
4 +1556. Память 21 января.


Но главное в житии преподобного Нила – это то, что он до смерти остался верен своему уставу, олицетворяя его начала не только в общественных вопросах, каков вопрос о монастырских имениях, но и в своей собственной жизни и подвигах.

Еще значительно ранее своей смерти преподобный Нил, посылая Иннокентия для учреждения обители и предсказывая ей процветание общежитием, на счет своей скитской пустыни заметил: "Здесь же, как было при жизни моей, так пусть будет и по смерти: братия пусть живут по одиночке каждый в своей келии". Эти слова сохранились как завещание и были исполняемы по смерти блаженного Нила. Великий Старец отошел ко Господу 7-го мая 1508 года, в третью неделю по Пасхе, святых Жен Мироносиц, будучи 75 лет от рождения.

Умирая, блаженный Нил оставил следующее завещание ученикам своим: "Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Завещаваю яже о себе, моим присным господам и братиям, яже суть моего нрава. Молю вас, повергните тело мое в пустыни, да изъядят е зверие и птицы: понеже согрешило есть Богу много и недостойно есть погребения. Аще ли сице не сотворите, то, ископавши ров на месте, идеже живем, со всяким бесчестием погребите мя. Бойтеся же слова, еже Великий Арсений завеща учеником своим, глаголя: на суде стану с вами, аще кому дадите тело мое. Тщание бо и мне было то, елико по силе моей, да не сподоблен буду чести и славы века сего никоторыя, якоже в житии сем, тако и по смерти моей. Молю же всех, да помолятся о души моей грешней, и прощения прошу от всех и от мене прощение да будет: Бог да простит всех нас".

Со стороны блаженного Нила это завещание служит выражением глубочайшего его смирения пред Богом и людьми, которое достойно бы изобразить словами пророка Давида: смирихся до зела Господи (Пс. 118, 107).

И предсмертное желание великого ревнителя нищеты и смирения исполнилось; обитель его осталась одною из самых малолюдных и бедных на севере России, и святые мощи его почивали до конца XIX века под спудом в убогой деревянной церкви. Однажды, в 1569 году, Царь Иоанн Грозный, посетив Свято-Кирилловский монастырь и помолившись там, пришел к скиту преподобного Нила и, отстояв молебен и вознеся хвалу Господу и Его чудотворцу, хотел построить каменный храм. Но в это время ему явился сам преподобный Нил и запретил ему эту постройку, не велел и как-нибудь украшать церкви или кельи, а иметь там лишь самое необходимое. После сего явления Царь пожаловал скиту бумагу со своей собственноручной подписью, по которой братия могли получать деньги и зерно для своего содержания.

Святая Церковь впоследствии времени, по указанию свыше, причислила Нила к лику преподобных Отец и память его положено совершать, по церковному месяцеслову, 7 мая, в день его блаженного успения.

ЗАМЕЧАТЕЛЬНО предание о священном лике Преподобного, написанном на его гробовой доске. Один богатый человек Московского государства захвачен был татарами и многие годы оставался у них в плену, сильно скорбел он о своем семействе и призывал к себе на помощь угодников Божиих. Однажды ночью явился ему в тонком сне святолепный Старец и велел написать образ преподобного Нила, обещая возвращение на родину. Пробудившись от сна, он хотел спросить: как может это исполнить? но явившийся, как молния, уже скрылся от его взоров, ослепленных ярким светом. Пленник начал размышлять сам с собою: кто это преподобный Нил, о котором впервые слышал, и где обретается? Он стал призывать его на помощь, хотя и не ведал его. И вот опять, в другую ночь, является ему тот же Старец и говорит: "В пределах Белоезерских Нил, за двенадцать поприщ от Кириллова монастыря". Вскочив с постели, пленник яснее хотел разглядеть лицо явившегося и подробнее его расспросить, но опять столь же быстро стал невидим Старец, оставив за собою струю света и благоухания. Тогда уверовал человек, что действительно послал Господь к нему Своего угодника, и молил святого Нила, дабы явил ему яснее лик свой; и в третью ночь является ему Преподобный, оставляет у его возглавия начертание своего лика и говорит ему утешительное слово: "Человек Божий, возьми лист сей и иди в Русскую Землю".

Едва опомнился утешенный узник и действительно обрел у своего изголовья начертание лика Преподобного. Со слезами молил он Господа и Его угодника указать ему путь, чтобы избавиться от руки неверных; и опять был к нему голос: "Иди ночью в степь и увидишь пред собой яркую звезду; последуй за нею и избегнешь агарян". Пленник, укрепляемый верою, дерзновенно ночью пустился в неизмеримую неведомую степь, взяв с собою немного хлеба, и дивная звезда его руководила, по обещанию Нила, доколе не воссияла заря. Тогда услышал он за собою топот коней и крики варваров, ищущих своей добычи; в ужасе пал он на землю, моля Господа о своем сохранении, и Господь осенил его невидимою силою от их взоров, так что они с воплем пронеслись мимо.

День и ночь странствовал он по бесприютной степи, и вот подходит к реке глубокой и быстрой, хотя и не широкой, а перевозчика нет, и течение ее чрез всю степь. Варвары знали, что нельзя миновать реки и гнались до ее берега с твердою уверенностью, что поймают своего беглеца. Увидев его издали, устремились на него с дикими воплями и обнаженными мечами; он же, не видя себе ни откуда спасения, оградился знамением крестным и бросился в реку: быстро понесла его вода вниз по течению, и напрасно стреляли в него с берега агаряне, ибо его охраняла благость Божия. Быстрее их коней мчала его река; они возвратились, почитая его уже утопшим, но река плеском волны выбросила человека на противоположный отлогий берег, и оттоле беспрепятственно шел он чрез степь, питаясь былием травным и непрестанно призывая в молитвах Господа и его угодника Нила.

Река сия, вероятно, была Донец, которая в то время служила границею от Крымской орды; освобожденный пленник благополучно достиг городов Русских. Прежде чем войти в дом отеческий, он отыскал в Москве иконописца и велел изобразить ему лик Преподобного, с листа ему данного, в меру гробовой доски; потом созвал священников и убогих и, угостив их трапезою, снабдил обильною милостынею, рассказывая всем, как избавил его Господь от плена. Когда же написан был образ Преподобного, сделал большое торжество в честь святого Нила и с верным служителем послал честную икону в скит его, снабдив его многими дарами и церковною утварью. Икона сия вплоть до ХХ века лежала на раке и, молитвами преподобного Нила, истекали от нее исцеления. Преподобный на ней изображен в одежде схимнической, в благолепном покое посмертного созерцания, начатого им еще на земле.

Много и других чудес произошло заступничеством преподобного Нила по кончине его. Вот еще одно дивное чудо, записанное монахами скита преподобного Нила: "Некогда подвизался в ските преподобного Нила один иеромонах Адам, а с ним и сын его Михаил. Иеромонах по каким-то церковным надобностям послал мальчика к ризничему и, когда тот шел по дороге, к нему внезапно подошел какой-то странного вида "человек", схватил его и словно по ветру перенес в непроходимый лес, принес в свое жилище и посадил у окна в середине большой комнаты. Старик тот повелел женщине, бывшей там же, накормить мальчика, и они принесли различные дикие растения и пытались заставить мальчика есть и пить. Но мальчик ничего не брал в рот, не двигался с места, на которое был помещен, и горько плакал и сокрушался. Вскоре Иеромонах начал искать своего сына, обыскал весь скит и ближние места, но нигде его не нашел. И тогда призвал он братию скита, и все вместе пошли они в часовню, стоящую неподалеку в лесу, где пребывала чудотворная икона Пресвятой Богородицы Одигитрия, и стали служить молебен и со слезами призывать на помощь преподобного Нила Чудотворца. И тут же преподобный Нил пришел на помощь мальчику и встал перед комнатой, где тот находился, и когда он ударил посохом своим по оконной раме, все здание затряслось, а все нечистые попадали на землю. Плачущий мальчик увидел преподобного Нила, стоящего под окном и говорящего: "О, нечистые духи! Зачем вы нападаете на мой скит? Отнесите этого мальчика обратно в скит, откуда вы взяли его, и поместите на то же самое место". И, сказав это, Святой исчез. А нечистые между собой начали ругать того, кто принес им мальчика: "О, горе нам, несчастным! Быстро забери мальчика, и отнеси его обратно туда, откуда взял!" Тот же самый "человек" странного вида схватил мальчика и, как ветер, помчал его к скиту. Он не осмелился занести мальчика в сам скит, а оставил его на стоге сена рядом со скитской мельницей и исчез. Мальчик начал кричать с верха стога, а в это время Иеромонах с братиями молились в часовне. Они услышали крик мальчика в лесу и прибежали к нему. Увидев его, стоящего на стогу, братия восславили Господа и Его святого Нила Чудотворца и стали расспрашивать мальчика. Мальчик рассказал им все, что с ним случилось, все, что он видел и слышал. И с того времени он стал очень тихим, как бы подавленный случившимся. Иеромонах, боясь за сына, покинул скит вместе с ним. Мы, грешные монахи скита, видели и слышали все это в подробностях от мальчика, и мы записали немного из того, что услышали, чтобы братия наша помнила для пользы тех, кто любит Господа и прославляет Святую Троицу – Отца и Сына и Святого Духа ныне и во веки веков. Аминь".1

___
1 А.С. Архангельский "Преп. Нил Сорский, Санкт-Петербург, 1882, Приложение, стр. 8-10 (в обр. пер. с англ.). Если какой-нибудь современный читатель сочтет это чудо "фантазией", ему следует прочитать запись (просмотренную и одобренную преподобным старцем Амвросием Оптинским) с еще более странным похищением бесами в России в ХІХ веке, когда молодой человек после того как его прокляла мать, в течение двенадцати лет был рабом беса-"дедушки" (см. С. Нилус "Сила Божия и немощь человеческая". Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1908, стр. 279-298).


 
По пути от Свято-Кириллова монастыря к скиту преподобного Нила паломники останавливаются отдохнуть у креста, который стоит на повороте к скиту.


 
Входная башня Предтечинского скита, вид изнутри.


 
Входная башня и стены Успенского скита, вид изнутри.


 
Скит св. Иоанна Предтечи. Изображена старая церковь Предтечи, первоначально построенная над могилой преподобного Нила, и дом, построенный над колодцем преподобного Нила.

В СООТВЕТСТВИИ со скитским уставом, число монахов в ските преподобного Нила всегда было небольшим. При жизни его земной это число не превышало одного иеромонаха, одного иеродиакона и двенадцати монахов. Несомненно, благословляя своего послушника преподобного Иннокентия на основание общежительного монастыря, преподобный Нил имел цель сохранить свой собственный скит маленьким.

Кроме преподобного Иннокентия нам известен еще один святой, бывший учеником преподобного Нила – это преподобный Кассиан Угличский,1 греческий князь из Константинополя, которому преподобный Нил написал два письма; они сохранились. Он основал на Волге собственный монастырь. Влияние преподобного Нила чувствуется также в Уставе преподобного Корнилия Комельского.2

___
1 + 1504 г., 2 окт.
2 +1537, 19 мая.


Однако трудно проследить прямое влияние преподобного Нила на русское монашество, и оно, действительно, не имеет большого значения, кроме одного неоспоримого факта, что созерцательная монашеская традиция Севера полностью основывается на примере святых Отцов Востока – Греции, Сирии, Палестины и Египта. Устав скита преподобного Нила (кроме него сохранились только несколько его писем и его краткое Предание) совершенно соответствует традициям этих Отцов и большей частью состоит из их писаний. Сам преподобный Нил говорит: "Как пес от крупиц, падающих от трапезы словес господий своих блаженных Отец" собрал.

Как мы видели, главное содержание Устава скита – это не внешний порядок в монастыре, а внутреннее делание монаха. Отцы называют это "мысленным деланием, что означает практику православной духовной жизни, сосредоточенной на молитве Иисусовой. Предварив о том, что весь внешний, телесный труд служит лишь для очищения и "внутреннего естества", преподобный Нил дает описание внутренней духовной брани, происходящей в уме, в царстве помыслов. Победа или поражение, которые обретает здесь православный христианин, преобразуются затем в добродетели или пороки, которые видны и внешне.

В этой брани, когда кто отвлекается от Бого-угодной чистоты помыслов, различается пять степеней: 1) Представление помысла, или предмета (по-славянски — прилог), вдруг в сердце вносимое и уму предстающее. И таковой прилог называется безгрешным, не заслуживающим ни похвалы, ни осуждения, потому что он не от нас зависит. Разве одни совершенные и восшедшие на высокую степень духовной жизни могут пребыть непоколебимыми, и то на время. 2) Принятие оного (сочетание). Сочетанием святые Отцы называют собеседование (соглаголати) с пришедшим помыслом страстное или бесстрастное или принятие мысли, от врага принесенной, удержание оной, согласие с нею и произвольное допущение пребыть ей в нас. И это святые Отцы уже не всяко почитают безгрешным. 3) Согласие с помыслом (сложение). Сложением святые Отцы называют благосклонный от души прием помысла, в нее пришедшего, или предмета, представившегося ей. О вменяемости сего святые Отцы рассуждают по той степени и мере духовного возраста, в коих находится подвизавшийся. Именно: если кто достиг некоторого преспеяния и удостоился получить от Бога помощь и силу отревать помыслы лукавые, но не отженет их по лености и небрежению, таковому не безгрешно сие. Если же новоначальный и к отреянию прилетов и наведений лукавого еще бессильный склонится несколько на сторону лукавого помысла, но вскоре, раскаясь и зазревая себя, исповедует сие Господу и Его призовет на помощь, по глаголу сему: исповедайтеся Господеви, и призывайте имя Его (Пс. 104, 1), то ему Бог прощает ради милости Своей за немощь его. Вот что Отцы сказали о сложении мысленном, об уступке, о склонении на сторону помысла, когда кто-либо из подвизающихся, хотя бывает побежден в мысли, но когда корень ума его (во глубине сердца своего) твердо стоит в том, чтобы самим делом не согрешить и беззакония не совершить. И это есть первый вид сложения. В том, когда кто волею своею приемлет вражия, то есть от врага наносимые мысли и, согласуясь и сдружаясь с ними, побеждается от них так, что уже не токмо не противоборствует им, но решается исполнить по внушению страсти, и если не исполняет самим делом почему-либо, как по неулучению времени или места или по иной причине. Таковое состояние души весьма виновно и подлежит запрещению 4) Пленение. Это когда сердце насильно и против воли устремляется к нашедшему помыслу и, водворяя его в себе, чрез то ниспадает из своего духовного настроения. В первом случае, когда умом овладевают помыслы, и он насильно и против твоего желания уносится лукавыми помыслами, ты вскоре, Божией помощию, удерживаешь его и возвращаешь его к себе и к делу своему. Второй случай бывает тогда, когда ум, как бы бурею и волнами подъемлемый и отторженный от благого своего устроения к злым мыслям, уже не может придти в тихое и мирное состояние. Это обыкновенно происходит от рассеянности и от излишних неполезных бесед. 5) Страсть. Страстью преподобный Нил называет такую склонность и такое действие, которые, долгое время гнездясь в душе, посредством привычки, обращаются как бы в естество ее. Человек приходит в это состояние произвольно и самоохотно: и тогда помысл, утвердясь от частого с ним обращения и сопребывания, и согретый и воспитанный в сердце, превратясь в привычку, непрестанно возмущает и волнует его страстными внушениями, от врага влагаемыми. Это происходит, когда враг очень часто представляет человеку какую-либо вещь или лицо, питающие страсть, и воспламеняет его к (исключительному) люблению их или так, что волею-неволею человек мысленно порабощается им. Страсть непреложно подлежит во всех ее видах или покаянию, соразмерному с виною, или будущей муке.

Далее преподобный Нил в своем Уставе скита говорит о том, как и чем укреплять себя в подвиге против восстающих на нас вражеских сил, каким образом должно вести брань с лукавыми помыслами, как противоборствовать страстным помыслам и дает общие наставления ведущим духовную брань. Он называет восемь главных страстных помыслов, от которых, как учат святые Отцы, рождается множество других, и учит, как противоборствовать им. Вот эти страстные помыслы: чревообъястный, блудный, сребролюбивый, гневный, печальный, уныния, тщеславный и гордостный.

Последние части Устава говорят о памятовании смерти и Страшного Суда, о слезах, об отсечении всего себя от всего и об истинном устранении всякого попечения, о том, что вышесказанные дела иноческие надлежит совершать в свое время и должным образом.1

___
1 Здесь нам должно предостеречь верных православных от опасности прочтения книги Г.П. Федотова "Сокровища русской духовности". В ней приведен Устав скита преподобного Нила, но читателю не следует доверять вступлениям и комментариям "либерального" ученого Федотова, который не понимает православную духовность и ее историю и, таким образом, бессмысленно ищет "оригинальности" в "литературном произведении" Преподобного, свысока относится к "просто историческим записям", содержащимся в житиях святых этого периода (именно по материалам этого богатого источника профессор И.М. Концевич написал лучшую работу о русской духовной истории "Стяжание Духа Святаго в путях древней Руси"), и считает существенным то, что преподобный Нил был "любимым святым русской либеральной интеллигенции"!

СКИТ преподобного Нила всегда оставался малым и скромным, как того желал его основатель. Однако, как бывало и во всяких монастырях, уровень его духовной жизни был не всегда высокий, а в первой половине ХІХ-го века в особенности скит был в состоянии большого упадка — и духовно, и физически. Именно в то время Бог восставил великого аскета, который еще раз прославил скит преподобного Нила процветанием духовной жизни. Хотя он и не восстановил его буквально так, как завещал преподобный Нил, а в одном отношении даже действовал наперекор выраженному им желанию, тем не менее в его жизни, в его духе, даже физическом окружении последних лет его жизни после того, как преподобный Нил его "наказал", можно уловить отблеск духа великого основателя скитского жития в России и вдохнуть легкий аромат уединенных деревянных скитов Севера. Действительно, не случайно этот новый подвижник скита преподобного Нила носил, как и его великий предшественник, имя Нил Сорский.

 
Преподобный Нил в своей болотистой глуши. Гравюра ХІХ-го века.


 
Часовни Голгофа и Гефсимания в Успенском скиту преподобного Нила.


 
Успенская часовня в Гефсиманском скиту, построенная великим аскетом иеросхимонахом Нилом, как она выглядела в то время, когда в скиту подвизался иеросхимонах Иоанн (1898).


 
Иеросхимонах Иоанн (1830 – 1903). Последний известный великий аскет монастыря преподобного Нила Сорского, в котором он прожил почти всю свою жизнь и преставился там в день канонизации его любимого преподобного Серафима Саровского.


 
Внутренний вид Сорского монастыря. Справа — храм Сретения Господня. На заднем плане — храм Святого Покрова у врат монастыря.


 
Церковь Покрова и врата с наружной стороны; во время крестного хода в праздничный день (эти акварели написаны летом 1898 года).


 
Иеросхимонах Нил.


Иеросхимонах Нил Сорский (1801 — 1870) родился у благочестивых православных родителей. Отец его состоял в переписке с преподобным Паисием (Величковским), новым ревностным последователем святых Отцов и монашеского "умного делания", несомненно вторым после преподобного Нила; и ученики старца Паисия часто навещали его дом. Подвизаясь в разных монастырях, отец Никон (его монашеское имя), занимал в них разное положение, но сердце его было все время отягощено земными заботами, и он искал более уединенное место для своих аскетических трудов. Провидением Божиим он был направлен в скит преподобного Нила, который тогда принадлежал Свято-Кирилловскому Белозерскому монастырю, и игумен монастыря был очень рад поручить ему восстановление скита.

Зрелище, которое предстало перед глазами отца Никона в скиту преподобного Нила, было поистине печальным: две ветхие церкви на насыпи, которые построил Преподобный, так же, как и другие сооружения в скиту, были в плохом состоянии; многое разваливалось на части, только мельница преподобного Нила на Соре была более или менее целой. Но что было гораздо хуже, восемь монахов, что жили в скиту, далеки были от жизни в монашеском трезвении и совсем не желали, чтобы их новый начальник исправлял их. Подумать только, совсем рядом со скитом отец Никон встретил группу смеющихся и распевающих песни женщин, которые в монастыре работали на братию! Тем не менее, удаленность и изолированность скита, скромные его церкви и могила преподобного Нила (которого похоронили под деревянной церковью Предтечи) привлекли душу отца Никона, а скоро ему во сне явился и сам преподобный Нил и говорил с ним, и велел ему не отказываться возглавить скит, обещая помощь.

 
Рясофорный монах Иоанн.


Возглавив в 1837 году скит, отец Никон ввел строгий монашеский уклад и за три года восстановил здания и построил ограждение вокруг скита. К нему присоединилось около двадцати монахов. Рядом с колодцем и прудом, которые ископал сам преподобный Нил, он построил часовню и маленькую келью для собственных уединенных трудов.

Скоро скит начало посещать много паломников, и тут отец Никон поддался искушению, которое и предполагал игумен Свято-Кирилловского монастыря, построить большую каменную церковь на месте двух маленьких деревянных. Жизнеописатель отца Никона не говорит об этом, но очевидно из последовавших событий, что преподобный Нил, который некогда запретил Иоанну Грозному саму идею строительства каменной церкви в его скиту, наказывал тех, кто осмеливался действовать против его воли. До того, как смоги закончить каменную церковь, игумен Свято-Кирилловского монастыря был смещен со своего места, а отец Никон с позором изгнан в дальний монастырь за то, что, не сообщив о том, хранил в своей келье человеческие кости (очень чистые, благоухающие, с каплями мира, очевидно принадлежавшие скитскому преподобному), найденные, когда разбирали деревянные церкви и сравняли уровень насыпи до старой гробницы. Далее, во время сооружения каменной церкви рухнули арки, поддерживавшие центральный купол, а с ними упал с высоты арки и был засыпан кирпичами шестнадцатилетний мальчик (несомненно, заступничеством преподобного Нила объясняется то, что его целым и невредимым нашли под грудой камней).1

___
1 Этот случай записан А.Н. Муравьевым, "Русская Фиваида на Севере", С-Пб., 1855, стр. 353-354).


В изгнании своем отец Никон почти отчаялся, но его поддерживал голос, исходивший от иконы Божией Матери и говоривший ему, что он еще вернется в скит преподобного Нила и получит великую схиму. И действительно, через три года ему было разрешено вернуться в любимый скит, но уже не скитоначальником, а просто удалиться в собственный малый скит рядом с колодцем преподобного Нила, куда прежде отец Никон переместил разобранную деревянную церковь Предтечи, которая, по крайней мере, с XVII-го века простояла над могилой преподобного Нила. Эта церковь и дала название второму скиту Преподобного — Предтеченский.

В 1852 году отец Никон получил схиму с именем Нил в честь великого основателя скита и начал жизнь, которая во многом напоминала житие его преподобного покровителя. Особенно после 1861 года, когда он основал еще один, менее доступный, скит (Гефсиманский, или Успенский скит), расположенный дальше в лесу, где вел строгую отшельническую жизнь. Внутрь скита никогда не допускались женщины, а когда ему доводилось повстречать паломниц за пределами скита, отец Нил никогда с ними не разговаривал, лишь молча благословлял. Его связь с миром ограничивалась написанием ответов на духовные вопросы на листках бумаги, которые ему приносил келейник. Он совершал Всенощные бдения, как было принято на Афоне: длились они всю ночь, по двенадцать часов и более, как и при преподобном Ниле. Он постоянно читал святых Отцов, напитываясь их мыслями; ссылками на них были наполнены его поучения братии. Устав его отличался от устава преподобного Нила в том, что Литургию он совершал каждый день, для чего к нему иногда присоединялись два-три монаха. Церковь и две часовни, которые он построил, также как и другие постройки и изгороди, были все из дерева. В древней церкви Предтечи он собрал все старые иконы и церковную утварь из скита преподобного Нила и сам написал много новых икон, строго придерживаясь византийского стиля, так как в юности учился искусству. В общем, в то время, когда сам скит преподобного Нила стал обычным общежительным монастырем с ничем не примечательной каменной церковью, маленькие скиты отца Нила продолжали, по мере возможности, традиции самого Преподобного.

Отец Нил много потрудился ради прославления преподобного Нила, написав несколько его икон и составив первую службу и акафист ему. Он также намеревался составить акафист преподобному Серафиму Саровскому за много лет до его канонизации и как бы для того, чтобы подчеркнуть духовную связь между двумя великими отшельниками преподобным Нилом XV-го века и преподобным Серафимом ХІХ-го века. Сам отец Нил преставился как раз в день канонизации преподобного Серафима, только за тридцать три года до этого события (19 июля 1870 года). В своем скиту, таком же уединенном и отдаленном, как и старые скиты северных лесов, отец Нил в великой святости закончил свою земную жизнь, явив дары прозорливости и исцеления. После смерти он явился своему духовнику и сказал ему: "Не печальтесь обо мне, я удостоен Божией милости". Подобным же образом явилась во сне одной из своих монахинь настоятельница близлежащей обители, велев ей сообщить сестрам, что она теперь пребывает в Небесных чертогах, приготовленных для старца Нила.1

___
1 Полное житие отца Нила (и краткие жизнеописания некоторых его соподвижников) содержится в книге епископа Никодима (новомученика) "Жития русских подвижников XVIII-ХІХ веков", Москва, 1908 г., Июль, стр. 278-379).


В те времена в скиту преподобного Нила добре подвизались и иные святые аскеты. Одним из самых замечательных среди них был рясофорный монах Иоанн (Шапошников, 1802–1863), инвалид, потрудившийся в скиту Предтечи и в уединенной келье в лесу. С юности был он избранником Божиим, ходил по воде; подвергшись свирепым нападениям бесов, победил их, был удостоен нескольких чудесных видений, а также посещения и исцеления Самой Пресвятой Богородицей. Однажды, когда он впервые пришел в скит преподобного Нила и все еще горевал из-за того, что вынужден был покинуть Свято-Кириллов Новоезерский монастырь, поскольку был калекой, он в великой печали стоял в церкви, приготовившись ко Всенощной по случаю главного зимнего праздника. Вдруг увидел, как из алтаря выходит незнакомый Старец в схиме и говорит: "Ну, ты, видно, не хочешь у меня послужить. Коли так, можешь возвратиться к преподобному Кириллу". С этими словами Старец довольно сильно стукнул его по плечу правой рукой. Иоанн хотел поклониться ему и спросить, кто он, но Старец мгновенно исчез. Заметив, что он в точности напоминает преподобного Нила, изображенного на иконе поверх его мощей, Иоанн исполнился великой радости, вся его скорбь исчезла, и он твердо решил провести остаток жизни в скиту Преподобного. На месте, где вскоре отец Нил построил свой Успенский скит, он увидел однажды ночью огненный столп и услышал ангельское пение: "Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение". Длительное время созерцая это видение, он предсказал тому месту будущую духовную славу, и так впоследствии и было.

После смерти отца Нила один из его учеников, неросхимонах Иоанн (1830–1903), продолжал подвизаться в скитах, сначала в скиту Предтечи, а потом, за восемь лет до своей смерти, перешел в Успенский скит, духовная слава которого продолжалась вплоть до ХХ столетия. Он был верен преподобному Нилу, особенно с того времени, когда в юности еще носил с собой икону Святого, собирая пожертвования для скита. Часто он молился перед иконой Преподобного, прося помощи в избавлении от множества искушений, встречавшихся на пути. От той иконы было множество исцелений. Отец Иоанн стал широко известен как великий аскет, и к нему многие приходили за духовным советом. Последний год земной жизни он провел в полном уединении в келье своей в Успенском скиту. Последним его желанием было дожить до канонизации преподобного Серафима, которого он сугубо почитал, и умереть в день упокоения его Старца, отца Нила. И так, в самый день канонизации преподобного Серафима, 19 июля 1903 года, после того, как больной отец Иоанн поднялся с постели, чтобы отслужить молебен вновь канонизированному Святому, он отошел ко Господу ("Житие" из книги епископа Никодима, стр. 262-276).

Хотя преподобный Нил, без сомнения, один из самых выдающихся святых Святой Руси, святой Отец православной аскетической традиции, единый от великих духовных пастырей русского монашества, которому дано было именование "Великий Старец" в церковной литературе, несомненный чудотворец – все же преподобный Нил не был официально канонизирован Церковью, как бы в соответствии с выраженным им самим желанием не иметь мирской славы. Несомненно, его "непопулярные" идеи препятствовали его официальному прославлению, и поэтому не иерархи Церкви, а скорее верующий народ прославил его, и имя его вошло в церковные календари на основании почитания его. Через несколько десятилетий после его смерти, во второй половине XVI-го века, была составлена церковная служба ему (очевидно, для местного пользования) и позднее – и иные службы. Из самой ранней службы ему все еще существует тропарь, кондак и икос.

Духовные наставления преподобного Нила дали обильные плоды, и сам Преподобный продолжал навещать место свои земных трудов. Образ Святого жив в сердцах верующих людей, и не прекрашаются его молитвы о страждущих христианах. Его молитвами да спасемся и мы! Аминь.


МОЛИТВА КО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ ПРЕПОДОБНОГО ИЕРОСХИМОНАХА НИЛА СОРСКОГО, ЧТОМАЯ В ДЕНЬ ВОСКРЕСНЫЙ.

О всемилостивая Дево Богородице, Мати щедрот и человеколюбия, прелюбезная надежде и упование мое!

О Мати пресладкаго, перворожденнаго и всяку любовь превосходящаго Спасителя, Господа Иисуса Христа, Человеколюбца и Бога моего.

Свете помраченныя души моея! К Тебе аз многогрешный припадаю и Тебе молюся, источниче милосердия и пучину щедрот и человеколюбия рождшая: помилуй мя, вопию Ти болезненно, помилуй мя, всего уязвленнаго, в лютые разбойники впадшаго, и от одежды, в нюже облече мя Отец, увы мне, обнаженнаго. Темже возсмердеша и согниша раны моя от лица безумия моего.

Но, Владычице моя Богородице, молю Тя смиренно, воззри на мя милостивым своим оком и не возгнушайся мене, всего помраченнаго, всего оскверненнаго, всего в тине сластей и страстей погруженнаго, люте падшаго и возстати не могущаго: умилосердися на мя и даждь ми руку помощи, во еже воздвигнут мя из глубины греховныя.

О Радосте моя! Избави мя от обышедших мя; просвети лице Твое на раба Твоего, спаси погибающаго, возстави падшаго люте: можеши бо вся, яко Мати Бога Всемогущаго.

Излей на мя елей милосердия Твоего, и вино умиления точити ми подаждь; Тебе бо воистину едину надежду стяжах в житии моем.

Не отрини убо мене, к Тебе притекающаго, но виждь скорбь мою, Дево, и души желание, и сие приими и спаси мя, ходатаице спасения моего.


Рецензии