В. Поленов. Христос и грешница

   1887 год. 15-я выставка Передвижником. Каждая выставка – это  большое общественное событие. Придут многие известные лица. Придет и император с супругой. Экспонировалось два больших полотна. «Боярыня Морозова» - трагический эпизод из истории борьбы с старообрядцами, представленный уже известным художником Василем Суриков. И менее известная даже и сегодня картина Василия Поленова «Христос и грешница». Эпизод из земной жизни Христа, о котором нам поведал  евангелист Иоанн. Картина не маленькая. Три на шесть метров. С этой его картины художник  начал рассказывать живописными средствами земной путь Иисуса Христа.

    Поленова знают , как ни странно, благодаря другой его картине. Написанной как бы случайно. Как бы невзначай. «Московский дворик» Именно с ней он впервые пришёл к Передвижникам, сам не подозревая, что она станет гвоздём выставки. Она остается любимой и по сей день. «Московский дворик» как бы заслонила всё, что он создал впоследствии.

     Поленов работал на картиной «Христос и грешница» очень долго. Около 20 лет.  Мучительно, с большими перерывами.  Он задумал картину еще студентом, а осуществил, когда ему перевалило за 40.

                *****
      И вот картина предстала перед зрителем.  « Христос и грешница. » Поднята очень важная и древняя как мир тема.  Жрица любви, но и много возлюбившая. А еще представительница самой древней профессии. И всё это перед лицом того, кто один может сказать : «Мне отмщение и аз воздам». То есть, только я имею право истинно судить.

  Вот пред Его очи и приволокла такую жрицу возбуждённая толпа Марию Магдалину. А она кто? Она блудница. Или проститутка, говоря вульгарным языком сего дня. Со всем нашим отрицательным отношением к особам , живущим этим непристойным делом.
В Православной и Католической   церквях почитание Марии Магдалины различается. В традиции Католической церкви долгое время было принято отождествлять с ней кающейся блудницы.

   В Православии она была исцелена Иисусом Христом   от одержимости семью бесами.  Затем стала следовать за Христом, служа ему. Она присутствовала на Голгофе  при кончине Иисуса. После чего была свидетельницей его Погребения. А также стала одной из жен-мироносиц, которых ангел известил о Воскресении. 
   
Вторая половина жизни Марии Магдалины, согласно легендам, прошла так: она удалилась в пустыню, где 30 лет предавалась строжайшей аскезе, оплакивая свои грехи. Её одежда истлела, но срам (наготу) прикрывали длинные волосы. А измождённое старое тело каждую ночь возносили на небеса ангелы, чтобы исцелять его — «Бог питает её пищей небесной, а ангелы каждый день поднимают её на небо, где она слушает пение небесных хоров , смысл которого в том, что Богородицу после смерти забрали на небо телесно.»

                *****
  Сюжет картины связан с историей о Христе и грешнице, описанной в Евангелии от Иоанна.  Фарисеи и саддукеи   привели к Христу женщину, уличенную в прелюбодеянии. Согласно законам Моисея, её должны были подвергнуть мучительной казни – побиение камнями.. А это противоречило проповеди человеколюбия, которую исповедовал Христос. В результате Христос оказывался перед не простой задачей — либо нарушить законы Моисея, либо поступить в противоречии со своей проповедью. Этот эпизод  описан так  в восьмой главе  от Иоанна:

   «Иисус же пошел на гору Елеонскую.  А утром опять пришел в храм, и весь народ шел к Нему. Он сел и учил их.  Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив ее посреди, сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь?  Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания.  Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень.  И опять, наклонившись низко, писал на земле.  Они же, услышав  и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди.  Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя?  Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши.»
Действие происходит у Иродова придела Иерусалимского храма, широкая лестница которого уступами спускается вниз.
 
   На Картине Христос  изображён сидящий, окружённый его учениками и другими слушателями]. Очевидно, он вёл с ними беседу, которая была прервана шумом появившейся группы людей вместе с грешницей.  На картине запечатлён весь драматизм евангельского события. Только что был задан провокационный вопрос о том, что же делать с грешницей. В ожидании ответа Христа замерла толпа, ждут реакции Христа и его ученики.

   Кроме Христа мы видим людей известных.  Из описания, в частности, следует, что мальчик, сидящий на уступе лестницы храма, — это Марк, один из будущих евангелистов. Справа от Христа изображён другой евангелист - Иоанн, а слева — Иаков, за спиной которого, облокотившись на посох, привстал Пётр.

     В том же ряду, что и Пётр, находятся Андрей (Первозванный), Филипп и Иаков, а во втором ряду — Иуда,  и Матфей.

     Человек с полузакрытым лицом, стоящий у кипариса позади учеников Христа, — фарисей Никодим, один из тайных последователей Христа.

      На переднем плане, у плетёных корзин, сидит Мария — мать Марка, а рядом с ней — её служанка Рода.
                *****
    У каждого могут сложиться  свои впечатления и размышления перед картиной. И я тоже долго-долго смотрю на это изображение , повествующее нам историю , произошедшую более двух тысяч лет назад. Увиденное приводит меня иной раз к мыслям парадоксальным, но и неизбежным . Одно цеплялось за другое и выстроилась такая цепочка.

    У нас всех  есть заложенное в нас тяготение к противоположному полу.  Оно заложено в нас Богом ли, Дьяволом, - неизвестно. Скорее всего, ими обоим. И между ними борьба. А «поле битвы – сердца людей», по выражению Достоевского.

   Природное тяготение есть. Но  об этом не говорится в сюжете картины. Говорится о другом.  О всепрощении , о милости к падшим, исходящей от Бога. И тут вопрос: почему это плотское тяготение есть грех. Почему грех? А как же продление рода человеческого без этого греха?

  Пока еще никто убедительно и  окончательно не доказал, кто или что стало причиной того, что весь живой мир так поделился с вечным взаимным влечением одной половины человечества  к другой. И при этом  породив основные чувства наших душ: любовь и ненависть. Присущие только человеку.  Да и вряд ли , кто докажет. Есть тяготение – есть движение. Высшая цель этого движения – продление рода человеческого.

     Следующий вопрос:  если  Бог вложил в нас это истинно божественное ни с чем не сравнимое чувство – любовь, почему он тут же и заявил, что человек, с «вожделением посмотревший на женщину, уже и прелюбодействовал с ней в сердце своем". То есть поддался искушению одного из самых главных грехов человеческих. Первородному греху .  Ну как же так получается? За что ж так премудрый и всемилостивый  подверг нас столь мучительной и незаслуженной пытке поиску ответа на им же заданную абсолютно неразрешимую загадку.

     Чувство, тяготение, любовь, инстинкт, зов плоти - назвать можно по-разному. Но все это либо есть, либо нет. И третьего не дано. Но почему только в мире людей всему этому взаимному движению ставится столько пределов нравственного порядка. Объект есть, но даже и смотреть на него нехорошо. Грех.  И у меня внезапно появилось до смешного простое сравнение: добрый боженька  подарил человеку конфетку. Но как только человек почувствовал сладостный вкус ее во рту, даже еще и не распробовав ее, суровый дедушка пригрозил ему тут же пальчиком. Нельзя. То есть, можно, но только при соблюдении некоторых условий, продиктованных велением души. Да еще и при том, чтобы ни на какую другую конфетку вовсе и посмотреть нельзя. То есть можно, но так, чтобы сладостный вкус во рту снова не появился. Но только как же это возможно, если тело мое, не спрашивая мнения души, выдвигает властно свои требования.

   Человек, как и Христос, имеет двойную природу: телесную и духовную. Почему так жестоко и несправедливо в своих противоречивых  потребностях человек навечно поставлен перед мучительным выбором, чьему желанию уступить: души или тела.
 
   Почему Бог,  не учтя всю порочность человеческой им же созданной природы, не подумал о том, что если есть тяготение, если есть желание обладать другой своей половиной, значит, неизбежно  между этими половинами  возникнет известная схема: ты мне – я тебе.

    Человек разумный быстро про себя решил, что доходить до цели, то есть продление рода человеческого,  вовсе и не обязательно. Поскольку  достижение цели может оказаться и несвоевременным, а то и вовсе не нужным. Но при этом, человек  столь же разумно про себя решил, как бы втихомолку, в тайне от отца-создателя, зачем же отказываться от всех этих приятных ощущений  тела, предшествующих рождению новой жизни. Нет, это глупо, неразумно  и невозможно. Да и жизнь без всех этих ощущений вовсе уже, кажется, и не жизнь.

   Замеченное тяготение к телу легко позволило однажды посмотреть на него в отрыве от души, как на обычный товар, имеющий свою цену, который можно на что-то в высоком или низком смысле обменять или даже откровенно продать. На пять минут или на всю жизнь. Иной раз даже и неосознанно. Говорят же, что вот, дескать, вышла замуж за старого и плешивого, да хоть при славе и деньгах.

     Есть спрос на удовлетворение плотского желания, ну значит будет и предложение. Значит будет предложение такой услуги. Секс-услуги.

   То есть то, чем занималась Мария Магдалина. Она торговала своей плотью. А это нехорошо. А это грех , обозначенный еще Моисеем. Если грех , то и будет наказание. В библейски времена суровое наказание . Побиение камнями. Вот с этим и явилась толпа фарисеев к Христу.

    А как же с напутствием «Плодитесь и размножайтесь». Он относится ко всему живому миру или только к человеку. А если к человеку, но только с соблюдением некоторых условии. И поди разберись с этими условиями,

    Почему к Христу пришла эта толпа. Потому как имя Христа стало очень популярно среди жителей Иерусалима благодаря  его чудесам, творимым Им в его скитаниях в Палестине. И у всех  был ещё  в памяти  вход господень в Иерусалим у его врат. Его вход вызвал брожение в умах жителей. Надо было срочно отвернуть внимание от его проповедей. Вот они и пришли и притащили с собой блудницу.
 
                *****
    В. Поленов, когда он замыслил целый цикл , посвященный жизни Христа, ставил перед собой очень сложную задачу. Он захотел показать Христа , изображая его , как человека. А у нас ещё не так давно существовал тогда совсем иной образ святого. Того, которого мы вдели исключительно на иконе. А икона – это совершенно иное изображение Христа. И техника живописная совсем другая, каноническая . Плоскостность изображения, чистота красок, отсутствие перспективы. Иное другое изображение – богохульство. А на Западе только такие изображения всех святых и существовали. Иных не знали.

    И вот Поленов решился переступить все каноны и представить земной путь Христа в его земном естестве. Мир иконы для многих  сложен: для этого нужен был духовный опыт, базовое знание о православной культуре. А  Поленов решил изобразить реального человека в реальных условиях, в палестинской природе.

     Вот он сидит в центре картины ничем иным, не отличаясь от прочих вокруг него. У него нет даже ореола – признака святости – вокруг головы. Но был головной убор. Он защищал против лучей палящего солнца. Но тут вмешалась мамаша художника. Канонический Христос на иконах всегда с непокрытой головой!  Мать была особой властной. Художник не рискнул перечить. Он снял головной убор с головы Христа.
 
                *****
   А в то время вера в Христа сильно поколебалась. Зараза, как водится, пришла с Запада. Говорили, что Христос — это всего лишь историческая личность, а все остальное — миф, который был придуман после его смерти. Доказывали  вымышленность всех евангельских чудес, говорили о том, что Евангелие — это миф, это абсолютно то же самое, что и мифы Древней Греции, и исторической подосновы здесь нет.

    Да что там западное влияние,  если сам Лев Толстой не верил в божественную природу, ни в воскресение Христа. Но он верил в  христианское учение, «в котором проповедуется любовь, смирение, уничижение, самоотвержение и возмездие добром за зло».

 Поленов очень уважал великого писателя, а он вот как отзывался о его картине: «Правая сторона картины написана очень хорошо – сама грешница, евреи. А левая никуда не годна: лица банальные, Христос у него – какой-то полотёр, апостолы плохи; сзади – декорация».  Обидно! Можете себе представить! Художник старался, а у него не Христос, а полотёр!

                *****
    Но картина не понравилась не только Толстому. Не понравилась и цензуре тоже. Цензоры сочли произведение «вредным для народа». Ведь живописец изобразил Иисуса не как сына бога, высшее существо, а как обычного человека. Его даже не сразу можно узнать среди группы учеников, сидящих перед храмом. У него отняли Его божественность.

    Цензура напряглась, но всё разрешилось  после того, как картину увидел император Александр третий.

За несколько дней до открытия выставки представленные на неё картины были осмотрены цензором  Никитиным. Это был действительный статский советник. То есть генерал. Ввиду деликатности темы,  он не решился дать разрешение на участие картины Поленова в экспозиции.

     Затем  выставку посетил Владимир Александрович, брат императора.  Он внимательно осмотрел картину Поленова. пожаловался на плохое освещение и заключил, что «для образованных людей картина интересна своим историческим характером, но для толпы весьма опасна и может возбудить всякие ненужные мысли. А затем на выставку пришёл сам император в сопровождении супруги и нескольких великих князей. Император  подошёл к полотну Поленова и долго рассматривал его, беседуя с художником.

 Он похвалил выражение лица Христа, сказав, что издали «показалось, что он немного стар, но вблизи действительно чудесно». Вскоре к художнику  подошёл князь  Владимир и спросил, свободна ли его картина, на что Поленов ответил утвердительно. Тогда Владимир сообщил художнику, что полотно желает купить император.

  Павел Третьяков тоже хотел купить картину и уже предложил цену. 20 тысяч рублей. Хорошая цена. Только император предложил больше, 30 тысяч  рублей.   Картину поместили в личный музей императора, получившего название «Русский музей». И первоначально картина называлась «Блудная жена».

    На средства, вырученные от продажи картины «Христос и грешница» Поленов купил участок земли на верхней Оке , где по его же проекту был построен большой дом.

                *****
      В русской литературе отношение к несчастным созданиям, падшим созданиям, совершенно в духе проповеди Христа, явственный призыв к  милости и прощению. «И милость к падшим призывал» - начертано на памятнике Пушкину в Москве.  Вспомним образы Катюши Масловой и Сонечки Мармеладовой. Жертвы порочного общества. Да и не только к ним обращена строка.  Вспомним знаменитый монолог Мармеладова, произнесённый им в кабаке перед Родионом Раскольниковым:

    И скажет: «Прииди! Я уже простил тебя раз.  Прощаются же и теперь грехи твои многие за то, что возлюбила много…» И простит мою Соню, простит, я уж знаю, что простит. И всех рассудит и простит, и добрых и злых, и премудрых и смирных. «Выходите, скажет, и вы! Выходите пьяненькие, выходите слабенькие, выходите соромники!» И мы выйдем все, не стыдясь, и станем. И скажет: «Свиньи вы! образа звериного и печати его; но приидите и вы!» И скажет: «Потому их приемлю, премудрые, потому приемлю, разумные.» И прострет к нам руце свои, и мы припадем… и заплачем… и всё поймем!  Господи, да при-идет царствие твое!


Рецензии
Спасибо за приятную встречу с любимым художником! Давно не была у Вас на страничке. А сегодня с удовольствием погостила.
Эту картину я впервые увидела в Большом Доме в Поленово. Было много времени и мало посетителей в зале.Поэтому насладилась по полной программе.Правда.в чёрно-белом варианте ( эскиз углем). Но он тоже хорош! Очень люблю изящные картины Поленова, мне очень уютно в Большом Доме, восхищает образ жизни художника с семейством и как здорово.что Александр Третий не прошёл мимо и мы имеем возможность видеть сегодня эти два варианта картины!А в Москве Поленовы жили когда-то напротив театра зверей Дурова и близость этого соседства меня тоже греет...

Вера Данилова 2   29.08.2024 22:22     Заявить о нарушении
Добрый вечер, Вера. Всегда рад Вашему приходу. А я вот ни разу не был в имении Поленовых, в музее. Никак не получается выбраться. Жаль. Но надеюсь все-таки побывать. Директорром там, кажется, родственница художника. Я видел её по телевизору. Он не был москвичом. А прославился как раз своим "Московским двориком". И не все знают, что дворик этот находится на Арбате. А это 20 минут пешком до Кремля. Я очеь много раз был там, на этом дворике. Рядом находится французская школа. Я преподавал язык учиникам этой школы.
Театр зверей Дурова. А я и не знал, что он жил и там тоже. Одно время я тоже жил не так далеко от театра. Три года жил. Эта часть Москвы тоже сильно изменилась, Особенно после строительства театра Советской Арми. и Олимпейского стадиона. Там былдо много деревянных старых домов. Все снесли. Что делать. Большой город не может не меняться. Большое спасибо за отклик.

Геннадий Мартынов   30.08.2024 21:36   Заявить о нарушении
И Вам доброго вечера! Поленовы и снимали деревянный дом,что стоял на развилке дорог напротив театра зверей Дурова. Там устраивались "керамические четверги" сестрой Василия Дмитриевича - Еленой Дмитриевной,дизайнером и иллюстратором детских книжек,прекрасной акварелисткой, а вечером художники и ученики собирались у Василия Дмитриевича на "рисовальные вечера". Потом этот дом разобрали по брёвнышку и планировали,видимо,восстановить.Но где он сейчас - неизвестно.Это рассказывала экскурсовод.

Вера Данилова 2   30.08.2024 23:39   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.