А. Раат, Ш. де Фрейтас От Буллингера к пуританизму
Теология Джона Хупера и должность магистрата
Андрис Раат, Шон де Фрейтас
I. Введение
Прямое политическое влияние марианских изгнанников в Англии и Шотландии заключалось в развитии теории универсальных принципов права, лежащих в основе
всей магистратской власти и ограниченного правительства, основанного на библейском законе. Однако обычно не осознается, что влияние английского реформатора и
мученика Джона Хупера в значительной степени способствовало развитию этих представлений в реформаторских политических кругах Англии и Шотландии.
Влияние Хупера на реформаторов, таких как Нокс, охватывало обширную
область. Есть веские основания полагать, что доктрина Нокса о библейском авторитете
получила импульс в ходе его работы в эдвардианской Англии. Там, утверждает Гривз, взгляды Цюриха (Буллингера) были изложены бывшим цистерцианским монахом Джоном Хупером, который был старше Нокса примерно на 19 лет.1 Гривз обнаруживает дальнейшее швейцарское влияние в этом вопросе через Хупера в Шотландском исповедании и Книге дисциплины Нокса.2 Он также упоминает, что Нокс, по-видимому, почерпнул свою доктрину авторитета из Первого гельветического исповедания
и, среди прочего, Хупера.3 Гривз также указывает, что доктрина авторитета Нокса была ближе к Цвингли (и Буллингеру), чем к Кальвину, и это еще раз подтверждает вывод о том, что влияние Хупера, должно быть, сыграло важнейшую роль в формировании взглядов Нокса.4
Внедрение мысли Буллингера в Англию и Шотландию также распространялось на вопрос предопределения 5 и использование таинств 6. Вероятно, наиболее важным
теологическим последствием введения богословия Буллингера было принятие его взглядов на завет7 и влияние, которое это оказало на области теологии и политики. Принятие теополитического федерализма Буллингера в качестве основы политической теории также ввело концепцию библейской идеи должности магистрата в шотландскую и английскую реформаторскую политику вместе с теорией ограниченных полномочий
магистратов.
Ограниченные полномочия магистрата и подход к тирании можно, в
определенном смысле, считать основными чертами реформаторской английской
и шотландской политической теории. В основе этого подхода лежат теополитические взгляды Генриха Буллингера на должность магистрата и христианскую общину как политическую сущность. Его взгляды на должность магистрата и христианскую общину вскоре привлекли внимание реформаторов в Англии и Шотландии. В частности, Джон Хупер, Джон Нокс и марианские изгнанники Джон Понет и Кристофер Гудман развили взгляды Буллингера в теорию законности. Более поздние мыслители, такие как
Сэмюэл Рутерфорд и Джордж Джиллеспи, плодотворно развили эти идеи в контексте теополитического федерализма. В этой статье основное внимание будет уделено фундаментальному вкладу Буллингера и перспективам, разработанным последующими поколениями реформаторов в Англии и Шотландии на основе библейского завета, с особым акцентом на работе Джона Хупера.
II. Буллингер и библейская идея магистратской должности
В обсуждении Буллингером первой заповеди второй таблицы Десяти
заповедей, касающейся почета, причитающегося родителям, он включает князей
и магистратов в разряд родителей, поскольку в Священном Писании сенаторы и князья называются отцами и пастырями народа.8 Даже Ксенофонт был убежден, что хороший князь не отличается от хорошего отца.9 Почет, причитающийся магистратам или правителям, Буллингер обозначает как означающий требование возвеличивать, поклоняться, почитать и «оказывать почтение как к чему-то, предопределенному Богом», а также признавать, любить и воздавать хвалу «как за благо, полученное из рук Бога, и как за вещь, данную с небес, которая одновременно свята, полезна и необходима».10 Для Буллингера честь в этом контексте означает требование быть послушным и повиноваться; «и так повиноваться, как если бы это был Сам Бог, Которым, как мы знаем, повелевается наше повиновение, и в Котором мы уверены, что наше служение приемлемо».11 В противном случае у нас нет никаких оснований повиноваться ни нашим родителям, ни магистратам, «если они сами сделают или повелят нам сделать что-то нечестивое и несправедливое».12. Пятая заповедь связана со второй, из которой мы узнаем, что магистрату не следует повиноваться, когда он повелевает вопреки воле Божьей, потому что мы должны повиноваться Богу больше, чем людям (Деян. 5:29).13
Ссылаясь на 1 Пет. 2:17, Буллингер выражает честь, подобающую магистратам,
словами св. Петра: «Бога бойтесь, царя чтите».14. Почет, подобающий магистратам, в терминах пятой заповеди относится к должности магистрата, а не к человеку, занимающему эту должность. Непосредственным следствием этого является то, что мы должны признать и исповедать, что должность магистрата установлена Богом для блага людей, и что «Бог через магистрата открыто дарует нам весьма многие и великие блага».
15 Относительно пэров (принцепсов) Буллингер утверждает, что они следят за простыми людьми, если те правильно исполняют свою должность, не показывая себя «отвратительными» тиранами; они судят людей, они вступают в споры, они сохраняют справедливость, наказывая виновных и защищая невиновных, и они сражаются за людей.16 За превосходство их должности, которая является как самой важной, так и необходимой, Бог приписал магистрату использование Своего собственного имени и назвал князей и сенаторов народа богами (Пс. 81:1, 6; Иоан. 10:34, 35), «с намерением, чтобы они самим именем напоминали об их долге, и чтобы подданные могли таким образом научиться относиться к ним с почтением».17 Бог справедлив, добр, праведен и не имеет лицеприятия; и магистраты должны следовать этому примеру.18 Если государь добросовестно исполняет свою должность в государстве, «он накапливает себе множество весьма добрых дел» и хвале, которая никогда не кончится.19 Поэтому магистрату следует
повиноваться, и всем его добрым и справедливым законам. Никакие мятежи или заговоры
ни в коем случае не должны быть направлены против него. Мы не должны проклинать или злословить магистрата. Ибо сам Бог в своем законе повелевает нам, говоря: «не
злословь богов и не поноси князя народа» (Исход 22:28). Если магистрат в какое-либо время согрешит, давайте вести себя с ним, как с нашим отцом.20.
Буллингер утверждает, что магистраты иногда имеют добрые мотивы содействовать религии, продвигать общую справедливость, защищать законы и поощрять
честность; и все же, несмотря на это, они обременеены немощами, даже тяжкими преступлениями. Однако народ «не должен поэтому презирать их и отталкивать их от своего достоинства».21 Буллингер приводит пример Давида, который своим прелюбодеянием «нанес большой ущерб своему народу и своему царству», и, чтобы согрешить еще хуже, Авессалом действовал как мятежник и собирался поставить его рядом со своей короной и царством. Также и у других государей есть пороки, которые, однако, не побуждают и не должны побуждать благочестивых людей к мятежу, пока соблюдается справедливость и защищаются добрые законы и общественный мир.22.
Подданные в королевстве должны молиться искренне и постоянно ради благополучия магистрата; они должны помогать ему в его совете так часто, как только возникает необходимость и того требуют обстоятельства; более того, подданные не должны отказываться от своих «богатств или тел», чтобы помочь магистрату.23
Ссылаясь на исторические примеры, Буллингер упоминает тот факт, что святые собирали свое имущество сообща, чтобы помогать магистрату так часто, как того требовала общественная безопасность; израильтяне всех времен всегда сражались за своих
судей, за своих царей и за других магистратов, а с другой стороны, князья сражались за народ.24 Буллингер формулирует это как универсальный принцип, заявляя, что «эти должности Божественной естественности» имели силу и процветали «даже в наши дни во всех королевствах, городах и общинах».25 Он заключает, заявляя, что каждая нация должна отдавать своему магистрату то, что по закону, или по обычаю, или по необходимости она ему должна. Апостол Павел говорит: «Отдавайте каждому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь» (Рим. 13:7).26
В другом месте27 Буллингер более подробно рассматривает должность магистрата
как таковую. Magistratus берет название от magistris populi designandis, «назначения
хозяев, руководителей и вождей народа».28 Это «помещение» и «место» называются «властью» и «авторитетом» по причине власти, данной им Богом.29 Те, кто имеет власть, называются князьями, потому что они имеют превосходство над народом; те, кто дает советы, называются консулами, а те, кто командует, правит и управляет, называются королями. Магистратура, будучи «властью» и «местом» магистрата, затем определяется Буллингером как должность и действие по ее исполнению. Согласно Писаниям,
магистратура может быть определена как Божественное установление или действие, посредством которого государь защищает добро, подавляет зло и сохраняет благочестие, справедливость, честность, мир и спокойствие, как в общественной, так и в частной жизни, своей властью.30. Из этого Буллингер делает вывод, что управлять государством и исполнять обязанности магистрата - это поклонение и служение Самому Богу; должность
магистрата - это нечто превосходнейшее и «изобилующее всеми добрыми делами» .31.Ссылаясь на Тит 3:1, Рим. 13:1 и 1 Тим. 2:1, Буллингер излагает принцип, согласно которому магистратам необходимо подчиняться. Мы должны скорее повиноваться
установлению Бога, «чем излишне любопытно спорить о видах правления, какой из них лучше или хуже других».32
Дальнейшие выводы из взглядов Буллингера на должность магистрата рассматриваются в его обсуждении шестого предписания Десяти заповедей во Второй декаде: магистрат необходим и не может отсутствовать среди людей, так что без
помощи магистрата государство людей вряд ли может процветать;33 магистрат
назначается Богом для охраны добрых и наказания злых;34 магистрат от Бога, его должность хороша, свята, угодна Богу, справедлива, выгодна и необходима для людей;35 правители, которые правильно исполняют свою должность, являются друзьями и поклонниками Бога;36 они являются Его избранными орудиями, с помощью
которых Он трудится над здоровьем и безопасностью человека;37 хороший магистрат - это тот, кто, будучи законно рукоположен, законно исполняет свою должность и обязанности, в то время как нечестивый - это тот, кто, получив власть злым путем, распоряжается ею по своему усмотрению;38 злой судья не от Бога, потому что Бог - автор добра, а не зла;39; доброе и здравое установление судьи исходит от Самого Бога, Который является Автором всего добра;40 существует разница между должностью, которая является добрым установлением Бога, и злым человеком, который неправильно исполняет добрую должность;41 поэтому, если в судье обнаруживается зло, а не добро, для
которого он был назначен, это происходит по другим причинам, «и вина в этом - в людях и лицах, которые пренебрегают Богом и извращают Его установление, , а не в Боге и его установлении»;42 мы ни в коем случае не должны защищать тираническую власть и говорить, что она от Бога, ибо тирания не божественный, а дьявольский вид правления; и сами тираны являются слугами дьявола, а не Бога.43.Обращаясь к причинам тирании, Буллингер утверждает, что грех народа может быть еще одной причиной того, что в государствах встречаются злые магистраты – король от Господа, и иногда он творит лицемерное правление, поэтому злой магистрат от Бога, так же как и мятежи, войны, эпидемии, град, мороз и другие несчастья человечества исходят от Господа, как грех и злодеяния.44
По вопросу об избрании магистратов Буллингер замечает, что нельзя предписать одно и определенное правило, потому что в некоторых местах все сообщество выбирает своих пэров, в других пэры выбирают магистратов, а в третьих князья приходят к нему по наследству и рождению.45 Рассматривая тип людей, которые должны быть магистратами, Буллингер утверждает, что Бог требует от хорошего правителя четырех вещей: во-первых, он должен быть человеком мужественным, чтобы делать то, для чего он назначен;46 во-вторых, он должен бояться Бога, он должен быть правильной религии, здравой веры, верить в слово Божье и знать, что Бог присутствует среди людей и воздает по заслугам человека;47 в-третьих, он должен быть правдивым словом и делом, чтобы он не оказался лицемером, лжецом, обманщиком, изменником или «тем, кто одними устами выдает то горячее, то холодное», и, в-четвертых, он не должен желать богатства и стремиться увеличить свое богатство взятками, потому что алчность и жадное желание взяток являются теми самыми бедствиями, которые душат хороших судей».48.
Таким образом, вся должность судьи суммируется Буллингером в следующих пунктах: приказывать, судить и наказывать.49 Указ судьи - это указ, изданный им самим для поддержания религии, честности, справедливости и общественного мира.50 Он состоит из двух пунктов: в правильном упорядочении вопросов религии и создании хороших законов для сохранения честности, справедливости и общего мира - забота о религии не только во власти судьи, но также в его должности и долге.51
После продолжительного обсуждения религиозных обязанностей судьи Буллингер приходит к выводу, что, поскольку каждый судья рукоположен Богом и является Божьим служителем, он должен управляться Богом и быть послушным Божьему слову и заповедям, потому что Слово Божие в изобилии излагает все, что свойственно истинной религии.52 В другом месте Буллингер называет магистрата живым законом, а закон - немым магистратом - князь есть живой закон, если его разум подчиняется писаным законам и «не противоречит закону природы».53 Следовательно, власть и авторитет подчиняются законам; ибо «если князь в своем сердце не согласен с законом, в своей груди не пишет закон и в своих словах и делах не выражает закон, он не достоин называться хорошим человеком, а тем более князем».54 «Хороший князь и магистрат
имеет власть над законом и является господином законов, не для того, чтобы они могли поворачивать, отменять, создавать и уничтожать их по своему усмотрению; но потому, что они могут применять их на практике среди людей, применять их к нуждам
государства и смягчать их толкование в соответствии со смыслом создателя.'55
Среди всех людей, во все времена и всех возрастов, значение и суть законов, касающихся честности, справедливости и общественного спокойствия, сохраняются неприкосновенными: если и вносятся изменения, то в зависимости от обстоятельств, и закон толкуется так, как того требует случай, в соответствии со справедливостью и доброй целью.56 Законы хороши, полезны, необходимы и не должны нарушаться, и должны использоваться для упорядочения и поддержания честности, справедливости и общественного спокойствия в соответствии с должностью магистрата.57
III. Джон Хупер о посте магистрата
Тесные личные отношения между Буллингером и Джоном Хупером привели к тому, что Хупер строго следовал направлениям теологических и политических рассуждений Буллингера Именно Буллингер, а не Кальвин, сформировал мышление Хупера58. В письме к Буллингеру Хупер выразил свое почтение к трудам Буллингера и убеждение, что труды Буллингера повлияли на «вечное спасение и счастье его души», так что он «счел вполне стоящим» своего времени, «днем и ночью, с серьезным изучением и почти суеверным усердием», посвятить «все свое внимание» трудам Буллингера59. В письме 1551 года он написал Буллингеру, что «из всех ученых людей под небесами
нет никого дороже меня, чем вы, и это заслуженно»60. Из трудов Буллингера внимание Хупера привлекли его «полезные и превосходные Декады», его «комментарий
к Исайе до 40-й главы и к Посланию к Римлянам»61 .
Замечания Буллингера по Рим. 13 побудили Хупера посвятить одну из своих самых важных политических работ комментарию к этой главе. В длинном письме Буллингеру Хупер уделил много внимания влиянию трудов Буллингера на свои взгляды. Он ссылается, например, на труды Буллингера, которые «чрезвычайно восхитительны для меня и для всех, кто имеет истинное поклонение Богу в сердце».62 Благодаря трудам Буллингера между ними развились крепкие личные отношения. Хупер не только
лично посетил Буллингера в Цюрихе, но и Буллингер был крестным отцом
дочери Хупера Рэйчел.63 В своей биографической заметке к «Поздним трудам епископа
Хупера» Чарльз Невинсон утверждает, что Хупер прибыл в Цюрих в марте 1547 года
и во время своего двухлетнего пребывания там наслаждался расположением Буллингера и
других ведущих членов этой общины. К Буллингеру он «питал высочайшее уважение и был прилежным слушателем его лекций: и его писем в последующие годы изобилует выражениями благодарности за прошлые наставления и просьбами о копиях его проповедей и других трудов».64
В «Богоугодном исповедании и протесте христианской веры» Хупера 1550 года он
следует линии мысли Буллингера и проводит четкое различие между должностью магистрата и лицом, ее занимающим, а также между должностью и скорбями, неизбежно связанными с такой должностью, «которые не приносят «только знание должности и должностного лица, но также честь и почтение к ним обоим».65 Хупер ссылается на пример Св. Петра, который учил тому же учению, повелевая слугам повиноваться своим хозяевам, даже если они злы, проявляя уважение к «месту», в котором они могут находиться, которое есть порядок Божий, а не «к пороку и злоупотреблению человека порядком Божьим».66 Он продолжает, утверждая, что хотя сам правитель никогда не может быть настолько злым, тем не менее законы, суждения, наказания и статуты, созданные для наказания зла и защиты добра, являются делом Самого Бога.67 Поэтому
от людей требуется оказывать своему правителю много любви, помощи и послушания. Хупер ссылается на учение и пример Иоанна Крестителя, Христа, Св. Стефана и Св. Иакова, брата Иоанна, ибо, хотя правление Ирода и Понтия Пилата не было таким благочестивым и тихим, как во времена Соломона, они все же оказывали им почтение, честь и послушание ради их порядка, как если бы они были самыми добродетельными князьями мира –отдавая кесарю то, что должно кесарю, как свои тела и имущество, но
свои души они были обязаны отдать Богу.68 Людям лучше следовать примеру
иудеев, которые, услышав о деяниях Птоломея Латура, который убил 20 000 их соотечественников и заставил тех, кого он взял в плен, есть плоть их собственных умерших отцов и братьев, все же не восстали, но знали, что это было за их грех, и поэтому призывали друг друга к покаянию и исправлению жизни.69
По мнению Хупера, преимущества правления и порядка, как преимущества от Бога, должны быть преподаны народу больше, чем когда-либо прежде, потому что «презрение к честности и законам, трудам и богоугодным упражнениям царит больше,
чем когда-либо».70 Он ссылается на Св. Павла, который заявил, что гражданские магистраты не только устанавливаются, но и охраняются Богом, и что все люди должны принимать их и считать истинными магистратами, которых назначил Бог, а не такими, которых назначают сами люди и подданные.71. Хупер приводит пример св. Павла, который писал, что существующие власти от Бога, а не те, которые подданные выбирают и создают по своему усмотрению.72 Бог назначил править не только людей, но и тех, кто преуспел в этом и в мудрости, соединенной с особой и исключительной благодатью Бога.73 Подданные должны быть довольны существующими властями и подчиняться им ради спокойствия совести; ибо те, кто не повинуются и восстают против высших властей, восстают против Бога, и поэтому Бог наказывает их вечным проклятием – этого достаточно, чтобы держать каждого доброго человека и истинного подданного в послушании их высшим властям.74
Следуя ссылке Буллингера на Аристотеля, называющего магистрата хранителем
закона, Хупер75 апеллирует к тому, что магистрат должен использовать закон, не взирая на лица, наказывая тех, кто неумеренными средствами причиняет беспокойство государству, а также тех, кто хулит живого Бога, как это делали благочестивые короли и правители: ибо магистрат – это тот, у кого на шее повязаны два завета, и он должен защищать их как свою собственную жизнь – в результате чего Св. Павел называет его не только мстителем за зло, но и хранителем добра.76
В 1551 году Хупер опубликовал свои «Аннотации к Посланию к Римлянам XIII», в которых он рассматривал вторую скрижаль Десяти заповедей, касающуюся того, как
христианин должен обращаться с собой и по отношению ко всем типам людей.77 Для
Хупера служение и долг христианина состоят из двух частей: первая - чтобы он обращался с Богом правильно и благоговейно; вторая - чтобы он обращался с людьми достойно и честно.78 Хупер также проводит различие между публичными и частными лицами: публичные лица - это те, кто занимает какую-либо должность, правило или господство в государстве, как король со всеми его судьями, мэрами, шерифами, приставами, констеблями и другими. Частные лица являются подданными этих должностных лиц.79 В Рим. 13, по словам Хупера, нам даются указания, как нам жить соответственно в правде и честности по отношению к ним.80
Продолжая свой анализ Рим. 13 Хупер формулирует следующие важные аспекты, касающиеся должности магистрата и долга людей по отношению к публичным лицам: "Власти, о которых говорит Св. Павел, включают не только королей и императоров, но и всех лиц, назначенных на любую публичную должность до низкой;81 ко всем таковым св. Павел повелевает относиться с послушанием, почтением, благоговением и любовью;82 Мы должны смотреть на силу и авторитет высших властей, а не на их манеры - св. Павел повелел слугам повиноваться своим господам, хотя бы они и были злы;83 Когда св. Павел повелел нам быть послушными, он имел в виду не только то, что мы должны говорить с почтением о высшей власти или оказывать ей любезность, но и то, что мы должны повиноваться законам, установленным властями, за исключением случаев, когда они повелевают что-то, противоречащее законам Божьим, когда мы должны повиноваться
Богу больше, чем людям 84. Мы не должны бороться с магистратами, но терпеливо переносить и смерть, чтобы не оскорбить Бога, «иначе наше послушание есть не что иное, как лицемерие и притворство»85
Законы магистрата бывают двоякого рода: либо они касаются Бога или человека - если они касаются или относятся к Богу, то они либо соответствуют слову Божьему, либо противоречат ему86. Если они соответствуют слову Божьему, им следует повиноваться, а если они противоречат ему, им не следует повиноваться87. Человек должен скорее претерпеть смерть, чем защищать себя силой и яростным сопротивлением высшим властям, как это делали Христос, его апостолы и пророки;88 если законы касаются и относятся к человеку и к гражданским вещам, их следует просто, без исключений, соблюдать, за исключением случаев, когда они противоречат закону природы - как повеления\ фараона повивальным бабкам, которые должны были убивать всех младенцев мужского пола, которых рожали женщины израильтян89. Подданные должны лучше смотреть на свои собственные недостатки и стараться исправить их, чем изрыгать богохульные и предательские речи, «а также молить Бога, чтобы Он сделал то же самое в магистратах, чтобы это было угодно Ему, конечно» по Его великому милосердию, чтобы исправить все, что было неправильно»90.
Поскольку должность магистрата является установлением Бога, и поскольку все
Его установления и полномочия от Бога должны соблюдаться, из этого обязательно следует, что магистрату следует подчиняться, «за исключением того, что мы скажем, в некоторых отношениях Бог дает «должность» и «место» публичного лица - это установление и назначение Бога, и поэтому магистраты называются богами в
Священном Писании - ибо ни один человек не может занять должность магистрата, кроме как с позволения и попущения Бога92. Какими бы нечестивыми ни были цари и магистраты, их должности от Бога и им следует повиноваться;93. «Ужасным
беззаконием для любого частного лица является низлагать магистратов с их мест
и почестей, назначенных Богом, или же тайно или открыто, хитро или насильственно
пытаться изменить или переиначить состояние и установление Бога»;94 в то время как
Св. Павел, во-первых, утверждает, что магистратам следует повиноваться, потому что их место и власть - это установление Бога, во второй своей части он показывает,
насколько велика опасность противиться и не повиноваться постановлениям Бога - те,
кто противятся им, навлекут на себя осуждение.95.
Что касается того факта, , что правителей должны бояться не те, кто делает добро, а те, кто делает зло, Хупер интерпретирует слова Св. Павла в двух смыслах: во-первых, как предупреждение магистрату по его должности, а именно, что он должен помнить, что он
назначен Богом защищать, помогать и сохранять тех, кто добр, и наказывать тех, кто зол; во-вторых, магистратам напоминают, что злодеи среди людей должны быть наказаны и исправлены, чтобы честные и верные люди могли жить в покое;96 всякий, кто не повинуется высшей власти, не повинуется Богу;97 тогда как магистрат назначен для благосостояния народа, он должен заботиться о цели, для которой он назначен, и действительно, как и желал бы Бог, чтобы он был богатством и спасением народа, чтобы защищать справедливое дело и осуждать несправедливое;98 чтобы искоренить ложную и суеверную религию;99 Магистрату недостаточно носить меч, но он должен использовать
его и исполнять, как того требуют грехи людей, чтобы наказывать и убивать их, если закон признает их виновными;90 Весьма дьявольское дело обвинять магистратов
в злых делах, когда они наказывают или убивают злодеев, видя в их действиях, что они не кто иные, как слуги Бога;101 Но если высшие власти приказывают что-либо, противоречащее Слово Божье, им не следует повиноваться 102. Дань высшим властям - это знак и знание нашего послушания, которое мы должны платить охотно и с радостью как часть нашего долга;103 дань следует платить высшим властям, потому что, как сказал Св. Павел, они поставлены Богом, чтобы сохранять и защищать государство в мире и спокойствии, наказывать зло и защищать добро;104 и каждый человек должен давать место и послушание гражданским магистратам (законно уполномоченным) во всем, так, чтобы они не повелевали ничего, что противоречило бы Богу и Его закону.105
Дж. У. Аллен106 находит причину теории непротивления у Хупера и других английских реформаторов107 того периода в «национальном чувстве» народа, «реализации национального государства», их взгляде на государство как на нечто
гораздо большее, чем «простую систему магистратуры» и взгляде на то, что королевство
Англии было для англичан времен правления Генриха VIII «истинным содружеством,
объединенным законом, который был полностью его собственным, и под короной, которая не имела верховенства».108 Дело, однако, в том, что из-за «более мягкой» интерпретации теории политического сопротивления Буллингера, истинная причина этой сильной теории непротивления должна быть найдена прежде всего в формулировках теологической и политической мысли самого Буллингера, а не столько в национальных чувствах или опыте англичан в плане нового национального государства и сопутствующих ему политических идеалов.
Хотя Буллингер предусмотрел активное сопротивление тирании, он явно проявил нежелание сформулировать это как общий принцип. Взгляды Буллингера на сопротивление тирании гласят следующее: Хотя Бог иногда побуждает «благородных капитанов и доблестных людей, чтобы сместить тиранов и освободить народ Божий.', люди должны рассмотреть свое призвание Богом, не имеющий призвания, если он что-то не сделал или предотвратил, он так далек от того, чтобы творить добро, убивая тирана, что следует опасаться, как бы он не сделал зла вдвое больше, чем было прежде'.109 Как подданные могут знать, что у них есть призвание активно сопротивляться магистрату, особенно если тирания была вызвана их грехами, а сопротивление воле Божьей «удвоило бы зло, как было прежде»?
Неясные формулировки Буллингером своих взглядов на тиранию привели к разным
результатам: с одной стороны, шотландские реформаторы, такие как Нокс, развили идею
активного сопротивления тирании в комплексную теорию; с другой стороны, английские реформаторы, такие как Хупер, выдвинули сильный подход против сопротивления тираническим магистратам. Хотя, следовательно, библейская идея магистратской должности была широко принята в качестве основной парадигмы для понимания роли и функции магистрата в христианском содружестве, взгляды шотландских и английских реформаторов разделились по вопросу активного сопротивления тирании.
IV. Буллингер о законе Божьем в христианском содружестве
После утверждения, что завет является целью, к которой стремятся все Писания, Буллингер замечает в своем «Едином и Вечном Завете или Завете Божьем», опубликованном в 1534 году, что "вся сумма благочестия заключается в основных пунктах завета".110 Для Буллингера очевидно, что ничего иного не было передано святым всех веков на протяжении всего Писания, кроме того, что было включено в эти основные пункты завета.111 Все, что было сказано в Священном Писании о единстве, силе, величии, благости и славе Бога, включено в это единственное выражение завета: «Я вседостаточный Господь».112 Таким же образом, то, что было передано впоследствии в разное время о Христе Господе, как образно, так и по истине, все, что было сказано о Его справедливости, об освящении и искуплении верующих, о жертве, священстве и удовлетворении Христа, о царстве и вечной жизни, и далее, о призвании всех народов, о
духовных благах, об упразднении закона, о славе Церкви, собранной из язычников и иудеев, все предсказано в этом единственном обетовании: «И благословятся в тебе все народы, и ты будешь отцом многих народов; посему отныне имя тебе не Аврам, но будешь называться Авраам».113 Также то, что было сказано о вере в Бога, о тщете идолов, о поклонении единому Богу, о призывании и почитании единого Бога, а также об истинной справедливости, о суде и о развитии справедливости и милосердия - все эти вещи, которые были переданы через различные законы, через многочисленные беседы
пророков, через послания апостолов и, наконец, через евангельские повествования, были суммированы в этих нескольких словах: «Ты же должен соблюдать завет Мой, ты должен ходить предо Мною и будешь непорочен или честен». 114
Закон действительно учит, отчасти любви к Богу, а отчасти любви к ближнему. Этому же учат и основные пункты завета.115 Фактически, по мнению Буллингера, сам Декалог, по-видимому, является почти парафразом условий завета.116 То, что провозглашается очень лаконично в словах завета – «Вы будете соблюдать завет Мой, вы
будете ходить предо Мною и будете праведны», – объясняется в Декалоге с помощью конкретного списка: «У вас не должно быть других богов предо Мною. Вы не должны делать себе изображений. Вы не должны употреблять имя Господа напрасно . Вы должны свято соблюдать субботу. Вы должны почитать ваших родителей. Вы не должны убивать. «Не прелюбодействуйте», и любые другие заповеди такого рода, которые описывают и устанавливают истинную честность.117 Судебные или гражданские законы предусматривают поддержание мира и общественного спокойствия, наказание виновных, ведение войны и отражение врагов, защиту свободы, угнетенных, вдов, сирот и отечества,
а также создание законов справедливости и равенства, касающихся покупки, займа,
имущества, наследования и других правовых вопросов этого рода.118
Для Буллингера христианская магистратура была установлена через Моисея (Исх.
18:21). Со времен Моисея христианская магистратура была Божественной нормой
для народа Божьего, на протяжении всего периода судей и царей Ветхого Завета,
вплоть до Реформации – когда Божественный институт был восстановлен.119
Задание Бога христианскому магистрату – править хорошо, следуя слову и закону Божьему. Тогда содружество пожнет плоды процветания и доброй удачи.120 Буллингер видел задачу христианского магистрата в том, чтобы сохранять содружество как сообщество завета, поощрять и обеспечивать выполнение условий завета, любви к Богу и
ближнего.121. Для Буллингера вопросами, связанными с условием благочестия,
были гражданская праведность и справедливость. Гражданские законы магистрата, как и
судебный закон Израиля, являются просто вспомогательными средствами для поддержания состояния веры. Непосредственным следствием этого является то, что все отношения в христианском содружестве, гражданские или церковные, должны регулироваться в соответствии с этими условиями завета.122
В своих «Декадах»123 Буллингер выделил три функции, входящие
в должность магистрата: функции приказывать, судить и наказывать.. Как законодатель, христианский магистрат несет ответственность за создание хороших и справедливых законов, основанных на законе Божьем; как судья, он обязан выносить справедливые, честные и беспристрастные суждения и имеет полномочия обеспечивать справедливость.124 Христианская дисциплина, по мнению Буллингера, также входит в сферу полномочий магистрата.125 Вся дисциплина в христианском содружестве находится в руках христианского магистрата, что, по словам Бейкера, подразумевает, что «у пасторов не было полицейской власти; магистратура управляла видимой
церковью». «По мнению Буллингера, как религиозные, так и гражданские правонарушения были публичными преступлениями, наказуемыми христианским магистратом для улучшения и благосостояния христианского содружества».126
V. Хупер о магистратуре и законе Божьем
Теополитический федерализм Буллингера также предоставил Хуперу основу
для привязки должности магистрата к применению закона Божьего в христианском обществе. Благодаря последователям Хупера и Буллингера Джон Нокс также получил благодаря своей работе сильный импульс политического федерализма. Ричард Л. Гривз отмечает, что, будучи учеником Буллингера, Хупер – как и Тиндейл – подчеркивали договорную природу завета: Божьи обетования зависели от послушания человека.127 Как и Буллингер, Хупер также утверждает, что условия завета между Богом и человеком
содержится в Десяти Заповедях: Бог обязался в соответствии с заветом «помогать, хранить и сохранять, защищать человека от зла, как телесного, так и душевного, и, наконец, даровать ему вечное блаженство. Со своей стороны, человек обязуется «повиноваться, служить и соблюдать заповеди Божии; любить Его, почитать и бояться Его больше всего на свете»128.
Гривз утверждает, что разумно заключить, что акцент на договоре в «Увещевании или предупреждении» Нокса возник, по крайней мере частично, из трудов, среди прочих, Тиндейла и Буллингера (как выразился Хупер).129 Более того, Гривз делает важное заявление о том, что Нокс в отношении завета был ближе к Тиндейлу, Буллингеру, Хуперу и Эколампадию, которые рассматривали завет по сути как условное обещание, призывающее к взаимному повиновению человека.130 Именно эту идею завета, сформулированную Буллингером и перенесенную в английскую и шотландскую политическую мысль через труды Хупера, Гривз справедливо описывает как «идею с потрясающей политической мощью, как продемонстрировал Нокс, и как впоследствии обнаружили французские гугеноты и английские пуритане, а также шотландские последователи Нокса» .131
В 77-й статье своего «Краткого и ясного исповедания христианской веры» Хупер различает две власти в христианском содружестве: одну - церковную и духовную, «которая заключается и состоит только в отправлении слова и таинств», другую - светскую, то есть магистрата , «который имеет власть над внешними и гражданскими делами, чтобы воздавать по праву каждому человеку то, что ему надлежит».132 В следующей статье Хупер выражает свою веру в то, что магистрат - это установление Божие, установленное в церкви для защиты добрых и благочестивых, а также для наказания нечестивых.133 Более того, магистрату должно оказываться должное, честь, почтение и послушание во всем, что никоим образом не противоречит слову Божьему. Для Хупера это относится не только к верному магистрату, «но также к неверному и злому тирану, которому мы должны подчиняться, как Господу во всем, пока он не повелевает ничего, противоречащего слову Божьему: ибо тогда мы должны скорее подчиняться Богу, чем человеку, по примеру апостолов Петра и Иоанна».134
Подобно взглядам Буллингера на авторитет магистрата в церковных вопросах, Хупер утверждает в 79-м пункте своего исповедания, что магистрат также играет особую роль в церковных вопросах, «чтобы устранить и ниспровергнуть всякое идолопоклонство и ложное служение Богу, разрушить царство антихриста и все ложные учения, содействовать славе Божьей и продвигать царство Христа, чтобы проповедовать слово Евангелия повсюду и поддерживать его до смерти».135 Это также влечет за собой наказание лжепророков, которые ведут бедных людей к идолам и чуждым богам, и вместо Евангелия учат басням и преданиям человеческим, к бесчестию Бога и Христа, Сына Его, и к упадку всей церкви.136 Такому магистрату каждый человек, какого бы звания или состояния он ни был, должен подчиняться и должен повиноваться ему во всех честных и разумных вещах, потому что он представляет Личность великого Господа, перед Которым должно преклоняться каждое колено.137 И мы не должны забывать такого магистрата, «чтобы Господь мог соизволить направлять все его пути, и чтобы под его руководством мы могли жить в благочестивом мире и спокойствии».138
В 80-й статье Хупер заявляет о своей вере в то, что магистрат, как и использование клятв, является установлением Господа, чтобы направлять несовершенство человека в его испорченной природе после падения.139 Следующая статья рассматривает принцип, согласно которому магистрат может давать клятву верующим на суде для познания истины и положить конец всем спорам «и вопросам, находящимся в разногласии между человеком и человеком». Присягу следует приносить только во имя живого Бога, потому что это третья заповедь первой скрижали.140. В своей статье 21 «Исповедания веры» Хупер подчеркивает принцип, согласно которому люди обязаны своим долгом и послушанием Богу, своему королю и магистратам своим соседям и самим себе.141 Их долг перед величеством короля заключается в послушании ему, его законам и королевству ради совести, и лучше потерять и тело, и имущество, чем оскорбить его величество или его законы.142
Нежелание Хупера принимать активное сопротивление тирании также следует из
его заявления о том, что «всякий раз, когда какой-либо подданный призван служить телом или имуществом, дома или вне дома, он должен добровольно повиноваться без вопросов или дальнейшего расследования, чтобы выяснить, правое или неправое дело короля».143
Хупер добавляет: «Ибо, независимо от того, что будет или не будет, смерть того, кто служит в этом отношении, не делает ни лучше, ни хуже».144 Хупер ссылается на примеры подданных царя Иосии, которые были убиты в битве с египтянами и которые были угодны «Богу во Христе, хотя царь Иосия не имел лучшей ссоры».145 Принцип, который Хупер выводит из этого, заключается в том, что подданный обязан своим телом и имуществом своему законному магистрату и не может отказать ему ни в том, ни в другом.146
Хотя Хупер неохотно продвигает идею сопротивления тирании, он придерживается принципа, что слово Божье является высшей нормой, которой нужно подчиняться: «Но здесь я хотел бы, чтобы люди заметили и отметили, что, как они запрещают проклинать магистратов, так и они запрещают говорить, позволять или одобрять что-либо, что они будут делать, что не согласуется со словом Божьим. Ибо Писание не только проклинает тех, кто создает нечестивые законы, но и считает проклятыми (какими бы они ни были) тех, которые называют добро злом, а зло добром». 147 Он добавляет, что хотя Бог не требует от меня тогда повиноваться магистрату, все же Он запрещает мне льстить магистрату или побуждать его вплоть до совершения зла или одобрения зла, когда оно совершено; ибо мы знаем, что не только злодеи будут прокляты, но и те, кто соглашается на совершение зла.148. Магистрат призван обеспечивать соблюдение закона Божьего в христианском содружестве. Этот закон добр, справедлив, свят и совершенен: «и где он не приводит нас к совершенству, то это не от него самого, а от нас, которые совершенно несовершенны и никак не могут достичь того же, даже мизинцем своим прикоснуться к нему».149
Хотя Хупер , как и Тиндейл, верил, что правители назначаются Богом, он также принимал принцип, согласно которому правители, хотя и назначаются Богом, подчиняются только Его закону. Магистратам не следовало активно сопротивляться, а мятеж и тираноубийство были запрещены, однако христиане не должны были подчиняться приказам, противоречащим закону Божьему, «хотя это означало страдать от последствий и терпеливо ждать, пока Божественный суд не будет приведен в исполнение над тираническим правителем» - суть заключалась в том, что, хотя «монархи мыслились как находящиеся в договорных отношениях, нарушение ими договора не оправдывало активного сопротивления со стороны их подданных».150
В исповедании веры, опубликованном 8 мая 1554 года и подписанном Ковердейлом, Фарраром, Тейлором, Филпотом, Брэдфордом, Хупером, Кромом, Роджерсом, Сондерсом, Лоуренсом и неким JPTM, позиция сторонников идеи неактивного сопротивления тирании изложена четко: "В прежнее время, как послушные подданные, мы будем вести себя по отношению ко всем, кто находится у власти; и не переставать молить Бога за них, чтобы Он управлял ими всеми, в общем и в частности, Духом мудрости и благодати; и так мы сердечно желаем и смиренно просим всех
людей поступать так, ни в коем случае не соглашаясь ни на какой мятеж или подстрекательство. против нашей суверенной леди, величества королевы; но они не могут повиноваться, но они должны повиноваться Богу, чтобы там покориться со всем терпением и смирением, страдать, как воля и удовольствие высших сил вынесут
приговор, как мы готовы, по благости Господа, претерпеть все, что они нам присудят, нежели согласимся с любой доктриной, противоречащей той, которую мы здесь исповедуем: если мы не будем справедливо убеждены в этом либо письменно, либо устно, перед такими судьями, как назначит величество королевы и ее совет, или парламентские палаты.151
Краткое изложение взглядов Хупера на природу магистратской должности в христианском содружестве показывает сильное влияние Буллингера на ключевые вопросы магистратуры: как и Буллингер, Хупер включает в число родителей всех других лиц, которым надлежит проявлять послушание и любовь, а также князей и магистратов.152 Их следует почитать и повиноваться «во всем честном, согласном с законом Божиим, не презирать их, не пренебрегать ими, не ненавидеть их и не быть к ним недоброжелательными; помогать им, насколько это возможно, если того потребует необходимость; полагать за них свою жизнь и воздавать им должное, Рим.13i., и это без ропота и злобы».153 В своем комментарии к Пятой заповеди Хупер подробно останавливается на исполнении обязанностей магистрата в христианском содружестве: каждый человек должен почитать и уважать высшие власти не из страха, а из любви;154 Бог начинает вторую скрижаль с владычества отца, чтобы мы любили высшие власти земли, были к ним нежны и повиновались им во всем, что не противоречит закону Божьему;155 Остерегайтесь непокорности и непослушания высшим властям - повинуйтесь им во всем , где они не повелевают вопреки законам Божьим;156 там, где высшие власти подстрекают своих подданных к нарушению законов Божьих, им не следует повиноваться, и мы не должны повиноваться ни им, ни их законам, потому что они тогда не наши отцы, а скорее чужие, которые хотели бы отвлечь нас от послушания Богу, Который есть наш Отец;157 каким должен быть царь,
написано во Второзаконии 17, и также то, что он должен делать или не делать158.
Всякий, кто правит государством, должен любить его и его членов, как
отец своих детей: как сказал Ксенофонт, «хороший правитель ничем не отличается
от хорошего отца»;159 царь не должен хвалиться собственной силой и
заставлять людей верить в могущество и власть плоти, «как будто бы с помощью
человека можно было сохранить свое государство или победить своих врагов
во время войны, как это сделали фараон и египтяне»;160 когда царь правит своим
царством, он должен распорядиться, чтобы была переписана копия Закона, и
читать ее во все дни своей жизни, и научиться бояться Господа Бога своего, и соблюдать
все предписания и законы, содержащиеся в нем;161 Первая обязанность магистратп или князя - они должны следить за тем, чтобы их подданные были наставлены в первой
скрижали закона;162 служба гражданского управления описана в Пс. 100 -
самому жить хорошо, соблюдать милосердие и справедливость, наказывать порок и
превозносить добродетель; управление князей подразумевает руководство народом и
самим собой по закону, а не против закона;163 они должны руководить народом
и самим собой по закону, а не против закона;164 они должны быть служителями
закона, а не хозяевами над законом.165 Короче говоря, должность магистрата
требует от каждого магистрата научиться управлять народом по закону Божьему и желать мудрости от него, знать правду и следовать вещам, которые относятся к служению государству.166
VI. Заключение
Влияние Генриха Буллингера на английских и шотландских реформаторов
было огромным. Его взгляды на таинства и предопределение не только существенно повлияли на реформаторскую мысль в этих странах, но он также оказал фундаментальное влияние на реформатскую теологию в этих странах своей идеей завета. Именно его взгляды на завет сформировали реформаторскую мысль в Англии и Шотландии. Однако взгляды Буллингера на завет также нашли свое выражение в его теополитическом федерализме, которая превратилась в сильную традицию в обеих этих странах.
Влияние Буллингера было также перенесено в английскую и шотландскую
мысль Джоном Хупером. В частности, взгляды Хупера на библейскую идею магистратуры, применение закона Божьего ко всему христианскому сообществу и обязанности христианина в случае тирании оказали глубокое влияние за пределами Европы. Из-за неясной формулировки Буллингером права и степени сопротивления тирании, по этому вопросу развились две различные традиции: Нокс, Понет и Гудман разработали сильную линию активного сопротивления, в то время как Хупер, Тиндейл и другие заняли более пассивную позицию. Наконец, любой анализ реформаторской политической теории в Англии и Шотландии и влияние Буллингера в этом отношении должны учитывать важную роль, которую Хупер сыграл в качестве проводника, представив мысль Буллингера миру английской и шотландской политической теории.
К середине XVII века теории активного сопротивления тирании, библейская идея магистратуры и подчинение христианского содружества закону Божьему достигли высокого уровня в английской и шотландской реформатской политической теории. Именно библейская идея магистратуры в частности предоставила политическим
теоретикам реформатской иерархии сильную теорию ограниченного правительства.
В своем изложении взаимосвязи между законом и магистратурой Сэмюэл Рутеерфорд выразил библейскую идею магистратуры в следующих терминах: если король является живым законом посредством должности, а закон приводит в исполнение то, что повелел Бог, то, как моральный закон существует по Божественному установлению, так и должностное лицо Бога должно быть « хранителем и мстителем за закон Божий»167. Королевская прерогатива, таким образом, есть не более чем власть управлять
в соответствии с законом168. Джордж Джиллеспи также следовал той же линии мышления в своих взглядах на задачу законного магистрата, подчиненного закону Божьему: "В христианском содружестве: каждый законный магистрат, будучи Самим Богом назначен хранителем и защитником обеих скрижалей закона, может и должен
в первую очередь и главным образом заботиться о славе Божьей и (в соответствии со своим местом или своим образом и способом) сохранять религию, когда она чиста, и восстанавливать ее, когда она разложилась и развращена; и «также обеспечить ученое и благочестивое служение, школы и синоды, а также сдерживать и наказывать как атеистов,
богохульников, еретиков и раскольников, так и нарушителей справедливости и гражданского мира».169
1 Richard L. Greaves, Theology & Revolution in the Scottish Reformation (Grand Rapids, MI:
Christian University Press, 1980), p. 14.. Ссылаясь на переписку Хупера,
Гривз утверждает, что Нокс, несомненно, знал об убеждении Хупера
в том, что в религии нельзя терпеть ничего, если это не предписано в Священном Писании,
убеждение, вероятно, укрепило строгую теорию библейского авторитета Нокса.
2 Ibid.
3 Ibid.
208
4 Ibid., p. 16.
5 Ibid., p. 43.
6 Ibid., стр. 95, 101, 105.
7 См. ibid., стр. 123, 124, 151, 174.
8 The Decades of Henry Bullinger, 4 vols (Parker Society; Cambridge, 1849–52), 2.268, 269
(Decade 2, Sermon 5 [II:5]).
9 Ibid.
10 Ibid., 2.269 [II:5].
11 Ibid.
12 Ibid., 2.269–70 [II:5].
13 Ibid., 2.270 [II:5].
14 Ibid., 2.279 [II:5].
15 Ibid.
16 Ibid.
17 Ibid.
18 Ibid., 2.279–80 [II:5].
19 Ibid., 2.280 [II:5].
20 Ibid.
21 Ibid.
22 Ibid.
23 Ibid., 2.281 [II:5].
24 Ibid.
25 Ibid.
26 Ibid.
27 Ibid., 2.308–22 [II:6] и 2.323–44 [II:7].
28 Там же, 2.309 [II:6].
29 Там же.
30 Там же.
31 Там же.
32 Там же, 2.312 [II:6].
33 Там же.
34 Там же, 2.313 [II:6].
35 Там же, 2.314 [II:6].
36 Там же.
37 Там же.
38 Ibid.
39 Ibid.
40 Ibid.
41 Ibid.
42 Ibid., 2.314–15 [II:6].
43 Ibid., 2.315 [II:6].
44 Ibid., 2.315–16 [II:6].
45 Ibid., 2.319 [II:6].
46 Ibid.
47 Ibid.
48 Ibid., 2.319–21 [II:6].
49 Ibid., 2.323 [II:7].
50 Ibid.
51 Ibid.
52 Ibid., 2.334 [II:7].
53 Ibid., 2.339 [II:7].
54 Ibid.
55 Ibid.
56 Ibid., 2.240 [II:7].
57 Ibid., 2.241 [II:7].
58 В письме Буллингеру из Базеля от 28 марта 1549 года Хупер писал, что
комментарии Кальвина к первому посланию к Коринфянам его «чрезвычайно» не устраивали. О
обширной переписке, которую поддерживали Хупер и Буллингер, см. Original
Letters Relative to the English Reformation (Parker Society; Cambridge, 1846), стр. 33, 38, 40,
43, 48, 50, 51, 55, 57, 62, 64, 65, 69, 71, 74, 78, 86, 91, 95, 98, 99, 100, 101, 102,103, 104.
59 Хупер Буллингеру, письмо из Страсбурга от 27 января [вероятно, 1546 г.], в
Original Letters, стр. 33, 34.
60 Хупер Буллингеру, письмо из Глостера от 27 октября 1551 г., там же, стр. 96.
61 Там же.
62 Хупер Буллингеру, письмо из Глостера от 27 октября 1551 г., там же, стр. 95.
63 Ср. Хупер Буллингеру, письма из Лондона от 27 декабря 1549 г., там же,
стр. 73; из Лондона от 27 марта 1550 г., там же, стр. 84; из Лондона от 29
июня 1550 г., там же, стр. 88; из тюрьмы от 11 декабря 1554 г., там же, стр. 105;
и от Энн Хупер Буллингеру из Франкфурта от 20 апреля 1554 г., там же,стр. 111.
64 Поздние произведения епископа Хупера вместе с его письмами и другими произведениями (Parker Society;Кембридж, 1852), стр. ix. О тесной связи между Хупером и швейцарской
Реформацией см. W. Morris и S. West, «John Hooper and the Origins of Puritanism»,
Baptist Quarterly 15 (октябрь 1954 г.), стр. 346–68.
65 Поздние произведения епископа Хупера, стр. 80.
66 Ibid., стр. 81.
67 Ibid.
68 Ibid., стр. 81–2.
69 Ibid., стр. 82.
70 Там же.
71 Ibid., p. 83.
72 Ibid., p. 84.
73 Ibid., pp. 84–5.
74 Ibid., p. 86.
75 Ibid.
76 Ibid., стр. 87.
77 Ibid., стр. 96: Предисловие Джона Глостера к «Аннотациям» Хупера.
78 Ibid., стр. 99.
79 Ibid., стр. 100.
80 Ibid.
81 Ibid., p. 101.
82 Ibid.
83 Ibid., p. 102.
84 Ibid.
85 Ibid.
86 Ibid., pp. 102–3.
87 Ibid., p. 103.
88 Ibid.
89 Ibid.
90 Ibid.
91 Там же, стр. 104.
92 Там же, стр. 104.
93 Там же.
94 Там же.
95 Там же, стр. 105.
96 Там же, стр. 106.
97 Там же, стр. 107.
98 Там же.
99 Там же.
100 Там же, стр. 108.
101 Там же.
102 Там же, стр. 109.
103 Ibid.
104 Ibid., p. 110. JW Allen, A History of Political Thought in the Sixteenth Century (London:
Methuen & Co, Ltd, 1928, repr. 1977) замечает, что когда в Тюдоровской Англии такой писатель,
как Хупер, настаивает на том, что Бог запрещает любое восстание против установленной власти,
мы не должны предполагать, что он думает об английском короле как о том, кого мы бы назвали
'абсолютным' монархом. Использует ли он термин 'магистрат' или говорит о «принц» или «король», значение обычно, если не всегда, одно и то же.
105 Later Writings of Bishop Hooper, стр. 127 (абзац 36 в Visitation Book Хупера, составленной им
в 1551, 1552 гг.).
106 Allen, A History of Political Thought, стр. 126, 127, 129.
107 См., например, позицию непротивления Джона Брэдфорда в The Writings of John Bradford,
Vol. I (Parker Society; Cambridge, 1848), стр. 162, 438.
108 Ibid., 125.
109 Bullinger, Decades, 1.318 [II:7].
110 Х. Буллингер, Краткое изложение Единого и Вечного Завета или Завета Бога, л. 16б, 112,
в Чарльз С. МакКой и Дж. Уэйн Бейкер, Источник федерализма: Генрих Буллингер и
традиция завета. Перевод «De testamento seu foedere Dei unico et aeterno» (1534)
Генриха Буллингера (Луисвилл, Кентукки: Westminster/John Knox Press, 1991).
111 Там же.
112 Там же.
113 Там же, fol. 17a, 112.
114 Ibid., fol. 17b, 112.
115 Ibid., fol. 17b, 113.
116 Ibid.
117 Ibid., fol. 18a, 113.
118 Ibid.
119 Cf. J. Wayne Baker, Heinrich Bullinger and the Covenant: The Other Reformed Tradition (Athens:
Ohio University Press, 1980), p. 114.
120 Fr;untliche ermanung zur Grechtigheit wide alles verfelschen rychtigen gerychts/beschriben durch Heylrychen
Bullinger (Z;urich, 1526), sig. Sii–Siiv.
121 Бейкера, Генриха Буллингера и Завета, с. 115.
122 De testamento sev foedere dei unico & aeterno Краткое изложение Генриха Буллингери (Цюрих, 1534),л. 18–20; Исайя, превосходнейший пророк Божий, свидетельства которого Сам Господь и Его апостолы читают наиболее часто, изложен в Гомилии 190. Кому не столько передается значение Пророка, сколько его польза и плод в Церкви Христовой, показывает автор Генрих Буллингер, служитель Церкви Тигурины (Цюрих,1567), л. 158б–159б, 168–169б, 182б, 281–281б; Иеремия, самый верный и трудолюбивый пророк Божий, изложенный Генрихом Буллингером, служителем церкви Тигурины, Проповеди 170 (Цюрих, 1575 [1557–61]), л. 22–23б; Краткое изложение времен и мирских вещей, вплоть до первого года Иофана, царя Иудеи: в котором особенно затронуты те вещи, которые относятся к освещению священных букв
и к познанию истинной и древней религии. и его определенность, его прогресс и его изменение., со времен Йотана до разрушения города Иерусалима, особенно относящиеся к Изложению пророка Даниила, автором которого является Генрих Буллингер,служитель Церкви Тигурины (Цюрих, 1565 г.), л. 60б–62б.
123 Буллингер, Десятилетия 2. ii, л. 62.
124 Ср. Бейкер, Генрих Буллингер и Завет, стр. 117–18.
125 Там же, с. 118.
126 Там же, и источники цитируются в н. 26. Наиболее наглядное изложение взглядов Буллингера
на отношения между церковью и государством в этом контексте см. в J. Wayne Baker,«Church, State and Dissent: The Crisis of the Swiss Reformation, 1531–1536», Church History 87. (1988), стр. 135–52.
127 Greaves, Theology & Revolution, стр. 123. 128 John Hooper, Early Writings of John Hooper (Parker Society; Cambridge: CUP, 1843), стр. 255–6. О взглядах Хупера на завет см. Моррис и Уэст, «Джон Хупер и истоки пуританства», стр. 346–68. 129 Гривз, Теология и революция, стр. 123. 130 Там же, стр. 124. 131 Там же, стр. 125. См. также замечания Гривза о том, что, помимо Ветхого Завета, возможными теологическими источниками концепции завета Нокса являются труды Уильяма Тиндейла, Эколампадия и Генриха Буллингера (через Джона Хупера), все из которых подчеркивали условный характер завета (стр. 174). 132 Краткое и ясное исповедание христианской веры, содержащее сто статей, согласно порядку Символа веры Апостолов: написано ученым и благочестивым мучеником И. Хупером, который при жизни был епископом Глостера, в «Поздних трудах епископа Хупера», стр. 53. 133 Ibid.
134 Ibid., стр. 54.
135 Ibid.
136 Ibid.
137 Ibid.
138 Ibid.
139 Ibid. Он добавляет: «которые верующий, после того как он испробовал все другие средства, может свято и справедливо использовать в вопросах спора, которые могут возникнуть между ним и его ближним, чтобы установить порядок и сделать мир во всем. И поэтому тот, кто
в случае необходимости не хочет воспользоваться этим путем, скорее должен быть осужден как анабаптист, чем как христианин".
140 Ibid., pp. 54–5. Это подтверждается в статье 18 Книги посещений Хупера (LaterWritings
of Bishop Hooper, p. 124), где он добавляет, что такие клятвы должны быть принесены «в суждении, справедливости и правде».
141 Хупер, Аннотации в xiii главе к Romaynes, в Later Writings of Bishop Hooper,
стр. 101, поясняет, что власти, о которых говорит Святой Павел в Рим. 13, «не только королри и
императоры, но все те, которые назначаются на какую-либо государственную должность и в ряды простого войска, или вместо царя, где таковое есть царство, или вместо царя, где таковое состояние государства не есть монархия».
142 Ibid., стр. 91.
143 Ibid.
144 Ibid.
145 Ibid.
146 Ibid.
147 Извинение, принесенное преподобным отцом и постоянным мучеником Христа Джоном Хупером, покойным епископом Глостера
и Вустера, против ложного и грязного слуха, что он был сторонником и поощрителем
тех, кто проклинал тогдашнюю королевскую знать, королеву Марию. В котором ты увидишь этот благочестивый образ жизни
148 Там же.
149 Краткое и ясное исповедание христианской веры, там же, стр. 26.
150 Гривз, Теология и революция, стр. 151.
151 Томас Кранмер, «Сочинения преподобного доктора Томаса Кранмера» (Лондон: The Religious Tract Society, nd), стр. 208.152 Джон Хупер, Декларация десяти святых Заповедей Всемогущего Бога, в ранних трудах Джона Хупера (Parker Society; Кембридж, 1843), стр. 356.
152 Невинность и скромное поведение, а также лживость и хитрость противников Божьей истины (1562), в Поздних трудах епископа Хупера, стр. 563–564. 153 Там же.
154 Там же, стр. 357.
155 Там же.
156 Там же, стр. 359.
157 Там же.
158 Там же, стр. 360.
159 Там же, стр. 361.
160 Там же.
161 Там же.
162 Ibid., p. 362.
163 Ibid.
164 Ibid.
165 Ibid., pp. 362–3.
166 Ср. ibid., p. 365.
Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn
Свидетельство о публикации №224081801434