Ан-нафс уль-закиййах. Глава 17. Семь уровней нафса

Ан-Нафс уль-закиййах. ГЛАВА 17. СЕМЬ УРОВНЕЙ НАФСА. СУФИЙСКИЙ ВЗГЛЯД НА 99 ИМЕН АЛЛАХА

Ан-Нафс уль-закиййах



Седьмая стадия называется ан-нафс уль-закиййах. Как мы уже ранее видели, Коран говорит о человеке, которому Аллах дарует обильное благословение маннаан.  Далее говорится о таких людях, по отношению к которым  используется слово фиихим, которое можно перевести как «посланник был среди них» или «посланник был в их душах». Посланник в их душах рассказывает, повторяя им знамения Божии и очищая их. Ан-нафс уль-закиййах означает чистую душу; это высшая и последняя степень. «Как счастлив тот, кто очищает ее [нафс]». Этот глагол здесь означает «очищать», а также увеличивать благословения от Аллаха и наслаждаться состоянием изобилия. Это приводит нас к аль-Ганийй, Имени, связанному с этой ступенью.

Безграничная радость в таком состоянии изобилия души – это аль-Ганийй, который представляет собой бесконечную сокровищницу благословений. Аль-Ганийй встречается в отрывках 35:15-18. «Кто очищает себя, тот очищает свою душу, и Аллах – конечная цель всех путей». Душа очищается от всей самости.

Очищение самости — это синоним фана, растворения эгоистического состояния. Фана ведет к бака, реализации истинного «я», которая ведет к лика’, последней встрече, окончательному союзу всех путей. Этот процесс очищения называется тасаввуф, или Суфизм, как переводится это слово на английский язык. Того, кто очистился, называют Суфием, поэтому в некоторых книгах этот седьмой этап называется ан-нафс уль-сууфиййах.

Ан-нафс уль-закиййах упоминается как факиир, что является другим словом для Суфия. Это означает того, кто доволен быть пустым от своего я по отношению к Богу. Очищенная душа осознает аль-Ганийй. «О люди, вы факиир к Аллаху и Аллах хува аль-ганийй аль-хамид». Другими словами, Аллах – это богатство сокровищницы вечной радости и изобилия. В этом цель суфийского пути: быть пустым, быть факиир по отношению к Аллаху, который есть ганийй.

У всех пророков есть этот ан-нафс уль-закиййах. Именно так о чистоте посланников говорится в суфийских источниках. Примерами являются Муса у неопалимой купины и Мухаммад в Мирадже. Муса слышит куст, разговаривает с кустом, бросается в него и полностью поглощается. Это демонстрирует реализацию чистого тождества, таухиид, единства. Эту стадию описывают, говоря, что никто не может войти в сад своего «я», кроме самого себя. Входит ничто, и это ничто — самость Бога.

Ан-нафс уль-закиййах, или очищенное «я», называют величайшим знаком, аят-уль-кубраа. В Коране сказано: «Чтобы мы могли показать вам величайшее знамение…» В суре Ан-Нази’ат Муса разговаривает с кустом. Ему велят вернуться к фараону, даже если он этого не хочет, и сказать фараону: «Хотел бы ты очиститься?» Очиститься – значит достичь ан-нафс уль-закиййах. Муса должен показать ему величайшее знамение, то есть продемонстрировать ему ан-нафс уль-закиййах из его собственной души. Услышать величайшее Имя, форма которого дана Богом Мусе, для этого необходимо иметь чистую душу. Мирадж, или путешествие Пророка Мухаммеда по всем небесным царствам, является контекстом для этого же учения. «Воистину, он увидел величайшее знамение Божие». В повествовании здесь рассказывается о Халиме, кормилице Мухаммада, когда он был еще ребенком. Они шли по дороге, по другую сторону которой был ров; он помчался вперед и упал в канаву. Она побежала за ним. Два ангела спустились. У одного был кинжал чистого света, он рассек грудь Мухаммеда, омыл его сердце чистым светом и запечатал его. Тогда кормилица вытащила его из канавы.

Это представляет собой очищение, которому подвергся его нафс, чтобы иметь возможность пройти линию, описанную в истории Мираджа как лотосное дерево, которое отделяет конечную реальность от бесконечного бытия. Это черта, которую не мог переступить Архангел Гавриил. Как сказал ангел: «Я провёл тебя через шесть небес, но не смог пройти мимо этого дерева, чтобы не сгорели мои крылья». Рациональный ум не способен преодолеть этот барьер, но полностью очищенный нафс может. Он очищается даже от рассудочного ума.

Мухаммад в другой раз увидел божественную реальность возле лотосового дерева, за пределы которого никто не может пройти. Лотосовое дерево — это дерево небытия, которое растет возле Сада Обители — высочайших небес. «Вот, лотосовое дерево было окутано, покрыто величайшим знамением». Самый большой знак — это нафс, которого там нет, потому что он растворен в реальности божественного «Я». Как утверждается в священном хадисе: «Я становлюсь оком, которым зрит человек». На вопрос, кто кого видит, на самом деле нет ответа. Седьмое небо — это сад единства. Это кульминация истории Мираджа. Ан-нафс уль-аммаарах начинается с алчности. Это стремление встроено в каждую клетку. Но пламя жадности в конечном итоге может трансмутироваться и одухотворяться. Парадокс заключается в том, чтобы иметь возможность сохранять страсть к цели, даже когда поиск еще не выполнен. Все стремления в конечном итоге направляют вас к свету, источнику всего, сокровищнице всего существования и экстаза. Путешествие через семь этапов нафса приводит душу к осознанию Йа Ганийй, божественного Имени, выражающего бесконечную сокровищницу бытия.

В процессе этого очищения мы специально отметили ряд священных Имен, которые могут сыграть важную роль в решении проблем нафса на каждом уровне. Поскольку все Имена, возникающие в этом контексте, имеют глубокий резонанс с божественным изобилием, мы включили их в текст на этом этапе, хотя может показаться, что это несколько отклоняется от общей формы нашего подхода. В следующей главе мы вернемся к рассмотрению божественного изобилия в нашем обычном порядке.

Перевод: Ладомир Родумилов


Рецензии