О ляпах 17-ти мгновений весны и реальном Лемане
В партийной характеристике штардантенфюрера Макса Отто фон Штирлица, "истинного арийца" есть короткое слово - холост. Это явный прокол. В Германии того времени к холостякам вообще относились с недоверием, вдруг, гомосек, тогда сразу в Дахау. А к офицеру СС высокого звания и сотруднику имперской службы безопасности - просто с подозрением. Штирица и всех его родственников особо тщательно проверяла бы особо сознанная комиссия. И что бы она нашла? Ничего! Нелегал без глубоко и тщательно разработанной легенды-биографии? Это абсолютный провал. Да и до звания штардантенфюрера СС, и должности в политической разведке, Штирлицу-холотяку было бы просто не дойти.
Действие романа и фильма происходит в период с 12 февраля по 18 марта 1945 года. Штириц несколько раз, с каменным лицом, появляется в здании Главного управления имперской безопасности (РСХА) на Принц-Альбертштрассе. А между тем, это помпезное здание было сметено с земли американскими бомбардировщиками ещё в конце января того же года. Тоже ляп и романа, и фильма. Кстати, о лице Штирлица.
Наш нелегал, успешно выполнив задание, возвратился в Москву. Посмотрев фильм, он сказал:"С таким лицом Штирлиц не продержался бы и двух дней!".
Штирлиц разъезжает по Берлину на автомашине ручной сборки "Хорьх". Это выдаёт его сразу. Такие супердорогие машины полагались только высшим представителям нацистской власти и лишь они имели право на номерной знак из трёх букв и трёх цифр. А номер Хорьха Штирлица был именно таким: ВКР-821. Завидя такой номер, шуцманы на улицах вытягивались по стойке "Смирно!".
И ешё один "момент весны". Штирлицу была посталена сложнейшая задача - сорвать "атомный проект" - разработку атомной бомбы. Им руководил знаменитый немецкий физик Карл Давид Рунге. Умело подготовив других физиков оценить работу Рунге бесперспективной, да ещё обнаружив, что бабка Рунге была еврейкой, а это Рунге скрывал, Штирлиц подставил его под арест гестапо.
Но вот очередной прокол - физик Рунге умер ещё 3 января 1927 года, а "атомный проект" начали в Германии только в сентябре 1939-го.
Возникает вопрос, а был ли у нашей разведки такой неуловимый нелегал без арийской родословной?
Был! С родословной, конечно.
Это влиятельный сотрудник гестапо штурмбаннфюрер СС Вилли Леман. Он был завербован КГБ (ОГПУ) ещё в 1929 году под псевдонимом "Брайтенбах". Советский резидент Александр Коротков описывает Лемана так: "В прокуренную пивную, где была назначена встреча, вошёл мужчина лет пятидесяти, плотного телосложения, чуть выше среднего роста, с приплюснутым носом боксёра и слегка деформированными ушами борца. По выправке выглядел кадровым служакой. Припухшие глаза говорили о том, что он крепко выпивает."
Было и другое, он играл на скачках и часто проигрывал, но, получив за инфомацию деньги, говорил жене Маргарет и коллегам: "Сегодня моя лошадка выигала! Угощаю!"
А информация его была сверхценной. По линии контрразведки Леман контролировал все военные заводы Германии, включая секретное производство ракет ФАУ-1 и ФАУ-2. Он быстро сообщил о разработке тяжёлых танков "Тигр", "Пантера", цельнометаллических истребителей "Мессершмит" и самоходок "Фердинанд". Сообщил о закладке новейших 70-ти подводных лодок, о пяти секретных испытательных полигонах ракет и о месте работы конструктора ракет Вернера фон Брауна. Это лагерь Дебериц, недалеко от Берлина.
Леман передал набор шифров вермахта и РСХА и наши читали всю секретную немецкую переписку.
Последняя встреча состоялась 19 июня 1941 года. Встревоженный Леман сообщил, что немецкое вторжение в СССР абсолютно точно начнётся в 3 часа 22 июня.
Но, товарищ Сталин не поверил и этому донесению. Да уже было поздно что-то предпринимать.
Связь с Леманом обрывалась по разным причинам и раньше. А однажды Леман совершил совершенно немыслимый поступок. Чтобы самому восстановить связь, он бросил в почтовый ящик советского посольства письмо, где указал место, время и условное слово (пароль) для встречи.
Дальнейшая судьба нашего ценнейшего агента "Брайтенбаха" (код А -201), начальниека отдела IV E1 в структуре РСХА, трагична.
Единственная попытка восстановить связь была организована при содействии двух немецких антифашистов - Артура Хесслера и Роберта Барта.
Их завербовали, обучили. Затем сбросили на паращютах в районе Брянска, занятого немцами. Главнвя задача - под видом отпускников добраться до Берлина и вызвать условным сигналом Лемана на встречу. Это было поручено Барту. А Хесслер должен был выйти на связь с "Красной Капеллой" - группой немецких патриотов, работавших на разведку СССР.
Но "Капелла" была уже "под колпаком" и Хесслер был схачен. Под пытками он выдал и Барта, и Лемана.
Вся немецкая верхушка боялась доложить Гитлеру о наличии в гестапо агента СССР.
Арестовали Лемана в начале декабря 1942 года. Находясь в тюрьме, на допросах, он никого не выдал, ни в чём не признался и был расстрелян. Всё дела и документы о нём уничтожили и пустили слух, что он случайно выпал из поезда, следуя по делам в Венгрию.
После войны его жена пыталась найти хоть какие-нибудь сведения о Лемане. Безуспешно. Пропал без вести...
А семьям офицеров СС, пропавшим без вести, пенсия за них не полагалась.
п.с. Леман не любил свой псевдоним "Брайтенбах" и всегда подписывал свои донесения: "Ваш покорный слуга!"
А.Домин
18.08.2024
Свидетельство о публикации №224081801696
С уважением,
Фома Неверующий 04.10.2024 20:53 Заявить о нарушении
С уважением,
Кросс Роуд 04.10.2024 20:59 Заявить о нарушении