О белых и чёрных хазарах

О "белых" и "чёрных" хазарах


""Шазодонмар" - предки тибетцев в тибето-бирманских народов мифологии, букв. "поедатели мяса с красным лицом"

"Акъ будун", "къара будун" - разделение на "белых" и "чёрных" в древнетюркских текстах. "Насекомые, которых надлежит давить под копытами коней" - упоминание жужаней ("хоров") из речи Тюркского кагана при обсуждени с византийским послом проблемы появившихся в Европе аваров.



У советско-российский хазарологов - Артамонов, Плетнёва и пр. , мы порой встречаем весьма наивные рассуждения по разного рода поводам. Такое ощущение, что эти хазарологи так и не вышли из ясельного возраста. Это словно жители придуманного ими самими мира.

Так, Плетнёва пишет, что "чёрные" и "белые" хазары источников о Хазарии - резу лот ьтат смешивания хазарской знати с грузинским, черкешенка и, славянами, а "чёрные" хазары не смешивались, пасли скот, работали на поле, поэтому и выглядели загорелыми. Это не прямая цитата из текста, но сказано примерно так.

Халха-мнг. ХАРААТ "зависимый, подвластный", ХАРЛАГ "чернь, холоп".

Древнетюркское КЪАРА будун "чёрный народ" должно было означать примерно то же самое, что и мнг. ХАРААТ. Ср. также афг. ТОР 1. "чёрный";2. "раб".

"Чёрные" хазары могли быть загорелыми, смуглыми или даже светлыми - без разницы, термин "чёрные" в данном случае вообще не следует понимать как антропологические отличия, речь шла о ПОДНЕВОЛЬНОМ, ЗАВИСИМОМ положении. Ороним БЕЛАРУСЬ не от того, что они "белые" среди "чёрных", а исключительно из за независимого положения. "Белая Русь" не была захвачена монголами.

Царская Россия до отмены крепостного права, - это сплошной ХАРААТ, хотя так никто её не называл. Поэтому на Сев. Кавказе царизм наткнулся на яростное сопротивление. И напрасно некоторые филологи с подачи всем известных лиц ставят под сомнение бессмертные строки Лермонтова, отправлявшегося в Кавказскую ссылку: "Прощай немытая Россия! Страна рабов, страна господ..." Эти слова принадлежат наблюдательному автору. Лермонтов гордился своим шотландским происхождением. Шотландцев называют Highlander "горцы". Причём эти горцы представлялись своему окру же ению свободными и воинственными. Отправка его на Кавказ подняла в Лермонтове чувство своего рода горского патриотизма. Да и войну царизма на Сев. Кавказе он не одобрял. Поэтому не надо перевирать задним числом, отказывая Лермонтову в авторстве стихотворения "Прощай немытая России!" Писал именно он.

Лермонтов прекрасно понимал, что это наказание. И в отместку властям он в очередной раз продемонстрировал свой бунтарский шотландский характер.  Здесь он солидаризируется с Кавказом , вместо того, чтобы его ненавидеть и презирать. И далее в его стихах мы опять находим шотландский пафос; "И дики тех ущелий племена, Им бог – свобода, их закон – война, Они растут среди разбоев тайных, Жестоких дел и дел необычайных..."

Поэтому мы не просто не согласны с тем, что "Прощай немытая Россия! " возможно, писал не Михаил Лермонтов, мы высмеиваем саму постановку подобного вопроса, сами сомнения на этот счёт.

Кавк. горцы относились ко всем щавоевателям вполне толерантно, если понимали, что те им не несут ХАРААТ.

Как уйгъуры называли китайцев, отправленных к ним на маоизацию Синьцзяна? КъАРА ЧОПАН. И вовсе не потому что китайцы "чёрные" или "страшные", а потому что ХАРААТ. Уйгъурское КъАРА ЧОПАН в данном случае следует понимать "тупой, забитый, обманутый, подневольный работник".

Халха-мнг.  ХАР "чёрный, тёмный; простой, физический"; "лишний";" тягостный, мучительный; ужасный, неприятный".

В каком-то другом - не СОЦИАЛЬНОМ значении, естественно, может вкладываться другой смысл, но в социальном только такое значение. Это - исполнители чужой воли, наёмные неквалифицированные работяги, т.е. "чернь", "чёрный люд". Если даже кто-нибудь вовсе не подневольный, то воспитания подобном духе, выглядит и поступает как они.

Поэтому имеющееся в источниках сообщение о "двух типах хазар, одни -белые, другие - чёрные.  " нет никак причин воспринимать как реально "чёрных" ( смуглых) и "белых". Понятно, что знать будет выглядеть достойно, ухожено, предпочтёт и соответственно своему статусу женщин. Простой люд же отягощён проблемами и ему,как говорится, "не до жиру".

"Чёрные" и "белые" хазары - указание на СОЦИАЛЬНЫЕ группы, это - "верхи" и "низы". По древнетюркски будет выглядеть как AQ BUDUN и QARA BUDUN. Всё вместе однако единый организм. "Красными" же в некоторых традициях называли тех, кто ведёт какую-то отдельную жизнь и сами по себе, эта категория считалась разновидностью понятия - "дикарь, варвар". В Тибете проживает прежде монголоязычный народ ЧЖАХОРЫ, т.е. "красные монголы". ХОР - старое тибетское обозначение как монголов, так и нередко тюрков, как-то связанных с монголами. Они могли говорить по-монгольски или жить с ними, состоять в одной с ними группировке.

"Хоры, "краснолицые" - традиционное обозначение всех пришлых в Синьцзяне чужаков- номадов. Жужани, сяньбийцы также считались "хорами". Этот термин совпадает с мнг. обозначением "червей", "насекомых", всякого рода токсичных, алчных и ненасытных существ.Это типаж не ставит ни во что порядок, дисциплину, предпочитает грабёж и разбой.

"Красные" считались "культурно не дозревшим" отребьем мясоедов и кровопийц. У шумеров "красные" - постоянная характеристика их соседей - гутиев.

В поэтических строках Лермонтова из "Измаил-бей": "им Бог свобода, их закон - война..." легко читаются "красные", т.е. тот же самый KERMI-HYON византийских хроник и иранских текстов: "красные хионы" или "черви-хионы". И нет необходимости разбираться кто среди них "белые" и "чёрные", потому что - сплошной бандитизм. Реальная картина могла выглядеть иначе, но они так воспринимались окружением. Чингизиды, например, считали "красными" тех, кто не имеет своего хана.

Царизм на Сев. Кавказе столкнулся с ожесточённым сопротивлением условно "красных", которые однако понимали, что "краснеть" дальше некуда и пора браться за ум, т е. руководствоваться строгими правилами, воинской дисциплиной и пр. Всё афгъанское движение сопротивления вышло из "красных" рядов.



8.18.20024

ХАС ТЭМДГИЙН АВАРУУД


Рецензии