Посторонний-предвестие любви

                ПОСТОРОННИЙ    (предвестие любви)
               
             Виктор  Тарасенков                рассказ



Море было прекрасным. Я вернулся на место,осторожно ступая по горячей гальке,приятно греющей ступни,и опустился на лежак. Струйки воды стекали по лицу,
оставляя солоноватый привкус на губах. Тёплые капли на освежённ ом теле искрились,
и солнце вновь задорно принялось опалять мою,до черна загорелую кожу.
Я надел солнцезащитные очки. Тёмные стёкла приглушали резкую яркость, и
глаза,бережно заслонённые, облегчённо раскрывались ,словно стёкла не только давали прозрачную тень,но и прохладу.   
Одно на всё  небо,солнце светилось в апогее взлёта,будто сопло ракеты выходящей на орбиту… 
Впрочем,сопло ракеты я видел только по телевизору.
Впрочем,это неважно.
Полуденный зной,застывшее марево  воздуха,как бы недвижимость времени дня,стало моим состоянием и днём,и вечером,и ночью. Даже во сне ,это ощущение недвидимости всего,не покидало меня,переходя в умиротворение мыслей и души. Я удивлялся и радовался странному состоянию нелогичности мыслей. Они возникали из глубины мозга внезапно и,едва возникнув,тут же исчезали,не успев даже  оформиться,стать понятнее.
Да я и не пытался их осознать и они,смутные,как-будто испарялись от жары и удержать их
не было желания – я в мыслях не нуждался.
Я чувствовал огромное освобождение.Освобождение от вынужденной обычной,реальной жизни: инженерной электроники,обязанностей мужа,ах,да теперь кже ьывшего –разведённого мужа,и приятных,но привычных и потому однообразных развлечений.И сейчас  я очень не хотел этого и  вообще ничего. Отпуск.
-Ой,холодно.-услышал я рядом восторженный детский голос и плеск воды.Видимо, мальчика поливали  водой.
-Пап,а почему море такое расплывчатое?- тот же детский голос.
Отец ничего не ответил,лишь засмеялся.
      Слова,слова. Здесь на пляже много разговоров.Кто-то говорит кому-то: »Ах какое море ласковое.» И мне уже кажется,что море стало неподвижно ласковым. А другие говорят,что море тёплое.И море кажется неподвижно тёплым.
Но ведь это совсем не так.
Люди уедут и увезут с собой слова.
А море станется.Оно будет.
Без слов.
Незасказанное и несказанное.
И уеду я.Но это будет потом,а сейчас я лежу лицом к небу.И молчу.Я нашёл средство защищающее от вынужденного общения.
Молчание.Лучшее из средств,позволяющее побыть в одиночестве.
Отчуждение,словно укрытие,прохладная тень от чужих глаз,отбивает всякую охоту загово-
рить с вами  даже самого бесцеремонного человека.Молчание позволяет мне среди общего шума остаться незаметным.
       Так проходили день за днём.И вот уже пять дней я купался в море и загорал. С утра до
вчера.
На шестой день пошол дождь.
Впрочем,не очень сильный.Тёплый. Хмурые облака плыли по небу,и это даже казалось приятным – не было беспрерывной яркости солнца.Да и своего рода.смена обстановки…
Море штормило и на пляже делать было нечего.
Я решил пройтись по городу.Заходил в магазины и магазинчики.бродил по парку, разгля-
дывал белых и чёрных лебедей в пруду,попугаев нахохлившихся среди листьев пальм.
Забредал в кафе,шашлычные и даже выпил немного сухого вина и съел шашлык .Вдыхал запахи магнолий,олеандров,сидел на лавочках ,рассматривал близкие горы,наполовину закрытые туманом и шлейфами низких облаков. Затем забрёл на базарчик,купил персиков,ел их и вышел к универмагу. Зашёл,не зная зачем.Здесь было много людей-таких же отдыхающих,оживлённо снующих по отделам.
Время близилось к пяти вечера и я подумывал о взвращении в свою мансарду,как вдруг
ко мне подошла стройная темноволосая девушка.
-Здравствуйте.-сказала она,мило улыбнувшись
- Извините…- она протянула мне сложенный вдвое плотный листок,на котором крупными буквами синела надпись « Пригласительный билет.»
Я недоуменно поднял на неё глаза.
- Мы приглашаем вас посмотреть наш спектакль-чуть торжественно произнесла она и
торопливо продолжила:
-Ведь,правда,сегодня погода позволяет вам пойти вечером в наш Народный театр драмы и увидеть спектакль.
В руке она держала пачку таких же билетов.
-Народный?- я удивился и развернул билет.Лаконичная надпись извещала,что обладатель сего,приглашается на спектакль » Репетиция» местного любительского театра. Начало в
19 часов.
-Что,народ сам не ходит?-сочувственно спросил я.
Девушка улыбнулась.
-Нет,почему же. В нашем городе нас знают и охотно смотрят. Но сегодня случай особый.               
Спектакль необычный. То есть,я хочу сказать, не традиционный… И,кроме того…-она нео-
жиданно умолкла и посмотрела на меня чуть иначе,чем на зрителя.Оценивающе.
- А знаете,наш режиссёр здесь. Я сейчас позову.-она устремилась сквозь толпу – и уже на ходу умоляюще воскликнула:- Не уходите! Вам будет очень интересно.
Я с любопытством ещё раз просмотрел билет,воспринимая всё как маленькое развлечение,уже подумывая,а не пойти ли в самом деле посмотреть,что за особый спектакль такой.               
Не прошло и минуты,как появился,в сопровождении девушки,квадратный мужчина в бороде и торчавшим в стороны  волосами  на голове.
-Здравствуйте!-произнёс он энергично.
-Это наш режиссёр-Марат Владимирович-представила девушка,глядя на него снизу вверх.
-Не удивляйтесь и не пугайтесь. Всё очень просто.-деловито и быстро начал он.-Дело в том,что мы ,наш коллектив и я,предлагаем вам сыграть небольшую роль в нашем спектакле.
Он жестом остановил мой возглас удивления.
-Вы ,как типаж,нам подходите.Вот,благодаря Лиле,замечательной нашей актрисе – она вас нашла,мы видим,что вы подходите.
Он сделал маленькую паузу.
-Короче,нужно сыграть один раз одну роль. Требуется только ваше согласие.-Он умолк,
вопросительно глядя на меня и в глазах его проскакивали  лукавые искорки.   
-То есть как?- я изумился-Во т так взять и сыграть?!
-Вот так взять и сыграть.-подтвердил режиссёр,улыбаясь.
-А если у меня не получится ничего?-воскликнул я,уверенный,что это какая-то шутка или розыгрыш- Откуда вы знаете,что я смогу и…вообще,почему вы решили…
-Получится!-прервал меня он,вдруг посерьёзнев -Потому что текста роли вы знать                не будете .Не дадим текста
Я ошарашенно молчал.
- И вообще,-продолжил он,всё так же серьёзно  -У этой роли текста  и вовсе нет. Не написан. Всё,что вы будете говорить и делать-всё будет исходить от вас лично. Отсебятина,так сказать.-пошутил он-Эту роль играют разные актёры.Актёры на один раз,и каждый раз новые.
-Вы хотите сказать… начал было я,но он угадывал ход моих мыслей.
-Да,да,эта роль для случайного человека. Вот так же,как и вас,мы находим   подходящих
по типажу мужчин и они играют эту роль не выходя за пределы себя.Играют себя начисто.
То есть,ведут сея совершенно естественно,как в жизни. А у нас, в обстоятельствах,которые               
мы вам предложим.
-И удачно они сыграли?-спросил я-И где они сейчас?
-Кто лучше,кто хуже. И теперь опять на пляже.
-Да,но что это вам даёт?-недоумевал я.
-Дело в том,- с  готовностью ответил режиссёр- что актёры нашего театра роли свои знают и,когда  исполняют одно  и то же много раз,начинают автоматически произносить текст.
Проще говоря, заигрывают роли.И всё – спектакля нет,есть роботы. А человек со стороны
играет непосредственно и вносит свежую струю в игру всей труппы.
К тому же,у нас любительский театр,а для самодеятельных актёров очень важно почувствовать естественность.
Он умолк,внимательно взглянув на меня,как бы спрашивая-доходит до меня смысл или я всё ещё думаю,что это шутка.
-Ну ,и наконец,пьеса именно предусматривает исполнителя взятого прямо с улицы...Ну что,согласны?-прервался он.
-Согласен!-ответил я неожиданно для себя,отметив,что уже не откажусь,потому что это не входило в мой круг интересов,важных и обязательных. А здсь случайна,вообще, и потому занимательна.

       Поднявшись по мраморной  лестнице,мы  прошли в маленькое уютное фойе.Именно тем и уютное,что маленькое.Прошли далее через двери в зрительный зал,мест всего на сто,с откидными  зелёными креслами. И сцена,даже по моим понятиям уж очень небольшая.показалась несколько странной своими светлыми некрашенными досками,плотно пригнанными друг к другу. И на эту сцену я шагнул лишь чуть повыше полняв ногу.
В полутьме неплотно зашторенных окон,с едва проникающим светом сумрачного дня,ма-
ленький зал показался пустым и гулким. Декорации на сцене я воспринимал,как смутное нагромождение,пока неясно для каких артистических целей,деревянных стен,столов и,
прочих непонятных аксессуаров.
Режиссёр прошёл куда-то за кулисы,последовал щелчёк и,ярко вспыхнувший свет,словно
обнажил внезапно обретшие смысл предметы. И вся сцена как-то  повеселела. 
-Вот это наши подмостки.-объявил режиссёр,выйдя из-за кулис и,разводя руки, почти едва не заполнив собой всю сцену.
Сама же сцена, шагов десять занимала в длину и столько же в ширину.Ближе к задней стенке,в глубине стоял помост изображающий ещё одну сцену,но уже декорацию. На этой сцене-декорации  разместился полный набор мебели: кушетка,стенка,стулья, тумбочка и
бутафорский телевизор на ней,стол,холодильник. Телефон,впрочем,казался настоящим.
Было и окно из планок-рамы и стёклами из фоьги.
-Это ваша комната.-сказал режиссёр.
Я прошёлся по «комнате»,присел на стул.
-Вот здесь и будет всё происходить?-спросил я.
-Да,здесь.-ответил режиссёр
-А как же гримироваться?
-А никак не гримироваться.-засмеялся он.-Вот в чём есть,в том и есть.
-Как?-я удивился.-Вот в своих джинсах и футболке?
-Да,вот так.
Я огляделся. Столик на основной сцене был журнальным.Несколько лощёных брошюрок
Лежали  на нём россыпью и на каждой виднелась надпись «Репетиция».Как я понял,
тексты ролей.Рядом со столиком пять или шесть стульев.В другом углу сцены ещё стул,почти на авансцене.
Я поднялся и стал ходить по «комнате».               
Среди декораций я чувствовал  необычный интерес,но и смущение. Представил себя на 
этой сцене при полном  зале и стало мне как-то не по себе. Даже поёжился. Взглянул на режиссёра. Он вполне доброжелательно  смотрел на меня.
-А что если я откажусь?- пришло мне в голову.
-Провалите спектакль.-пответил он просто и взглянул на часы.- Осталось тридцать минут.Мы ничего не успеем переиначить.
И я ощутил,что это всерьёз,и уже и будет тяжело,и уже тяжело сейчас,уже вот сию минуту,и я впал в растерянность почти паническую.Но тут же подумал,что ведь текста
помнить не нужно и,значит,забыть не смогу,а это очень всё дело облегчает.Легче будет играть с чистого листа (я где-то слышал это актёрское выражение).
     Между тем на сцене появились трое молодых парней,тащивших на руках,с виду тяжёлую большую вазу с зелёными,на первый взгляд,естественными  листьями . Но их, уж очень яркий окрас тут же навёл меня на мысль,что они всё же  искусственные.Водрузив  вазу на трельяж в углу декораций,люди тихо удалились,но трельяж неожиданно качнулся    
и мне показалось,что он сейчас рухнет,но нет,удержался. 
-А где актёры?- я оглянулся  вокруг.
-Актёры в гримёрной.-ответил режиссёр,озабоченно глядя в лощёную брошюрку.Затем он быстро прошёл за кулисы,последовал ещё один щелчок,и  незаметные доселе две половины занавеса по левой и правой стороне сцены,тяжко  с шорохом  недовольным медленно поплыли навстречу друг другу,заслоняя зелёной стеной пустой тёмный зал. На этой маленькой сцене появилисьлюди.Молодые и постарше,человек десять. Они,кто
быстро,кто  медленно  сновали,пересаживались с места на место,говорили,молчали.
шумели,  Женщин и девушек оказалось больше.
С появлением актёров,а судя по всему,это были они,сцена ожила. И ещё заметил,что  с их стороны вызываю к себе вполне понятный интерес.
Я  сидел на одиноком стуле и вертел головойи,на всё глядя с изумлением и оторопью,которую давно в себе не замечал и потому раздражался и не знал что делать,чтобы  не раздра-
жаться.
Ко мне медленно приближалась полная,высокая женщина в длинном,почти до пят платье               
современного покроя и чёрного цвета,украшенного ожерельем, с блестевшими,как нату-
ральные,дорогими камнями. Женщина подошла и стала внимательно меня разглядывать.Я выжидательно смотрел на неё.
Наконец она жеманно и томно произнесла с большим наигрышем:
-Это вы наш новый муж?
-Не знаю-в растерянном недоумении прознёс я.-Это режиссёр наверняка знает.
-Да-а!?-протянула она и удалилась медленно и величаво.
Среди беспорядка и суеты ко мне торопясь подошёл режиссёр.
-Так,вы занимаете место в этой,так сказать,»комнате» вот здесь на этой сцене,на этом помосте.Осталось десять минут.
Он быстро повернулся ко всем остальным и тихонько проговорил:
-Так,все по своим местам!
Тоненькая девушка в белой блузке и коротенькой чёрной юбочке,едва прикрывавшей  очень стройные ноги,приникла к занавесу,глядя в щёлочку и улыбаясь.
Режиссёр,проходя мимо легко шлёпнул её пониже спины.
-Татьяна!-тихо,но настойчиво буркнул он.
Девушка с выражением притворного ужаса,всплеснув руками бросилась к одному из стульев.
Я вышел на помост и прошёлся туда сюда.Четыре  шага в длину и четыре в ширину.
Письменный стол и тумбочка с телевизором стояли с внешнего края помоста и отгораживали всю «комнату»  от зрительного зала.
Возле задника стояли кушетка, три стула и холодильник…   
Необычная тишина оторвала меня от созерцания обстановки… Всё замерло на сцене.
В ожидании. В предвкушении.
Там  со стороны зала  раздавался приглушенный говор,покашливание,тихий шум.
Режиссёр почти подбежал ко мне и кивнул,чтобы я зашёл за кулису и показал куда.
Я стал  за нечто похожее на маленькую пыльную штору.
-Занавес откроется и ,как только я скажу ,выходите сюда в «комнату»- объяснил он – И
действуйте.Ну ни пуха…Да,и ещё.На нас,на меня,актёров смотреть можно,хоть и не нужно! Что касается зрителей,то ни в коем случае нельзя смотреть на людей,если только в даль.
С этими словами он устремился куда-то на сцену.
Буквально через несколько секунд прозвучали первый,второй и третий звонок. И.почти сразу за третьим,занавес пошёл в стороны и послышался тихий голос режиссёра:
-Начали!
Я вышел из-за кулисы на помост и оказался в комнате.Рядом стояло зеркало,которое изображала вытянутая эллипсом больщая рамка с серебристым листом туго натянутой
фольги.
Соображая.что войдя в комнату,должен делать что-то,я  «посмотрел»  в зеркало и пригладил вихры на голове, впрочем толком не зная,торчат ли они на самом деле. Да и
тут же засомневался,а правильно ли я всё делаю? Мне стало немного смешно – гляжу в зеркало,а оно ничего не отражает,но нужно делать вид,что отражает хорошо.
Я прошёл в глубь комнаты и остановился  возле  телевизора. Краем глаза видел,как вни-
мательно  режиссёр и остальные следят за моими действиями. Но не это меня смущало.
Зал!
Я остро чувствовал что там за настоящей сценой,сидят не сто человек,но,по крайней мере,втрое больше.Бессмысленно стоя посередине и той,и другой сцен,я напряжённо
прислушивапся к происходящему в зрительном зале. Слышал чей-то смешок,покашли-
вание,но больше раздражало внимание с которым зал за мной следил.Они все ждали
чего-то интересного от меня,а я не знал даже что нужно делать.Машинально ткнул кнопку бутафорского телевизора и вздрогнул.Внезапно возник громкий звук человеческой речи-передавали новости. Я стоял напротив телика и тупо глядел в ненастоящий экран,почему-то упорно ждал,что изображение  всё-таки появится.Но тут же сообразил,что не телик должен  работать,а я должен делать вид,что он работает. И усевшись на кушетку,напротив   пустого стекла лицом в зал,я,с вялым видом человека,уставшего от забот,вперил взгляд  в экран..
Мне всё время непреодолимо хотелось посмотреть туда-в зал,в ту тёмную заполненность людьми  и потому,мешавшую мне. Они мне мешали!  Просидев минуты две,я с ужасом  подумал,что вот так сидеть нельзя,нужно же что-то делать,что-то изображать.А я от этого
панически застыл,заколодило меня. Ни рукой,ни ногой двинуть не мог и даже в голове начало что-то пульсировать омерзительно.Спасло появление патнёрши.Это была та самая Лиля!
 Она вышла с левой стороны,где имитировался вход в квартиру. Устало сняла с плеча светло-серого цвета  с длинным ремешком сумочку,покачала ею,держа двумя пальцами и отпустила, Сумочка шлёпнулась на стул. Затем Лиля устало ,нога об ногу ,скинула туфли,
медленно и вальяжно сняла  светлый плащ и повесила на плечики-вешалку.Оказавшись в нарядном платье,она прошла в дальний конец комнаты, и расслабленно села в мягкое кресло. И в первый раз посмотрела на меня.Взглядом насмешливо-оценивающим и вызывающим.
И,пожалуй, только сейчас  я подметил,что сочетание светло-карих глаз с итальянским типом лица необычайно привлекательно, Девушка была хороша собой. Я уже почти проникся к ней симпатией,но меня насторожил насмешливый взгляд   И тут она  говорить начала:
-Ну что смотришь?
Пауза довольно долго висела между нами.Я молчал,оторопев от такого начала,не знал нужно ли  сейчас промолчать или всё же что-нибудь да ответить.
Между тем она продолжила:
-Думаешь  откуда это жена пришла в одиннадцать вечера? А я могу сказать-она подалась вперёд,пристально глядя на меня,явно играя подвыпившую  «жену».
-Ну что молчишь? Сказать?-настырно вопрошала она –Так сказать или нет?
-Ну,скажи.-выдавил я,неприятно поражаясь собственному,вдруг охрипшему голосу,и опа-
саясь ,что не вовремя встрял с ответои. Ведь она произносила свой текст и ей всего лишь нужно было его не забыть и озвучить достаточно убедительно.Мне же необходимо ситуацию оценить,понять кто я,что я и почему это всё происходит здесь. И я внимательно слушал,стараясь реально представить  всю конфигурацию и расстановку сил на этой,
своего рода «шахматной доске»…
-Я скажу! Думаешь нет? Из ресторана.-она откинулась на спинку кресла,изучая моё лицо.
Я молчал.Жена ухмыльнулась и вяло махнула рукой.
-Знаю,знаю,ты скажешь,что  это «чёрт знает что».- сурово произнесла она намеренно низким голосом,при этом сердито сведя брови.
-Ведь скажешь.да? Ну скажи.Мне всегда смешно,когда ты так говоришь.
Я сдвинул брови и почти басом прорычал:
-Ну это чёрт знает что!
Жена едва улыбнулась и продолжила:
-Ну, мы отмечали всем отделом день рождения Незвановой. Выпили совсем чуть-чуть…А про-вожал меня знаешь кто?
-Кто?-буркнул я.
-Конечно ,Логунов. Да,тот самый,который часто мне звонит.И не ревнуй,пожалуйста.Он
желает добра тебе, знает что ты сейчас в затруднительном положении и очень тебе сочуствует.
-Заметно!-вставил я.
По залу прошёлся весёлый шумок.В глазах у жены проскользнуло  лёгкое недовольство.
Видимо,здесь моя реплика не преполагалась.
-Он,если хочешь знать,ведёт какие-то переговоры по вопросу работы тебе,и внедрению твоего изобретения.Я ведь тебе сколько раз говорила,что мы советуемся на работе.Вот
поэтому и звонит.- она встала и,сложив руки на груди,сделала несколько щагов по комнате.
Я молчал.
-Ну и что же,что мы посидели в ресторане?! –с раздражением ,будто я упрекал,вновь заговорила она – Да, у него много денег. Ну а ты что достиг своим изобретением?Что толку от твоего  ВУЗа ?!.Да,если хочешь знать,ты должен уважать меня уже только за то,что у меня высшее образование!
-Да что ты говоришь!-саркастически  произнёс  я.
Жена резко повернулась ко мне.и,двигаясь на меня,говорила в сильном раздражении:
-Мы женаты с тобой семь лет а ты даже внимания мне достаточно не уделяешь Вот Стецкая вся завалена подарками. Да,да! А ты как думал?Если дарят подарки,значит любят.Я женщина,
как ты этого не понимаешь!?
-Стоп,стоп.-послышался голос режиссёра.
Я с облегчением откинулся на кушетку,ошеломлённо пытаясь вместить всё сказанное у себя в голове и боялся  лишь что-либо забыть.Всё было важно!
…А жена как-то  вдруг очень легко првратилась  в ту самую симпатичную улыбчивую девушку,которая пригласительным билетом заманила меня в сей театр.
Режиссёр вглядом дал понять нам,что нужно сойти на основную сцену.
-Так,Лиля,вот что…- задумчиво проихнёс лохиатый режиссёр,сидя на стуле прямо перед «второй» сценой.
Я в этот момент заметил,что зал полон,ни одного свободного места.
-Вот что,Лилия Викторовна-он поднял глаза на мою партнёршу- Ну что ты,в самом деле,так агрессивна,что ты так атакуешь,нападаешь. Ведь жена только  что пришла из ресторана!Довольная,весёлая,навеселе. И сразу кидаешься на мужа с обвинениями.Поняла? Вот молодец  Не так остервенело,не остервеневай.Перегибаешь!
Он взглянул на меня.
-Ну,что вы думаете о своей «жене» ?
-Добра желают мне…И звонят моей жене.-ответил я.
В зале раздался смех. Я немного воодушевился,вроде  удачно сказал.
Но  всё же зрители раздражали меня.Да,в роли мужа я вёл себя нелепо и смешно.И я понимал это и самому было неудобно.А тут ещё эти люди,которые не участвуют ,то есть,совсем не участвуют в спектакле,но судят,рядят. Это понятно для актёров,ведь  их оценивают за игру.
Но я-то не играю…
А,впрочем,пытаюсь подстроиться,понять где  что, и как вовремя сказать что нужно. А что нужно?Ведь текста роли нет. Ну,может где и есть. Но это бессмысленно.Мне,ведь нужно произносить  свой личный текст.И что бы я ни сказал будет правильным.Любое слово моё
окажется правильным…Хотя.уже я заметил,что  чаще всего мои слова пролетают впустую,а жена гонит своё,независимо от моей речи.
Я сидел близко к авансцене на одиноком стуле,тихонько  потел и не понимал что происходит.
Марат что- говорил всем своим.Кто-то внимательно слушал,кто-то нет,две девушки сидели
перед настоящими зеркалами и  старательно  накладывали грим на лица,то ли упражнялись,
то ли по ходу спектакля так нужно было
Одна дама в старинном платье выбежала из-за кулис,держа в руке коробочку с пудрой,и громко воскликнула:
-Поплюйте на меня кто-нибудь!
Я  от удивления чуть рот не раскрыл,но вовремя удержал челюсти на месте. Дальше всё разрешилось просто. Парень,лет двадцати пяти,с усиками на правильном лице,подошёл
к даме,взял коробочку с пудрой,высыпал немного себе на ладонь и,подставив ладонь
ко рту,стал сдувать пудру даме на лицо. И понял я,как в этом театре делается естественный
цвет лица.
Я  сидел один и маялся.Время,конечно, вяло тянулось ,режиссёр что-то излагал,я не знал
что  делать,как вдруг Лиля ,сидевшая в основной группе,встала и медленно,спокойно прошла через всю сцену на мою сторону и,наклонясь,шепнула с улыбкой:
-Ну как вам у нас?
Сидя отвечать не с руки,а я хотел ответить так же тихо.Пришлось встать  и сказать только ей,отвернувшись от зала:
-Странновато,но интересно…- и чуть погодя добавил- Вообще-то немного не по себе,когда на тебя весь зал смотрит.
Она улыбнулась.
-Ничего,всё будет хорошо, только  постарайтесь быстрей привыкнуть к этому.Вы на сцене,                значит на вас должны смотреть –тихо и ободряюще шепнула она.
-Н-да?-в сомнении протянул я.
Мы не успели продолжить наш диалог,как услышали  чуть раздражённый голос режиссёра:
-Лиля.куда ты ушла? Кому я,собственно ,это всё здесь говорю?!
Лиля вздохнула,бросила на меня взгляд  «Ну что тут скажешь» и медленно вернулась на ту сторону.
Я вновь сел на свой стул,облегчённо вздохнув.Мне  стало уютней здесь сидеть.Неожиданно
открылось ,что у меня есть союзница. Я почувствовал,что не один ,что есть ещё и девушка,
которая за меня,хоть играет роль против.Но хоть это и так,мне ,ей-богу,захотелось туда в «комнату».В декорациях я мог хоть как-то заслониться ролью,реагируя на реплики партнёр-
ши.И,тем самым,уже обретал плоть,защиту от бесцеремонных  взглядов зрителей. 
 Я сидел и ждал,ждал и ждал,когда же режиссёр погонит нас опять туда,на ту «сцену».
И наконец услышал фразу:
-Вот,примерно так. Лиля,поняла? Ну давайте в «комнату» и продолжим… 
Режиссёр оглянулся на меня,взгядом поторапливая.
Лиля  поднялась со стула и пошла к помосту,как-то неуверенно оглядываясь.
-Так.Что? Какие проблемы?- встрепенулся режиссёр
-Тот же эпизод? -спросила Лиля.
-А,нет,нет!-воскликнул он.-Следующий,следующий! Эпизод «оба дома».
Я торопливо шагнул на помост и сел перед телевизором. Лиля устроилась на кушетке уже
в халатике.Рядом телефон,в руках журнал мод.
-Так все тихо!- Марат грозно зыркнул по сторонам.
Он сел на стул сразу перед второй сценой.
-Начали.- Уже буднично произнёс он.
Я нажал кнопку включения телека и услышал в динамиках ,что стояли за кулисами,звуки футбольного матча и голос комментатора.Жена с ногами забралась на кушетку и листала
журнал. Так прошло минуты две. Видимо, ситуация  имела цель изобразить «счастливый брачный союз на досуге».
«Сидеть так сидеть»- думал я,уже радуясь,что можно просто сидеть и ничего не изображать,но не тут-то было.Раздался телефонный звонок.Жена подняла трубку и,мило
улыбаясь,стала ворковать,искоса  на меня поглядывая. В один из моментов,прикрыв ру-
кой трубку, проинформировала:
-Это  Марина.
Я подумал,что звонит подруга жены,но тут же усомнился в том,что  разговор идёт с женщиной.
Как-то уж очень нежно вела беседу жена.Так с подругоми не разговаривают.Тут что-то не то было.Мелькнувшая догадка уже переросла в противную уверенность,что так оно и есть. 
И,нелепое здесь,чувство неприязни,отвращения к обману,к тому,,что со мной ведут двойную игру,замутило в груди. И к своему же большому изумлению,отметил шевельнувшуюся в
душе и…ревность.Но я же прекрасно понимал условность всего происходящего,но в какие-то моменты забывал об этом и вот, вживаюсь в роль.
Даже усмехнулся про себя этой странности.Уж не стал ли ненароком считать  актрису своей женой?  А может потому,что мне нравилась эта девушка? Не жена. Девушка.
Прошло ещё минуты две. Она положила трубку на рычаги,и помолчав секунду,произнесла:
-И не ревнуй,пожалуйста,это действительно звонила Марина.
-А может это Логунов звонил? –Съязвил я.
Она лишь с отсутствуещим видом скосила на меня глаза и сказала:
-Можешь позвонить ей и убедиться,что я с ней разговаривала. Ну,поболтали  о своих жен-
ских делах.
И эта её фраза не была ответом на моё восклицание.Жена  продолжала ранее начатую реплику.А я спохватился,понимая,что происходящее лишь спектакль,и моё отношение
 ко всем этим её штучкам не должно переходить некую условность.
-Да не ревную я!- пришлось мне сказать.Может быть чуть громче чем следовало,иронизируя над собой,что вот,мол,увлёкся. Она как бы и не слышала моих слов.:И продолжила:
-Ну  вот,ты уже завёлся и что бы я тебе не говорила,что бы  не доказывала,ты мне совсем не веришь. Господи, ты ревнуешь меня к каждому столбу!
Я смотрел на неё с удивлением.В роли жены Лиля вовсе не походила на ту приятную,симпатичную девушку,какой она была в действительности.
-Как ты думаешь,почему? – спокойно и тихо спросил я.
-Ревнуешь-значит любишь.-ответила она,чуть помедлив,и мне показалось,что лёгкая
растерянность на мгновение появилась в её глазах.И на миг,исчезла жена и проявилось милое лицо Лилии.
Я промолчал и повернулся к ней спиной,глядя в телевизор. Она тоже ничего не говорила,только по шороху я понял,что жена вновь заняла место на кушетке.
И мне стало всё ясно. Ведь  чтобы я не говорил,чтобы не делал,мне ничуть, не из-
менить хода этой,с позволения сказать,репетиции,этого спектакля,комедии этой!!
-Почему?-думал я,почему в этой роли мои слова ничего не значат? Ответ прост. Именно
потому мои слова  ничего не значат,что  для этой роли слов нет. Реплики,прочие восклицания не написаны.Ах я тупица!Ведь пьеса –это то,что написано для каждого  действующего лица.
Актёры играют зная текст,зная что будет дальше. Нельзя участвовать в пьесе,в которой нет
текста твоей роли.Да,подумал я,никогда не соглашайся играть в пьесах,где для тебя нет текста твоей роли!
Понял,что мог бы весь спектакль промолчать и всё равно финал оказался бы тот же.Не знаю каков финал,но моя роль мне категорически не нравилась.
Боже мой,а я старался,считал,что это всерьёз,пытался участвовать в сюжете,хотел понять фабулу,хотел вжиться в ткань пьесы…
Не обидно,что смешно,обидно,что впустую.
Я посмотрел в едва приоткрытое окно в дальнем углу сцены,неплотно  занавешенное,и увидеть его из зала было невозможно. Там.в узком проёме синело  уже чистое небо, и море зыбилось пластом,словно позолоченное  вечерними лучами заходящего солнца.
И реальность ,будто тёплым омывающим душем,окатила меня,вернула себе,уже почти
потерявшегося  в чужих словах,ощущениях,гримасах.  И мне стало наплевать на зрительный зал,на спектакль этот,на мнение всей труппы этого  славного театра.
Чтож,им удалось слегка запудрить мне мозги. И я честно старался,главное честно и всерьёз.
Надо же,я ведь и в самом деле ревновал свою «жену» к некоему Логунову!
-Ты знаешь,-обернулся к ней-а я действительно тебя ревновал.Впрочем,не так уж сильно,но на самом деле.
Она  вопросительно вскинула глаза,В них светилось непонимание.
-Да? Когда? – осторожно спросила она.
Я вдруг вспомнил,что всё-таки сейчас идёт спектакль И тогда  повторил снова,нет не жене,но самой Лиле:
-Да,я ревновал тебя-сказал я и,глядя ей прямо в глаза, закончил-Но на самом деле!
И я увидел,как исчезла маска жены и возникло смущённое лицо Лили. И показалось мне,
поняла она,что я хочу сказать.
-Стоп,стоп,стоп!-к нам сюда в нашу «комнату» ворвался голос режиссёра.
-Лиля!-он энергично  встал со стула и всем телом повернулся к моей партнёрше.—Ну что такое! Потеряна инициатива,темпоритм,текст.Ох уж этот текст.Безбожно перевран.И потом,откуда такая реакция?-режиссёр сокрушённо вздохнул. – Ладно,будем разбираться. Сойдите сюда,на сцену-произнёс он.
Лиля молча повиновалась. Я как сидел рядом с телеком,так сидеть и остался. Не хотелось больше сидеть на одиноком стуле,слушатьто,что говорит не мне режиссёр.
В конце концов, ведь было сказано,что я могу вести себя,  как в жизни –совершенно естественно.А естественно мне сейчас оставаться здесь,потому что на ту сцену совершенно не хочу. На душе стало необычайно свободно и даже немного весело.
-Так!- озадачился режиссёр- А вы что же?
-А не хочу туда. Здесь буду.-заявил я.
-Как это не пойдёте?!- поразился он-Но ведь это... Да на что это похоже.!..Немедленно сойдите сюда!
-Да не пойду никуда.-Я поднялся со стула и полуулёгся на кушетку- Эачем куда-то мне
 идти,когда я дома.Ведь это мой дом,моя комната.Мне здесь хорошо,так что я здесь буду.
А,кстати Марат Владимирович,мне и осюда вас хорошо слышно.
Воцарившееся молчание  было ответом.Наконец я услышал лёгкое покашливание и голос режиссёра:
-Ну что же,конечно вы правы,меня и оттуда хорошо слышно.
Он согласился! Почему он согласился?  Впрочем,наверное,чтобы не загубить спектакль. Я некоторое время прислушивался к происходящему там. Всё шло как обычно. Режиссёр излагал и показывал как и что нужно делать.Каким-то странным желанием я понял,что хочу,чтобы и мне сказали,правильно или нет я веду свою роль,но сообразил,что он и раньше меня не поправлял,тем более не станет поправлять сейчас.Ведь я играю как живу,как получится. И потому меня никто не должен поправлять.
Я поднялся с кушетки и медленно прошёлся по комнате: зачем-то заглянул в холодильник,не надеясь  найти что-либо съедобное,но, к удивлению обнаружил печенье россыпью на тарелке.Взял одно и осторожно надкусил. Вкусно! Оказалось-настоящее.Огляделся. Может и телефон работает?Поднял трубку и услышал  гудение.Вот это да!
Оказывается тут не всё бутафория!
Положив трубку на рычаги,я глянул в сторону актёрской команды. Они слушали  Марата  и
только Лиля не скрывала внимания к тому,что я делал.Хотя,не одна она.Весь зал неотрывно внимал каждому моему движению.  Но теперь зрители почему-то не мешали? Я вдруг почувствовал,что зритель меня поддерживает! Молча,но за меня!
Я сел на кушетку и скрестил руки.Не заметил,как рядом появилась Лиля.               
-Что,репетируем дальше?- спросил я.
-Ага.-ответила она тихо и улыбнулась. Присела рядом и,поправив причёску,опять же вполголоса,так,что слышал только я,спросила:
-Так вы действительно меня ревнуете?
-Хоть я должен это лишь изображать,признаюсь,я действительно вас ревную.И сам удивляюсь.
-А кого именно ревнуете,меня или жену ?
-Вас!- я сделал паузу и добавил--Как жену,и жену как вас.
- Ну  хорошо.-с  тихим смехом согласилась она.-Но,хотя бы,к кому ревность,вы можете сказать?
-К Логунову,конечно.-сдеал я грозный вид.
- Но ведь он только упоминается.Его же вы не видели.
-Это всё равно.-сказал я.-Раз упоминается,значит он есть.
Лиля опустила глаза,закусив губу,чтобы не засмеяться громко и откровенно. Затем,быстро
взглянув на меня,произнесла  шёпотом:
-Ваша ревность мне даже нравится!...
И,вздохнув,добавила,став серьёзной-А теперь давайте репетировать,а то Марат разозлится.
Сказано  вовремя.Режиссёр грозно заявил о себе недовольным тоном:
-Ну,что там у вас?! Лля,готова? Тогда начали,в чём дело? – он сел на свой стул перед
помостом.Лиля отошла в дальний угол комнаты к бутафорскому окну.
-Начали!-скомандовал режиссёр.
Она,уже в образе жены повернулась ко мне лицом,и я увидел недоумённо -брезгливое выражение,И порадовался такому её перевоплощению.Или она была незаурядной актрисой,
или я чего-то не понимал.
-Ну, вот!- Сокрушённо и негодующе воскликнула она-Опять телевизор,опять в джинсах и
этой замызганной футболке.Нет,чтобы переодеться,как приличному человеку!
Я слегка оторопел. Футболка и джинсы мои,о них не должно упоминаться в пьесе. К тому же футболка вовсе не замызгана.Новая,недавно купил.
Растерянно я оглялел себя сверху донизу.
-Ну что  себя осматривать,как будто я первый раз тебе говорю.И всё бестолку!Сколько лет
и всё никак,ничего на тебя не действует.
Я немо наблюдал за её лицом.Оно раскраснелось,глаза стали  жёсткими  с прищуром.Несомненно в ней,как актрисе,таились большие способности.Но,что самое интересное,хоть я и понимал,что это игра,меня её слова заводили!В ответ я с удивлением
ощутил,как в душе возникает злая упрямость.Я сопротивлялся её словам,не соглашался с ними,и готов был уже возразить,и резко,но сознание того,что это притворство,сдерживало меня.
-Ну что молчишь!? –она наступала на меня,глядя в упор и,почти ненависть светилась
 в глазах.- Думаешь отмолчаться? Молчи,молчи.Молчун!Ты ведёшь себя как случайный человек.Да если хочешь знать,ты  семь лет со мной как-будто случайно,как бы со стороны.Прожила с тобой столько лет,господи,и поняла наконец,что ты посторонний.
Да,да – посторонний!- голос её почти до крика дошёл,причёска растрепалась.
-Может и любишь ты меня,-продолжала она- но как посторонний. Она саркастически засмеялась- Постороння любовь! Но я не хочу жить с чужим человеком. И не нужна мне
 твоя любовь Хватит! Я хочу тебе сказать,что ухожу от тебя!
-К Логунову-вкрадчиво произнёс я.Всё-таки меня зацепило. И не только сейчас. Всё это неожиданно всколыхнуло и обиду,и горечь,и гнев недавнего моего развода с настоящей
женой. Странно вся сцена здесь очень напоминала подобный скандал,происшедший три меяца назад.Во мне вскипели прежние обиды и перестали существовать и обе сцены,и
режиссёр,и зритель.
-Да-подтвердил я-да,я посторонний…здесь,рядом с тобой. Действительно  посторонний-усмехнулся неожиданной дввусмысленности.- И знаешь почему? Впрочем,ты знаешь почему.
--Почему?- почти шёпотом спросила она.
Я стал говорить. Напористо и зло.
-Потому что все мои попытки быть для тебя близким человеком,не принимались тобой.
Я пытался и хотел быть к тебе внимательным и заботливым.Но все годы,что бы я не делал,всё,буквально всё оказывалось не так.
И однажды я понял.Понял почему никогда не стану близким.Потому что ты хочешь,
чтобы я всецело принадлежал тебе и,чтобы все мои дела,все помыслы,стремления были
связаны только с тобой!Тебе мало заботы и внимания,тебе всегда хотелось большего. Хотелось поклонения!
А когда я пытался заняться своими делами,ты тут же оскорблялась и начинался очередной скандал.Вот почему я для тебя посторонний…
Я говорил ей своё накипевшее,ей,меньше всего виноватой,хотя ведь не столько ей,сколько той,которой  рядом не было…
Взглянув Лиле в глаза,я увидел в них растерянность.Она сделала попытку оглянуться на  режиссёра,словно ища у него поддержку,но удержалась. А глаза оставались беспомощными.Да я и сам остывать стал и понимал,что своей вспышкой могу  засыпать спектакль.Хоть и без моей роли,но спектакль всё же шёл. И мне вовсе не хотелось их провала.
Ведь не всё здесь было бутафорией.
-Ревнуешь,значит любишь.-вдруг тихо произнесла Лиля какую-то неуместную фразу.И я понял,что так у неё в роли.Это реплика,которую она должна была сейчас сказать,и сказала,и поняла,что не та эта фраза нужная сейчас.
А меня опять зацепило,что,чёрт возьми,молчу я или говорю-всё равно.
И тогда я сказал чужими словами,подстраиваясь под логику её фразы,но своё. Сказал не жене.Но уже именно Лиле:
- Да,уже ревную,но ещё не бесповоротно люблю.
Она вся вспыхнула и подняла на меня глаза.И в них светилась ласковая укоризна,словно спрашивая « что же вы такое говорите,боже мой».
--Стоп,стоп! Опять режиссёр.
Я с досадой посмотрел на него.Он молча теребил бороду и,вдруг,сказал:
- Это как-то уж очень глубокомысленно вы произнесли.Зритель может и не понять.Мне
кажется,нужно сказать попроще.Ну,к прмеру:» Да,я тебя люблю,потому и ревную». Так
 понятней.
Это он мне сказал.Не Лиле. Мне!
Я стоял и не верил своим ушам.
Режиссёр меня поправлял!?
Но ведь я играл начисто!
Молча смотрел я,пытаясь увидеть в его глазах понимание,что он не соблюдает наш договор,,
Но режиссёр «не понял» меня.
-Так,Лиля,давай дальше.Следующая реплика.
Лиля безликой скороговоркой произнесла:
-Я окончательно ухожу  от тебя и,прошу,не останавливай меня.
-Да ради бога,ответил я жене-иди. С какой стати я  удерживать буду,раз ты решила.-и,повернувшись к ней спиной,я «включил телевизор».
По зрительному залу прошёл лёгкий шумок.Кто-то робко засмеялся,но тут же замолк.
Я чуть было не оглянулся туда,в зал.Зритель никуда не делся,он был на своём месте… Но
меня это уже не волновало.
…Молчание затянулось.Я посмотрел и увидел,что  Лиля сидит на кушетке и…по щекам её текут слёзы.Она с горечью взглянула на меня.
-Никуда я ни к кому не пойду.-безутешно произнесла она-Не пойду.Вот.
Я немнрго смешался-уж очень естественно это у неё получилось.
-Стоп,стоп,стоп!-очень громко и не к месту-режиссёр.
Он с иронией,откинувшись на спинку стула,теребя бороду,задумчиво глядел в одну точку.
-Так,перерыв-произнёс он-Маленький перерыв.
Затем коротко взглянул в нашу сторону.
-А,кстати,Лиля,почему ты отошла от текста своей роли?
Лиля замялась,не зная,что сказать.
--Ну,забыла наверно.-помог он ей.-Ну ,бывает.
Повернулся ко мне.
-Да и вас куда- то не туда заносит.Даже Лиля текст забывает.
-Извините,или я не понял,или не расслышал.-я усмехнулс я –По-моему отойти от текста я не мог бы даже если захотел.
-Ну,внутреннюю логику действия уж можно было бы почувствовать-чуть с досадой произнёс режиссёр.
-Мне кажется,мой перссонаж не подписывался подчиняться этой самой логике… чужого действия.- ответил я-И вообще,легко тому всегда,кто уже знает,что будет дальше.
-Но ведь это так интересно,чем если не знать!-воскликнул Марат-Разве не вся наша жизнь в
этом,когда мы не знаем что будет.А театр  больше чем жизнь! Вот вы игранете роль мужа.Вы же на самом деле ревнуете свою жену,злитесь,радуетесь,спорите…то есть, переживаете
настоящие эмоции.Разве это не жизнь?
Он обратился ко всем актёрам на сцене.
-Вы можете прожить не одну свою ,но много других жизней! Потому что эта-сценическая ,не
размазана лет на шестьдесят.Сжата в полтора часа,и вы проживаете то,что иной раз заняло бы ваших полтора года.
Повернулся ко мне:
-Вам ли быть недовольным? Такая возможность прожить один из наиболее важных моментов
жизни вашего персонажа.Да у вас,может так никогда и не случится ничего подобного.
-Уже.-развё я руками.
-Что уже?
-Уже нечто подобное произошло!-весело сказал я.
Режиссёр внимательно посмотрел на меня.
-Так вот почему вам удалось сбить с толку Лилю.
-Нет,не потому.-возразил я,встал с кушетки,шагнул из комнаты.
-Тогда почему же?-спросил он.
-Потому что я всё делал по-настоящему.-вставил я ему в тон.-А они,актёры,играли то,что давно знали.В этом отличие. Они знают,что играют чужие жизни,и знают,что будет в конце,
и что они должны сказать и куда шагнуть. Онт знают,что делают это для зрителя.
Я же играл себя.Ка вы сказали,себя в предлагаемых обстоятельствах. Я жил,проживал часть своей,не чужой,своей жизни по-настоящему.По сути,я жил в этой пьесе.
Здесь –на сцене играют чужие жизни.Для того сцена и предназначена,чтобы на
ней…притворялись. Макет телевизора,макет зеркала вместо зеркала.Бутафория!. По-настоящему здесь жить нельзя.
Для  реальной жизни нужно настоящее солнце,море,настоящее утро,день,ночь… И никаких зрителей! Я хочу задать вопрос: почему моя,именно моя жизнь должна быть открыта  всему
зрительному залу? Почему то,что я в самом деле злюсь,ревную должно казаться актёрской игрой?Я хозяин своей жизни и я не хочу её демонстрировать ни на секунду!
Я на мгновение умолк.Вокруг царила тишина. Но мне уже было все равно.
-Мне пришлось  пытаться жить на сцене,-уже спокойно продолжил я-  и потому оказался посторонним,Да ,я и вправду здесь посторонний! –Помолчал и сказал:
-Всё .Я больше не желаю участвовать. Сейчас выйду отсюда и пойду к морю,искупаюсь.
По-настоящему.
Шагнув со сцены я пошёл через весь зрительный зал к выходу.
Вокруг сидели люди,их тепло и дыхание ощущалось рядом.Но и я уже тоже стал зрителем.Только мне было не интересно,и я уходил. Открыл дверь,прошёл через фойе  и стал спускаться по мраморной лестнице.И твёрдость и скользкость  её почти белых ступеней казалась необычайно приятной и реальной.
Вдруг сзади распахнулась дверь и услышал я голос Лили:
-Подождите!!
Я оглянулся и увидел растрёпанные кудряшки и тёмные глаза.
-Подождите,я хочу быть с вами!-воскликнула Лиля и это были её слова,не текст,но её слова.
-Ты хорошо подумала?
-Совсем не думала!-сказала она.
-Пойдём.-сказал я и протянул ей руку.
В зале раздавались  аплодисменты.               


Рецензии