Звездные войны 3. Школа 101

                «Главная Ваша задача — не поддакивать мне. То, что я знаю,
                мне известно и без Вас. Вы же — управление целое, имеете
                доступ к огромному запасу информации, которую получаете из
                всех источников, — разведка, посольства, дешифровка, перехват
                радиопередач. Вы должны формулировать независимую точку
                зрения, докладывать и мне и в ЦК, не глядя на существующие
                мнения».
                Из напутствия Юрием Владимировичем Андроповым в
                1973 году начальнику Аналитического управления
                КГБ СССР генерал-лейтенанту Николаю Леонову.

                «В 1940 году я добровольно вступил в Красную армию, служил в
                десантных войсках и воевал в составе 103-й гвардейской
                воздушно-десантной дивизии»,
                Из  воспоминаний Вадим Алексеевич Кирпиченко. В
                течение пяти лет (с мая 1974 по август 1979 года)
                руководивший нелегальной разведкой (управление «С»
                ПГУ КГБ СССР).



                ЛУБЯНКА
              Маргарита вовремя пришла по указанному адресу. На проходной  военный попросил у нее паспорт, и ей пришлось предъявить справку. Через некоторое время, сидя на стуле в приемной ожидая приглашение, она разглядывала помещение. Ничто не выдавало признаки милиции, или какой либо силовой структуры. В большом кабинете, куда её пригласили, был длинный стол и два кресла, в углу на стене висел выразительный портрет Дзержинского.
          - Ну, рассказывайте – обратился к ней пожилой грузный мужчина, - меня зовут Геннадий Алексеевич, я являюсь сотрудником КГБ. Так в чем же ваша просьба? Я берусь вам помочь по рекомендации  моего учителя.
             И Маргарита изложила просьбу о поиске своих родителей. Геннадий Алексеевич внимательно слушал и по ходу разговора делал пометки в своей большой тетради.
           - Хорошо, будем искать, - сказал в конце разговора. – А почему вы прошли по справке, где ваш паспорт?
           - У меня украли паспорт, и паспортистка уже больше  месяца отказывается выдать новый. 
           - Хорошо и с этим я разберусь.  И он тепло попрощался, внимательно разглядывая ее из-под больших очков.
           Через неделю ей передали приглашение, повторно встретится с Геннадием Алексеевичем.
           В том же кабинете сидели несколько человек в аккуратных костюмах, и внимательно разглядывали Маргариту.
         - Маргарита Савельевна как вы смотрите на то, чтобы послужить Родине?
         - Каким образом? Ведь я и так служу Родине, учась в аспирантуре.
Разговор был долгим, товарищи по очереди задавали разные вопросы. Но было видно, что они были осведомлены об истории жизни Коломенской. В конце разговора Геннадий Алексеевич сказал:
         - Вот ваш паспорт и даем возможность вам подумать. Как решите, так и будет. Если отказываетесь, можете заявить сейчас.
        - Я готова ответить сейчас, - присутствующие напряглись, ожидая отказ, - Я согласна работать на благо Родины, если мои знания будут полезны. 
        - Если вы готовы, то прямо сейчас выпишем вам путевку в школу №101. Я одобряю ваш выбор и выражаю уверенность, что вы меня не подведете. У вас прекрасные данные и  мы еще, наверное, будем вами гордиться.
        - Но я аспирантка и что, мне опять в школу?
Присутствующие засмеялись. Обстановку разрядил сидящий рядом с Геннадием Алексеевичем молодой человек.
        - Я кандидат наук и недавно окончил школу №101. И кстати, мне поручили найти ваших родителей.

                БАЛАШИХА. ШКОЛА №101

         Прежде чем продолжить  дальнейшую историю жизни Маргариты разберемся вместе с ней, что же такое эта школа №101.   
Об этой школе лучше, чем Вадим Кирпиченко никто не расскажет.   
         Кто такой Вадим Алексеевич Кирпиченко? После окончания Московского  института востоковедения в 1952 году ему было предложено продолжить службу в рядах КГБ. В 1952 г. стал слушателем разведшколы № 101. В 1954 году Кирпиченко окончил разведшколу в Балашихе и был направлен в штат Восточного отдела ПГУ КГБ СССР. Позже был резидентом в Тунисе и Египте. Он - генерал-лейтенант, в течение пяти лет (с мая 1974 по август 1979 года) руководивший нелегальной разведкой (управление «С» ПГУ КГБ СССР). Работал с Хелен и Питером Крогерами (Леонтиной и Моррисом Коэнами). Кстати, именно Кирпиченко руководил штурмом дворца Амина в Афганистане в 1979 году, в котором принимали участие слушатели курсов школы №101, располагавшихся в Балашихе. Кирпиченко удостоен 54 государственных наград, в том числе ордена Ленина. После ухода на повышение Крючкова в 1988, как писал Млечин: «Вопрос о преемнике решался долго. Несколько месяцев обязанности руководителя Первого главного управления исполнял генерал-лейтенант Вадим Алексеевич Кирпиченко. В иной ситуации он бы и возглавил разведку. Но Кирпиченко уже исполнилось шестьдесят шесть лет. Горбачев же требовал выдвигать молодых».
В 1997 г. ушёл в отставку. После отставки руководил группой консультантов Службы внешней разведки России. В своей книге  воспоминаний «Из архива разведчика» он с ностальгией вспоминал учебу в школе №101.
         Разведывательная школа № 101 в Балашихе долгие годы была засекречена. О ней и в Балашихе мало кто слышал. Хотя знали, что если ехать от Москвы по Горьковскому шоссе и на 25-м километре повернуть налево, то упрешься в спецобъект. Дело в том, что слушателям спецшколы ходить в военной форме, было строго запрещено. Даже охрана ходила в штатском. При поступлении в разведшколу всем слушателям присваивались вымышленные фамилии. А названия учебных предметов в расписании занятий не указывались, только буквенно-цифровые шифры - СД-1, СД-2 и т.;д. (СД - специальная дисциплина)
          Учебное заведение было создано в 1938 году как школа особого назначения (ШОН) НКВД СССР. Именовалось оно и Высшей разведывательной школой (ВРШ). А в быту, среди разведчиков и диверсантов, ходило название «25-й километр» или просто «лес».
          Это и был лес, только огороженный зелёным забором. В лесу стояло несколько деревянных зданий, в которых располагались администрация, учебные аудитории, столовая и общежития. Выглядевшие снаружи как простые дома со скромными фасадами обыкновенных подмосковных дач, внутри это были настоящие дворцы! В комнатах были ковры, удобная изящная мебель, на стенах висели со вкусом подобранные картины, на кроватях застелено отменное постельное белье и дорогие покрывала.
         А история создания спецшколы такова. Летом 1937 года на одном из совещаний с руководством внешней разведки, Иосиф Сталин поинтересовался тем, как происходит подготовка кадров для советской разведки. И понял, что подготовку нужно усиливать. Он написал следующую записку: «Курс разведчиков надо организовывать обязательно вне Москвы. И. Сталин. 8 июля 1937 г.».
        Через несколько дней руководство внешней разведки представило в ЦК ВКП(б) записку, в которой аргументировалось предложение об организации в Балашихе Школы особого назначения (ШОН) для подготовки разведчиков числом до 30 человек. Наставниками в Школе Особого Назначения стали опытные разведчики, составлявшие в то время золотой фонд советской разведки - Павел Матвеевич Журавлев, Василий Михайлович Зарубин, Евгений Петрович Мицкевич, Василий Иванович Пудин, Павел Анатольевич Судоплатов и другие.
        - Здесь мы осваивали азы разведывательной профессии, изучали, доучивали и шлифовали иностранные языки и активно занимались спортом, - вспоминал Вадим Кирпиченко.
        - Учиться было легко и очень уж необычно по сравнению с институтом. Вдохновляло освоение таинственного предмета - «спецдисциплина № 1», то есть основ разведки или, как это называлось иногда более торжественно, разведывательного искусства. Мысль, что мы изучаем то, чего не изучает никто другой, вызывала дополнительный интерес к предмету и повышала сознание собственной значимости.
        - Не у всех гладко пошла работа, - вспоминал Вадим Кирпиченко. - Некоторые сразу отсеялись, в том числе и по собственной воле. С течением времени внешне непримечательные слушатели обогнали уверенных в себе эрудитов, бравые на вид и будто созданные для разведки люди оказались на второстепенных ролях. Короче говоря, состоялись в разведке те, кто объективно, реалистически оценивал собственные возможности и хорошо разбирался в психологии своих иностранных собеседников, люди целеустремленные, настойчивые, очень конкретно мыслящие и цепкие.
        В Балашихинской спецшколе были опытные преподаватели, которые в годы войны руководили диверсионной работой за линией фронта.
        - Богами разведки нам казались и начальник школы генерал-майор Вячеслав Васильевич Гриднев, и его заместитель генерал-майор Михаил Андреевич Аллахвердов,
         - вспоминал Вадим Кирпиченко. - Оба были плотненькие, небольшого роста и в гражданской одежде выглядели довольно заурядно. Но и тот и другой прожили большую жизнь в разведке, были удостоены многочисленных высоких наград.
Михаил Андреевич Аллахвердов действовал и как нелегал, и как руководитель легальных резидентур. Особенно хорошо ему были известны наши южные соседи. Около двадцати лет с небольшими перерывами он проработал в Афганистане, Турции и Иране. Михаил Андреевич был, если так можно выразиться, интеллектуалом от - разведки. Он стал первым начальником созданного в 1943 году информационного отдела разведки, а в Балашихинской спецшколе № 101 являлся заместителем В.В.Гриднева по учебной и научной работе.
        - Когда было объявлено о смерти Сталина, Гриднев выстроил школу и со слезами на глазах, прерывающимся голосом сказал: «Товарищи! Наша Родина осиротела
         - умер товарищ Сталин», - вспоминал Вадим Кирпиченко. - А в день похорон мы стояли во второй цепочке напротив Мавзолея и в непосредственной близости наблюдали всю траурную церемонию.
С повышенным интересом слушатели школы относились к так называемым практическим занятиям в городе. Эти занятия проходили как в Москве, так и в Балашихе. Это была имитация встреч разведчика с иностранцем. В роли иностранцев выступали сотрудники разведки, которые составляли потом заключения о том, насколько квалифицированно слушатель провел встречу и беседу.
Изучению иностранных языков уделялось повышенное внимание. Первоначально их было девять. На кафедре «Восток» курсанты изучали японский, китайский, персидский и турецкий, на кафедре «Запад» - английский, немецкий, испанский, французский и итальянский языки. Марго попала учится на «Запад».
        - В школе было много преподавательниц английского, французского и немецкого языков, - вспоминал Вадим Кирпиченко. - Недавние выпускницы языковых вузов, они казались нам необыкновенно красивыми, нарядными и элегантными. Здесь же, в школе, зародилась и настоящая профессиональная дружба между многими слушателями, которую мы пронесли через всю жизнь.
Для Маргариты началась совершенно другая новая жизнь, отличная от той привычной студенческой и аспирантской жизни.  Вначале она получила новые документы на новое имя. Подъем в 6 утра, зарядка завтрак и на занятия по спецдисциплинам. Не будем раскрывать новое имя Марго по определенным причинам. Для нас она по-прежнему Маргарита.
           Руководство школы  приглашало для своих воспитанников лучших специалистов. Занятия по иностранным языкам, страноведению, экономической географии и международным отношениям вели лучшие преподаватели из МГУ, института иностранных языков и других ведущих московских вузов. Спецпредметы слушатели ШОН изучали под руководством опытнейших специалистов своего дела из числа кадровых разведчиков, служивших в НКВД. Им же, прежде отработавшим долгое время за кордоном, отводилась и задача научить будущих коллег языковым тонкостям, привить характерный акцент и познакомить с бытовыми мелочами стран, в которых им предстоит работать. Вернувшиеся из командировок разведчики непременно передают свой опыт молодым товарищам.
          С повышенным интересом слушатели школы относились к так называемым практическим занятиям в городе. Это была имитация встреч разведчика с иностранцем. В роли иностранцев выступали сотрудники разведки, которые составляли потом заключения о том, насколько квалифицированно слушатель провел встречу и беседу.
        Не менее интересными были и занятия по наружному наблюдению — «наружке». Предмет для работы нужный и полезный. Научиться выявлять «наружку», которая ведется за тобой, держаться спокойно под наблюдением, уметь оторваться от «хвоста» естественным образом — все это непростая, а главное, крайне необходимая наука. «Наружкой» слушатели занимались с большим энтузиазмом. Пришлось познакомиться с Москвой с неожиданной стороны. Теперь, на какое-то время, слушателя уже интересовали не архитектура зданий, не мемориальные доски, не музеи и не магазины, а проходные дворы, места, где легко можно было выявить наблюдение, и здания, улицы, площади, где было удобно «потеряться». Например, для Марго это был большой дом где-то позади Елисеевского магазина, который представлял здание гостиничного типа с длинными коридорами. Он был самым любимым. По этим коридорам можно было ходить часами, перемещаясь с этажа на этаж, не привлекая ничьё внимание, а выход был на две улицы из нескольких дверей. Очень хороший дом! Подобные здания слушатели  должны были находить сами и использовать их в учебных целях. Несмотря на всю условность занятий по наружному наблюдению, они дали для практической работы больше, чем иные теоретические лекции. Необычными были и семинарские занятия, во время которых разбирались различные оперативные ситуации и решались задачи из практики разведывательной деятельности. Конечно, годичное пребывание в школе № 101 не могло вооружить слушателей такими глубокими знаниями, которые подсказывали бы конкретные решения возникающих разведывательных задач, но оно пробудило устойчивый интерес к профессии.
Много было занятий по радиодисциплинам, ведь в то время не было мобильной связи, интернета. Связь можно держать только с помощью шифровок и радиостанции. Самыми интересными были занятия по стрельбе. В лесном тире она была лучшей. Но самым любимым была спецдисциплина по аналитике. Здесь она преуспела, преподаватели выделяли её из общей массы и уделяли больше внимания в обучении.
          Ближе к окончанию школы для Марго была подготовлена новая легенда, новое имя. Опять по определенным причинам  не будем раскрывать ее новое имя, но она теперь гражданка Канады с украинскими корнями (скорее всего с бандеровскими). Все записи о жизни и обучении были проведены, начиная от церковной книги.  Она окончила сначала школу, затем университет в Торонто (это англоязычная часть Канады).  А французский был распространен в Квебеке.
         В Канаде есть такое понятие как «домашний язык», язык, на котором разговаривают дома, то есть родной язык. Около 70% жителей Канады разговаривают дома на английском и около 20% - на французском языках. Примерно  17% всего населения Канады являются билингвинами, то есть те, которые отлично знают оба языка.
         Задание было простое, внедриться в обычную жизнь страны и ждать указаний.
         По окончании школы Марго было присвоено специальное звание лейтенант КГБ. Да, школа № 101 навсегда осталась в памяти Марго как место счастливое и беззаботное.  Но не все было так гладко, как хотелось бы. Позвонил товарищ, который занимался поиском её родителей и предложил встретиться.
        - Уважаемая  Маргарита Савельевна, -  начал сотрудник. - То, что я сейчас вам изложу, может вам не понравится. Вы готовы узнать неприятную правду?
        - Да, я готова.
        - Ваша мать, -  и он назвал имя и фамилию, -   вела асоциальный образ жизни. Отца, к сожалению, мы не нашли, она не состояла в браке. Вас она бросила на вокзале, надеясь, что кто-нибудь подберет. Ваша мать погибла под поездом в нетрезвом виде три года назад. Вот папка с материалами. Там есть место захоронения. Извините меня. Наверное, милиция вам, поэтому и не довела правду.
Маргарита проревела всю ночь, а наутро встала и сказала себе, что дороже, чем врач Петрова, нянечка Семеновна  и замечательный Савелий Михайлович у нее никого нет.


Продолжение следует.  http://proza.ru/2024/08/18/829


Рецензии
Что могу сказать, Александр Васильевич?
Написано отлично.
На этом объекте с 1974 по 1978 годы бывал многократно.
Имелась там подобная школа, готовившая разведчиков и не только.
Жду продолжения.

Валерий Ковалевъ   22.09.2024 20:33     Заявить о нарушении
Рад напомнить об альмаматер. Бывал только раз.
С уважением,

Александр Щербинко   23.09.2024 19:59   Заявить о нарушении