Звездные войны 2. Коломенская
КОЛОМЕНСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ
Коломенский Дом ребенка был создан в 1946 году, в тяжелое
послевоенное время, в числе многих детских интернатных
учреждений, создаваемых по всей стране, чтобы дать кров детям,
потерявшим на войне родителей, а зачастую и всех родственников. В
дальнейшем Дом дважды менял свой адрес, пока не переехал на
постоянное место жительства бывших детских яслей, в
приспособленные помещения старого купеческого особняка, постройки
конца 19-го века, по улице Октябрьской революции. Рассчитан он
был на 60 детей в возрасте от рождения до 5-6 лет и являлся
физиологическим, т.е. для детей, не имевших тяжелой
неврологической патологии.
Государственное автономное стационарное учреждение социального
обслуживания Московской области «Добрый дом «Коломенский»
расположен на берегу Москва - реки, основан в 1937 году на
территории бывших усадеб Хлудовых и Шервинских.
Из архивной справки
Зимой в детский дом привезли очередную партию детей. Их осматривала врач, определяла состояние их здоровья и далее распределяли по детским домам Подмосковья. Некоторых оставляли. Несколько детей - девочка лет четырех-пяти и трое мальчиков сидели в теплой комнате рядом с гудящей печкой. На улице мела метель, было морозно.
Осматривали девочку врач Петрова, директор детского дома Савелий Михайлович и нянечка Семеновна. Врач мерила и взвешивала, слушала стетоскопом, проверяла пульс, смотрела горло.
- Как тебя зовут, – спросил Савелий и обмакнул перо в чернильницу.
- Мама называла меня мышкой.
- Гмм, записываю Маргарита, – у начальника была дочь Марго. Она погибла при бомбежке во время войны.
Девочка была с темными волосами и черными выразительными глазами. Черты лица были правильными и выразительными.
Фамилии и как звали родителей, она не помнила. Но долго расспрашивать ее, не было времени.
Савелий Михайлович, директор детдома, он же завхоз, он же сторож и он же дворник, завершая осмотр, сказал – тебя зовут Маргарита Савельевна, а поскольку мы живем в Коломне, фамилия Коломенская. Так и запишем.
«…Была найдена транспортной милицией на вокзале в городе Рязани,
по-видимому, отстала от поезда. Родители не найдены, не смотря на
поиски по всем близлежащим станциям и многочисленные объявления на
вокзалах. Начальник транспортной милиции был вынужден в течение
недели отправить девочку в детский дом. Девочка была запущена и
поступила в неудовлетворительном состоянии.»
Из истории появления девочки.
Детский дом стал для Маргариты родным домом. Несмотря на усилия милиции, родители девочки так и не нашлись. Может быть, и не искали тщательно. Нянечка Семеновна заботилась о детях как о родных. Савелий всячески старался подкормить детей, слишком уж они поступали легкими и прозрачными. Старался, чтобы в помещениях была чистота и порядок. Строго проверял в столовой продукты и приготовленную пищу. Очень любил детей, а по вечерам устраивал посиделки. Рассказывал разные истории, а малышам сказки. Семьи у него не было, он жил в пристройке. Врач Петрова неустанно заботилась о здоровье детей. Со временем детский дом перевели во вновь построенные просторные помещения. Но неизменными оставались добрая нянечка Семеновна, Савелий - вечно что-то мастерящий и поправляющий, то мебель, то беседку во дворе, заботливая врач Петрова в белом халате и со стетоскопом на шее.
«…Меню разнообразное, калорийное, питательное.
Завтрак: каша рисовая, белый хлеб с маслом, кофе;
Обед: щи мясные со сметаной, гуляш с картофельным пюре, кисель;
Полдник: чай с печеньем;
Ужин: винегрет, какао с плюшкой…»
Из отчета о проверках в детском доме Коломны.
Однажды утром 9 мая все пришли нарядные – и дети ахнули. Савелий Михайлович в форме майора с боевыми орденами на всю грудь, врач Петрова в форме лейтенанта медицинской службы с орденом «Красной Звезды» на кителе и наконец, нянечка Семеновна в форме старшего сержанта с медалью «За отвагу» на груди. В городе был военный парад и детей повезли на автобусах. Для детей это был незабываемый праздничный день.
ШКОЛА
Настало время и первого сентября. Маргарита пошла в школу. Школа была городская с обычными детьми. В школу водила воспитательница через два квартала. Самостоятельно младших детей не отправляли. До четвертого класса они ходили строем, держась за руки.
Учеба в школе Маргарите очень нравилась, и учителя удивлялись ее способностям схватывать материал на лету. Стихи и литературные произведения она могла читать и тут же наизусть пересказывать. Великолепная память в старших классах помогала на отлично освоить математику. Но был у неё определенный дар в изучении иностранного языка. 8 А – где она училась, изучал английский язык, 8 Б – французский. На радость ученикам все уроки проходили в диалогах «англичанки» с Марго – так звали ее одноклассники. Комсомольский заводила, спортсменка – она выделялась даже среди обычных детей школы.
После того, как часть учеников пошла для дальнейшей учебы в профтехучилища, классы А и Б объединили. На уроки иностранного языка класс разбивали на две группы. Маргарита попросилась в группу изучения французского языка. И здесь она опять преуспела, была первой в группе.
Близилось окончание школы. Маргарита успела получить второй спортивный разряд по пулевой стрельбе. Играла в баскетбольной команде, и несмотря на небольшой рост, была капитаном команды. Комсорг, спортсменка, отличница и наконец, просто красивая девушка кружила головы ребят, но держала всех на дистанции.
Любимая учительница «англичанка» посоветовала Марго поступать в Московский государственный педагогический институт иностранных языков имени М. Тореза. Выпускной вечер. Среди выпускников Марго выглядела королевой, несмотря на скромное платье, над которым всю ночь трудились врач Петрова и нянечка Семеновна. Не обошлось и без темной стороны жизни. Медаль на школу была одна и Маргарита по праву претендовала на нее. Однако дочь руководителя райпотребсоюза не совсем законно захотела получить медаль. Савелий, надев парадный костюм и орденские планки, пошел на прием к первому секретарю обкома Коломны и добился справедливости. Школу она все-таки окончила с золотой медалью.
ИНСТИТУТ
Справка:
Современное главное здание МГЛУ, построенное в 1764—1772 годах по
проекту архитектора М. Ф. Казакова, изначально было особняком
московского губернатора П. Д. Еропкина, который жил здесь до 1805
года. При губернаторе здесь часто устраивались балы, и в детстве
бывал А. С. Пушкин с родителями. После смерти хозяев дом достался в
наследство родственникам Еропкиных — Новосильцевым, а затем перешёл
во владение князей Гагариных.
Незадолго до смерти Еропкина, в 1804 году, по высочайшему указу
императора Александра I было создано Московское Императорское
коммерческое училище с преподаванием английского, французского,
немецкого и латинского языков. В 1806 году было принято решение о
покупке для училища дома П. Д. Еропкина на Остоженке.
Преподавание в новом здании училища началось в 1808 году. Здесь в
разное время обучались Е. Е. Барышёв, Н. И. Вавилов, С. И.
Вавилов, В. М. Родионов, И. А. Гончаров, С. М. Соловьёв и другие
видные деятели искусства и науки.
1930 год — по приказу Наркомпроса РСФСР был создан Московский
институт новых языков.
1935 год — институт переименован в Московский государственный
педагогический институт иностранных языков (МГПИИЯ).
В 1964 году МГПИИЯ присвоено имя видного деятеля международного
коммунистического движения Мориса Тореза. Со временем институт
становится одним из сильнейших вузов страны, его известность
растёт. Название «Московский Иняз имени Мориса Тореза» становится
международным брендом.
В 1972—1973 учебном году в институте обучалось свыше 5,5 тыс.
студентов и работало более 750 преподавателей, включая 33
профессора и доктора наук, 250 доцентов и кандидатов наук. Всего в
период 1930—1972 годы институтом было подготовлено свыше 20 тыс.
специалистов.
После окончания школы Марго поступила в институт, сдав один экзамен по иностранному языку на отлично. Её немедленно обеспечили общежитием.
Перед началом занятий в институте она решила попрощаться с детским домом. Взяла торт, бутылку сухого вина и вечером пригласила врача Петрову, нянечку Семеновну и, конечно же, Савелия Михайловича.
- Дорогие мои, - начала она, - вы мои заботливые и любимые мамы, а вы, - она обратилась к Савелию Михайловичу, - мой строгий и заботливый папа. Я вас никогда не забуду, благодарю за то, что меня вырастили и дали путевку в жизнь… Не забуду красивый город Коломну, замечательную кремлевскую стену, старинные постройки, летние купания в Оке, куда нас возили в автобусе, школу которая дала мне знания.
В автобусе, стоя у заднего окна, она еще долго вглядывалась в тающие за поворотом три родные фигуры.
Наступили студенческие будни. Великолепные учителя, огромная библиотека, учебные помещения - все это располагало к напряженной учебе, успехам в изучении педагогической науки.
Ей повезло работать с носителями английского и французского языков. В учебе, конечно, она была бесспорно первой на курсе. Снова она комсомольский вожак, спортсменка и активный участник народной дружины. Все это не помешало ей окончить институт с красным дипломом. Конечно, красивую девушку ребята замечали, но своим целеустремленным характером и стремлением быть первой она отпугивала многих потенциальных ухажеров.
Перед вручением диплома ей предложили остаться в аспирантуре института. Марго согласилась. Началась новая жизнь. Из студенческого общежития она перебралась на аспирантскую маломерку – небольшую однокомнатную квартиру. На первой встрече с научным руководителем составили план обучения. Тема кандидатской работы была намечена – новые методики обучения иностранным языкам. Потекла учеба, но спокойно учиться Марго не могла, её избрали членом партбюро, и она возглавила волейбольную команду института. Вокруг нее бурлила жизнь, она везде успевала. Продолжала заниматься пулевой стрельбой. За что бы она ни бралась, везде была первой. Одно не давало ей покоя, где и кто её родители? С этим вопросом она обратилась к своему хорошему знакомому - начальнику райотдела милиции. Пожилой полковник души не чаял в активной девушке, возглавлявшей институтское подразделение добровольной народной дружины. К слову сказать, ДНД, как сокращенно называли дружину, оказывала активную помощь милиции в поддержании порядка.
- Маргариточка, я делал все соответствующие запросы. К сожалению, ответы отрицательные. Не отчаивайся, у меня есть мой ученик, он тебя примет и сможет помочь. У него более широкие возможности и полномочия. Вот здесь адрес, куда тебе нужно обратиться, и телефон. Позвони, он тебе назначит встречу и, надеюсь, поможет. – После чего он тепло попрощался со своей помощницей.
Началась новая часть учебы. Уже через несколько дней ей доверили вести семинары и коллоквиумы со студентами. Казалось все шло по плану и без единого облачка на горизонте. Вечером, когда она возвращалась в общежитие в автобусе, у нее украли все документы и деньги. В отделении милиции, когда она пыталась восстановить паспорт, ей отказали. Начальник паспортного отдела сказала, что возможно она самовольно уничтожила свой паспорт и что будут тщательно проверять все обстоятельства. Прошел месяц, а проверка по непонятным причинам не начиналась. Маргарита вспомнила про записку начальника Коломенской милиции. Обратилась по телефону и ей была назначена встреча по указанному адресу.
Продолжение следует
http://proza.ru/2024/08/18/819
Свидетельство о публикации №224081800824
Читаю дальше.
Валерий Ковалевъ 22.09.2024 20:20 Заявить о нарушении
Александр Щербинко 23.09.2024 20:01 Заявить о нарушении