Лагъ или харлагъ?

ЛАГЪ или ХАРЛАГЪ?


В ауарском ЛАГЪ "раб, холоп". Этот же самый термин имеется в языках соседних народов. Но в осетинском ЛАГЪ "мужик".

ДНЦ РАН полагает, что это исконно кавказское слово развившееся от значения "мужик, мужлан" через промежуточное словосочетание "наш мужик, наш человек".

Крупнейший иранист Бэйли иного мнения. Он настаивает на исконно иранском происждении этого термина. Кроме того, Бэйли указывает, что ЛАГЪ в дагестанских языках изначально   являлось не социальным, а этническим термином. В доказательство он приводит ав. ЛАГЪ в родительном падеже мнж.числа ЛАГЪЗАДЕРИЛ. Судя по ней можно придти к выводу, что имелось когда-то такое объединение в составе ауарского народа. В источниках мы тоже встречаем, например, ЛАГЪЗАН рядом с ХОНЗАН, а также отдельное упоминание ЛЕГОВ в источниках о Кавк. Албании.

Поэтому здесь какой-то подвох. Невозможно себе представить объединение "рабов, холопов" в качестве этноса.

Поэтому мы предполагаем, что ЛАГЪ(з) есть этноним, а значение "холоп, раб" на самом деле выглядело примерно как в мнг. ХАРЛАГ "чернь, холоп, смерд" ( с пометкой "устаревшее"). Халха-мнг. ХАР соответствует общетюрк. КЪАРА ( азерб. "гара").

Ситуация в противном случае выглядит просто анекдотичный : есть ЛЕГИ/ЛЕКИ, ЛАГЪЗАН, а потом оказывается, что это "холопы", которых в более раннюю эпоху считали "мужами, мужиками" и т.п. Всё же с большей долей вероятности термин "холоп, раб" вполне мог состоять из двух компонентов. В мнг., например, НАР "солнце", но НАРЛАГ "солнечный". В принципе это - суффикс.

Однако, здесь следует не упускать из внимания, что слово "мужчина, человек", действительно, может иметь дополнительное значение "раб, холоп" по родственным языкам и диалектам.

Точно такой же частью ауарского народа являлись некогда HALBAL "гости, кунаки". И это слово, несомненно, связано с мнг. ХОЛБОО "смычка, союз, ассоциация, конфедерация". В андийском языке он до сих используется для обозначения ауароязычного населения - HALBI, HAYBULE. См. ав. ГЬАЛБАЛ, но в род. падеже мнж. числа ГЬАЛБАДЕРИЛ.

На данный момент мы имеем список из следующих групп: САЛАЛ/СОЛЧИ (?), ХЬВАНАЛ/ ХЬОНАЛ, ГЬАЛБАЛ", ЛАГЪЗАЛ. Они сегодня не существуют или почти не существуют, так как остались лишь редкие и к тому же недостаточно изученные следы. Но не более того. Что же касается АУАРАЛ, МАГIАРУЛАЛ, ГIАНДАЛАЛ ( не путать с ГIАНДИСЕЛ), то это не родо-племенные группы внутри ауарского народа, потому что  здесь фиксируется другая конструкция, иной механизм словообразования. Интересно, что с минувших эпох до нас дошёл почти в не разрушенном состоянии этнический термин ХУНЗ ( иран. ХОНЗАН в Прикаспии) с его родительным падежом во мнж. ч. ХУНДЕРИЛ.

Гуджистан и Ширван были лучше знакомы с объединением ЛАГЪЗАЛ, армяне с ХЬВАНАЛ ( ХЬОНАЛ), осетины и чеченцы с САЛАЛ (СОЛЧИ).



Обычно ДНЦ РАН перевирают всё на свете и пишут издевательскую, карикатурную историю Дагъестану. Судя по их локализации тех или иных этнических групп, то Дидуры это - цезы ( дидоййы), андаки - андийцы, лени и сильвы - непонятно кто. Однако нет достаточных оснований отождествлять "дидуров" с дидойцаси, так как форма "дидуры" во-первых, выдаёт ауарский язык и дагурскую локализацию в пространстве, а "андаков" отождествлять с андийцами - значит уходить в область беспочвенных фантазий.





* Этноним HALBI ( с индоарийским языком halbi) имеется  в индийском штата Махараштра. Есть ли в данном случае какая-нибудь связь с ав. HALBAL, андийским HALBI нам неизвестно.


Рецензии