Стюардесса по имени...
Татьяна, моя закадычная подруга, влетела в аудиторию подобныо порыву ветра. Мы как раз готовились к началу второй пары английского.
В небольшой аудитории находилось всего пять человек нашей подгруппы.
- Что это с тобой? - в недоумении спросила я?
Таня была явно возбуждена какой-то новостью.
- Выйди на минуту, срочно поговорить надо, - обратилась девушка ко мне.
Поскольку она этот день прогуливала, разговор пришлось продолжить вне учебного корпуса.
-Ах, как же хорошо здесь, на улице,восхитилась я стоявшей совершенно летней, солнечной погодой, хотя и было-то всего начало лета, первые числа июня.
- Слушай! Я устраиваюсь на лето стюардессой...- без всяких лирических отступлений заявила мне Татьяна.
- !!!?Что-о-о? С явным изумлением протянула я.
Какой такой стюардессой..?
- Обыкновенной, самой настоящей всего лишь на лето.
Там нужны в этот период бортпроводники со знанием иностранного языка.
Давай вместе,а?
Зарплата аж двести рублей в месяц, да ещё бесплатное питание во время рейсов.
- Я естественно молчала... А что я могла сказать? Я была просто-напросто сражена этой новостью наповал!
- Нам тут с отцом нужно в военное ателье заехать, у него примерка нового кителя.
Он сегодня за рулём...
А ты давай, думай. После английского, через часик примерно, мы за тобой заедем и съездим в аэропорт, чтобы там все уточнить.
И, что вы думаете?
Конечно же, я не оставила свою подругу в "столь сложной жизненной ситуации", и спустя несколько дней мы уже проходили медкомиссию и все прочие проверки, держа в руках обходные листы, сверху которых было почему-то написано:
"Обходной лист для устройства в пожарную охрану ".
- Это что за пожарная охрана?-
- с явным недоумением воскликнула мама, совершенно случайно обнаружив оброненный обходной .
Хотя вся операция "Ы" разумеется тщательно мной скрывалась.
Я решила, чтобы до поры, до времени не стоит тревожить родителей.
- Я устраиваюсь на работу, временно, мамочка!
- Пожарником?
- Да нет же. Стюардессой, но только на лето.
- Стюардессой..???
- Да, вместе с Таней, и её родители вовсе не против.
- Стюардессой?
- Мам! Но я там заработаю приличныйе деньги и наконец смогу купить себе те итальянские туфли, что я видела на витрине? А они дорогущие - сорок семь рублей...
- Да разве мы с отцом тебе в чем-то отказываем, - обиженно переспросила мама.
- А Татьяна что же, тоже ради новых дорогих туфелек в стюардессы подалась?
- Нет, думаю её больше другое привлекает, ведь она всегда мечтала выйти замуж за летчика.
- Ну, уж ради туфелек можешь не устраиваться, купим тебе...
- Нет, мамочка, интересно просто.
-
Сдав досрочно два весьма сложных экзамена, к моему собственному удивлению весьма успешно и пройдя все пункты обходного , в том числе и проверку центрифугой, мы приступили к новой работе.
Освоилась я быстро, только потому наверное, что оказалась в сообществе совершенно замечательных людей.
Своей доброжелательностью и добротой девушки-стюардессы буквально подкупали.
Стюардов на борту предполагалось трое: старший, отвечавший за багаж, и обычно это был мужчина, и две девушки.
Причем, таких, как я, подключали в рейс к опытным, настоящим бортпроводникам.
А летные экипажи, состоявшие из пяти человек: первого и второго пилотов, штурмана, бортинженера и радиста, вызывали безграничное уважение выдающимся профессионализмом и постоянной собранностью.
Относились они ко мне, студентке с доброй снисходительностью.
Помню.., что нет.., не в первый и даже не во второй мой рабочий рейс,а наверное в третий или четвертый , не задолго до посадки в крупном аэропорту я вошла в кабину, как это и положено было. чтобы доложить экипажу о готовности пассажиров к посадке. Причем, я так старалась, так уж старалась.., что и пилоты, и штурман, глядя на меня, улыбались.
- Хочешь посмотреть на посадку из моей кабины? - спросил штурман...
Ещё бы! Ведь его кабина находилась в совершенно прозрачном носу самолёта.
Да..! Этого зрелища, этой посадки я никогда не забуду!!!
Уже почти стемнело.., но, поскольку мы совершали посадку на столичный аэродром, море всевозможных огней сначала медленно-медленно приближалось, тем не менее, сама взлетно-посадочная полоса была четко выделена, приближаясь, она становилась все шире , все гостеприимнее
разворачивалась, ....
Летный экипаж в момент совершения посадки был в состоянии исключительной собранности и концентрации внимания.
Разумеется, для них это была привычная рабочая обстановка.
Но величайшая степень ответственности момента четко проявилась на их лицах.
Я, сидевшая на краешке ступеньки из кабины пилотов в нос самолёта,т.е. в штурманскую кабину, была поражена своими ощущениями и прекрасно видимой мною этой уже невероятно быстро приближающейся дорогой - взлетной полосой, по обеим сторонам которой , будто подбадривая , ярко светились довольно плотно расположенные посадочные огни.
И мне казалось.., мне... казалось, что это я сама.., как огромная птица, развернув крылья, лечу.., и вот... уже приближаюсь к поверхности земли и, касаясь её , благополучно приземлюсь.
Не было даже малейшего толчка, хотя самолёт-то был внушительных размеров, - вмещал более сотни пассажиров!
Вооот... касание с бетоном и... спокойное продолжение стремления вперёд...
Посадку всегда осуществлял только Первый пилот.
Позже, кажется это было в Донецке, самолёт садился из-за смены направления ветра просто на грунтовой аэродром, и это не было для него чем-то особенным.
Вполне объяснимо, что самыми желанными рейсами для экипажей были рейсы: в Москву, где можно было купить Все..!
Там, в столице экипаж просто в течение суток находился в резерве, и в Адлер.
Конечно же, рейс в Адлер был не просто желанным, но буквально самым вожделенным.
Мне лично выпадала такая удача только трижды за все мое рабочее лето стюардессой.
Адлеровский рейс был утренним.
Вылетали часов в девять, но зато уже к полудню мы загорали на Адлеровском пляже. Но и все утро следующего дня мы могли провести у моря
Только более, чем через сутки после прилёта, на следующий день возвращались домой. разумеется набрав про запас южных фруктов.
Вечер у девушек стюардесс проходил по-разному.
Многие знакомились с кем- то и к вечеру исчезали из профилактория. Такая, довольно продолжительная Love -story случилась и у одной из моих напарниц, замужней тридцатилетней , сказочно -красивой женщины Лины.
Помню, что она ещё до этой романтической истории частенько жаловалась на своего муженька. И вот..!
Эта их встреча произошла как раз в ресторане Адлера.
Обычно в аэропортах , в ресторанах были отведены специальные столы для летного состава, там, за обычным ужином она и встретилась взглядом с предметом своей довольно продолжительной любовной связи.
Получилось то , что получилось... Пересекались они, именно пересекались, попадаяпо работе в один и тот же день и город.
Остальные рейсы были обычными, но на рейсах, длившихся три часа и более помимо минеральной воды и дважды взлетно-посадочной карамели. положено было горячее питание.
Уже оформленные сервированные подносы в специальных контейнерах чаще всего с курицей и гарниром поступали на борт самолёта не позднее, чем за два часа до начала полета. К основному блюду при подаче положено было добавлять понемногу зеленый горошек либо другую какую - нибудь консервированную вкуснятину , поступившую к нам в закрытых банках .
Я в таких рейсах уставала, поскольку очень старалась и стремилась взвалить на себя, как можно больше.
- Ты далеко?- с иронической улыбочкой обращается ко мне, только что собравшей и доставишей в так называемую кухню уже все от выпитой пассажирами минеральной воды,чашки. - спрашивал старший стюард.
Я опешила..! Боже милостивый, ведь это я с теми же немытыми чашками направилась обратно в салон.
Профессиональным стюардессам было с нами легко, они передавали нам значительную часть своей работы.
Вообще всегда за два часа до отлёта бригада стюардов должна была быть на борту, чтобы принять положенное оборудование, проверить сменены ли чехлы на подголовниках кресел и т.п.
Словом, проверить готовность
воздушного корабля к новому плаванию.
В то, ещё мирное и доброе время кабина пилотов была открыта настежь и мы могли запросто входить туда.
Что и по сей день остаётся не вполне для меня понятным.
Здесь же лежал и открытый борт журнал, куда обычно заносились замечания о мелких технических недочётах, замеченных во время рейса.
Разумеется, о чем-то серьезном и не могло быть речи. Ибо тогда уже замечания просто некому было бы заносить.
Экипаж же появлялся значительно позже. Но всегда безупречно выглядевший, вежливый, улыбающийся. Все летчики быстро проходили на свои рабочие места.
А порой появлялся и контрольный экипаж, - мужи, знающие и с большим опытом.
Наши пилоты не любили, сказать по правде, эти проверки.
Да и кто из нас проверки - то любит...
Странно, но с подругой своей Татьяной мы ни разу не пересекались в период нашей работы стюардессами. Я же быстро сдружилась с профессиональными бортпроводницами и была, скажу вам честно, покорена ими.
Мало определить их настоящими красавицами, это - общеизвестный факт, но это -такие светлые и открытые души, а при этом, при всем - умницы необыкновенные.
Особенно впечатлила меня девушка по фамилии Олепир.
Мне выпадало частенько работать с ней в одном экипаже.
- Да, ты накинь мой китель и пилотку надень, раз к пассажирам выходишь, ведь хочется а?- подмигивая, говорила она мне?
Но это было не обязательно, поскольку летом было достаточно простой, но накрахмаленной и безупречно - отутуженной белой блузки и темно-синей юбки- карандаш.
До начала посадки пассажиров мы обычно получали специальные боксы - аптечки в медпункте аэропорта, почти такие, как в автомобиле, но сами- то боксы были эффектны, - специальные, цилиндрической формы, из хромированного металла боксы с ручками.
Вот, иду я как-то однажды утром с таким боксом по зданию аэропорта. А такое погожее утро было! Весь вестибюль просто залит солнышком ..!
Вижу-у-у входят двое знакомых ребят из моей школы, в то время ещё студентов факультета ядерной физики .
- Светланка? Вить, глянь , ведь это точно она.
- Вот так да! Ты чё? В стюардессы подалась?
Ты что ли решила остановиться на незаконченном высшем?
Я лишь улыбалась. Я была рада встрече, эти ребята были одними из лучших в нашей школе, золотые медалисты, мы вместе работали в нашем школьном комитете комсомола.
- Ну, ребята, считайте, что вам повезло! Полетите сегодня со мной.
Ребятам действительно в какой-то степени повезло,- я усадила их в отдельном купе, где мы могли поговорить в те промежутки, когда я была свободна.
А время шло... Вот уже и третий месяц мы - стюардессы.
Сегодня мне предстояло отработать рейс в Москву.
Как обычно, за два часа до полета я - на борту самолёта.
Идет подготовка : получаем на борт воду и взлетную карамель, юноша- стюард наблюдает за погрузкой багажа.
Появление представителч управления было неожиданным, и уже все, предполагая внеочередную проверку, немного пали духом.
Но оказалось,что зря.
Сунув мне в руки едва заметную записочку на пергамменте, она быстренько удалилась.
Открываю, читаю.
- Места 3А и 3 В будут заняты иностранцами.
- Ура-а-а! Наконец- то я смогу использовать свои знания по назначению!
Иностранцы, а точнее две старушки из Калифорнии появились на борту одними из первых. Милые, разговорчивые дамы охотно беседовали со мной все полтора часа.
- You'll see our Capital, and it's really beautyful ,- демонстрируя свои патриотические чувства, собственно, как и положено советской комсомолке, - побуждала я иностранок к продолжению беседы.
- Oh, yes. I remember that Moscow is a nice city,- живо отреагировала одна из них.
- ?
- Yes, it's our birthplace.- добавила другая.
- Как?! -с изумлением прореагировала я.- Так вы русские? И говорите по-русски?
- Да, говорим конечно.- ответили они мне с улыбкой...
Дальнейшая наша беседа естественно продолжалась на родном языке.
Говорили они правильно, но несколько медленно и с небольшим акцентом.
Как оказалось милые иностранки эмигрировали в Калифорнию после Революции ещё молодыми девушками.
И я видела, с каким нетерпением и думаю, что с трепетом в сердце, покидали они наш самолёт в ожидании встречи со своими близкими и домом их детства, по-прежнему находившимся здесь, в той же, но уже другой, советской Москве.
Заканчивался наш с Татьяной длительный трёхмесячный "полет", такой интересный и в общем-то продуктивный ,- я -таки купила себе итальянские туфли, даже целых две пары: одни - черные лакировки на шпильке, необычайно изящные и ещё вторые - вишневые, на более плотном , но тоже достаточно высоком каблуке.
Итальянские туфли исключительной красоты и качества практически не снашивались годы, но лишь изменившаяся через годы мода,- стали модными туфли "на платформе" заставили меня сменить их на другие.
А жаль... Наверное не только туфелек жаль, но того замечательного периода жизни, который называется молодостью... Но воспоминания все же свежи...
Свидетельство о публикации №224081800905
Обувь, одежду можно носить разнообразную. На любой полёт фантазии. Воротничок, рукав, всякие прибамбасы. Длина юбки от мини до макси. и шпильки и платформы - всё нате вам пожалуйте. Удачи.
Елена Конста 05.11.2024 00:18 Заявить о нарушении
Да, вот такой в моей жизни был поворот судьбы, правда, весьма краткий.
Впечатлений на всю жизнь!
У меня муж тоже не любил гражданские самолёты, хотя сам - профессиональный военный летчик и очень любил свою профессию.
С уважением и наилучшими пожеланиями,
Светлана Саванкова 06.11.2024 11:46 Заявить о нарушении