Нивелир и бумеранг
Бумеранг — метательное орудие австралийских и некоторых других племён в виде изогнутой палицы, возвращающееся обратно к бросившему его человеку.
Материал из Википедии.
Казалось бы, что может быть общего у столь разных предметов, нивелира и бумеранга? Разве только то, что работают они исключительно в руках опытных специалистов. Вот, пожалуй, и все. Но давайте по порядку.
Начало этой истории относит нас в уже далекие восьмидесятые. В тот год я, еще молодой, безусый лейтенант, по окончанию военного строительного училища, по распределению, прибыл для несения службы в маленький северный городок. Стоял конец августа, днем было жарко, но как практически на всех северах, ночью температура опускалась до 10-12 градусов. Пару дней на представление командирам, оформление документов, заселение, решение бытовых вопросов. И наконец, день, когда ранним утром, я, в новехонькой форме, наглаженный и блестящий зеркальным блеском хромовых сапог, прихожу на свою первую стройку, на должность мастера строительного участка. Представьте себе пятиподьездную десятиэтажку, находящуюся в стадии завершения строительства. До сдачи дома остался всего месяц, а дел еще как минимум на три. Но сдать надо вовремя, так как это отчетность, премии, награды, очередные воинские звания, кто в теме, тот поймет. Представьте, что творится на гражданской стройке, когда аврал, а здесь нужно умножать все действа и эмоции на два, потому что это стройбат. Больше тысячи солдат по этажам, как муравьи в муравейнике. Руководят строительством, так называемый линейный персонал – с десяток офицеров, старлеев и капитанов, в возрасте от тридцати до сорока лет. Почти все они «двухгодичники» - выпускники гражданских вузов, с военной кафедрой, для меня уже взрослые, опытные дядьки, у которых за плечами уже не одна стройка. Мужики неплохие, правда к воинской дисциплине так, не особо, не зря называли их «пиджаками». Вот, по всей форме представляюсь я капитану, начальнику стройки, а он только рукой махнул, нечего тут церемонии разводить, рассказывай, чертежи читаешь? Технологию строительного производства знаешь? Да, говорю, учили. Он достает чертежи и тычет пальцем, это что спрашивает? Я отвечаю. А это что? Снова отвечаю, все просто говорю, и сами руками делали и стажировку на действующих стройках проходили. А кто учил вас, спрашивает? Питерцы, говорю, преподы Ленинградского военно-строительного училища. Он аж обрадовался, как вовремя говорит, тебя направили… Будешь работать под началом старшего прораба такого-то, на тебе полностью благоустройство.
Нашел я на стройке своего руководителя, он оказался кавказцем, лет тридцати пяти, говорил с сильным акцентом, назовем его старший лейтенант Имярек. Он тоже обрадовался, зашиваемся тут совсем, говорит.
Если ты думаешь, уважаемый читатель, что после того, как дом в основном построен, коммуникации подведены и идет отделка, что это практически всё, так ты ошибаешься.
На тысячах квадратных метров - отмостка, газоны, зеленые насаждения, дорожные проезды и пешеходные тротуары, малые архитектурные формы, лотки, бордюрные камни, бетон, щебень и отсев, песок, асфальт и т.д. А если еще учесть, что эта работа еще не начиналась, а осень – вот она, рядом, все вокруг дома в развороченной глине и строительном мусоре, по территории строительной площадки постоянно проезжает техника…
Но глаза боятся, руки делают. Дали мне два взвода солдат, шестьдесят человек, почти все из союзных республик и без строительных специальностей. Отцы-командиры передали со словами: мол, маломальские штукатуры-маляры, плиточники, каменщики, плотники, электрики, сантехники нужны в доме, а эти как раз сгодятся на лом, лопату, тачку и носилки. Надо сказать, что дисциплина у бойцов была неплоха, комбаты и ротные у них серьезные были. Но моего непосредственного командира – старлея, они вообще боялись, стоило ему начать ругаться на разных языках, все переходили с шага на бег…
Вот так началась моя первая стройка. С восьми утра и зачастую до двенадцати ночи. Ну что я сделал в первую очередь? Изучил чертежи, подал заявки на материалы, технику, нарисовал график, завел журналы и начал заполнять формы. Все как учили. И пошло-поехало, день за днем, рыть, вывозить, отсыпать, трамбовать, в общем, потихоньку благоустраивать внешнюю территорию.
Тут самое время вывести на сцену геодезические инструменты. Надо отдать должное нашим военным преподавателям геодезии и топографии; в результате многочасовых занятий, как в классах, так и на полевых работах, любой из нас на всю жизнь научился пользоваться нивелиром, теодолитом и даже кипрегелем*.
В один день пришло время начать замеры отметок вертикальной планировки, разбивать углы будущих дорожек и проездов. Получил я нивелир с рейкой (нивелирной линейкой) со склада, собрался одного бойца взять, что бы он с рейкой ходил от репера* по точкам. Но тут мне мой начальник Имярек и говорит – не будем солдат отвлекать, впереди еще работ земляных начать, и закончить, сами померяем. Сами так сами, расставили солдат по местам, поставили задачи, и пошли вдвоем, с треногой, рейкой и нивелиром. Я нивелир выставил и говорю Имяреку, давайте нивелир поверим, а затем от репера пойдем по площадке. Он говорит давай, я беру рейку и уже намереваюсь идти по точкам (он старший и по званию и по должности и по возрасту и по опыту, субординация понимаешь), но тут он мне говорит, ты работай с нивелиром, а я буду с рейкой ходить, забивать колышки, отметки делать. Я немного удивился, но виду не подал. Весь день, в жару, я «стрелял», заполнял журнал, а он бегал по стройке с тяжеленной складной рейкой (четырехметровая доска, со стальным шарнирным соединением) и забивал колышки. Потом то же самое повторилось и с теодолитом.
Как то, разговаривая с начальником стройки я между делом спросил, почему во время геодезических работ мой непосредственный начальник таскает рейку, а я нивелирую, мне мол как-то не эдак, не по статусу… На что начальник ответил с улыбкой, ничего, все нормально, я же не зря тебя к нему поставил. Ты знаешь и умеешь, а он нет. Как так, спросил я, у него же высшее образование? Да, ответил начальник стройки, Ростовский инженерно-строительный институт. Как, еще более удивился я, один из престижных Советских отраслевых ВУЗов, быть такого не может? Ответом мне было: может, еще как может, в свое время отец просто купил сыну диплом. Сын конечно опыту поднабрался в элементарных вещах, но остались многие вопросы, которых он уже не постигнет.
Так мы и работали с Имярек, он мне «доверял» вести расчеты и прочие «узкие» вопросы, сам больше строил и контролировал солдат, «выбивал» технику и материалы, договаривался со смежниками и поставщиками. Я по-прежнему, ни словом, не делом не выдал своего знания причин такого разделения труда. Не хвалясь скажу, что мы успели в срок, завершили внешнее благоустройство к госприемке.
Теперь про бумеранг. Прошло тридцать пять лет. Работал я в большой организации-заказчике, осуществлял технический надзор за строительством и капитальным ремонтом. Мой непосредственный начальник инженер-строитель, закончил ВУЗ по специальности промышленное и гражданское строительство (правда заочно), до меня пять лет был на моей должности. Объекты у нас были в том числе в других городах, приходится ездить в командировки.
И вот однажды, на периферийном объекте подрядчик начинает выставлять претензии, на основании неучтенных проектом объемов земляных работ. Деньги немалые. А тут как раз моего начальника отправляют туда в командировку. Я ему без всякой задней мысли и говорю, вот мол, замечательно, заодно проучим их, там, на месте пускай сделают шурфы, где покажешь, возьмешь нивелир у нашей организации и «простреляешь» все отметки, площади, рассчитаешь объемы изъятого пучинистого грунта и засыпанного щебня. Уверен, что втирают очки…
Но он мое оптимистическое предложение не поддержал, как то погрустнел лицом, что то буркнул, типа «я не помню» и бочком-бочком ушел из кабинета.
Вот так через много лет мне бумерангом вернулась ситуация, которой в принципе быть не должно. Доколе? Доколе будут у нас специалисты, которые что-то не знают? Не ошибаются, не путаются в допусках и нормативках, это мелочи, это можно всегда глянуть, проверить, сейчас не надо за справочником строителя, издательства Будевильник бежать, сейчас Гугл как говорится в помощь, каждый день бывает заглядываю. А имеют пробелы в базовых знаниях, в фундаменте образования? Строители, учителя, механики? А врачи? Да уж, это упаси Бог.
Как то так я взял, в скором времени, да и поменял работу, ну его к лешему.
*Фото – автор проверяет уклоны строящейся пешеходной дорожки. Город Тында, Амурская область;
* Теодолит - измерительный прибор для определения горизонтальных и вертикальных углов, Кипрегель — оптический геодезический прибор, предназначенный для измерения превышений, расстояний, вертикальных углов, графического построения направлений и нанесения их на топоплан ландшафта;
* Репер — знак, который находится в определённой точке земной поверхности с известной абсолютной высотой, точка привязки.
Свидетельство о публикации №224081800940