Ч. 1 Впечатлительным читать не советую
Решил временно отвлечься от своей основной темы «Женщины на море». В главе о китобоях «Janet» я упомянул о каннибализме среди моряков. Слово «каннибализм» звучит как-то приличнее, чем слово «людоедство».
У нас в кино и книгах стали заменять слово «убийца» словом «киллер», вроде как придавая некую респектабельность негодяю. Слова «враньё, ложь» заменили словом «фейк».
Ладно, оставим эту тему, потому что собираюсь рассказать совсем о другом. В моём любимом девятнадцатом веке, окажись вы в критической ситуации на море в шлюпке, вас запросто могли съесть.
Не скажу, что это было в порядке вещей (да и какой может быть порядок при кораблекрушении!), но такое случалось. Есть известные случаи, но по большей части ими не хвастались, гордиться было нечем. Тем не менее, это считалось морским обычаем.
Морской обычай и морское право – разные вещи. Среди морских обычаев существовала практика каннибализма среди выживших после кораблекрушения. Осуществлялось это путём жеребьевки, чтобы решить, кто будет убит и съеден, чтобы другие могли выжить.
Этот обычай, также известный под эвфемизмами «деликатный вопрос» или «надлежащая традиция моря», указывал, что в случае катастрофы, когда не было достаточно еды для выживших, можно есть трупы.
Если не было тел, доступных для употребления, тянули жребий, чтобы определить, кто будет принесён в жертву, чтобы обеспечить пропитание для других.
Пока лотерея была честной, давая всем равный риск умереть, чтобы стать пищей для других, это считалось совершенно законным и оправданным обстоятельствами.
Моряки и широкая общественность знали и мирились с каннибализмом для выживания при кораблекрушениях.
Так было до 1884 года, пока в судебном процессе в Англии «Корона (государство) против Дадли и Стивенса» не была поставлена юридическая точка в отношении каннибализма.
Причём, это произошло вопреки общественному мнению, сочувствующему голодающим после кораблекрушения.
Обычай каннибализма был объявлен вне закона. Этот процесс стал резонансным юридическим делом в Британии конца XIX века, особенно среди моряков. Английское правосудие основано на прецедентах.
Суд создал прецедент, по которому никакая необходимость не является оправданием убийства. Речь шла о том, можно ли при необходимости лишить жизни другого человека, чтобы спасти свою.
Но начну по порядку. В 1883 году австралийский адвокат Джек Уонт купил в Англии яхту «Mignonette». Она имела водоизмещение 19,43 тонн, длину 16 метров, была построена в 1867 году.
Яхта представляла собой прибрежное судно, не предназначенное для дальних плаваний.
После долгих поисков Уонт нашёл моряка, капитана по фамилии Дадли, который за большую плату согласился доставить яхту в Австралию.
Капитан Том Дадли нанял в свою очередь экипаж в составе опытных моряков: Эдвина Стивенса и Эдмунда Брукса. Четвёртым был юнга Ричард Паркер, которому едва исполнилось 17 лет.
19-го мая 1884 года яхта вышла из Саутгемптона, направляясь в Сидней. В пути несколько раз останавливались для отдыха и пополнения воды и продовольствия.
5-го июля «Mignonette» находилась примерно в 1600 милях (2600 км) к северо-западу от мыса Доброй Надежды. Дадли приказал лечь в дрейф, чтобы команда могла хорошо выспаться ночью. Он ожидал наступления шторма, и впереди могли быть бессонные ночи.
Когда маневр завершили, Паркера отправили вниз готовить чай. В этот момент большая волна ударила и смыла подветренный фальшборт. Дадли мгновенно понял, что яхта обречена.
По его команде они быстро спустили 13-футовую (4-метровую) деревянную спасательную шлюпку.
Спасательная шлюпка имела довольно хлипкую конструкцию. Достаточно сказать, что толщина её бортов была лишь 6 мм.
«Mignonette» затонула в течение пяти минут после удара волны. Моряки успели спасти только жизненно необходимые навигационные приборы и две банки с репой.
Дадли удалось смастерить морской якорь, чтобы удерживать спасательную шлюпку на волне и сохранять ее устойчивость. В первую ночь экипажу пришлось отбиваться веслами от акул, но потом они отстали. Моряки боялись, что они перевернут шлюпку.
Потерпевшие крушение находились примерно в 700 милях (1100 км) от ближайшей земли, острова Святой Елены или Тристан-да-Кунья.
Дадли хранил первую банку репы до 7 июля. Её разделили так, чтобы хватило на два дня. 9-го июля Брукс заметил черепаху, которую Стивенс сумел вытащить из воды. Это дало около трех фунтов (1,4 кг) мяса, плюс кости, которые вместе со второй банкой репы позволили продержаться до 17 июля.
Они не могли пить кровь черепахи, потому что она была загрязнена морской водой. 13-го июля, не имея другого источника жидкости, они начали пить собственную мочу.
Вероятно, 20 июля Паркер заболел, выпив морской воды. Стивенс также заболел, возможно, по той же причине.
На двадцатые сутки состояние стало критическим. Стали обсуждать возможность пожертвовать одним из них, чтобы выжить остальным. Дадли предложил тянуть жребий. Брукс отказался. Вопрос отложили.
24-го Дадли сказал Бруксу, что Паркер умирает, а у него и Стивенса есть жёны и дети. Паркера нужно убить до его естественной смерти, чтобы можно было выпить кровь. Брукс промолчал. Дадли прочитал молитву.
Стивенс приготовился схватить ноги юноши, если тот будет сопротивляться. Дадли, закончив читать молитву, вонзил нож в яремную вену Паркера, убив его. Паркер успел пробормотать: «Что, я?»
Теперь все трое питались телом Паркера. Когда пошёл дождь, им удалось набрать немного дождевой воды. Дадли впоследствии так описывал происшедшее:
«Могу вас заверить, что никогда не забуду вид моих двух несчастных товарищей за этой ужасной трапезой. Мы все были, как бешеные волки … у нас помутился рассудок».
29-го июля их шлюпку заметили с немецкого парусника «Montezuma».
Продолжение http://proza.ru/2024/08/19/1159
Свидетельство о публикации №224081800944
Правильно и сделала
Игорь Леванов 19.08.2024 18:49 Заявить о нарушении
С дружеским приветом
Владимир
Владимир Врубель 19.08.2024 21:17 Заявить о нарушении