Первый Аскольдов поход 860 г
Согласно древнейшей русской летописи, Аскольд и Дир во главе русского войска предприняли поход на Константинополь в 14-й год правления византийского императора Михаила III. В это время сам император был занят войной с агарянами (арабами) на южных рубежах империи и дошел до Черного моря.
Когда до императора дошла весть, что Русь движется на Царьград, он немедленно вернулся в столицу. Аскольд и Дир зашли внутрь Босфорского пролива, убили множество христиан и осадили Константинополь с двумя сотнями кораблей. Однако византийскому императору и патриарху Фотию удалось спастись в церкви Богородицы Влахернской, где они вынесли чудотворную ризу Богородицы и погрузили ее в море.
И тут внезапно поднялась сильная буря, разметавшая и разбившая корабли русского войска. Лишь немногим из них удалось вернуться домой, избежав этого бедствия.
Таким образом, по свидетельству древнерусской летописи, первое крупное столкновение Руси с Византийской империей закончилось полным разгромом русского флота, что заставило Аскольда и Дира отступить.
Одним из первых известных нам военно-политических событий с участием Руси стал поход на столицу Византийской империи - Константинополь, который в те времена был одним из крупнейших и богатейших городов мира. Этот поход русов на Константинополь произошел летом 860 года и имел важные последствия. В частности, именно после этого похода началось крещение Руси, когда посланец Константинопольского патриарха прибыл к ним (не позднее 867 года). В описании этих событий особенно ценны свидетельства их очевидца - патриарха Фотия, а также редкая запись в одной из византийских хроник, где указана точная дата - 18 июня 860 года.
Примечательно, что этот первый крупный военный поход Руси против Византии относится к периоду еще до установления гегемонии Рюриковичей, с которыми обычно связывают формирование русской государственности. Тем не менее поход был отлично организован и стал одним из самых успешных военных предприятий Руси - лишь морская стихия смогла остановить русский флот.
Согласно источникам, 18 июня 860 года к Константинополю подошел внушительный флот русов - от 200 до 360 кораблей. Нападение оказалось для византийцев полной неожиданностью, ведь до этого этот "скифский" народ считался малозначительным. Однако варвары проявили храбрость и жестокость, разграбив пригороды, захватив в плен и убив множество жителей. Укрывшиеся в городе горожане пребывали в ужасе, ожидая штурма. Но внезапно осаждавшие отступили, вероятно, получив выкуп.
Патриарх Фотий призывал жителей молиться Богородице, и, когда ее священная риза была внесена вокруг стен, нападавшие отступили, прихватив обильную добычу. Император Михаил III, получив весть о нападении, вернулся в Константинополь и вместе с патриархом молился во Влахернском храме. Когда в море был опущен покров Богородицы, поднялась буря, уничтожившая флот русов. После этого грозный народ, причинивший христианам столько бед, добровольно принял крещение.
Поход Руси на Константинополь занимает центральное место в начале датированного повествования "Повести временных лет". В этой части летописи события византийской истории тесно переплетаются с рассказом о зарождении Руси, причем поход на Константинополь является практически единственным связующим событием между этими двумя линиями повествования. Сам рассказ о походе представляет собой дословный перевод отрывка из византийской хроники семейства Симеона Логофета, взятой не из ее древнеславянского перевода, а, вероятно, из более обобщенного свода мировой и русской истории. При этом летописец связывает поход с именами киевских князей Аскольда и Дира.
В Новгородской первой летописи упоминание о походе Руси на Константинополь при Михаиле III также восходит к той же византийской хронике, что и в "Повести временных лет". Однако новгородский летописец не пытается ассоциировать этот поход с Аскольдом и Диром, а относит его ко времени правления Кия и его братьев. Это создает впечатление, что русские летописцы, по-видимому, не были уверены, к какому именно периоду отнести этот поход, известный им лишь по византийским источникам. Тем не менее, как Новгородская летопись, так и "Повесть временных лет" относят это событие к Приднепровскому региону IX века. При этом редактор "Повести" пытается связать поход с Рюриком, приписав его "боярам", отправившимся к Царьграду "с родами своими".
Свидетельство о публикации №224081800957