Бытие и сознание современного школьника

Старики любят брюзжать. Всё не так как раньше. И дети не те. Не те ценности, не та одежда, не те увлечения. Да, это так. Но современные дети совсем не плохие. Они иные, чем дети 20 века. И к этому есть веские основания. Попробуем разобраться.

Начну с бытия. Вряд ли сильно ошибусь, если замечу, что в одном городе семьи в материальном плане жили достаточно ровно. Кто-то лучше, кто-то хуже. Но вот дворцов за миллиард ни у кого не наблюдалось. А если и были такие дворцы, то их очень тщательно прятали. На суперкарах тоже никто не разъезжал. Одевались по-разному, но всё же скромнее. А в школу все ходили в форме.

Немного о школе. Все негативы существовали и тогда. И дрались. И курили. И алкоголь пробовали. И хулиганили. И учителям хамили. Но все это было наказуемо. Учителя имели реальную власть. И действовали через родителей и через общественные организации. А такие в школе были: пионерия и комсомол. Далеко не каждый подросток способен противостоять общественному мнению. Дисциплина в целом в школах поддерживалась.

А что в школе сейчас? Каждый школьник ходит в чем хочет. Чуть ли не в трусах. Любые прически, включая голубые и розовые волосы, допустимы. Общественных организаций типа пионерии в школах давно нет. Учителя затюканы яжемамами и боятся лишнее слово детям сказать. Даже разнять драчунов учителю боязно: а вдруг он нарушит права ребенка.  Дети видят вседозволенность и безнаказанность. И этим активно пользуются.

Теперь о сознании. Все подростки мечтают быть великими. Мы, дети прошлого века, мечтали стать умными или сильными. Поэтому кто-то шел в спорт, а кто-то на олимпиады. Сейчас другие ценности. Сознание молодежи формирует интернет. В котором есть все, что угодно. Но основной тезис большинства материалов, посвященных жизненным целям и задачам, это необходимость достичь богатства. Деньги решают всё.

Капиталистическая идеология учит, что не ум и не сила, а богатство определяет успешность человека. Так формируется представление об успешности уже не у первого поколения школьников. Это представление подтверждается примерами из реальной жизни. Все эти замки так называемых звезд, кабриолеты чиновников, яхты олигархов служат доказательствами успешности тех, кто смог обогатиться. При этом неважно, каким образом.

Неокрепшее сознание подростка впитывает тезис о приоритете богатства над любыми другими ценностями. И вот уже имеется готовая меркантильно ориентированная личность. Для такой личности украсть не грех. Главное для нее не попасться. Для такой личности обмануть не фокус. Только по возможности в рамках закона. Такие люди презрительно относятся к тем, кто материально не преуспел. В том числе и к своим родственникам. Как думаете, почему теплые слова «мама» и «папа» сегодня часто меняют на «олды», «совки», «ватники»?

 Если даже семья мало что значит для таких людей, то уж высокие слова типа «родина» не значат вообще ничего. Они бегут туда, где лучше условия. К счастью, таких далеко не большинство. Но число молодых людей с измененным мечтами о богатстве сознанием все же растет.

Как школа может повлиять на сознание школьников? Я математик, но как дилетант замечу, что это уроки истории и литературы. Историю вроде бы уже существенно усилили. А вот в литературу неплохо бы включить произведения типа «Американской трагедии» Т.Драйзера, в которых конкретно показано, чем заканчивается мечта о богатстве именно молодого человека. Хотя это всего лишь мнение дилетанта.

Я полагаю, что любить Родину нужно приучать с детства. Идеология «золотого унитаза» должна быть свергнута с пьедестала. И чем быстрее, тем лучше.


Рецензии