Имена

Много лет тому прочитал в газете статью о том, какими подчас причудливыми именами родители нарекают своих детей. И в статье звучала мысль, что имена - примета времени. Иное время бывает мода на одни имена, а потом на другие. Это иногда приводит к странным последствиям.  Например, в то самое время, как у родителей в одной советской семье родилась девочка, вся страна переживала за челюскинцев. И девочку назвали Лачекаморой. Что в переводе значило: лагерь челюскинцев на Карском море. И автор статьи пишет: представляю, как девочка была благодарна родителям за такое говорящее имя.

Замечу, что у многих народов отсутствует привычное русским отчество. Зато имен несколько. И подчас таких, что с толку собьешься. Не читавших зарубежной литературы удивляет, почему, например, Ремарка звали Эрих Мария. При чем тут Мария? Он ведь мужчина. При рождении ему было дано имя Эрих Пауль. А Мария  - это литературный псевдоним. Но почему все-таки Мария? Может быть кто-то из читателей знает ответ. Полное имя Жоржа Дантеса не просто Жорж, а Жорж Шарль.   

 Настала пора привести большую цитату из Интернета.

«Среднее имя (также второе личное имя)— имя, обычно расположенное между личным именем и фамилией. Используется как элемент полного имени, в основном в Европе и западных странах. Как правило, по форме представляет собой второе личное имя, но в некоторых случаях такое имя традиционно даётся в честь матери или бабушки женщинам и в честь отца или деда мужчинам (что роднит его с отчеством, но не является тождественным ему), а также в честь крёстного отца.

Английские дети получают при рождении два имени— личное (first name) и среднее (middle). Обычай давать ребёнку среднее имя восходит к традиции присваивать новорождённому несколько личных имён. Хотя и нет закона, ограничивающего количество средних имён, больше четырёх дополнительных средних имён обычно не присваивается: В настоящее время среднее имя играет роль дополнительного отличительного признака, особенно для лиц, которые носят широко распространённые имена и фамилии. В качестве средних имён используются как имена личные, так и географические названия, нарицательные имена и т. п. Часто в качестве средних имён используются фамилии людей, в честь которых они присваиваются.
Имя может просто отражать родословную, т.е. перечислять личные имена всех предков до N-ного колена (арабские полные имена «… ибн … ибн … ибн …»). У евреев эта приставка как Бен встречается реже, но встречается.
У католиков считалось, что каждое имя дает его носителю покровительство соответствующего святого. Чем больше имён— тем больше покровителей.
Испанская традиция требовала каждым именем ещё и отдельно крестить, так что множество имён ребёнка могло заодно демонстрировать богатство семьи: крестины в те времена— дело недешёвое.

У исландцев нет фамилий. В Исландии человека называют его собственным именем с прибавлением имени отца (изредка матери), что соответствует отчеству.

В Швеции среднее имя является второй фамилией. Супруг или супруга после заключения брака может записать свою старую или новую фамилию мужа/жены себе в виде среднего имени (мелланнамна). Дети могут брать себе фамилию одного из родителей в качестве среднего имени, а другого родителя— в качестве фамилии и позже, при желании, менять их местами. Дополнительные личные имена (в честь матери/отца или бабки/деда) являются первыми именами, из которых человеком выбирается основное, то, по которому его будут звать окружающие.

В Израиле, особенно в религиозных семьях, детям нередко дают двойные имена. Это особенно часто встречается, если хотят назвать ребёнка в честь родственника, умершего (у ашкеназов) или живущего (у сефардов). Первое имя выбирают, какое понравилось родителям, а второе — в честь родственника или какого-нибудь праведника.»

Вспомним, что в старые времена и у русских не было фамилий в их нынешнем понимании, а уточнением, о каком именно человеке идёт речь, служило либо отчество, либо род деятельности отца. Поэтому многие русские фамилии, собственно, как и у других народов, происходят от имен отцов или их профессий.

Есть и такое явление как тронное имя. «С древности монархи при наследовании трона часто принимали решение об использовании имени, отличного от их собственного имени. Это и официальное наименование, используемое некоторыми римскими папами, королями и другими правителями в период нахождения у власти..»

«Монах меняет свое имя по двум важнейшим причинам: во-первых, тот, кто меняет имя, становясь монахом, полностью отрицает свою предыдущую жизнь, а во-вторых, берёт себе в духовные наставники и следует примеру жизни святого, чье имя взял монах»

«Сразу после избрания нового Папы римского его спрашивает Коллегия кардиналов «Каким именем Вы желаете именоваться?». Избранный Папа выбирает имя, под которым он будет известен с этого момента. Оно входит в состав торжественного возглашения Habemus Papam. Традиция менять имена у пап появилась в VI веке и к концу первого тысячелетия уже преобладает; последний папа, не менявший имя, жил в XVI веке.»
 
Если вдуматься, имя часто значит больше, чем фамилия. На имена есть мода На фамилии – такое трудно себе вообразить. Можно конечно фамилию сменить. Но фамилию меняют совсем по другому поводу. Мода на имена отражает настрой мыслей в народе. Евангелие говорит, что в Иудее времен Христа были распространены греческие имена. Влияние завоеваний Александра Македонского. После принятия христианства на Руси появляются греческие имена. После победы войск английского парламента, состоящих из протестантов над войсками короля Карла Первого, состоявших из католиков, в Англии стали модны библейские имена.  По этой причине в Британии и ее бывших колониях распространены имена Давид, Ребекка, англичанин Ньютон носит имя Исаак, а американец Линкольн – Авраам. После революции в СССР стали модны революционные имена – Вилен, Владлен, Нинель, Ким. Имя зачастую больше говорит, чем фамилия.  Фамилию человек, особенно женщина, может сменить много раз. Что говорит. если женщину зовут, например, Светлана Ивановна Цукерман? Только то, что она замужем за неким Цукерманом. А при если таковы ее имя и девичья фамилия, то это  семейная тайна. А что скажет имя Сарра Моисеевна Иванова? Совсем другая картина.  Следовательно, имя, а ее с отчеством, значит больше фамилии.

Старшее поколение помнящее эпоху полемики физиков и лириков, может быть и помнит пьесу «Сто четыре страницы про любовь.» Главный герой при знакомстве с девушкой в кафе называет себя Евдокимовым. А уже по ходу знакомства, говорит, что у родителей с юмором было неважно, и его назвали Электроном. Фамилия Евдокимов ничего не говорит. А вот имя электрон намекает, из какой семьи молодой человек.

И многое значит, как к тебе обращаются. По имени, или по фамилии? На работе, в семье.  Понятно, что монарха, к примеру, называли вашим величеством. Но ведь кто-то называл его просто по имени. Кто-то и Путина по имени зовет. Просто Вовой. Не могу представить, как это. Но есть, наверное, такие счастливчики.  Помните такую песню: «И он не знал на свете большей радости, чем называть ее по имени.» но эта песня про простых смертных.

Часто разведённые женщины перестают называть своих мужей по имени и начинают называть по фамилии, как бы стирая само воспоминание о прежних интимных отношениях.

Библия говорит, что Бог предоставил Адаму привилегию давать имена животным, предметам и явлениям. Ученые объясняют это тем, что у человека, в отличие от животных, имелся уникальный природный инструмент, многозвучный язык.  На каком языке говорили в раю, мы не знаем. Но Ева понимала не только бога, и змея- искусителя прекрасно поняла. Всем известно, чем все закончилось.

«Где ты?» — позвал Бог человека.
  «Услышал я, как Ты идешь [по саду, — откликнулся тот, — и испугался, ведь я наг; потому я и скрылся».
  «Кто сказал тебе, что ты наг? — спросил Бог. — Ты ел плоды того дерева, с которого Я запретил тебе есть?»
«Жена, которую Ты дал мне в спутницы, дала мне плоды этого дерева, и я ел их», — промолвил человек.
Бог обратился к женщине: «Что же ты сделала?!»
        «Змей обольстил меня, и я ела», — ответила женщина.


Человечества как такового пока две особи, в райском саду зло неизвестно. А Бог в неусыпной заботе о чадах своих уже поставил ограничения,  назвал плод запретным. Зачем? Затем, чтобы его райские подданные, меньше знали истинное положение вещей. Оставались целомудренными, не возбуждаясь ненужными знаниями и идеями. Несведущие, они будут не мозги себе парафинить, а наслаждаться жизнью в раю. Меньше знаешь – крепче спишь. А узнают правду, станут себя изводить переживаниями, нервничать. И болеть. Потому что все болезни от нервов.

Это богово мнение разделяют и наши современные боги, верховные правители нашего великого рая на земле.  Но они умнее бога. Бог со своими запретами по сути был прав. Но он, чайник, применял отживший метод. И вот результат. Изгнание людей не послужило богу на пользу. А человеку послужило. Человек ужасно изменил природу своего обитания к лучшему, по сравнении с тем, что бог изначально создал. Получается если их изгнать, к нежелательным результатам можно прийти. Вот что значит, отпусти их в свободное плавание. Они там не приведи господь, попадут под дурное влияние, загнивая, развратятся. Всяких опасных мыслей понаберутся. А то и расцветут, понастроят всякого, лучше, чем в райской обители. Вот и предоставь им свободу самоопределения. За ними нужен глаз да глаз. А чтобы не возникало желания покинуть райский сад, считают современные эксперты – политологи, нужен другой метод общения с электоратом.

 Современные эксперты - политологи и историки считают, что крайне эффективен метод невинной замены слов. Замены истинного, но, увы, грубого, шершавого определения явления на другое, менее огорчающее. Потому что все болезни от нервов. А тут, как назло, с лекарствами напряженка. А употребление истинного слова, которое повышает давление, запретить. Чтобы население не расстраивалось от неприятных слов. Например, запретить употреблять слово война. Только СВО. Или КТО. Не оккупанты, а освободители. Не взрыв, а хлопок. Не отступили, а совершили акт доброй воли. Не убийцы - уголовники, а герои, вызвавшиеся смыть своей кровью вину перед государством. Не ЧВК, а призрачное, невидимое формирование. Не погром, а небольшое простительное волнение среди населения. И тому подобное.

 Там, где на вершине стоит не бог, там и всяких скользких журналюг расплодилось. И обязательно истина вылезет на поверхность. Но это не наш метод.

 Но восточная поговорка гласит сколько ни говори халва, во рту слаще не станет.

 


Рецензии