Корсиканец. Ч. 3. Глава одиннадцатая

Глава одиннадцатая
Сражение при Бородино и дальнейшие действия Наполеона( продолжение )

Как вам, уважаемый читатель, уже известно, русский император назначил Кутузова своим командующим армией. И именно по этой причине я сейчас дам ему краткую характеристику. На тот момент Михаил Илларионович был добродушным веселым стариком, который был очень компетентен в военных вопросах. Еще генералиссимус Суворов отметил его способности, охарактеризовав его следующим образом: «Хитер, хитер! Умен, умен! Никто его не обманет.» В своем письме к императрице Екатерине Второй военачальник описал своего подчиненного как человека «…с отличной храбростью.., который показал новые опыты искусства и неустрашимости, преодолев под сильным огнем неприятельским все трудности, взошел на вал, овладел бастионом. И когда превосходный неприятель принудил его остановиться, он, служа примером мужества, удержал место, превозмог сильного неприятеля, утвердился в крепости и продолжил… поражать врагов…» Также генерал-фельдмаршала можно охарактеризовать как военного с большим авторитетом среди населения и армии.
При царском дворе потомок старинного русского рода Кутузов воспринимался довольно прохладно, так как его с трудом терпели тогдашние видные семейства империи. Да и сам император, откровенно говоря, недолюбливал его. Поскольку этот человек не боялся критиковать нелепые идеи последнего, так, например, он противился идее царя дать генеральное сражение французам под Аустерлицем, что последний запомнил очень надолго. И тем не менее, перед угрозой падения Москвы императору пришлось на время отложить старые обиды и назначить Кутузова командующим армией.
Свою деятельность в качестве командующего генерал-фельдмаршал начал с наведения порядка и обеспечения дисциплины в армии. Он приказал вызвать к себе начальника тыла этого войскового соединения Волконского и сказал ему уверенным, но твердым голосом следующее:
- Валерий Иванович, голубчик, я даю вам ровно две недели, чтобы окончательно решить проблему обеспечения армии всем необходимым для ведения боевых действий. Если не справитесь с положенной задачей, в отношении вас и ваших непосредственных подчиненных будут приняты меры, которые предписаны в воинских уставах. Я понятно выразился?
- Так точно – ответил Волконский.
- Теперь приступайте немедленно к работе.
И генерал тут же откланялся.
Спустя положенный срок задача была выполнена: в войска поступило много оружия, провианта и медикаментов, а также решена проблема с комплектованием армии компетентными специалистами – военными медиками и прочими, плюс улучшилась строевая подготовка новобранцев. По итогам проверок Кутузов остался доволен и похвалил своих командиров. Что касается их подчиненных, то им также была выражена благодарность за проделанную работу. Стоит отметить, что усилия, предпринятые для укрепления военной дисциплины, улучшения снабжения и тренировок, не прошли даром. Армия заметно преобразилась, повысив свою готовность к боевым действиям.
Вскоре был проведен очередной военный совет, на котором Кутузов дал Барклаю возможность выступить, чем последний воспользовался и сказал следующее:
- Уважаемые господа! Ни для кого не секрет, что нынешние времена требуют от нас взвешенных и ответственных решений. Вот уже третий месяц, как французская армия ведет войну против нашей империи и продвигается все дальше и дальше. Некоторым людям даже кажется, что она таким образом способна выиграть войну. Но мне, как никому другому, известно следующее: вопреки расчетам Наполеона, в его тылу растет множится партизанское движение. Потери французов от которого растут с каждым днем и вынуждают их выделять все больше войск для охраны тыла. Также хорошо работает наша тактика «выжженной земли». Все это в совокупности может привести к тому, что овладение Москвой принесет гибель Наполеону, так как наступит сезон холодов, а его армия окажется к нему не готовой, так как ее системы обеспечения будут полностью дезорганизованы. Следовательно, уже в следующем году победа над французами нам обеспечена.
- Я полностью согласен с его мнением – ответил Кутузов. – Противник все больше подходит к нужной нам кондиции, и мы можем смело давать ему генеральное сражение, последствием которого станет наша неминуемая виктория.
Другие генералы тоже выразили свое согласие с мнением Кутузова и Барклая, на чем военный совет закончился.
Тем временем Наполеон со своей Великой армией приближались к Москве все ближе и ближе. Складывающаяся ситуация с каждым днем все больше поводов для размышлений. Как я уже писал, тревожиться было почему: его войско слабело с каждым днем. Наполеон иногда позволял себе делиться собственными тревогами со своим адъютантом Жюно:
- Как думаете, Жан, если у нас еще шансы победить в этой войне?
- Ну шанс есть всегда – ответил тот. – Правда, вероятность этого с каждым днем уменьшается. Хотя, что я говорю, ведь вам известно не хуже меня, что та ситуация, о возникновении которой вас предупреждали, с каждым днем усугубляется: нашим солдатам все чаще не хватает еды, плюс усиливается падеж лошадей. Ситуация с боеприпасами тоже не лучше, так как их подвоз постоянно сопряжен с  большим риском. А что касается морального духа солдат, то они сейчас больше дерутся из чувства собственного престижа, чем из веры в успех нашего дела.
- Ну хоть какое-то утешение для меня – сказал французский император. – У меня благодаря этому сохраняется пусть минимальная, но вера в успех. Скажите, пожалуйста, далеко ли от нас неприятельская армия?
- Она остановилась и расположилась лагерем близ деревни Бородино – ответил адъютант. – Противник стремится перехватить нашу армию на подходах к Москве, чтобы не дать нам войти в город и заставить нас сразиться на выгодной для него позиции. Согласно нашим разведданным, русские активно возводят укрепления, готовясь к серьёзному столкновению.
– Значит, скоро нас ждет сражение, – задумчиво произнес Наполеон, глядя вдаль. – Жан, прикажите разведчикам внимательно еще более внимательно следить за русскими, мы должны знать все о их движениях и намерениях.
– Будет исполнено, Ваше Величество, – ответил Жюно, поклонившись и поспешив передать указания.
Наполеон оставался на месте, вглядываясь в горизонт. Он знал, что впереди его ждет одна из самых решающих битв в этой кампании. Несмотря на все трудности и проблемы, которые преследовали его армию, его дух оставался непоколебимым. Он понимал, что именно в такие моменты проявляется истинная сила и стойкость для по-настоящему волевого человека.
Император опять вызвал к себе своего адъютанта и приказал ему:
- Передайте армии мой приказ: немедленно построиться в боевые порядки и готовиться к штурму.
- Так точно!

Битва при Бородино началась на следующее утро со следующего приказа Наполеона:
- Развернуть 100 артиллерийских орудий и провести обстрел левого фланга! Дивизии генерала Дельзона выдвинуться в атаку!
Что линейные подразделения и принялись активно выполнять. Благоприятствовал им тот фактор, что район их наступления был покрыт густым туманом, который помогал им остаться незамеченными. По этой причине русские егеря под командованием полковника Бистрома не сразу заметили продвижение своего неприятеля. Они их увидели только лишь в тот момент, когда те уже подошли вплотную к их позициям. Разгорелось яростное сражение, в ходе которой каждая сторона одерживала переменный успех. И обе стороны несли серьезные потери. Наконец, потеряв треть личного состава, егеря были вынуждены отступить по мосту за реку Колочу. Генерал Дельзон был в таком воодушевленном настроении, что отдал приказ:
- Вперед, мои молодцы! Добьем неприятеля на его позициях!
И его воины переправились через реку и продолжили сражаться с егерями. Временами даже казалось, что последним скоро придет полный каюк. Но им на помощь подоспели полки полковника Манахтина, и вскоре французы были вынуждены остановить свое продвижение.
Тем временем нечто подобное происходило и на других участках фронта. Так, например, в районе обустроенных по приказу Багратиона флешей французские солдаты из корпуса Даву тоже сумели преодолеть сопротивление русских и продвинуться вперед, но как только  они добрались до самой южной флеши, то были сначала опрокинуты картечным огнем. Но французы сумели перегруппироваться и захватить южную флешь. И на этом фланге начались бои с переменным успехом, которые закончились после четвертой атаки французов, сумевших окончательно захватить флешь. Правда, дальнейшее наступление пришлось прекратить.
Тем не менее, постепенно ситуация для русских складывалась критическая, особенно на левом фланге. В связи с этим, Кутузов был вынужден отдать приказ о проведении конного рейда в тыл французам. Платов и Уваров собрали подчиненные им подразделения и, пользуясь эффектом неожиданности, учинил большой разгром в рядах французов, что несколько ослабило их.
Главные бои развернулись в центре, где была расположена артиллерийская батарея Раевского, которая состояла из 18 орудий. Французы осуществили несколько атак, которые были отражены. Но, за счет своевременного ввода резервных дивизий под командованием генералов Морана и Жерара, французы сумели достичь некоторого успеха в районе своего действия при упорном сопротивлении противника.
Тем не менее, вскоре части Великой армии сумели занять в ходе наступления позиции батареи Раевского, после чего Кутузов отдал приказ об общем отступлении. Как бы там ни было, но он сумел сохранить русскую армию от полного разгрома, а общий итог Бородинского сражения – неопределенным.


Рецензии