Японское воспитание русских детей
С "японским воспитанием " я познакомилась ещё очень давно, когда ко мне в гости пришла подружка с двухлетним сыном. За время их визита у меня были выдвинуты ящики всех шкафов, вывалено на пол их содержимое, разбита хрустальная рюмка и тарелка из парадного японского сервиза. Визит "японского ребёнка" вызвал у нас и наших гостей огромный интерес к японскому воспитанию и мы заинтересовались, правда ли, что в Японии ребёнку до 5 лет позволено делать абсолютно всё, что он захочет. Как же можно это совместить с тем, что японцы слывут очень дисциплинированным и законопослушным народом ?
В литературе о японском воспитании часто приводится пример, когда японская мама приходит с малышом в парикмахерскую и он терпеливо ждет, пока она закончит все процедуры, а потом, не выдержав скучного ожидания, начинает открывать баночки с кремами и рисовать на зеркале замысловатые узоры. Все смотрят на него с улыбкой, и никто не делает замечания: маленькому ребенку можно все.
Похоже, что этот пример из японской жизни - не выдумка. Но период такой вседозволенности у ребёнка продолжается только до 5 лет. До этого возраста японцы обращаются с ребенком, «как с королем».
А дальше ?
А дальше с 5 до 15 лет в Японии принято обращаться с ребёнком «как с рабом», а после 15 - «как с равным».
Считается, что пятнадцатилетний подросток - это уже взрослый человек, который четко знает свои обязанности и безукоризненно подчиняется правилам.
Но российские родители почему-то не замечают последующих этапов воспитания японских детей и всё своё внимание концентрируют только на том, что ребёнку до 5 лет ничего нельзя запрещать.
И никто из тех, кто выбирает "японское" воспитание для своего ребёнка на задумывается о том, как они собираются переходить к следующему возрастному этапу и даже почему-то не интересуются, как это делается в Японии.
А зря. Ведь не мешало бы нашим родителям знать и о периоде "раба" в жизни японского ребёнка, когда тот в возрасте 6 лет идет в школу. И здесь начинается строгая дисциплина, приучение к порядку, подчинению,приучению к тому, что выделяться из своей социальной группы не принято.
Основная задача японской педагогики - воспитать человека, который умеет слаженно работать в коллективе. Оборотная сторона этого - «идзимэ» (понятие, близкое нашей армейской «дедовщине»). Если кто-то из школьников высказывает мнение, отличное от мнения большинства, он становится объектом насмешек или даже ненависти. Нестандартного ученика травят, часто избивают.
Все классы делят на группы, внутри которых есть и лидеры, и аутсайдеры. При этом лидер опекает своих товарищей и обязан отвечать за них и помогать им. В свою очередь, остальные члены группы всячески прислуживают лидеру. К каждому первоклашке приставляют куратора – ученика шестого класса, тем самым воспитывая в младших уважение к старшим, а в старших ответственность перед младшими. Так дети приучаются к иерархичности – еще одной черте, характерной для японского менталитета.
Жизнь японского общества строго нормирована и подчинена бесчисленному количеству правил: начиная от стандартов поведения в семье, в школе и на работе, заканчивая множеством правил этикета, которые позволяют не нарушать пространство другого человека при общении. Строгое соблюдение инструкций очень важно для любого японца, а их несоблюдение грозит непониманием со стороны окружающих и проблемами на работе или в учебе.
Ступени японского воспитания имеют многовековые традиции. Они неразрывно связаны с культурой и менталитетом японцев.
Я думаю, что если спросить российского родителя, задумавшего по-японски воспитывать своего ребёнка, хочет ли он, чтобы его ребёнок всю жизнь строго следовал каким-то заложенным в детства инструкциям, страшно боясь стать предметом насмешек и непонимания, если хоть на шаг отступит от них, то вряд ли они дадут на это положительный ответ.
И правильно, потому что вряд ли они планируют отправлять своего ребёнка на постоянное место жительства в страну восходящего солнца. Так зачем же они воспитывают наших российских детей по-японски, когда наша отечественная культура имеет замечательное воспитательное наследие ?
Ответ заключается в том, что на самом деле эти родители воспитывают своего ребёнка не по традиционной японской системе воспитания, а по той системе которую они выдумали сами, прозвав её японской.
Поэтому в отличии от японских детей их дети к 15 годам не становятся очень воспитанными и ответственными людьми, какими к этому возрасту становятся подростки в Японии.
Так почему же наших родителей так привлекает эта выдуманная ими якобы японская система?
Из-за тяги глубинных сторон загадочной русской души к анархии ?
Или потому, что им кажется, что так проще ?
Не надо заморачиваться и вообще воспитывать ребёнка: пусть делает, что хочет. А окружающим можно говорить: "Не возмущайтесь поведением моего ребёнка. Он у меня "японский".
Раньше не только у нас в отечестве, но и почти во всех странах родителям было стыдно за дурное воспитание своего ребёнка, сейчас - нет.
Помню, как одна бабушка с умилением рассказывала нам о том, как её внук устраивает истерики, требуя что-то купить в магазине. А другая бабушка с таким же умилением называла свою пятилетнюю внучку "кровопийцей", вещая о том, как они все в семье её любят.
Но проходит время и очаровательная "кровопийца" приходит в первый класс. И тут -выясняется, что в классе на одну учительницу приходится сразу несколько "кровопийц", что отнюдь не приводят учительницу в умиление, потому что существуют ещё другие дети в классе. И всех их надо чему-то научить. То, что учительница им не умиляется, вполне понятно. Не стоит осуждать её за то, что в её голосе начинают проскальзывать нотки неприязни к "кровопийцам", которые улавливают все остальные дети в классе. А поскольку дети в начальной школе учительницу обычно идеализируют, то соответственно начинают негативно относиться к детям, мешающим им учиться.
Таким образом, родители не подозревают, что своим "японским" воспитанием они закладывают в судьбе своего ребёнка будущие социальные конфликты.
Известная российская психолог и арт-терапевт Татьяна Шишова, выступая по радио, говорила, что к ней часто приводят совершенно неуправляемых подростков. которым уже нужна не помощь психолога, а медикаментозное лечение у психиатра. Большая часть этих подростков в детстве не знала слова "нельзя", не знала абсолютно никаких наказаний и очень многие из них воспитывались как раз "по-японски.
Свидетельство о публикации №224081901328
С интересом прочёл Вашу статью. Полагаю, что глупо подражать тому, что происходит в других странах. Везде свои особенности.
Вспомнил такой случай. Один отец в 60-х годах прожил несколько лет в США, занимаясь там научной работой. Кстати, очень успешно. Когда он вернулся в СССР, стал воспитывать своих сыновей примерно также, как описано у Вас, только это называлось американским свободным воспитанием. Ребёнок, мол, сам знает, что ему нужно. Отец очень успешно продвигался в научной карьере. Стал доктором наук, директором института, академиком, лауреатом Государственной премии СССР. А сыновья стали простыми рабочими. Потом кое-как закончили техникумы... А были очень способными ребятами.
Григорий Рейнгольд 14.04.2025 10:37 Заявить о нарушении