Последняя дуэль Лермонтова политический фактор
Между тем внимательное изучение темы показывает, что вряд ли ее стоило сдвигать с той точки, на которой она «застыла» в 1980-90-е гг. XX века. К этому времени в лермонтоведении господствовали не то, чтобы сугубо политические, но, скажем так, полуполитические версии, совмещающие, некоторым образом, признание естественного характера конфликта (насмешки, соперничество за женщин) с возможностью постороннего подстрекательства к дуэли.
Так, не лишенными смысла представлялись версии, подобные версии О. Картушиной, филолога, журналиста: "Мартынов мог вызвать Лермонтова на дуэль, но хладнокровно довести дело до убийства без подстрекательства со стороны вряд ли. Тут требовался ум расчетливый и мстительный, чтобы незаметно, вопреки желанию друзей поэта, не дать помириться противникам и свести их в поединке".
С начала же XXI века всякая возможность «политики» в этом деле усиленно опровергалась и даже агрессивно высмеивалась. Но вместе с тем получалось, что сами эти «развенчания» конспирологических теорий только еще смешнее самих конспирологических теорий. Конечно, легко было уже в 1990-е гг. иронизировать над тем, как очередной исследователь находит того самого «темного афериста» - погубителя гения нашей литературы – скажем, Н. Тарасенко-Отрешкова, чиновника и третьестепенного литератора, агента Третьего отделения. За предыдущие 150 лет его не нашли – а вот теперь нашли: у него есть имя, фамилия, и его позорный столб его ждет… Разумеется, не было уже никакого смысла в том, чтобы пытаться вычислить конкретные имена. Оставалось только все обобщить и поставить точку в этом деле – вероятно на том, что вопрос о постороннем подстрекательстве никогда уже не может быть окончательно решен.
Как происходило выдвижение и опровержение версий? Допустим, выдвигалась версия, что жандарм Кувшинников играл ключевую роль в заговоре против Лермонтова. Она подкреплялась тем, что исчезли донесения за период лета 1841 года. Потом эти донесения находились, и заинтересованные лермонтоведы делали вывод, что никакой информации о заговоре из них извлечь нельзя. Как будто если бы заговор был, то он оказался бы подробно описан в этих донесениях! В ответе на одно из донесений Кувшинникова его хвалили за проделанную работу. Хотя хвалить, казалось, было не за что: ссору и дуэль Лермонтова с Мартыновым Кувшинников «просмотрел» и никаких мер не принял. Но ведь это и есть тот максимум в духе «эзопова языка», который и позволяют себе в таких случаях должностные лица.
Первый биограф поэта П. Висковатов описывает, как некоторые лица подстрекали к дуэли с Лермонтовым поручика Лисаневича, и делает вывод, что они же могли подстрекать и Мартынова. Дореволюционный журналист П. Мартьянов рассказывает, как комендант Ильяшенков советовал поэту поскорее уехать из Пятигорска, так как у него здесь «много врагов».
Подобные вещи стало принято считать в наши дни несущественными. Но заговоры делаются не для того, чтобы после оставлять полный отчет о них потомству, ведь так? Нормальный исследователь должен уметь работать и в условиях неопределенности, чувствовать то, что витает в воздухе, а не только анализировать то, что подается прямым текстом.
Как еще опровергали всякую возможность постороннего подстрекательства к дуэли, не найдя прямых и полных доказательств заговора против поэта?
Кажется, частью это делалось через пересмотр прежних представлений о личности самого Николая Мартынова. Здесь трудились с жаром, на славу, негодуя по поводу того, что внушали нам в СССР об убийце поэта! Любопытно, однако, что изучение советской литературы этого вопроса показало: ничего такого гротескного о Н. Мартынове нам почти никогда и не внушали. Он был блестяще образованный человек, из замечательной семьи, – утверждают современные лермонтоведы – так, как будто в СССР его кто-то выставлял полуграмотным детдомовцем. И тому подобные глупости, которые даже пересказывать неловко – такое высасывание из пальца всевозможных положительных качеств представляют их доводы (Примечание 1).
Для того, чтобы стать марионеткой в руках подстрекателей, человек и не должен быть «скопищем пороков», для этого достаточно обладать только некоторыми качествами. И Н. Мартынов как раз ими обладал. Его всегда считали человеком неумным и ограниченным, самолюбивым и обидчивым… и были совершенно правы. Уж как современные лермонтоведы давили на то, что остроты поэта были оскорбительны, так как делались «при дамах»! Одно дело в своем кружке, и другое в обществе, «при дамах», - твердили они. Но Мартынов обижался и на те карикатуры, которые ребята рисовали именно «в своем кружке», и на те остроты, которые ему делались даже не Лермонтовым, а другими людьми. А над другими и не смеются… Это определенный психотип, который в СССР и даже еще до революции, был понят совершенно правильно, и только теперь началось насилие над здравым смыслом.
Если подстрекатели есть, то, да, они выберут именно такого человека.
Обращу внимание еще на один момент, принципиально противоречащий этому внушению представления о Мартынове как об «обычном» и «вполне достойном» человеке. Ход дуэли в наши дни цитируется со слов князя Васильчикова. Ни один лермонтовед – даже такой фанатичный поклонник Мартынова, как господин Очман – не цитирует его версию о ходе дуэли. По словам Мартынова, Лермонтов направлял на него пистолет, потом, правда, ему приходится признаться, что не стрелял… На самом же деле Лермонтов держал пистолет дулом вверх в согнутой в локте руке. Также Мартынов уверяет, что не понимал, что поэт не станет в него стрелять - то, о чем знали все секунданты и понимал весь Пятигорск.
Трудно даже сказать, чего здесь больше – осознанной лжи или еще какой-то аберрации сознания… Да только невозможно представить, чтобы Лермонтов, Столыпин, Трубецкой или Глебов оказались неспособны ясно и правдиво рассказать о какой-то дуэли, которая у них была. Мартынов – человек с особенностями… Не надо было формировать у людей заведомо ложное о нем понятие.
Что помешало примириться молодым людям? Действительно ли элементарное упрямство обеих сторон или вмешательство третьего лица? Стояло ли что-нибудь за той озабоченностью, которую заметили окружающие в Мартынове на вечере у Верзилиных еще прежде ссоры с Лермонтовым? "Мартынов был мрачен" - пишет Висковатов, в свою очередь опирающийся на свидетельства разных лиц, с которыми ему довелось вступить в разговор.
А все трудности в определении точного места дуэли? А подмена пистолетов? Следствию сначала была сдана одна пара пистолетов, затем было сказано, что стрелялись на самом деле из других, и были предъявлены другие.
Все это перечисляется, разумеется, не для того, чтобы предложить в сотый или тысячный раз поискать ответы на вопросы... Одно ясно: категорически не видят в произошедшем никаких "темных мест" те исследователи, которые глубоко равнодушны к поэту (В. Захаров) или даже питают к нему плохо скрытую неприязнь (А. Очман, В. Хачиков). Те же, которым небезразличен поэт, и которые продолжали попытки доискаться до истины, невзирая на сменившуюся моду, идеологию, находили их десятками (Примечание 2).
Так какая же нужда с начала XXI века была у современных исследователей непременно насильственно делать неясное ясным? Доказывать с упорством, достойным лучшего применения, что абсурднее «политики», «подстрекателей» будто бы ничего уже нет на этом свете?
Или так уже понадобилось снять всякую тень подозрения с Николая I? Ради чего, разве он - не история? Или современные политические элиты нуждаются для себя в костылях такого рода? Боятся, что, если народ начнет неуважительно относиться всего лишь «к одному царю», жившему в позапрошлом веке, то и им каким-то образом не поздоровится? Но ведь историей последней дуэли Лермонтова занимаются не только и даже не столько пропагандистские интернет-лектории, но прежде всего профессиональные филологи. И никогда еще интеллигенция не была так поразительно едина с властью!
Существует, в конце концов, такое понятие как историческая загадка. Мы ведь не знаем, правда ли Борис Годунов виновен в смерти царевича Дмитрия. Правда ли Фрунзе дали смертельную дозу хлороформа на операционном столе? Правда ли был заговор Тухачевского? Был ли Гумилев замешан в заговоре против советской власти? И многое другое. И мы как-то со всем этим живем.
А здесь в отсутствии всяких новых данных за последние 30 лет о трагической дуэли поэта все продолжается выдаваемый за науку, в сущности, «кухонный» разговор. Его ведут люди, для которых и стремление к Истине, и чувства любви и уважения к Поэту одинаково далеки. Их первая страсть была – поквитаться «с тем, что им внушали в СССР». Вторая – еще более странная – восстановить в полном блеске доброе имя Николая Мартынова, чему некоторым образом мешают всякие подозрения на «заговор» и «подстрекательство». Но история и история литературы не знает никаких добрых имен сугубо частных лиц – для нее существуют только обстоятельства трагической гибели самого Лермонтова.
И эти обстоятельства никогда уже не будут полностью разъяснены.
Примечание 1. За исключением 1980-х гг., когда зародились карикатурные представления о крайней неуравновешенности Н. Мартынова после отставки, немотивированной озлобленности. Отсутствие каких-либо прецедентов, кроме дуэли с Лермонтовым, где бы гипотетически проявлялись эти качества, показывало несостоятельность этих выводов.
Примечание 2. К этим исследователям можно отнести А. Корнеева, О. Картушину, А. Герасименко, Д. Алексеева, еще в 2010-е гг. осторожно высказывавшегося, что "история дуэли безнадежно запутана", и некоторых других.
Литература
Васильчиков А. И. Несколько слов о кончине Лермонтова и о дуэли его с Мартыновым. // М. Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников. - 1989.
Висковатов П. М. Ю. Лермонтов: жизнь и творчество. 1891.
Герштейн Э. Судьба Лермонтова. 1986.
Картушина О. К следствию по делу о дуэли. // Аргументы и факты, 1994, № 47.
Корнеев А. Погиб поэт, невольник чести... // Российская газета, Окт. 1994.
Очман А. Лермонтовское притяжение. 2014.
Хачиков В. Тайна гибели Лермонтова. 2014.
Свидетельство о публикации №224081901518