Бедные коллекционеры
Когда я в детстве задумался о происхождении шахмат, интернета еще не было, горы информации меня счастливо миновали. Серьёзн книжечек по данному вопросу не имелось. Я знакомился с трулами Линдера, Авербаха но большого интереса они не вызывали.
И тут я обязан объясниться с Читателем.
Я и сам порой пишу песни.
Поэтому я прекрасно понимаю: любая вещь и любой процесс у нас многоимённы.
Про одно и то же событие или явление можно говорить разными словами.
Вот например падишах.
Владыка!
Предводитель!
Царь!
Король!
Властитель!
Хозяин!
Вопрос не в наименовании главы государства.
Вопрос в сути ВЛАСТИ.
Власть это мембрана, которая позволяет совершать безнаказанные агрессии против любого подданного и не позволяет подданным совершать агрессии против владыки.
Коня можно именовать и буланый, и гнедой, и рыжегривый, и каурый.
Скакун! Лошадь! Иноходец! Обузданный! Необузданный! Фаворит! Темная лошадка!
Почему я говорю о разных словах?
Потому что»историки» «шахмат» просто увлекаются описаниями множества игр – «предшественниц» шахмат.
Мне уже в пятилетнем возрасте было понятно, что принципиальной разницы между картами и шахматами нет. Как выглядят для жён увлечения мужчин шахматами и другими играми?
Тут есть два принципиально разных варианта.
Первый – муж что-то там делает и потом приносит в дом деньги.
Второй – муж как идиот тратит там деньги. Сволочь! И время! Козёл!
Мне посчастливилось знавать весьма успешных игроков, для которых игры являлись источниками дохода.
Как метко заметил однажды один из них в общежитии номер четыре Ленинградского госуниверситета: « В длинной серии ему со мной ничего не светит!» Речь шла о покере. Для абсолютного большинства мужчин игра – билет в одну сторону.
Но сегодня я о другом. Кажущееся множество игр на самом деле изумительно мало. Коллекционеры собирают записи и переводы, сыплют именами собственными, взахлёб рассказывают о шахматных играх прошлого и настоящего.
Дело не в том, что в картах четыре масти.
В году четыре времени года.
И вы можете, переводя на тысячи языков мира, получать для осени, зимы, весны и лета тысячи новых слов. Листопад от этого не станет веселее.
Лежа с температурой сорок я понимал в десятилетнем возрасте, что ход это суть перемещение одной фигурки из клетки А в клетку Б.
Вам конечно известно, что одна и та же клетка на шахматной доске имеет много имён в разных системах нотации. И все её наименования легальны!
Для Женщины любая Игра мужа как правило «зло».
Какая ей разница, во что именно режется её благоверный, вместо прогулки с ребёнком или похода в магазин?
Коллекционерам шахматных игр кажется что множество описаний утверждает общественное мнение о том, как «глубоко» они проникли в «историю».
А мой личный опыт убеждает меня, что собирая коллекции игр авторы уже не имеют ни сил, ни времени на действительно глубокие исследования. Потому что глубина требует совсем другого времени и совсем других инструментов. Мне в семь лет было понятно, что есть простейший путь получения бесконечного числа новых игр путём простого увеличения числа клеток на доске. Смотрите как просто!
Доска 9х9 – одно новое имя шахмат.
Доска 10х10 – второе новое имя шахмат!
А ведь играть можно и на неквадратных досках!
Вот игра «Киев» ведётся на доске 4 х 8!
Скажете никогда раньше не слышали?
Нуте, нуте!
Ведь только что прочитали!
Очень легко увеличивать количество клеточек.
Не менее легко «изобретать» «новые» фигурки.
В двенадцатилетнем возрасте я с интересом исследовал шахматы в которых фигуры менялись ролями и приходилось ставить «детский мат» слону, ладье и коню. То есть просто назначая «королем» ту или другую фигуру можно получить целый «букет» новых шахмат!
Но верный путь не в придумываниях и не в выдумываниях. И уже в семнадцатилетнем возрасте я крепко занялся общей «математикой» Игры основанной на симметрии числового ряда.
Ряд 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,13,14,15,16 интересен сам по себе.
Почему от 1 до 16-ти?
Сделаю нелепое предположение, что это связано с датой моего рождения.
Случилось так, что я родился шестнадцатого и Числом этим сильно интересовался.
К шести годам я уже догадался, что шестнадцать это восемь плюс восемь!
Долгое время – почти год! – меня две восьмёрки вполне устраивали, но в восемь лет я догадался, что на подходе девятка! А причём тут шестнадцать?
И здесь случилось чудо: я впервые услышал имя Пифагора и узнал, что 16 это один плюс шесть! А ведь это и девять плюс семь!
И тут мне открылось: у двузначных чисел это почти свойство: девять плюс!
Например 14 это девять плюс пять, а само 14 это один плюс четыре равно пять! Целую неделю я развлекался играми Чисел и наконец вник В этом ряду есть пары чисел, дающие одинаковую сумму!!
Например: два и пятнадцать дают семнадцать, и десять и семь!
Помню, как я увлекался этим прекрасным волшебным рядом!
Это было действительно очень красиво: 8+9=3+14
Неземная красота!
Меня окружали сверстники, которые не болели каждые полгода страшным воспалением лёгких, и у них не было времени вникать в эту красоту. Они под голубым небом гоняли футбол, воровали морковку (мне только раз довелось, и это было чудо погони!), играли в ножички! А я валялся на старенькой кушетке за своей родной печкой, и мои ноги тонули в тазике с горчичной водой.
Я своими глазами видел людей умеющих складывать в уме непостижимо большие числа. Судите сами: у нас в доме частенько окапывались мамины однокурсники и сокурсники, которые прекрасно знали логарифмы, спорили о строении атомов и о приходящих и отражённых волнах! Геофизики! От их разговоров о границе Мохохоровича у меня пухла голова.
Нет! Мне лично было вполне достаточно считать до 25-ти!
Но я предлагаю Вам посмотреть на другую версию истории игр на плоскости.
Без имён собственных. Без ссылок на исторические источники.
Без дат и труднопереводимых названий.
Начнём!
Базовые категории: фигура, поле, ход, состояние.
Первая игра: одна фигура, один ход, одно поле, два состояния.
Эту игру знают все и все в неё рано или поздно играли!
Монета! Подбрасываем монетку и загадываем: «Орёл или решка?»
Если мы делаем серию подбрасываний монетки, то это уже линейная игра.
Один прыжок в длину (кто дальше) это единичная игра.
А серия прыжков в длину это уже линейная игра (кто быстрее)- спринт.
Каждая единичная игра в своём развитии проходит четыре стадии:
Единичная игра, линейная игра, кольцевая игра, матричная игра!
Я очень любил кольцевую игру – марафонский бег! Здесь я добрался аж до числа 125! Сто двадцать пять кругов по дорожке родного стадиона «Динамо».
Кто силен в умножениях легко сосчитает мои пятьдесят километров за три часа двадцать минут летним воскресным днём июля 1969-го года!
Например игра Любо по сути кольцевая игра типа нард известная в СССР как семейная игра «Тише едешь дальше будешь»
В чем суть любой игры? В непредсказуемости результата.
Если в игре заранее известен результат, это уже не игра.
Почему так не любят мошенников всех мастей?
Потому что они убивают самое главное в любой игре: непредсказуемость.
В чем суть любой игры на плоскости? В перемещении фигурки на определённое число полей. Всегда фигурка из поля А попадает на поле Б.
Это и есть ход! И вся история игр есть история борьбы тех, кто смотрит на игру как на забаву и тех кто ходит на игру как на работу.
Все «правила» игры это набор аксиом и теорем.
И каждая игра является аксиоматической системой с более или менее развитой системой выявления «итога» игры.
В конце игры важно только одно: угадал я, подбрасывая монетку, или не угадал?
Для коллекционера игр важно каждое слово, связанное с известной игрой в истории человечества. Он не помнит одного из самых важных суждений Георга Гегеля: «У мирового духа достаточно тел и времени чтобы решить любую задачу».
Гегель однажды строго прописал как количественные изменения рано или поздно переходят в изменения качества. Вся история человеческих игр именно об этом. Иллюстрация у трудам Гегеля!
Игра прекрасна, когда она непредсказуема!
Игра чудесна, когда за ней не стоят алчность, амбиция, сознание собственного мнимого превосходства. По- настоящему великие прорывы в играх сродни величайшим обретениям человечества. Люди играли в ракета с незапамятных времён прежде чем однажды игра в ракету вывела человека в космос.
Попытки составить более менее полные обзоры игр человеческих интересны, и наверное кому-то могут быть даже полезны. Но по большому счёту коллекционеры игр самые бедные люди на свете! В реальной жизни игр триллионы. Почти каждое слово Женщины – Игра! Детское воображение играет непрерывно прокручивая миллиарды сценариев за редкие минуты сна. Попытки описывать игры не вникая в существо их строения приводчт коллекционеров к огромному числу тотально ошибочных суждений. Впрочем это ведь тоже игра! Не напрягайтесь! Сейчас я буду непрерывно ошибаться! Ведь человек существо ошибающееся! Я буду ошибаться и это будет прекрасно!
Свидетельство о публикации №224081901570