Первые бамовцы стали примером подражания

В 2025 году отмечается сорок лет со дня укладки «серебряного звена» железнодорожной линии «Беркакит–Томмот -Якутск». 11 апреля 1985 года отрядом «Якутский комсомолец» на станции Нерюнгри-грузовая было торжественно уложено первое звено будущей магистрали. Предлагаем читателям ИА SakhaNews воспоминания свидетеля тех исторических событий, участника легендарного отряда «Якутский комсомолец».

В 1986 году в журнале «Вокруг Света» я прочитал очерк о том, что в Якутии строят железную дорогу. Жил я в то время в пустыне Кызылкум в городе Учкудук. Недолго думая, отправился в Якутию. И вот я в таёжном посёлке железнодорожных строителей Беркаките. Там стоял СМП­­-595 «Юность Якутии» куда входил отряд «Якутский комсомолец». Начальником поезда в то время был Александр Русаков.

Мне очень хотелось попасть в отряд и обязательно быть участником укладки железной дороги. Но в то время было сложно устроиться на стройку. Зашёл к начальнику Руслану Демчуку, который в то время курировал строительство железной дороги «Беркакит–Томмот—Якутск», и показал ему удостоверение внештатного корреспондента газеты «БАМ». Руководитель стройки хотел отправить меня в город Алдан, но я настоял на своём. Так я оказался в отряде «Якутский комсомолец». Мест в общежитии не было, и мне пришлось спать на втором ярусе.

Первый рабочий день был для меня трудным. Жара за тридцать, креозот (средство которым пропитывают шпалы) обжигает лицо. Болели руки и тело, сильно устал. По костылю первое время часто молотком промазывал. Опытные строители учили, как владеть орудием труда. Креозот летит в разные стороны, в том числе в глаза и лицо, с которого облезает кожа. У одного бойца так сильно опух глаз, что ему пришлось уволиться. От креозота мужики дали какую-то мазь, но она не помогала. Добились выдачи сгущёнки за вредность. По утрам вместе со строителями заходил в беркакитскую столовую на завтрак, чтобы набраться сил для выполнения тяжелой физической работы.

Познакомился с молодыми строителями, которые были направлены Якутским обкомом комсомола из разных районов республики. Многие ребята впервые видели железную дорогу. Рассказывали о своей жизни, о том, как рыбачили, охотились, делились своим опытом, как распознать след зверя и выбраться из тайги, если заблудишься.

Часто на стройке проходили интернациональные свадьбы. С огромным шумом и торжеством скрепили свой брак Николай Гончаренко и Альбина Трофимова. В поселковой столовой собрались все транспортные строители, которые гуляли до утра.

Создал корпункт АЯМа, и в газете «Молодёжь Якутии» вышел мой первый материал о строителях. Монтёр пути Сергей Глянь с бородой в инее красуется на газетной полосе. Познакомился с командиром отряда Алексеем Иванченко и комиссаром Виктором Яковлевым. Комиссар предложил переселиться жить в его комнату. Часто угощал олениной и строганиной. Рассказывал о своём славном отряде «Якутский комсомолец».

Основные силы были сосредоточены на станции Нерюнгри-грузовая. Здесь была построена звеносборочная база, на которой готовились звенья для будущей магистрали. Работы велись круглосуточно. Шпал приходило много, костылей и прокладок под рельсы хватало. Горячую еду привозили вовремя, в перерывах в бронепоезде отогревались горячим чаем.

Наступили лютые 40-градусные морозы. Ломалась техника. Но, несмотря на стужу, люди работали. Многие надели унты, а под них ещё и теплые чулки. Лицо спасти от мороза было намного сложнее. Трудно приходилось строителям кавказской национальности. Алик Гаджиев приобрёл третью рукавицу, которой спасал от мороза нос. Первое время мы над ним смеялись, а потом стали сочувствовать.

Некоторая молодёжь не выдержала трудностей и покинула стройку. А у нас стал создаваться костяк. В него вошли монтёры пути, которые привели железную дорогу в Якутию. Свой опыт работы они передавали молодёжи, многие стали наставниками. Бамовцы стали примером для подражания у молодого поколения. Оно училось у них стойкости и упорству, которые помогали транспортным строителям преодолевать трудности при строительстве железной дороги.

Фото: автора


Рецензии