Жердев Николай Прокофьевич

Родился  5  мая  1911  года  на  руднике  Рутченково,  ныне  в  черте  города  Донецка  (Украина),  в  семье  кочегара  завода.  Русский.  Учился  в  школе-семилетке.  Работал  на  Рутченковском  машиностроительном  заводе.  Окончил  Мариупольский  механико-металлургический  техникум.  Работал  механиком-конструктором  на  заводе  «Азовсталь»,  учился  в  аэроклубе.
В  РККА  стал  служить  с  1931  года  (21  августа  1934  года).   
Окончил  Луганскую  школу  пилотов  в  1938  году.   
В  звании  лейтенанта  командовал  звеном  в  57-й  истребительной  авиационной  эскадрилье  142-й  истребительной  авиационной  бригады  Белорусского  военного  округа.
Участвовал  в  национально-освободительной  войне  в  Испании  с  26  марта  по  3  сентября  1938  года  в  качестве  пилота,  командира  звена  истребителей  И-15  и  И-16.
13  июля  1938  года  в  воздушном  бою  в  районе  Саррион  северо-западнее  Валенсии  таранил  истребитель  Фиат-32.  При  этом  итальянский  лётчик  лейтенант  Марио  Кенци*  упал  с  самолетом  и  погиб,  а  Жердев,  с  погнутыми  лопастями  воздушного  винта  сумел  прилететь  на  свой  аэродром.   
Всего  в  Испании  произвел  70  боевых  вылетов,  участвовал  в  15  (по  другим  данным  в  29)  воздушных  боях,  лично  сбил  3  истребителя.
После  возвращения  из  Испании  продолжал  служить  в  Военно-воздушных  силах.
В  1939  году  ему  было  присвоено  воинское  звание  «капитан».
Участвовал  в  боях  в  районе  реки  Халхин-Гол  с  29  мая  по  16  сентября  1939  года,  командовал  эскадрильей  70-го  истребительного  авиационного  полка.   
4  августа  1939  года  произвел  посадку  на  вражеской  территории  и  спас  приземлившегося  с  парашютом  монгольского  лётчика  Южвина  Цоя.
Всего  над  Халхин-Голом  произвел  105  боевых  вылетов,  участвовал  в  17  воздушных  боях,  сбил  лично  5  самолетов  и  в  составе  группы  2  самолета.  По  другим  данным  сбил  14  японских  самолетов  (11  истребителей  лично  и  3  самолета  в  группе).
Летчики  его  эскадрильи  сбили  42  самолета.

     «…Жердева  в  его  части  любовно  называют  «тихий  храбрец».  Он  скромен,  молчалив,  даже  несколько  застенчив.  У  него  нежное  лицо  со  светлыми  глазами.  Трудно  предположить,  что  этот  молодой,  молчаливый  человек  может  делать  несколько  боевых  вылетов  в  день.  «Тихий»  Жердев  всегда  в  небе  -  там,  где  горячо,  где  дымятся  подожженные  самолеты  противника…
     …Вырвать  у  Жердева  рассказ  о  его  подвигах  так  же  трудно,  как  «получить  ответ  у  луны»,  по  образному  выражению  одного  летчика.
     Между  темего  военные  подвиги  достойны  того,  чтобы  о  них  знал  весь  наш  народ.  Он  участвовал  в  сорока  пяти  воздушных  боях***.  В  одиночку  и  с  другими  товарищами  он  уничтожил  семьдесят****  вражеских  самолетов.
     Боевая  стихия  -  стихия  Жердева.
     Жердев  не  новичок  в  воздушных  битвах.  Он  сражался  под  разными  облаками,  в  разных  небесах.  Повсюду  он  оставался  «тихим»,  бесстрашным  летчиком,  скромным  и  немногословным.
     -  Вы  устали,  товарищ  Жердев?
     -  Еще  день  не  кончился  -  значит,  не  устал.
     Мы  не  успеваем  задать  ему  новый  вопрос.  Прерывает  сигнальная  ракета.  Жердев  со  спокойной  поспешностью  прощается.  Через  минуту  мы  следим,  как  его  серебристый  биплан  разворачивается  в  воздухе  и  набирает  высоту.  Кожаный  шлем  Жердева  блестит  на  солнце.
     -  Скоро  вернусь.  Если  хотите,  подождите…
     …В  чем  же  причина  его  обаяния?
     Храбрость?  Конечно.  Умение  ориентироваться  в  бою?  Без  сомнения.  Скромность?  Безусловно.  Но  что  же  все-таки  основное  в  нем?
     Нам  думается  -  дело  в  том,  что  на  летчика  Жердева  можно  положиться  во  всех  случаях  жизни:  в  воздухе,  в  атаке,  в  сражении.
     Жизнь  Героя  Советского  Союза  Жердева,  честная  и  прямая,  -  образец  боевой  жизни  верного  сына  родины…»
     (Из  газеты  «Правда»  18  ноября  1939  года)

Некоторое  время  был  помощником  командира  полка,  затем  инспектором  по  технике  пилотирования  44-й  истребительной  авиационной  дивизии.
23  мая  1940  года  перегоняя  И-16  из  Бобруйска  в  Белосток,  потерял  ориентировку  и,  по  ошибке,  совершил  посадку  на  германской  территории.  Через  три  дня  его  вернули  на  родину,  но,  скорее  всего,  этот  досадный  случай  отразился  на  его  карьере.
Участвовал  в  Великой  Отечественной войне  с  1941  года.
Воевал  на  Юго-Западном,  Южном  и  Северо-Кавказском  фронте,  в  звании  майора  был  штурманом  821-го  истребительного  авиационного  полка.  По  некоторым  данным,  в  боях  под  Запорожьем  и  Полтавой  сбил  два  немецких  самолета,  но  эта  информация  пока  не  подтверждена.
Погиб  15  ноября  1942  года,  разбившись  в  горах  Дагестана  на  самолете  У-2,  пилотируемом  командиром  полка  майором  А.  Ф.  Соколовым.  Похоронен  в  селе  Батаюрт   Хасавюртовского  района  Дагестанской  АР  (Россия).

Список  известных  воздушных  побед  Н.  П.  Жердева:
27.06.1938       1        Фиат-32              Испания                лично
13.07.1938       1        Фиат-32              Саррион                лично  тараном
18.07.1938       1        Фиат-32              Испания                лично
06.07.1939       2        Ки-27                оз.  Узур-Нур                лично
09.07.1939       2/гр.  Ки-27                район  «Москва»                в  составе  группы
21.07.1939       1        Ки-27                район  «Кама» - №  9 - №  22                лично
21.08.1939       1        Ки-27**              Шилин – Тайромин-худук                лично
30.08.1939       1        Ки-27                Номункан-Бурд-обо                лично

Указом  Президиума  Верховного  Совета  СССР  от  17  ноября  1939  года,  за  мужество  и  героизм,  Николаю  Прокофьевичу  Жердеву  было  присвоено  звание  Героя  Советского  Союза  («Золотая  Звезда»  №  169).

Награжден  двумя  орденами  Ленина  (22.02.1939,  17.11.1939),  орденом  Красного  Знамени*****  (29.08.1939),  медалью  «ХХ  лет  Рабоче-Крестьянской  Красной  Армии»  (1938),  а  также  монгольским  орденом  Боевого  Красного  Знамени  1-й  степени  (10.08.1939).

Примечания:
*     Посмертно  награжден  высшей  военной  наградой  Италии  -  «Золотой  медалью  за  военную  доблесть».
**     По  некоторым  данным,  пилотом  этого  Ки-27  был  капитан  Аратоки,  но  в  японских  документах  летчик  с  такой  фамилией  не  значится.
***     В  это  число  включены,  видимо,  и  бои  в  Испании.
****     Правильный  счет  не  семьдесят,  а  семнадцать.
*****     Орден  имел  порядковый  №  2355.


Рецензии
Привет, Олег. Очень познавательная статья. Вечная слава герою-лётчику!
А как "досадный случай отразился на его карьере"? Наркомом ВВС не назначили?

Чернов Владимир   20.08.2024 10:50     Заявить о нарушении
Привет, Владимир!
Кто ж знает, кем-бы его могли назначить...

Олег Каминский   20.08.2024 11:29   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.