Соло древних камней. Глава 4
Тайна женщины в белом
В который раз Бриан радовался солнечному утру. Как он любил с детства эту зеленую дорожку, спускающуюся с холма и ведущую через луг к лесу. На лугу и лесных полянах полыхают цветы. Все вокруг утопает в солнечном свете., особенно желтые островки мать-и-мачехи. Как он тосковал по родимой стороне в дальних странствиях, как часто ему снилась домики с кустами и изгородями и с загонами для скота, где по утрам сквозь шум ветра прорываются ржание лошадей и лай собак. В лесу зеленеют каштаны, а за ними высятся дубы. На опушке леса мелькают лисьи хвосты и прыгают зайцы. Разве мог он променять все это на какое — то бессмертие?
Вот и сейчас своей пружинистой походкой он легко шагает к лесу, где на опушке растет чистотел и густо сплетаются ветки орешника, в которых поселились щеглы. Они то цокают, то заливаются трелью, и от их нежного пения у юноши щемит и обрывается сердце. Здесь он впервые увидел Эйлин, когда они встретились в лесу и неожиданно пошел дождь. Она, торопливо стянув с себя платье и спрятав его в корзине, с хохотом бежала по лесу босиком. Бриан, разинув рот от удивления, вначале прятался в кустах, смотрел, как мелькала средь веток чудесная девичья нагота, а потом ринулся вслед за девушкой , стягивая на бегу намокшую рубаху. Потом слились в одно целое их тела и намокшие волосы. От нахлынувшего жара пылали их юные лица и сияли от счастья глаза.
- Вспоминаешь ли ты нашу первую любовь, Эйлин, которую ты предала, - с грустью подумал Бриан, а потом перед ним всплыло лицо Аны. Бриан зажмурился. Он одиноко идет к дубовой роще мимо орешника, в котором заливисто, ни на минуту не замолкая, поют щеглы так же, как и в саду у Аны.
Так, вспоминая прошлое, Бриан подошел к поляне у огромного развесистого дуба - место частых встреч, где всегда собиралось вече племени. Все уже в сборе и ведут себя сдержанно и степенно. Поляна очень большая. Под высоким дубом стоит друид в кожаном плаще, на котором нашиты кости животных и бронзовые кольца. В руке он держит длинный посох с хрустальным шариком на конце. Бриан обратил внимание на то, что стихли щеглы и другие птахи, голос друида в полной тишине звучит зловеще и торжественно:
- Все мы почитаем наших богов, об этом вы все должны помнить и свято чтить наших богов.
Стоя под ветвями этого священного дуба, не следует забывать о нашей многострадальной земле, которую постигли огромные беды. Болезни и смерти, голод и невзгоды обрушились на нас и мы должны принести жертву, чтобы умилостивить наших богов. Болезни и смерти начались в доме нашего покойного вождя и его дочь, оставшаяся в живых, должна быть принесена в жертву нашим богам.
В стороне на краю поляны стоит девушка в белом платье со связанными руками и заплаканным лицом. Светлые пряди волос волнами падают на ее грудь и плечи. И эти широко распахнутые от ужаса глаза, и вся ее дрожащая от озноба фигурка вызывает такое острое чувство жалости, что захватывает дух. А голос друида звучит все яростнее и громче:
О, бог зеленой листвы,
Владыка леса
Вот тебе моя жертва.
Прошу же ныне твоего благословения!
Ты - лик меж деревьев
Зеленый человек лесов,
Кто дарит жизнь весеннему рассвету.
Ты - олень в исступлении,
Могучий и увенчанный рогами,
Бродишь в осенних лесах.
Ты - охотник, у дуба кружащий,
С рогами дикого зверя,
Ты - источник жизни,
Что разливается по земле
Из года в год...
О, бог зеленой листвы,
Владыка леса
Вот тебе моя жертва.
Прошу же ныне твоего благословения!
На жителей поселения, собравшихся на священной поляне, наводила когда — то ужас Гвин - женщина в белом, , которая пугала путешественников, блуждающих в темноте, порой являясь им без головы, а иногда представляясь безобидной заблудшей душой. Сохранилась легенда, гласившая, что однажды пастух увидел женщину в белом, которая разбрасывала лепестки роз на овечьем пастбище, усыпанном камнями.
- Что ты делаешь на моем поле? - спросил пастух незнакомку.
- Цветы сажаю, разве леса и поля принадлежат только тебе?
- Можешь делать, что хочешь. Только камней здесь много и мешают они траве расти, овцам корм добывать.
- Угостишь ты меня? Проголодалась я.
- Если тебя устроит ячменная лепешка с молоком и кусок сыра, то милости прошу.
- Чем могу я тебя отблагодарить за твою доброту?
- Ничего мне не надо, красавица, спасибо за то, что приняла мое скромное угощение.
Взяла женщина камень и бросила его в небесную синь. И вслед за этим полетели ввысь другие камни с поля. Густо зазеленела высокая трава и зацвели повсюду цветы. Женщина в белом исчезла, а на том месте, где она стояла, засверкали три золотых слитка.
А друид все читал и читал заклинание, которое на окружающих вскоре подействовало и люди перестали чувствовать жалость и уколы озноба в локтях и на затылке. Волшебство разогрело ожидание чуда, всех согревала вера в то, что жертва богам принесет людям избавление от бесчисленных несчастий . Только на Бриана не действовала магическая сила заклинании. Он вынул меч из ножен и приготовился защищать бедную девушку с оружием в руках. По его телу пробежала воинственная дрожь.
Тут откуда ни возьмись подул сильный холодный ветер, заскрипели деревья на ветру. Небо заволокли черные тучи и вдруг наступила тьма, в которой исчезло солнце. Люди заголосили от страха и упали на колени, вознося мольбы богам. Громче всех звучал голос друида, который обещал принести им кровавую жертву. Потом небо начало светлеть, стихли порывы ветра. На небосклоне опять засияло солнце. Люди с удивлением увидели, что девушка в белой одежде таинственно исчезла, и только на ветке дерева сиротливо белел ее белый платок.
В этом узрели волшебное знамение и приступили к вопросу, кого избрать вождем племени. Все взоры устремились на Бриана. Он степенно прокашлялся и произнес.
- То было грозное, но доброе знамение. На Острове Блаженных, где я побывал, люди не проливают кровь и приносят бескровные щедрые приношения богам, с которыми вместе живут и которые благословляют их на совместные дела. Если мы будем приносить в жертву богам своих первенцев и разных людей племени, то скоро некому будет пасти скот, строить дома и защищать нашу землю от врагов. Мы должны делать не только то, что завещали нам боги, но то, что подсказывает нам наш рассудок:
- Старайся больше давать, чем отказывать, и следуй велениям доброты, о, сыны наших богов.
- Пока ты жив, не забывай о своем племени; ни за золото, ни за любую другую награду не отрекайся от того, кого ты обязался защищать.
- Свободно раздавай то, что имеешь; пусть скряга не будет твоим другом.
Береги свое оружие; не опускай меча, пока не закончится битва.
С этого времени соплеменники перестали приносить богам человеческие жертвы, заменив их скотом, вспомнив старинную легенду. Однажды Бекума, жена Лабрайда, повинная в любовной связи с Гайаром, за свое преступление была приговорена к сожжению на костре. Однако судьи, проявив снисходительность, решили заменить смертную казнь изгнанием. Бекуму посадили в лодку и отправили в открытое море. Ей удалось добраться до холма Хоут, где она повстречала короля Конна Ста Битв, как раз овдовевшего. Благодаря своей красоте Бекума добилась того, что король женился на ней, хотя она уже носила под сердцем ребенка от Гайара. Силы природы не остались в стороне от этого возмутительного события: земля отказалась плодоносить, а стада — давать молоко.
Друиды, к которым обратились за советом, пояснили, что устранить последствия преступления, совершенного женой короля, можно, если принести в жертву сына девственницы и окропить его кровью врата и земли Тары. Судя по всему, короля Конна поступок жены не очень расстроил, и он энергично занялся поисками подходящего человека. В конце концов король на одном из островов нашел одного юношу и хитростью завлек его в Тару. К счастью, в тот самый момент, когда жертвоприношение должно было совершиться, неизвестно откуда у алтаря появилась корова. Вняв мольбам матери молодого человека, его заменили животным. Каким образом полезное и уважаемое домашнее животное, к тому же женского пола, могло заменить сына девственницы, так и осталось одной из тайн мудрых друидов.
Вскоре под мудрым руководством Бриана люди начали рыть колодцы, перестали пить речную воду, начали пить кипяченую воду и есть только хорошо прожаренную пищу. Друиды усердно лечили соплеменников молитвами и травами. Вымыли тщательно жилища и избавились от крыс, мышей и блох. Окуривали кошары и свинарни серой и избавились от падежа скота. Люди научились строить паровые бани , которые представляли собой небольшие грубо построенные круглые каменные сооружения, покрытые земной мантией и имеющие единственное отверстие в виде небольшого дверного проема. Внутри дома разжигали огонь и оставляли гореть, пока стены не становились горячими. Затем пепел и тлеющие угли выгребали, на полу густо расстилали зелёные камыши. Обычно вместе входили два голых человека, чтобы оказывать помощь, если кто — то упадет в обморок во время процедуры. Дверь закрывалась третьим снаружи. Люди оставались внутри, подвергаясь обильному потоотделению. Процедуру завершали окунанием в холодную воду в соседнем водоёме или ручье. Таким образом, люди перестали болеть и с усердием занялись скотоводством, ремеслами и земледелием, окружили женщин и детей заботой и вниманием. Бриан с товарищами занимался тренировкой воинов, продолжая скромно жить в отцовском доме. В поселении прекратились пиры и винопитие, люди охотно заменили вино привычным вересковым элем. Так текла в трудах и заботах мирная жизнь. Не переставали только гадать, куда исчезла пленница в белом.
2
Доброе братство милее богатства
Поднимусь сегодня
С помощью силы неба:
Света солнца,
Сияния луны,
Блеска огня,
Сверкания молнии,
Скорости ветра,
Глубины моря,
Крепости земли,
Твердости скалы.
Из кельтской молитвы.
Однажды разведчики племени Бриана принесли весть, что неподалеку рыскают воины соседнего племени и при приближении противников быстро спасаются бегством. Потом Бриану привели захваченного пленника и он захотел побеседовать с ним.
- Почему вы бродите возле наших полей и жилищ, ведь мы не делаем вам никакого зла?
- Мы только хотим узнать, почему у вас кипит жизнь, а мы влачим жалкое существование на наших землях, которые перестали приносить нам щедрый урожаи, - ответил пленник с исхудавшим телом и понурым бледным лицом.
Бриан приказал щедро накормить пленника, а затем отпустил его с миром и дарами:
- Мы долго дрались друг с другом и боги разгневались на нас. Когда мы перестали с вами воевать и занялись обустройством своего хозяйства, отступили болезни, стало рождаться больше людей и все лучше становилась наша жизнь. Надо много работать и никакие волшебные чары не помогут улучшить жизнь.
Несколько дня спустя, в племя Бриана прибыл гонец с предложением посетить соседей, чтобы поговорить о таком долгожданном мире.
И вот ранним серым утром Бриан и несколько опытных воинов двинулись лесом по направлению к соседнему племени. Голубое небо было так прохладно и чисто, а верхушки сосен, точно осыпанные золотой пылью, радовались, как и люди восходящему солнцу. Терпко пахло грибной сыростью, ароматом листвы и мокрой древесной корой. Как любил Бриан этот запах росы, огромные стволы дубов, выступавших из утреннего тумана, разноголосое пение лесных птиц. Он всегда вспоминал эти звуки и запахи в далеких странствиях. И сейчас после долгих и трудных дел так хорошо было отрешиться от привычной суеты и неторопливо ехать на рысаках по мокрой росистой траве, полной грудью вдыхать прохладную утреннюю свежесть. Бриан, расслабившись в седле, слушал звук копыт и звяканье металла прекрасных украшении, которые его воины везли в подарок соседнему племени. Его ноздри ощущали тысячи запахов зеленых полей и высоких лесов. А до ушей доносились крики проснувшихся птиц. Зайцы тоже начинают просыпаться и прыгать в высокой траве. Где — то вскрикнули тетерева, а потом опять все стихло, погружаясь в дремоту.
- Мы должны сохранить для наших потомков нашу землю, нигде нет земли прекрасной такой! - думал Бриан.
Всадники скакали по пологому склону холма. Вот, огибая чащу, сквозь заросли шиповника, Бриан обернулся и увидел на вершине холма несколько диких баранов. Он метким выстрелом из лука убил самого крупного самца. Потом его воины настреляли уток, тетеревов и фазанов, подкрепились на привале вином и сыром и опять поскакали на встречу с соседним племенем.
Солнце уже закатилось за горизонт, когда путь близился к концу. Лошади еле плелись от усталости, понурив головы, да и сами мужчины чувствовали, как ныли их кости и от напряжения болели глаза. Но необходимость была сильнее усталости. И вот путники увидели ров и очертания защитной стены. До них доносились блеяние овец и лай собак. Почуяв жилья, кони перешел на рысь. Путники напряглись в седле и , щурясь, всматривались в темноту. Легкие порывы вечернего ветра шевелили пряди их развевающихся волос. Вот их окликнули часовые у ворот. Рука Бриана крепко сжала рукоятку кинжала — нужно быть готовыми ко всему: ведь когда — то они сражались с воинами враждебного племени.
- Мы встречаем вас с миром, гости, и давно ждем вас, - прокричали стражники.
- Приветствуем вас, — ответил Бриан.
- Мы приехали с мирными намерениями. Мы хотим поговорить с вами.
- Добро пожаловать. Вас ждет накрытый стол и сытный ужин.
Всадников радушно встретили, коней напоили, отвели в конюшню, а гостей повели в дом вождя.
За огромным столом могли разместиться очень много человек. Во главе стола восседала Эрилин — жена сына вождя.
- Как же она похожа на Эйлин, - с саданящим чувством боли и радости подумал Бриан. Вождь и сын соседнего племени погибли во время эпидемии и Эрилин возглавила и дом и управление делами. По правую руку от нее посадили Бриана и его товарищей , по левую - воинов племени Эрилин, а также барда с арфой.
- Приветствую тебя, Бриан, и воинов твоего племени, – церемонно произнесла. Эрилин,
- Рада видеть вас в нашем доме.
– И мы рады приглашению, – ответил Бриан.
Эрилин в течение трапезы печально и пристально рассматривала Бриана, почти ничего не ела и только подкладывала еду гостям.
— Попробуйте мясо кабана,— мягко произнесла она.
— Очень вкусно,— поблагодарил ее Бриан.
- Не налить ли еще вина?
- Нет, спасибо, очень жарко, мне лучше выпить холодного пива.
- Ну а к пиву надо положить еще жаркого,— вежливо сказала хозяйка дома.
Было принято рассказывать на пиру легенды и воин из племени Бриана начал свои сказ. Некто Пуихл задумал поохотиться и избрал для этого чужую землю. Вот он оказался на опушке леса спустил собак, затрубил в рог. Пуихл увидел впереди бегущего оленя и чужую свору собак. Половину пути не добежал олень до леса, когда его догнали и повалили наземь сверкавшие белой шерстью и красными ушами псы, подобных которым Пуихл не видел во всю свою жизнь. Тем временем прискакал сюда на светло-сером жеребце-великане всадник в охотничьем платье из серой шерсти и с охотничьим рогом на шее.
Он сказал:
– Вождь, я знаю, кто ты, но не хочу тебя приветствовать.
– В чем же я виноват?
– Нет ничего хуже, чем отгонять от добычи чужих псов и натравливать на нее своих. В этом ты виноват, и хотя я мог бы тебя отпустить, клянусь небом, даже сто оленей не стоят того позора, которым я тебя заклеймлю!
– Ты прав, вождь, но позволь мне искупить зло и стать твоим другом.
– Ты заслужишь мою дружбу, – сказал незнакомец, - если победишь Хавгана. Его владения рядом с моими, и он все время нападает на меня. Избавь меня от него. Тебе это не составит труда. И я буду тебе другом.
– Будь по-твоему, – согласился Пуихл, – но как мне узнать врага?
– Ровно через год мы поклялись сойтись у реки, и ты явишься в моем обличье и покончишь с ним одним ударом. Однако берегись. Если он попросит тебя ударить его еще раз, не делай этого, как бы он ни просил. Я вот не утерпел, и он взял надо мной верх.
Целый год Пуихл охотился и пировал, слушал песни бардов,, пока не приблизился день, назначенный для сражения. Об этом дне помнил не только он, но и все жители его племени, даже с самых дальних окраин. Когда настал час битвы, Пуихл сказал своим воинам:
- Я привел вас сюда, но это моя битва. Вы не должны мне помогать. Стойте в стороне и смотрите, кто из нас одержит победу.
Соперники поскакали навстречу друг другу, и Пуихл ударил копьем прямо в центр Хавганова щита, расколол его надвое и пробил доспехи Хавгана, который упал, смертельно раненный, на землю, не в силах нанести ответный удар.
– О вождь, – вскричал Хавган, – по какому праву ты убил меня? Я не причинил тебе зла и даже в мыслях не держал, что могу пасть от твоей руки. Но коли так суждено и ты меня ранил, заверши начатое – добей меня.
– О нет, я не сделаю этого, чтобы не раскаяться потом.
С того времени Пуихл и вождь из соседнего племени крепко подружились, потому что доброе братство милее богатства
Все это время бард пел и играл на арфе. Зато остальные гости активно опустошали блюда с запеченной бараниной , дичью и рыбой , то и дело наполняя кубки вином. Становилось все веселее. А вскоре события стали развиваться совсем неожиданно. Один из воинов соседнего племени , схватив со стола нож, кулаком ударил по столу. Воин из свиты Бриана, не дожидаясь нападения, с размаху хватил его кулаком по затылку . Тот повалился на стол и уткнулся в блюдо с фазаном. Тут кто — то подскочил к нему, блеснув вытащенным из ножен кинжалом. Товарищ Бриана не растерялся и пнул табурет прямо ему под ноги. Разъяренный воин Эрилин перепрыгнул через преграду и тоже готовился к отчаянному сражению. Все повскакивали с мест, не очень-то понимая, что делать. Бриан обнажил меч.
- Не надо, отец, - с плачем упала ему на грудь Эрилин. Она жалобно всхлипывала и обнимала Бриана за плечи, а тот стоял растерянный, ничего не понимая.
Эрилин приказала своим воинам зарыть топор вражды. Медленно люди опустили оружие и расселись по местам. Постепенно буря стихла и трапеза продолжилась. Потом после вина и сытной еды все ощутили такую сладкую усталость, что им захотелось отдохнуть. Воинам Бриана отвели покои и они быстро забылись в молодом сне. Во всем доме воцарилась тишина. Слышно было только, как осторожно ходит под окнами сторож и как дрова трещат в очаге соседней комнаты. Только Бриану не спалось. Он встал и подошел к окну, долго смотрел, как в темном небе высыпали звезды. Вдруг он услышал, как скрипнула дверь и в проеме со свечой в руках появилась Эрилин. У Бриана опять защемило сердце, как же она походила на Эйлин.
- Ты должен выслушать меня, - с трудом подбирая слова обратилась к Бриану женщина.
- Ты не помнишь меня, а ведь ты когда - то спас мне жизнь. Я та самая девушка, которую должны были принести в жертву богам люди твоего племени и я никогда не забуду, как ты выхватил меч и был готов встать на мою защиту. А ведь я твоя дочь, Бриан.
Желваки ходили на острых скулах доблестного воина и он с изумлением смотрел на Эрилин.
- Моя мать Эйлин родила меня, когда ты отправился в путешествие в дальние края. Она вынуждена была выйти замуж за сына вождя, потому что ее отец страшно заболел и не мог кормить свое многочисленное семейство. Мама вышла замуж не по любви. Она под сердцем носила твоего ребенка. Сколько унижении терпела она и сколько слез пролила я, потому что была нежеланным ребенком для того, кого считала своим отцом. Потом дела у нашего племени пошли совсем плохо, один за другим умерли мой дед, мой отец и моя мать. Перед смертью она и открыла мне свою тайну — тайну моего рождения. Она рассказала, как вы встретились в лесу в дождливый день и как любили друг друга. Однажды и я тоже встретила в лесу прекрасного юношу, который был сыном вождя соседнего племени, с которыми тогда вы враждовали. И я носила под сердцем дитя, вернее двух деток — близнецов, когда меня обрекли на смерть. Солиан, так звали моего жениха, узнал об этом, помчался, защищать меня даже ценой своей жизни. Когда погасло солнце и все упали на колени и закричали, он схватил меня в суете и посадил на свою лошадь, мы скрылись во тьме. Его родители были против нашего брака, но Солиан был настойчив и мы вскоре поженились. Его родители смилостивились, когда увидели своих внуков — мальчика и девочку. А ведь это и твои внуки, Бриан.
Эрилин впилась глазами в лицо Бриана и с нетерпением ждала, что он скажет. Бриан отвернулся к окну. Эрилин подумала, что он не рад такому известию, а потрясенный услышанным храбрый воин прятал от нее глаза, наполненные слезами. Эрилин положила свою руку на его плечо и сердце Бриана наполнилось ни с чем не сравнимой радостью. Потом он обернулся к молодой женщине и нежно обнял ее за плечи. Так и стояли они без слов, боясь спугнуть неожиданное мгновение счастья.
- Где они, где мои внуки, дорогая Эрилин? - только и смог выдавить из себя Бриан.
Утром за завтраком Эрилин сказала взволнованно:
- Сегодня будет сбор Совета жителей нашего племени.
- Почему ты дрожишь, Эрилин ?
- Боюсь, что друид решит принести в жертву богам моих детей, чтобы умилостивить их и просить помощи в избавлении племени от бед и болезней.
- Не бойся, моя милая девочка, я сумею защитить вас.
- Но они могут убить тебя, ведь силы не равны.
- Не беспокойся, я буду использовать силу разума и слова. Где будет происходить собрание? — спросил Бриан.
- На центральной площади, - ответила Эрилин.
Жители собрались на площади в центре поселения, обнесенной валом, вдоль которого шел внутренний ров. Посередине площадки была насыпь, а в центре стоял деревянный столб внушительных размеров с высеченным на нем изображением племенного бога. Это было место общего схода племени. Здесь хватало места для проведения торжеств, праздников и обрядов, суда, споров и торгов. Неподалеку высились могильные холмы с погребениями предков.
Потом все впились глазами в друида, который нес в руках чашу с пеной вина. За ним к огню несли мясо священного быка. Мягкий утренний ветерок слегка вздымал полы его черного плаща.
- Дети Земли, услышьте нас, наши предки, наша родня. Все, чьи кости лежат в этой земле, чьи сердца привязаны к ней, чья память хранит воспоминания о ней, древние племена этого места, мы приглашаем вас прийти. Все наши бабушки и дедушки, наши мертвые возлюбленные, семья крови и семья сердца; древние племена нашей крови, мы приглашаем вас прийти. Старшие и мудрые, которые ведут своих людей, мудрых женщин и мудрых мужчин древних дней, мы приглашаем вас прийти.
Затем друид поднял чашу перед собою с приглашением к жертвоприношению и возгласил:
- Предки, мы воздаем вам честь и хвалу и просим присоединиться к нам.
Все участники дружно подхватили:
- Предки, мы воздаем вам честь и хвалу и просим присоединиться к нам.
После жертвоприношения все дружно трижды спели хвалу богам:
Слава богам,
Слава богиням,
Слава священным,
Мы едины с вами,
Властители небес,
Властители Священной Земли,
Духи и предки,
Мы едины с вами,
Слава богам!
Слава богиням!
Слава богам и богиням!
Бриан наблюдал за вдохновением и вместе с тем за страхом, ощущением безнадежности и безысходности в глазах людей .
Потом слово предоставили ему как гостю.
- Приветствую вас, люди мужественного племени.
Слава богам!
Слава богиням!
Слава богам и богиням!
Мы давно живем на этой земле, которая щедро кормит нас. В лесах полно ягод, орехов и дичи. Мы делаем кубки и оружие из лучшей бронзы на земле и продаем их другим народам.
До недавнего времени мы были жестоки и неразумны и воевали друг с другом. За это наши боги наказали нас. Мы должны учиться на своих ошибках. Почему бы нам не использовать опыт наших предков, которые обитают вместе с богами на Острове Блаженных и не стать мудрее и добрее.
И Бриан с вдохновением рассказал слушателям о своем путешествии в Элезениум и обо всем, что увидел, чему научился на нашей обетованной земле. Затаив дыхание, все с удивлением слушали его. Потом Бриан рассказал, как жители его племени победили невзгоды и болезни, возродив жизнь на своей земле.
- Мир сегодня — это то, к чему мы должны стремиться, чтобы построить будущее без воин, голода и болезней. Подумайте над этим. Если мы будем враждовать друг с другом, нас могут захватить наши враги и обескровленные длительной междоусобицей мы не сможем оказать им сопротивление. Все вместе мы обретем огромную мощь и составим самое большое и сильное племя, так Бриан закончил свою речь. Его слова дошли до каждого. Бриан видел, как исчез безнадежный взгляд и в глазах людей зажегся огонь. Потом жители решили избрать вождя.
- Воистину, Бриан, стань нашим вождем! - закричали они и Бриан единогласно был избран вождем объединенных племен.
Когда Бриан с товарищами покидал гостеприимный дом Эрилин, она провожала гостей с тихой грустью и с двумя младенцами на руках. Над землей, разбрызгивая тепло, брезжил бодрящий золотой рассвет.
3
А все ли могут в жизни короли?
На некоторых скальных вершинах странным образом расставлены огромные камни, что называют сейдами. Самые большие достигают десяти метров в высоту и весят около тридцати тонн. Именно сейды использовались людьми для получения своих сверхъестественных способностей. Как показали приборы, камни излучают радиоактивный фон, который по неизвестным причинам может со временем меняться. Экстрасенсы утверждают, что сейды обладают уникальной энергетикой, способной усиливаться от жертвоприношений. Более того, все эти мистические валуны образовывают собой некую ментальную сеть. Само слово «сейд» с саамского языка переводится как «священный». Принимая во внимание утверждение гениального русского учёного Николая Козырева о том, что время есть самая мощная энергия во Вселенной, вполне логично предположить, что сейды создавались для существ, способных контактировать с Энергией времени или так называемой каменной силой.
В наши дни по всему миру разбросаны огромные валуны, которые удивительным образом балансируют на горных уступах, и старинные легенды, которые доносят до нас мудрость древних людей.
Интересна легенда о Диармайде и Грайне Знаменитыи король Финн не знал поражений ни в каких военных походах. И вот однажды он решил жениться по любви в в весьма почтенном возрасте на дочери верховного короля Ирландии Грайне. В честь жениха был устроен торжественный пир, во время которого Грайне, увидев одного из спутников Финна, положила на него глаз. У Диармайда, этого кельтского или, точнее сказать, фианнского Адониса, на щеке красовалась удивительная родинка, увидев которую ни одна из женщин не могла остаться равнодушной и тотчас воспламенялась любовью к герою. И Грайне, несмотря на все свое королевское происхождение, тоже не стала исключением. Она приказала подать ей украшенный самоцветами рог для питья, наполнила его усыпляющим вином и послала его гостям, приказав пить из него по очереди всем, кроме Диармайда. Никто из них не посмел отказаться от чести выпить вино из рук принцессы. Итак, все выпили и тотчас заснули глубоким сном. Грайне же, поспешно поднявшись, направилась к Диармайду, призналась ему в пылкой любви и потребовала взаимности.
— Я не могу полюбить обрученную невесту своего вождя, — отвечал юноша, — не могу, не смею, если бы даже и захотел. — Затем он принялся восхвалять добродетели Финна и всячески принижать свою собственную славу. Однако Грайне спокойно отвечала, что она налагает на него гейсы (запреты, которые не вправе нарушать никто из героев), предписывающие похитить и увезти ее, и вновь уселась на свое кресло, прежде чем вся благородная компания очнулась от волшебного сна.
После ужина Диармайд направился к своими друзьям и с глазу на глаз поведал им о Грайне, внезапно воспылавшей к нему страстью, и о том, что она наложила на него гейс , согласно которому он должен увезти ее из Тары. Затем он спросил каждого из фианов, что же ему теперь делать. Те единодушно отвечали, что герой не вправе нарушать гейс, возложенный на него женщиной. Диармайд обратился даже к самому Финну, утаив от него имя Грайне, и тот дал ему точно такой же совет, как и все остальные. В ту же ночь он с Грайне покинул Тару и поспешил в некое глухое место, именуемое Лес Двух Шатров. Там Диармайд и сплел из ветвей лоз хижину для пылкой Грайне.
Тем временем Финн узнал об их бегстве, и гневу его не было предела. Он тотчас послал своих воинов в погоню за беглецами. Те последовали за ними в лес, и один из них, взобравшись на высокое дерево, увидел вдалеке хижину, обнесенную крепким частоколом с семью воротами, а внутри хижины — Грайне и Диармайда. Когда фианы узнали эту новость, они очень опечалились, поскольку их симпатии были на стороне Диармайда. Много приключении пережили влюбленные.
Однажды Финн послал за ними своих богатырей с огромными и страшными псами, приказав схватить влюбленных или прикончить их. Но Диармайд одолел всех своих противников, но они укрылись под волшебным деревом — старой рябиной на которой росли алые, как кровь, ягоды, источник пищи бессмертия. Заветную рябину охранял одноглазый великан - фомор. Целый день истукан стоял на страже под деревом, а ночью спал на его ветвях, и один вид его был настолько страшен, что ни фианы ни местные жители не решались приблизиться к рябине ближе чем на несколько миль. Однако Диармайд договорил ся с фомором, чтобы получить надежное укрытие для Грайне. Он храбро подошел к великану и попросил его позволить им поселиться здесь и охотиться по соседству с ним. Фомор угрюмо отвечал, что он может жить и охотиться где угодно, в том числе и здесь, если не будет трогать алых ягод рябины. Обрадованный Диармайд мигом построил возле родника уютную хижину, и они с Грайне поселились в ней, охотясь на диких животных и питаясь их мясом.
Но вскоре Грайне, которая к тому времени забеременела, как на грех, появилось непреодолимое желание отведать ягод рябины, и она поняла, что не успокоится до тех пор, пока не исполнит свою прихоть. Диармайд поспешил у великану и рассказал о положении, в котором оказалась Грайне, и попросил дать ей горсть ягод. Однако суровый фомор отвечал: «Клянусь, что даже если бы жизнь принцессы и ее будущего ребенка не могло спасти ничто другое, кроме ягод с моей рябины, и даже если бы она осталась последней женщиной на земле, то и тогда она не получила бы ни единой ягодки». После этого Диармайду не оставалось ничего другого как вступить в бой с Сербаном, и после долгой и изнурительной битвы он убил мрачного исполина.
До Финна тотчас донеслась весть о гибели грозного стража волшебной рябины, и он во главе семи отрядов фианов отправится в те места. Тем временем Диармайд с женой покинули свою хижину у ручья и поселились в хижине самого Сербана, выстроенной на ветвях заколдованной рябины. В ней вечный изгнанник и сидел с Грайне, когда Финн со своими воинами подошел к самой рябине и приказал разбить лагерь под ее ветвями, чтобы переждать дневную жару, а с наступлением вечерней прохлады продолжили поиски беглецов. Воины плотным кольцом окружили рябину, но явился Оэнгус из Бруга и вынес из окружения Грайне, закутав ее в волшебный плащ, сделавший ее невидимой. А сам Диармайд, пройдя по толстой ветке за пределы кольца воинов, спрыгнул на землю у них за спиной и благополучно спасся бегством.
Все лучшие воины;фианы принялись упрашивать своего господина сменить гнев на милость. Так Диармайд и Грайне получили прощение, было позволено вернуться на родину. Но Финн так никогда и не простил Диармайду этой обиды и вскоре после примирения послал его на охоту за диким вепрем. Диармайд сразил страшного зверя, оставшись цел и невредим, ибо, подобно древнегреческому герою Ахиллу, он был неуязвим, так что поразить его можно было только в пяту. Финн, знавший об эгом, приказал герою снять с вепря кожу и измерить ее длину босыми ступнями. Диармайд так и поступил. И тогда Финн, заявив, будто герой неправильно измерил ее, велел еще раз промерить ее с другого конца. На этот раз Диармайду пришлось идти против щетины, и одна из ядовитых щетинок, пронзив кожу на его пятке, нанесла ему рану, которая оказалась смертельной.
Героев давно уже не было в живых, на основе легенды написана знаменитая повесть «Тристан и Изольда». В Ирландии сохранилось множество дольменов , знаменитых как а как «ложе Диармайда и Грайнне» – места, где спали эти сбежавшие любовники. Поэтому они обладают силами плодовитости, и их посещают женщины, которые желают иметь детей. Девушки скатывались с камня, чтобы получить возлюбленного, беременные женщины – чтобы получить легкие роды. Прикосновение к таким камням приводило к тому, что у бесплодных женщин рождались дети, или это давало жизнеспособность слабым. Обычно на камне оставляли небольшое пожертвование. Так души умерших помогали целям обрядов или даже воплощались в детях, рождавшихся впоследствии у бесплодных женщин, обращавшихся к этим камням. Они также напоминали о том, что все могут короли, но не жениться по любви.
В книге "Лебор Габала" описывается легенда, согласно которои существовал камень Лиа Файль. Шотландский Камень Судьбы (Коронационный камень Шотландии, Сконский камень) с 847 года служил коронационным троном королей этой страны и находился в Сконском (Скунском) аббатстве. Шотландцы верили, что в библейские времена он являлся основанием знаменитой «лестницы Иакова». Согласно Книге Бытия Ветхого завета, заночевавший в пустыне Иаков положил один из камней в качестве изголовья:
По другой легенде, камень судьбы находился в крепости Дунадд, но в 847 году объединивший племена гэлов и пиктов король Кеннет I перевёз его в Скон (и камень стал называться также и Сконским). С того времени зафиксирована традиция садиться на этот камень во время коронации, которую соблюдали 9 королей Шотландии. Согласно преданиям, камень «кричал», когда на него садился «настоящий король», и молчал, если претендент был недостоин престола, либо вовсе был самозванцем. Шотландский камень Судьбы навсегда замолчал после того, как английский король Эдуард I в битве при Данбаре (27 апреля 1296 года) разбил шотландскую армию. Затем первый «уэльский принц» – Эдуард Карнарвонский положил начало традиции короноваться на «кресле» своего отца. Сила традиции была так велика, что и убеждённый республиканец Оливер Кромвель на церемонии утверждения его лордом-протектором пожелал сидеть именно на кресле с Камнем судьбы.
Шотландцы не покорились. На протяжении многих веков в Шотландии вспыхивали восстания, но удача всегда оказывалась на стороне англичан. Многие шотландцы были склонны приписывать свои поражения потере самой важной реликвии своего королевства. О похищенном англичанами Камне судьбы шотландские националисты помнили и в ХХ веке, поэтому с ним случилась интересная детективная история. Ночью 25 декабря 1950 г. в Вестминстерский собор проникли три шотландских студента Иэн Хамильтон, Гэвин Вернон и Алан Стюарт. Единственная девушка этой группы, Кей Мэтисон, осталась в автомобиле. Никто не услышал, как молодые люди с помощью монтировки вывернули из-под кресла Камень судьбы, который при этом раскололся на две части. Когда Хамильтон вынес первый кусок к машине, появился полицейский, который обратил внимание лишь на поцелуи Иэна и Кей (девушка вовремя сориентировалась) и сделал им замечание о недопустимости непристойного поведения в общественном месте. После этого девушка уехала, доставив свою часть Камня к друзьям, жившим в окрестностях Бирмингема. Хамильтон и Вернон с другой частью реликвии направились в противоположном от Шотландии направлении – в графство Кент. Здесь они оставили эту часть камня в лесу. Позже оба осколка удалось привезти в Шотландию. О похищении Камня судьбы стало известно лишь на следующий день. Королевский двор был в шоке, англичане потрясены и подавлены, а Шотландия – ликовала.
Король Георг VI был тяжело болен. Многие в связи с исчезновением камня заговорили о дурном предзнаменовании в преддверии коронации его дочери Елизаветы. Скотланд-Ярд и спецслужбы искали реликвию усердно. И казалось, что у молодых дилетантов не было ни малейшего шанса, но «волшебные» слова «Шотландский Камень Судьбы», произнесённые в определённых кругах, открывали перед похитителями двери и кошельки. Не тратя и пенса, они меняли причёски, одежду и автомобили. Случайные повстречавшиеся на их пути люди давали им адреса своих друзей и родственников. Пожалуй, ни одна организованная преступная группировка и ни одна разведка мира не смогли бы сделать для них больше, чем простые шотландцы. В Глазго каменщик Роберт Грей бесплатно скрепил обломки мегалита цементным раствором. После этого Камень был спрятан в заброшенном трактире.
Полицейские сыщики и сотрудники спецслужб так и не сумели найти ни Камень, ни его похитителей. Но те сами сообщили о его новом местонахождении. Сделано это было потому, что уже и в Шотландии стало формироваться мнение, будто Коронационный камень утрачен навсегда. Поэтому 11 апреля 1951 г. реликвия была перевезена к руинам древнего Абротского аббатства, где в 1320 г. была подписана декларация о независимости Шотландии. Здесь Сконский камень и нашли полицейские. После этого были арестованы и похитители. Но суд над похитителями и их добровольными помощниками так и не состоялся. И в королевской семье, и в правительстве понимали, что обвинительный приговор может привести к массовым беспорядкам в Шотландии. Было решено, что общественные интересы требуют прекращения уголовного преследования участников этого дела.
«Кресло короля Эдуарда» снова было использовано при коронации Елизаветы II – 2 июня 1953 года. А 30 ноября 1998 года (день святого Андрея, покровителя Шотландии) Камень Судьбы всё же вернулся на родину: его возвращения добился восстановленный парламент Шотландии. В настоящее время Шотландский коронационный камень хранится в кафедральном соборе Эдинбурга и его заимствуют на коронацию английских королей.
Камни не все еще рассказали людям и ждут своего часа.
"Да, жизнь - театр", - Шекспир сказал,-
И много в нем ролей»,
Но не народ короновал
Английских королей.
Без пушек, армии и флота
Не получили б власти
Все короли, но зов свободы
Так полон сладкой страсти.
Король шотландский камень в Скон
Однажды прикатил,
Кеннет издал такой закон,
Епископ. утвердил :
Священный камень тот кричал,
Когда король сидел
На нем, народ короновал
Его и громко пел:
«Виват, король, виват, виват,
Наш доблестный король!
Тебе в истории сыграть
Дана судьбою роль».
Когда при Данбаре разбил
Шотландцев Эдуард,
Разбил их, но не покорил
И долго зрел пожар
В душе повстанцев вольных гор,
Тот камень замолчал,
И не «Виват», ему «Позор!»
В отчаянье кричал
С азартом доблестный народ
И ждал дишь времена
Когда свободу обретет
Их гордая страна.
Однажды трое смельчаков
В Вестминстерский собор
Прокрались ночью.
В шоке был весь королевский двор,
Когда узнала утром знать
Ужаснейшую весть
Что символ их священной власти
Таинственно исчез.
Народ шотландский ликовал,
Студентов укрывая,
И скоро целый мир узнал,
Что есть и власть иная,
Искал усердно Скотланд Ярд
Повсюду камень тот,
Отпор спесивой знати дал
Сплотившийся народ.
Завидовал преступный мир
Афере, вот дела,
Найти заброшенный трактир
Разведка не смогла.
Был добровольно камень сдан
Студентами тогда,
Когда урок был знати дан,
Что власть не навсегда,
Весь королевский двор склонил
Главу перед «ворами»,
Ведь глас шотландцев говорил:
«Ребята, все мы с вами!»
Пока еще народ молчит
И правит балом мантия,
Но скоро камень прокричит:
«Виват, виват, Шотландия!»
Свидетельство о публикации №224081900566