Соло древних камней. Глава 1
Экскурсия в Стоунхендж
Где — то в далеком космосе от взрывов рождаются новые планеты. Где- то от грохота доломита в карьерах разлетаются камни и кто -то добывает полезные ископаемые, а где — то от взрывов надрывно стонет земля и люди убивают друг друга. Безмолвные камни вздрагивают от взрывов и гордо хранят молчание, берегут информацию о миллионах прожитых земных лет. О чем молчат холодные глыбы, разбросанные по всей планете? Мы забыли что — то невероятно важное в истории человечества и пытаемся вспомнить.
Безмолвное солнце медленно уплывает за горизонт, а толпа туристов в день летнего солнцестояния отправляется в графство Уилтшир к Стоунхенджу. Внесённое в список Всемирного наследия каменное мегалитическое сооружение находится примерно в ста тридцати километрах к юго-западу от Лондона, примерно в трех километрах к западу от Эймсбери и в тринадцати километрах к северу от Солсбери. Это наиболее распространенный вид мегалитического сооружения — дольмен - гробница, сложенная из больших каменных глыб, поставленных на ребро вертикально и покрытая несколькими плитами сверху, наподобие крышки стола, отчего и происходит название «каменный стол».
Каменная загадка в самом центре Европы - Стоунхендж состоит из трех различных построек, возведенных в разное время, на различных этапах развития общества, на том же месте. Радиоуглеродное датирование участка показывает, что строительство памятника началось примерно в 3100 году до нашей эры и закончилось примерно в 1600 году до нашей эры.
Первое сооружение, относящееся к эпохе неолита, датируется 1900 - 1700 гг. до н. э. и состоит из круглого земляного вала и рва диаметром около 97, 5 м. Создан этот мегалит еще до падения гомеровской Трои. Второе сооружение датируется 1700 - 1550 гг. до н. э.. Оно состоит из двух концентрических кругов из 80 огромных каменных глыб голубого цвета, которые, вероятно, доставлялись за 320 км из Южного Уэльса. Камни поставлены вертикально внутри древнего вала. К нему ведет земляная дорога длиной около 400 м. Третье сооружение, относящееся к бронзовому веку, датируется 1500 - 1400 гг. до н. э..Была произведена перестановка мегалитов. Голубые камни заменили кольцевой колоннадой из врытых вертикально в землю тесаных камней. В целом Стоунхендж представляет собой сооружение из 82 пятитонных мегалитов, 30 каменных блоков, весом по 25 тонн и 5 огромных так называемых трилитов, камней, вес которых достигает 50 тонн. Сложенные каменные блоки образуют арки, которые служили когда-то безупречным указателем сторон света.
Зачем древним людям понадобилось прилагать огромные усилия на вырубку, сложнейшую транспортировку, обработку прочнейших глыб и их невероятную по точности установку в строгом порядке? Ответа на этот вопрос пока нет.
Стоунхендж был предметом множества теорий о его происхождении, начиная от академических миров археологии и заканчивая объяснениями из мифологии и паранормальных явлений. Есть легенды, которые утверждали, что друид Мерлин времен короля Артура, приказал гиганту построить это сооружение, перенеся его с горы Киллараус в Ирландии, в то время как другие возлагали ответственность на дьявола.
В 1655 году архитектор Джон Уэбб утверждал, что Стоунхендж был римским храмом, посвященным Целусу (латинское название греческого бога неба Урана). Первая научная попытка исследовать и понять памятник была предпринята около 1640 года Джоном Обри. Он объявил Стоунхендж работой друидов. Этот вид был широко популяризирован Уильямом Стакли. Обри указывал на астрономическую или календарную роль в размещении камней.
Что заставило несколько поколений в разных уголках планеты приносить или привозить издалека камни и какая сила помогала поднимать их тысячи лет назад? Обри Берл и ряд геологов и геоморфологов утверждают, что голубые камни были принесены ледниками из гор из дальних гор Уэльса, либо из какой-либо другой европейской области древних пород. Олвен Уильямс-Торп из Открытого университета показала, что другие голубые камни были получены из обнажений на расстоянии до 10 км. Долерит состоит из вулканической породы и тверже гранита. Одна из современных точек зрения заключается в том, что ледниковый лед доставил камни до Сомерсета и что они были перевезены оттуда строителями Стоунхенджа по морю и реке Эйвон или с помощью переката бревен.
Майкл Паркер Пирсон, английский археолог, автор документального фильма "Расшифрованный Стоунхендж", руководил в 21 веке проектом Стоунхендж Риверсайд, за который был удостоен премии "Археолог года Великобритании". Паркер Пирсон с его командой открыли новые места раскопок хенджа вдоль реки Эйвон, которое ведет к Стоунхенджу, где обнаружены следы голубых камней, а затем в Ваун-Мауне, в холмах Пресели в Пембрукшире, предположив, что оба круга ориентированы на день летнего солнцестояния. Он утверждал, что Стоунхендж связан с ритуализованной похоронной процессии для обращения к умершим. Эту точку зрения также поддерживает историк религий Мирча Элиаде, который сравнивает это место с другими мегалитическими сооружениями по всему миру, посвящёнными культу мёртвых предков. Предки современных британцев считали, что на менгирах отдыхают души покойных.
Майк Паркер Пирсон также считает, что Стоунхендж был памятником объединения, объединившим разные группы с разными предками. Он предполагает, что пять трилитов в центре Стоунхенджа могли символизировать пять племенных линий, обозначающих их происхождение от пяти первоначальных предков. Холмы Пресели, возможно, имели какое-то наследственное значение и для строителей стоунхенджа (возможно, это было их местом происхождения), это могло быть мотивом для перетаскивания голубых камней с Пресели-Хиллз в Уилтшир. Трилитоны, возможно, также представляли собой D-образный дом собраний, аналогичные сооружения которого были найдены на других неолитических стоянках в Британии. Возможно, это было место встречи предков строителей Стоунхенджа, кроме того, что трилиты представляли собой двери в другой мир.
Стоунхендж был комплексом обсерваторией, в которой наблюдали за движением Луны и Солнца. Сохранилось свидетельство Цезаря о больших познаниях кельтских друидов в области астрономии и астрологии, которые наблюдали за движением светил на небе и руководили календарными праздниками и работами людей, могли прогнозировать природные катаклизмы. В 1998 году ученые-астрономы воссоздали с помощью компьютера первоначальный вид Стоунхенджа и выяснили, что этот древний монолит является не только солнечным и лунным календарем, но и представляет собой точную модель солнечной системы в поперечном разрезе. Согласно этой модели, солнечная система состоит не из девяти, а из двенадцати планет, две из которых находятся за орбитой Плутона (последней из известных на сегодняшний день девяти планет), а еще одна - между орбитой Марса и Юпитера, где сейчас располагается пояс астероидов. Эта модель согласуется с предположениями современной астрономической науки и с представлениями многих древних народов, которые полагали, что в нашей солнечной существует двенадцать планет.
Поражает и то, что при их строительстве использовались специальные платформы, смягчающие подземные толчки. Кроме того, такие фундаменты практически не дают «усадки почвы», которая неизбежно происходит при современном строительстве. Это означает, что древние строители обладали громадными познаниями в астрономии, математике, геологии и архитектуре. И если учесть, что такие монументы в доисторические времена воздвигались практически по всему миру, то можно сделать вывод, что мы мало знаем о собственной истории.
Британцы Джеффри Уэйнрайт, президент Лондонского общества антикваров, и Тимоти Дарвилл года предположили, что это, возможно, было древнее место исцеления и паломничества, поскольку захоронения вокруг Стоунхенджа свидетельствовали о травмах и деформациях: "Именно магические свойства этих камней ... преобразили памятник и сделали его местом паломничества больных и раненых из мира неолита". Мегалитические сооружения были священными местами, они были центрами теллургической энергии, аккумулированной мощными структурами, расположенными над ними. Стоячие камни были воткнуты в тело земли, концентрируя обнаруженную там природную энергию. Исследование, проведённое учёными из Королевского колледжа искусств в Лондоне, показало, что голубые камни могли быть привлекательны из-за своих акустических свойств. Эти гигантские резонаторы усиливают теллургические силы и вызывают мощный резонанс, чтобы вызвать мощный резонанс, помогающий сделать окружающую землю плодородной.
Согласно теории Келли, Стоунхендж служил центром для записи и извлечения знаний британцами эпохи неолита, у которых не было письменности. Эти знания могли включать практическую информацию о классификации и поведении животных, географии и навигации, управлении земельными ресурсами и циклах выращивания культур, а также культурные знания по истории, политике, генеалогии и религии. Это не опровергает то, что
это место могло иметь астрологическое, духовное значение.
Многочисленные камни (менгиры, дольмены, кромлехи и др. ), усеивающие британские земли, связаны с религиозными традициями, которые уходят в седую древность, тянутся непрерывно через неолит и бронзовый век, через кельтский и римский периоды вплоть до эпохи средневековья и сохраняются в народных обычаях Европы нового времени. Культ камней является одной из самых древних религий человечества. Для первобытного человека не было ничего более вечного, более благородного или внушающего ужас, чем величественная скала или гранитная глыба. В величии камня, в его твердости, в его форме и цвете человеку чудились реальность и сила иного невидимого мира. Люди поклонялись камням, потому что видели в них средоточие сверхъестественной энергии, которая может помочь, защитить их самих или их мертвых. Возможно, наши предки повсюду сооружали мегалитические сооружения, думая не только о собственных нуждах и спасении своих племен, но посылая потомкам предупреждение о грозящем им апокалиптическом событии.
В единственный день в году открыт доступ к одному из самых знаменитых археологических памятников. Согласно доказательствам директора Центра археологии и антропологии Борнмутского университета Тимоти Дарвилла, начиная с 3000 года до нашей эры памятник стал местом захоронения цивилизации, жившей в двух милях от него. Эти люди эпохи неолита - жители соседнего поселения - в стенах Даррингтона. Исследователь Джон Обри обнаружил памятник в 17 веке, назвав кольцо ям, которые были вырыты для ранних захоронений, отверстиями Обри.
Некоторые ученые уверены, что строители целенаправленно расположили камни так, чтобы демонстрировать солнцестояние. Себире и Дарвилл полагают, что памятник был более тесно связан с зимним солнцестоянием. Древние люди эпохи неолита знали, что день зимнего солнцестояния был самым коротким днем в году. Если солнце точно с направлением камней село в день зимнего солнцестояния, то дни затем станут длиннее. Вернется хорошая погода, и они смогут посеять свой следующий урожай. Дарвилл обратил внимание на то, что количество и узоры камней также указывают на 365,25-дневный календарь. Еще в 1700-х годах Уильям Стакли выдвинул теорию о том, что это был храм, построенный друидами, последователями кельтской духовной традиции, которая считается схожей с современными язычниками.
Вот и в наши дни здесь ежегодно собираются язычники - друиды, чтобы встретить рассвет самого длинного дня в году и провести свои обряды. Каждый год 21 июня в Англии в честь астрономического явления и древнекельтского праздника "Лита" к памятнику эпохи неолита, стекается разнообразный и пёстрый народ со всех уголков Англии и нашей планеты , чтобы встретить рассвет у древнего памятника и пообщаться с единомышленниками. Все собираются вместе с одной целью – отметить самую короткую в году ночь и встретить рассвет самого длинного дня.
Вечером 20 июня я с ж/д вокзала и автостанции Солсбери отправился на автобусе к Стоунхенджу. Вот полицейский останавливает машины и мы стройными рядами переходим дорогу, ярко освещённую временными прожекторами, берем пакеты для мусора и идем вдоль забора. Рядом идущие людии громко выкрикивают Happy Solstice! Всех окружает атмосфера таинства и мистики!
В этот день здесь можно встретить людей в самой необычной одежде и карнавальных костюмах. Всю ночь вокруг камней памятника, расположение которых соответствует месту солнца на небосклоне в то или иное время года, люди танцуют и слушают живую народную и разную акустическую музыку. Кто — то играет на гитаре, кто — то на барабане или других инструментах. Всюду пение, смех и дружеские разговоры. Некоторые отдыхают на траве, закутавшись в теплые одела. Люди разных возрастов и национальностей с радостью знаком ятся друг с другом. Дух единения и любви витает в воздухе.
Только в дни солнцестояния можно подойти к памятнику, зайти в центр магического круга, где проводят свои обряды друиды. В остальное время к Стоунхенджу нельзя подойти ближе, чем на 10 метров — он огорожен лентой от вандалов Нельзя залезать на камни, к ним можно только прикасаться, гладить, обнимать. В толпе я заметил невысокого и крепкого черноволосого мужчину, который достал из кармана нечто, напоминающее металлический стакан и прикладывал к нему ухо, как — будто слушал музыку древних камней. Так незаметно пролетела ночь.
Но вот люди вскакивают со своих мест и толпа замирает. Все, затаив дыхание, наблюдают, как солнце поднимется над Пяточным камнем, как древние жители Великобритания четыре тысячи лет назад. Лучи солнца медленно растекаются по камням. Раздается возглас ликования. Кто — то обнимается, кто -то поднимает руки вверх, как будто чувствует себя необыкновенной птицей и хочет взлететь к небу.
Так отмечается древний языческий праздник в легендарном памятнике , в «месте особой силы» нашей планеты, тем более что совсем недавно ученые доказали, что два камня этого фантастического сооружения были отполированы за миллионы лет до неолита.
Если египетские пирамиды ориентированы на прохождении звезды Сириус - одной из четырех дат Солнечного цикла, то Стоунхедж, что в переводе обозначает «каменный круг», ориентирован на летнее Солнцестояние.
Побывав внутри и узнав про все версии возникновения Стоунхенджа, для нас до сих пор остается загадкой - для чего он был построен именно здесь? Каково его предназначение?
Обратно в восемь утра мы идем молча по той же тропе, что и к каменному кругу. По пути меня нагнал тот черноволосый мужчина, на которого я вечером обратил внимание.
Привет, Майкл, рад тебя видеть.
Это был мои старый школьный товарищ — неугомонный Роберт, который еще в школе славился необыкновенной любознательностью и энергичным характером. Однажды он уговорил своих верных товарищей тайком от родителей отправиться в кругосветное путешествие в поисках пиратского клада. До порта, где мы должны были проникнуть в корабельный трюм и там переплыть океан, мы не добрались. Нас на железнодорожном вокзале задержали добросовестные полицейские, к которым обратились наши родители, взволнованные пропажей своих детей. Меня расстроило не столько наказание за побег, сколько бледное лицо отца и слезы мамы, которая пила сердечные капли и все повторяла: «Как же ты мог, сын...?»
Ну как , Роберт, нашел ли ты свои клад? - радостно спросил я и дружески обнял при - ятеля, которого не видел много лет.
Обратно мы ехали вместе в автобусе и Роберт рассказывал мне, как он получил специальность биолога в университете и много путешествует, читает, изучает квантовую и астрофизику, палеонтологию и еще много разных наук.
- Что ты делал со своим стаканчиком, прикладывая ухо к каменным глыбам?
- Я слушал соло древних камней, - задумчиво ответил он.
- Ты знаешь, в камнях есть мелкие трещинки и когда приближаются природные катаклизмы, камни издают звуки, которое не может уловить человеческое ухо. Если бы я смог разгадать смысл саги камней?
Миллиарды и миллионы лет существуют планеты, в том числе и наша Земля. И всюду лежат камни как символ тишины и долголетия, храня энергетическую информацию о развитии мира, о видимом физическом и невидимом духе жизни. Они рождаются из песчинок и , умирая, превращаются в песок в горах или на дне океана, но не исчезают бесследно, как бессмертные человеческие души, ведь недаром на могилах покоятся памятники из камней, устремленные к небу. Холодные и на первый взгляд безжизненные глыбы оберегают гармонию физического и духовного мира, сканируя сущность людей и регенерируя энергию. Они вибрируют и, благодаря этой вибрации, звучит вечная музыка мира. Может быть когда — нибудь и кто — нибудь сумеет войти в резонанс с ними и услышать таинственный голос камней, понять язык, на котором говорит Вселенная. Соло древних камней откроет нам гармонию с со своим родом и гармонию человека с самим собой.
- Исторический опыт утверждает, что мы движемся по пути прогресса от низших форм к высшим. Так эволюция осуществлялась от появления простейших до высокоразвитых существ. Вершиной разума на нашей планете стал человек. Информационные сети опутали всю планету и люди научились строить шедевры архитектура, покорять пространства космоса и океанов. Но почему в конкурентной борьбе они поедают друг друга, как рептилии?
Ведь зайцы никогда не уничтожают друг друга и волк не нападает на волка, а высокоразвитые существа уничтожают себе подобных с помощью ракет и ядерных бомб? Расцветали и погибали великие цивилизации. От циничной безумной роскоши погибла Помпея. Атлантида затонула, потому что ее жители возомнили себя вершиной цивилизации и утратили связь с планетой . Быть может, не в звездном пространстве и глубинах океана, а под пылью нашей земли, совсем рядом мы сможем найти ответ: как человечеству преодолеть моральную слепоту и выйти к солнечному свету из платоновской пещеры, преодолев ограниченность своего мировоззрения?
- Но , насколько мне знакомо, история гибели людей от неизвестных причин после изучения мумии в египетских пирамидах доказывает, что исследование погибших цивилизаций столь же опасно, как обнаружение складов со смертоносным оружием.
- Да, мы знаем много свидетельств о самоуничтожении разобщенного мира в эпоху научно — технического прогресса. Бывали периоды пожаров, воин и потопов, отбрасывавших человечество на много лет назад в нищету и одичание. Но начиналось новое восхождение, исправление ошибок предыдущих поколений.
К разговору прислушивались другие пассажиры, но вежливо молчали.
- Мыслящий вид жизни ученые обнаружили на других планетах, - продолжал Роберт.- Иногда и там были следы расцвета и вымирания. Но не только история космоса, но и наша история, познание биологии развивающегося мозга поможет найти ответы на мучающие нас вопросы бытия.
- Да, - подумал я. - Величественные памятники прошлых тысячелетий доказывают то, что очень древние цивилизации имели достаточно высокий уровень развития и некоторые их достижения недоступны нашему нынешнему понимаю, а иногда даже современному уровню развития технологий. До сих пор наука не может понять, кто и как построил египетские пирамиды, зачем разбросал гигантские каменные шары по всей планете? Ученые лишь выдвигают гипотезы по поводу предназначения того же Стоунхенджа, да и самой мегалитической культуры, то есть культуры "больших камней".
Размышление прервало жужжание пчелы, которое раздалось над самым ухом. Потом пчела немного успокоилась и медленно поползла по стеклу. Я замахнулся газетой, чтобы прихлопнуть надоедливое насекомое.
Но тут раздался взволнованный голос маленькой девочки, которая неожиданно соскользнула с колен неподалеку от меня сидевшей женщины:
- Нельзя бить пчелку. Ты сломаешь ей крылья. Выпусти на волю, пожалуйста.
Внимательные глаза ребенка доверчиво смотрели на меня. Я открыл окно и жужжащее насекомое устремилось на волю.
- Мама, а куда пчела полетела, - не умолкал веселый голос.
В приоткрытое окно ворвался запах трав и вереска. Какая же Англия без вересковых пустошей? Вересковые просторы с вкраплением овечек и синева огромного неба. Они прекрасны всегда своею особенной красотой. А в августе-сентябре это просто пиршество оттенков лилового, когда вереск цветет и так хорошо прогуляться по вересковому ковру. Пчелы собирают с одного гектара до двухсот килограммов тягучего и ароматного верескового меда. Предки шотландцев - пикты стали легендарными из-за эля, который они варили из вepeска». В Шотландских сказаниях вересковые пустоши населены всяческими сказочными существами — эльфами, феями, гномами. Легенда гласила, что пикты погибли, но не выдали врагу секреты необыкновенного верескового эля, которым так гордились.
Роберт Стивенсон даже написал стихи "Вересковый мед" по мотивам этой легенды, прославив гордый характер пиктов.
Перевод баллады Роберта Льюиса Стивенсона Самуила Маршака
Из вереска напиток
Забыт давным-давно.
А был он слаще меда,
Пьянее, чем вино.
В котлах его варили
И пили всей семьей
Малютки-медовары
В пещерах под землей.
Пришел король шотландский,
Безжалостный к врагам,
Погнал он бедных пиктов
К скалистым берегам.
На вересковом поле,
На поле боевом
Лежал живой на мертвом
И мертвый — на живом.
Лето в стране настало,
Вереск опять цветет,
Но некому готовить
Вересковый мед.
В своих могилках тесных,
В горах родной земли
Малютки-медовары
Приют себе нашли.
Король по склону едет
Над морем на коне,
А рядом реют чайки
С дорогой наравне.
Король глядит угрюмо:
«Опять в краю моем
Цветет медвяный вереск,
А меда мы не пьем!»
Но вот его вассалы
Приметили двоих
Последних медоваров,
Оставшихся в живых.
Вышли они из-под камня,
Щурясь на белый свет, -
Старый горбатый карлик
И мальчик пятнадцати лет.
К берегу моря крутому
Их привели на допрос,
Но ни один из пленных
Слова не произнес.
Сидел король шотландский,
Не шевелясь, в седле.
А маленькие люди
Стояли на земле.
Гневно король промолвил:
«Пытка обоих ждет,
Если не скажете, черти,
Как вы готовили мед!»
Сын и отец молчали,
Стоя у края скалы.
Вереск звенел над ними,
В море катились валы.
И вдруг голосок раздался:
«Слушай, шотландский король,
Поговорить с тобою
С глазу на глаз позволь!
Старость боится смерти.
Жизнь я изменой куплю,
Выдам заветную тайну!» —
Карлик сказал королю.
Голос его воробьиный
Резко и четко звучал:
«Тайну давно бы я выдал,
Если бы сын не мешал!
Мальчику жизни не жалко,
Гибель ему нипочем…
Мне продавать свою совесть
Совестно будет при нем.
Пускай его крепко свяжут
И бросят в пучину вод —
А я научу шотландцев
Готовить старинный мед!..»
Сильный шотландский воин
Мальчика крепко связал
И бросил в открытое море
С прибрежных отвесных скал.
Волны над ним сомкнулись.
Замер последний крик…
И эхом ему ответил
С обрыва отец-старик:
«Правду сказал я, шотландцы,
От сына я ждал беды.
Не верил я в стойкость юных,
Не бреющих бороды.
А мне костер не страшен.
Пускай со мной умрет
Моя святая тайна —
Мой вересковый мед!»
2
Мифологическая история кельтского племени
В давние времена воинственные племена кельтов наводили ужас на всю Европ. Откуда появились эти племена, неизвестно. Кельты – это группа народов , проживавшая на территории Британских островов, Западной и Центральной Европы. Само название «кельты», как предполагают ученые, относится к понятию «скрытые люди». Они достигли своего могущества в IV-III веках до н.э.
Кельты представляли собой совокупность множества различных племён, разбросанных по очень большой территории. Каждое племя представляло этническую общность, состоящую из группы семей. В отличие от не кельтских народов они говорили на общем языке и придерживались одних и тех же обычаев и законов,что и составляло их базовую общая идентичность. Одна из групп на своем родном языке называлась «Celtae» (кельты), откуда пошло их общее название «кельты».
Они жили оседло поселениями, занимаясь земледелием, животноводством и ремеслами. Иногда поселения не были достаточно укреплены. Но часто кельты строили крепости на холмах, которые постепенно все более укреплялись, расширялись и превращались в настоящими города.
Размеры городища могли значительно различаться, но все они имели, по сути, один и тот же план. Это были поселения, построенные на вершине холма (отсюда и название), с рядом оборонительных колец, возведённых вокруг них, обычно сделанных из земляных насыпей и часто увенчивались деревянными частоколами. Иногда поселения окружали вертикальные каменные стены, хотя это было нечасто. Внутри население жило в круглых домах, сделанных из плетня и мазни (плетёная решётка из деревянных полос, покрытых смесью глины и соломы).
Экономика кельтов была основана на земледелии и разведении крупного рогатого скота, и овцеводстве, т.е по сути были фермерскими общинами. В Британии они имели свои поля по всей стране. Даже склоны холмов были обработаны. Богатые вожди имели большие стада. Основную пищу составляло мясо, молоко и зерно. Овцы ценились за их шерсть, и кельтская одежда как правило изготавливалась из неё, а также шилась из шкур животных, из кожи делали обувь.
Оловянные рудники в Девоне и Корнуолле были предметом обширной торговли с другими странами. На самом деле, уже в позднем бронзовом веке есть свидетельства того, что корнуоллским оловом торговали вплоть до Восточного Средиземноморья.
кельты занимались обширной торговлей особенно с греками и этрусками.
Во главе племени стоял король или вождь. Иногда он правил несколькими племенами. Например, около 100 года до н.э. король по имени Дивитиак правил племенами в Галлии, а также некоторыми племенами на юго-востоке Британии и по праву считался могущественным царём. Тем не менее каждое племя всё сохраняло собственного вождя или субцаря, которые подчинялось Дивитиаку.
Над простыми людьми (крестьянами и ремесленниками) стояла военная аристократия. Это были военачальники, вожди и солдаты. Однако, в период военных столкновении все простые люди тоже участвовали в боевых действиях.
Над воинской аристократией стояли друиды. Друиды были религиозными лидерами кельтов, а также обладали некоторым политическим влиянием, т. н. выступали в качестве судей среди народа. Друиды были жрецами и учителями кельтов, а также считались ответственными за просвещение людей в соответствии с их религиозными обычаями и традициями. Они использовали устную традицию для сохранения своих учений.
Большинство их религиозных обрядов совершалось в священных лесах, но иногда использовали специальные здания, похожие на храмы, но это было редкостью. Примечательно, что кельты совершали человеческие жертвоприношения как часть своего культа. Одна из практик включала в себя сооружение большой статуи в мужском образе, доверху заполненной жертвами.
После статуя поджигалась, поскольку кельты твёрдо верили в загробную жизнь и человеческие жертвоприношения для них были нормой. Именно поэтому они хоронили своих умерших с оружием, украшениями и даже едой. В частности, кельты также верили в реинкарнацию. Эта вера якобы побуждала их быть свирепыми воинами, поскольку они не боялись умереть в бою. Также известно, что они верили в концепцию жизни в другом царстве. Потустороннее царство представлялось как остров, подобный греческой концепции Элизиума или Островов Блаженных.
Кельты были необычайно воинственными, агрессивными. Даже женщины отважно сражались на поле боя и богиня воины носила женское имя Мориган. Обычно для сражения они не надевали никакой одежды и красились в синий цвет. Многочисленные отряды – гезаты («копьеносцы») бросались в бой полуобнаженными, в рогатых шлемах, с оружием в руках, призывая на защиту божественные силы. Этот эффектный выход служил демонстрацией воинской доблести, которая у кельтов стояла на первом месте. Зрелище толпы голых синих воинов приводило противника в ужас, о чем написал даже Юлий Цезарь. В дополнение ко всему они покрывали волосы красной глиной и покрывали себя татуировками. Убив противника, кельтские воины отрезали головы врагов и сохраняли их в кедровом масле. Они часто хвалились, что не отдали бы эти головы ни за какие сокровища мира. Будущих сильных духом и ловких воинов готовили с самого детства, обучая виртуозно владеть копьем, топором и мечом. Уже во время обряда инициации юноши должны были принести отрубленные головы врагов. Эти трофеи прибивались у входа в дома либо хранились в особых святилищах.
В рукописи Лейнстерской книги, где герои - улады говорят своему королю, который хочет покинуть их, чтобы встретить врага в другом месте: «Небеса у нас над головой, а земля под ногами, и море вокруг. Доколе небо со множеством звезд не обрушится наземь, доколе голубокрайнее многорыбное море не покроет землю, доколе не разверзнется твердь, ни на шаг не отступим…». Эта своеобразная клятвенная формула просуществовала более тысячи лет.
Кельты держали в страхе почти всю Европу : им даже удалось разграбить Рим, уничтожив при этом не только памятники культуры, но и все исторические хроники. Кельты имели развитые ремесла, имели рудники, где добывали медь и олово, позднее железо и производили прочное оружие, имели колесницы. Поэтому они одерживали победы на полях сражении. Но межплеменная вражда, отсутствие централизованного государства и единой армии с развитой стратегией боевых действий ослабляло военное могущество кельтов, поэтому легионерам Юлия Цезаря удалось захватить их земли. Однако предки нынешних ирландцев и валлийцев так и не покорились Риму окончательно и продолжали молиться своим богам. Принятие христианства не изменило ситуацию: саги о богах, демонах и отважных героях продолжали существовать в мире зелёных лугов и серых морей.
Жители Британских островов представляли собой смешанную расу, и племена, с которыми они "породнились, отличались по внешнему облику, обычаям и языкам.
Более ранняя из этих групп – иберийцы (иберы, средиземноморцы, берберы, баски, силурийцы) - жила на островах с древнейших времен. Они были людьми невысокого роста, коренастыми, темноволосыми, темноглазыми и имели удлиненный череп. Язык их относился к хамитской группе, а родственные ему диалекты, и в наши дни распространены среди галлов, абиссинцев, берберов и других североафриканских народов. По-видимому, потомки обитателей долины Нила перебрались в Сирию и Малую Азию, а затем на Британские острова. Древние греки называли их пелазгами, древние латиняне в Италии именовали их этрусками, а евреи в Палестине - хеттами.
Они господствовали на Британских островах вплоть до появления кельтов, носителей гэльского диалекта, сохранившегося до наших дней в гэльских наречиях Ирландии, Шотландии и на острове Мэн, которые, по свидетельству Цезаря, были самыми храбрыми воинами среди всех народов, населявших Галлию. В Британии они покорили аборигенов-иберийцев, изгнали их с плодородных земель в суровые районы северной и западной Англии, покорили, а затем даже смешались с ними. В эпоху римского владычества они оставались практически независимыми от Южного Уэльса. Именно этот тип является преобладающим во многих регионах Британии и Ирландии, и, по мнению многих этнологов, число представителей этого типа по всей Англии постоянно растет.
Представители второй расы были высокими, стройными, светловолосыми, серо- или голубоглазыми людьми с широким черепом. Их и называли кельтами. Их язык относился к арийской семье, родственными языками которой являются латинский, греческий, тевтонский, праславянский, зенд (древнеперсидский) и санскрит (древнеиндийский). Они пришли из Центральная Европы - долины Дуная или регионов Альп. Круглые курганы, в которых они погребали своих покойников или предавали земле их пепел, резко отличаются по форме от длинных курганов аборигенов. Они стояли на более высокой ступени культурного развития, чем иберийцы, и именно благодаря им на Британских островах появились бронза и серебро, а также некоторые виды домашних животных.
Как иберийцы, так и кельты имели множество кланов. Наиболее древними из них были гэлы, затем появились бритты. Тацит в своей "Агриколе" пишет, что "каледонцы" (гэлы) Северной Британии отличались от южных бриттов тем, что имели более длинные руки и ярко-рыжие волосы. Страбона свидетельствовал в своей "Географии", что племена внутренних районов Британии были заметно выше ростом, чем гэлы на побережье, имели русые волосы и отличались не столь плотным телосложением.
Ученый XIX века Джон Рис также высказал убеждение, что гойделы и бритты уже представляли собой две разные ветви, когда переселялись из Галлии на Британские острова, а здесь стали двумя отдельными народностями. По его мнению, белги Галлии могут быть отождествлены с бриттами, кельты - с гэлами, а третий народ - к обширной семье иберийских племен.
А. Бертран в своей прекрасной работе «Религия галлов» («La Religion des Gaulois») делит самих кельтов на две группы: обитателей низин и горцев. Равнинные кельты, согласно его точке зрения, покинули Дунай и пришли в Галлию примерно около 1200 г. до н. э. Они основали озерные поселения в Швейцарии, в бассейне Дуная и в Ирландии. Они знали металл, умели работать с золотом, оловом, бронзой, а к концу периода научились обрабатывать железо. Они, скорее, были кельтизированы, не будучи кельтами. Этот мирный народ земледельцев, скотоводов и ремесленников не любил воевать. Они сжигали своих умерших, а не хоронили их. В Ирландии проживали несвободные племена, которые были похожи на горные племена Галлии, которые обитали среди хребтов Балкан и Карпат. Жили они за счет дани или грабежа подчиненного населения. Это — войнолюбивые кельты древней истории, опустошившие Рим и Дельфы, наемники, сражавшиеся в рядах карфагенской, а позднее и римской армии ради денег и из любви к боям. Они презирали земледелие и ремесло, поля у них возделывали женщины, и под их властью простонародье превращалось почти в рабов. Правящая элита действовала жестоко и несправедливо.
Представители горного племени были ошеломляюще бесстрашны, фантастически благородны, остро чувствовали очарование поэзии, музыки. Они устраивали музыкальные празднества в честь бога Аполлона (Луга).
Все кельты любили прихвастнуть и щегольнуть. Кельтский народ любил шерстяную пеструю одежду. Мужчины носили хитоны, напоминающие блузы и штаны. Сверху в прохладную погоду надевали плащ. Женщины украшали одежду цветами, а знатные женщины вышивали золотыми нитками. Одежду из ткани кельты скрепляли на плечах фибулами, воины - обычно железными, знатные женщины - бронзовыми, а иногда и серебряными, часто высокохудожественной работы, инкрустированными кораллами и эмалью. Талию кельты опоясывали поясами. Простолюдины делали их из кожи или из бронзовых восьмеркообразных звеньев. Знатные мужи носили богато украшенные пояса. К мужским поясам прикреплялись ножны с мечом. Знатные женщины любили великолепные бронзовые поясные цепи, инкрустированных красной эмалью и соединенных между собой кольцами. Кельтская обувь, такая, как маленькие деревянные сандалии, полотняная или кожаная обувь с крепкой подошвой были хорошо известны даже в Риме.
Популярны были различные амулеты с узорами, соответствующими их религиозному значению общественному положению, и торквесы или шейные гривны. Чаще всего мастера делали их из бронзы или из золота украсив растительными и маскообразными мотивами. Золотые гривны носились представителями знати и были знаком их
общественного положения и власти.
Ка отмечено выше, кельты жили в оппидиумах — укрепленных местах. Это были как небольшие поселения, так и огромные «города» (хотя в кельтском языке нет слова «город», а есть только «поселение, деревня»). Археологи нашли великолепный «город» Бибракт (Бибрактис), занимавший площадь в 135 га. В нем был квартал для состоятельных людей, один из жилых домов которого, например, насчитывал 1150 м2 и состоял из 30 комнат. В другом доме найдена отопительная система, находящаяся под полом. Другой квартал был гражданским и деловым центром, где жили литейщики, эмальеры, кузнецы со своими мастерскими. Третий квартал был священной частью города. Город был уничтожен римлянами в I в. до н.э. Ж.М. Рагон описывает его так: «Бибрактис, матерь наук, душа древних народов в Европе, город, равно знаменитый своим священным училищем друидов, своей цивилизацией, своими школами, где 40 000 студентов изучали философию, литературу, грамматику, юриспруденцию, медицину, оккультные науки и т.п. Соперник Фив, Афин и Рима, он обладал амфитеатром, окруженным колоссальными статуями, храмами Януса, Плутона, Юпитера, Кибелы, Анубиса и др., фонтаны, валы, построение которых относится к героическим векам...»
Кельты заселили Европу вместе с другими индоевропейскими народами, первоначально являясь воинственными племенами кочевниками. Народы, на чьи земли они пришли, придерживались верований типичных для древних сельскохозяйственных культур, в которых земля-кормилица идентифицировалась с дающим жизнь женским началом природы. Кельты не уничтожили эти народы и их культуру, а впитали ее и обогатили. Результатом этого стала удивительная их особенность: у кельтов женщина пользовалась большой независимостью и в браке могла распоряжаться собственным имуществом. Супружество не было пожизненным, его можно было разорвать при согласии обеих сторон. Через супружество женщина не входила в семью мужа, но продолжала принадлежать к своему собственному роду.. Значительную роль женщины в кельтском общества подчеркивают история и мифология.
Кельты возводили дольмены — сооружения , стены которого — прямостоящие необработанные камни, а крыша — обычно цельный огромный камень. Изначальное предназначение дольмена — служить обиталищем для мертвых. Поздние памятники, как, скажем, в Стоунхендже, складывались из обработанных камней. Грубость сооружения в целом, отсутствие скульптурных и каких;либо украшений (помимо орнаментов или просто отдельных символов, высеченных на поверхности) отличают их от гробниц древних греков, египтян и других более развитых народов. Дольмены в собственном смысле слова в конце концов уступают место огромным курганам с погребальными камерами, как в Нью;Грэйндж.
Среди народов мегалита были популярны очень поэтичные песни и саги, которые окрашивали верования и религиозные представления, выражавшие магическое мышление,
соединившего в себе суеверие, философию и научные наблюдения. Основа магии — мысль о том, что вся природа насквозь пронизана незримой, духовной энергией. Изначально магия была связана с культом мертвых, ибо смерть считали возвращением к природе. Но постепенно приобрела бесконечную и неконтролируемую власть. воплощающуюся в божественных существах. Магия, как полагал Плиний, изначально чужда грекам и италийцам, но зато повсеместно распространена в Британии. Система ритуалов здесь настолько развита, что кажется, будто британцы могли обучить этому искусству даже персов.
Именно религия была мощной силой, обеспечивающей единство и общность политической стратегии, а друиды представляли собой реальную верховную власть в кельтских землях. Влияние их простиралось на все области жизни, как общественной, так и частной. В этом и заключалась слабость кельтов, ибо если авторитет держится силой сверхъестественного, то люди неспособны к прогресу
До нас дошли мифы и легенды о богах древних бриттов, как и мифы о гэльских божествах, сохранившиеся в старинных ирландских и шотландских манускриптах. Они предстают как существа сверхъестественные, обладающие необъятными познаниями в магии и колдовстве. Некоторые из них со временем превратились в королей в «Истории бриттов» Гальфрида Монмутского. Другие удостоились даже канонизации . Третьи пришлись по душе франко-норманнским авторам авантюрно - любовных романов, став прославленными рыцарями и героями, известными в наши дни под именем рыцарей короля Артура и Круглого стола. Гэлы и бритты — это две ветви одного и того же древнего народа - кельтов.
На сегодняшний день до нас дошли лишь некоторые из кельтских эпических циклов. Древнейшим является мифологический цикл, рассказывающий о богах племени Дану, дающий представление о пантеоне богов. Далее следуют два основных цикла уладский и оссианский.
Наиболее значимым персонажем уладского цикла является воин и алхимик Кухулин — вероятно, историческое лицо, образ которого со временем приобрел мифологические черты. Трактаты описывают убийство Кухулином чудовищного пса кузнеца Куланна и рассказывают, как он в одиночку оборонял свою страну от целого войска врагов, путешествовал в потусторонний мир и совершил много подвигов.
Поздний период связан с событиями, происходившими в III в. Большинство трактатов оссианского цикла (также называется «цикл Финна» или «цикл фениев») посвящено воинству фениев, странствующих воинов и охотников. Их предводителем был Финн мак Кумал, сын Оссиана. Наряду с Кухулином, Финн и Оссиан — главные герои кельтского эпоса.
Мифы сохранились в многочисленных ирландских преданиях о заселении острова (сохранились в изложении обширной псевдоисторической компиляции 12 в. «Книга захватов Ирландии»). Материал о богах и героях взят из книг: Thomas Rolleston, “Celtic Myths and Legends” - Роллестона Томаса. Мифы, легенды и предания кельтов / Пер. с англ. Е.В. Глушко»: Центрполиграф; Москва; 2004; Н.С. Широковой «Мифы кельтских народов»: АСТ, Астрель, Транзиткнига; Москва; 2005; Кельтская мифология. Автор: Коллектив авторов /перевод с английского Голова А. М., Головой С. В. - Издательство: Эксмо, М., 2002.- 163с., см. главу 8 «Гэльские аргонавты», главу 7 «Повелитель всех искусств» , «Возвышение бога Солнца»). Этот материал упоминается в «Словаре Кормака» (IX в.), а также в различных ирландских и шотландских манускриптах, в том числе и в Леканской книге.
Кельты со страхом почитали своих богов. Поэтому традиционной считалась клятва героев в сагах гэлов: «Клянусь богами моего народа».
3
Сонм богов и чудовищ
Великие боги почитались как островными, так и континентальными кельтами.. Существовало также множество менее важных богов, почитавшихся как предки и покровители людей в рамках одного племени.
Богам приносили и человеческие жертвоприношения, чтобы умилостивить силы природы и выпросить у них урожай зерна и трав, которыми питались люди и их скот. На заклание каждый год обрекалась третья часть здоровых детей.
Имя Кром Круах принимает несколько форм. Кром означает "согнутый, кривобокий, сутулый". Возможно, Кенн означает "голова", т.е "глава, вождь". Круах (или cr;ach) - означает "куча, нагромождение, холмик, стог", обычно зерна, сена, торфа или других собранных товаров, добычи и так далее, включая убитых бойцов. В одном предании упоминается Кромм Круах как «Наклонившийся с холма». Его культовое изображение состоит из фигуры, покрытой золотом и серебром. в окружении двенадцати бронзовых фигур. Вплоть до прихода монаха святого Патрика, который принес на остров христианство и остановил кровопролитие, Кромм Круах почитался богом всех кельтских племен. Жители приносили ему первенцев и начатки от всякой вещи, а также отпрысков вождей каждого клана. Такие жертвоприношения совершались на Хэллоуин, который люди праздновали в конце лета, когда тепло солнца ослабевало, а на земле начинали властвовать силы тьмы, зимней стужи и подземного царства. По свидетельству Трехчастного жития св. Патрика при приближении всемогущего Патрика «демон» покинул свое золотое изваяние, которое тотчас наклонилось и упало наземь в знак покорности христианской силе.
У всех кельтских богов были многочисленные потомки. Кроме них, существовало необозримое множество второстепенных божеств, стоявших примерно в таком же отношении к верховным богам, как старейшины или воины племени — к своим вождям.
Хранителями культа каждого из этих божеств были жрецы, кормившиеся от его алтаря. Жрецы кельтов известны под названием друидов. В древности они были для своего племени и жрецами, и врачевателями, и волхвами, и прорицателями, и богословами, и учеными. В них была сосредоточена вся полнота духовной силы и все человеческие знания; поэтому друиды всегда занимали почетное второе место после королей и вождей. Они были полностью освобождены от уплаты налогов в казну короля и от участия в военных походах, что позволяло им всецело посвятить себя своему божественному служению. Их решения считались окончательными, и те, кто не желал подчиниться им, подвергались жестоким гонениям и всеобщему бойкоту.
По свидетельству Цезаря, все друиды верили, что их религия происходит с Британских островов, и у них даже существовала практика посылать своих «студентов-богословов» на другой берег. Именно Британию имел в виду Плиний Старший, говорят, что она «могла бы поучить самих персов магии». Все верили, что магию — невиданную энергию и сверхчеловеческие способности друидам подарили боги. Они могли заставить духов повлиять на людей и их судьбы.
Самой мощной энергией обладает солнце. Поэтому все главные праздники государственного культа кельтов связаны с фазами солнечного цикла, причем дни весеннего и осеннего равноденствия считались более важными, чем дни солнцестояния. Один день весеннего равноденствия (носивший у кельтов название Белтэйн) праздновали один раз в девятнадцать лет, по свидетельству Диодора Сицилийского, современника Юлия Цезаря. Другим «парным» праздником считался так называемый Самхейн - день осеннего равноденствия. Подобно тому, как Белтэйн знаменовал собой начало лета, Самхейн служил символом его окончания. Кроме того, большим праздником у кельтов считался и день летнего солнцестояния. Он отмечался в начале августа и посвящен богу, которого галлы называли Лугус, гэлы — Луг, а бритты — Ллеу, своего рода Аполлону, а когда этот культ бога войны отошел в прошлое — верховному божеству местного пантеона. Аполлона видели танцующим и играющим на арфе в знаменитом Стоунхендже. «в самом центре Британии». Правители храма и города наследуют власть от предков согласно законам своего племени. Простые граждане музицируют, играют на арфах и поют песнопения в честь солнца". Таким образом, Стоунхендж в древности был сакральным религиозным центром, принадлежавшим одновременно всем племенам и народам Британии, подобно Иерусалиму или Риму эпохи античного язычества.
Почитали кельты богиню Дану (Ану, Дон ), считавшуюся стала матерью - прародительницей , давшей имя расе богов Племен Дану, которые правили до прихода сыновей Миля. Муж богини Байл был богом подземного царства, подобно Аиду. У них было множество детей, среди которых наиболее известны Амаэтон, Арианрод, Гованнон, Гвидион, Гильветви и Нудд. Дан всегда окружена птицами и детьми.
Другие варианты ее имени — Ану или Ана увековечены в названии двух широко известных горных вершин в окрестностях Килларни, которые в наши дни именуются просто «Сосцы», а в древности их название звучало как «Сосцы Аны». Ану (Дану) почиталась как матерь всего живого; «она привыкла заботиться обо всех богах».
Все остальные боги, по крайней мере по титулу, считались ее детьми. Величайшим из них почитался Нуада по прозвищу Аргетламх, что означает «Муж с серебряной рукой». Племена богини Дану принесли в страну 4 знаменитых магических талисмана. Это был камень Фал, который испускал крик под ногами законного короля. Победоносное копьё Луга, неотразимый меч Нуаду приносили удачу в битвах. Неистощимый котёл Дагда под названием «Неиссякающий» одаривал пищей каждого в соответствии со своими заслугами, и поэтому никто никогда не оставался им недоволен. Племена Дану соперничали с фоморами. Сохранилась легенда, как Нуаду, божественный правитель Племён богини Дану, потерял руку в первой битве при Мойтуреи передал правление Бресу, сыну властелина фоморов, жившему среди Племён богини Дану. Позднее божественный врачеватель Диан Кехт и его дочь Аирмида восстановили Нуаду руку из серебра, откуда возникло его прозвище Аргатлам, т. е. «серебряная рука».
Дайан Кехт, Аирмида и новая рука Нуады из плоти и крови. Говард Дэвид Джонсон, 2019.
Бог Дагда пользовался величайшим уважением даже после того, как Племена богини Дану были изгнаны сыновьями Миля. Дагда пришлось решать задачу обустройства потерпевших поражение Племен богини Дану в глуби земли. Так же, как фоморы укрылись под водами моря, побежденные Племена богини Дану стали владыками нижнего мира.
Имя Дагда означает «Добрый бог» или «Пламя бога». Дагда был богом земли. Дагда считался большим любителем и неутомимым поедателем овсяной каши, что говорило о том, что люди в те времена питались в основном зерном. На нем была коричневая рубаха с широким вырезом на вороте, едва прикрывавшая его бедра, а поверх нее — широкая накидка, ниспадавшая с плеч. На ногах у него были башмаки из конской шкуры волосом наружу. Он повсюду таскал или, лучше сказать, возил за собой на колесе восьмизубую боевую палицу, настолько большую и тяжелую, что поднять ее могли только восемь сильных мужчин, а само колесо, когда бог взваливал на него палицу, оставляло глубокую борозду, напоминавшую границы между владениями. Седоголовый старик в битве между богами и фоморами Дагда совершил славные подвиги; так, однажды он захватил в плен однорукое, стоногое и четырехглавое чудовище по имени Мата, приволок его к «камню Бенна», что неподалеку от Бойн, и там убил его.
Бог Дагда пользовался величайшим уважением даже после того, как Племена богини Дану были изгнаны сыновьями Миля. Дагда пришлось решать задачу обустройства потерпевших поражение Племен богини Дану в глуби земли. Так же, как фоморы укрылись под водами моря, побежденные Племена богини Дану стали владыками нижнего мира.
Дагда обладал огромными сокровищами, фруктовыми деревьями, которые никогда не были бесплодными, и двумя свиньями - одна живая, а другая постоянно жарилась, огромной дубиной, которая имела силу как убивать людей, так и возвращать их к жизни. Он был покровителем жречества и магии. Бог владел живой арфой – Уаитни, при игре на которой времена года шли установленным порядком: весна следовала за зимой, лето сменяло весну и уступало место осени, которая, в свою очередь, сменялась зимой. Она была сделана из дуба и богато украшена драгоценностями. Музыка арфы помогала преодолевать страх на поле боя, обеспечивая порядок в битвах. Арфа могла воспроизводить три типа музыки, которые вызывали эмоции: великую печаль, радость или сон и мечты. Когда фоморы украли арфу, Дагда обнаружил цитадель там, где она висела на стене. Арфа волшебным образом полетела ему в руку, когда он позвал ее, убив девять человек.
Дагда вступил в брак со зловещей богиней войны Морриган . Самой главной почиталась эта Морриган, или Морригу, то есть «великая королева». Эта верховная гэльская богиня войны, напоминающая свирепую Геру и символизировала луну, которая, согласно представлениям древних народов, возникла раньше солнца. Культ луны сопровождался магическими обрядами и кровожадными ритуалами. Ее изображали облаченной в воинские доспехи и держащей в руке два копья. Ее боевой клич напоминал крик десяти тысяч воинов. Великая королева всегда — на войне, среди богов или простых смертных, появлялась либо в своем подлинном облике, либо в своих излюбленных личинах — в образе черной вороны или серого ворона.
Богиня Морриган. Художник Хейн Лэсс
Сама богиня Морриган участия в битвах не принимала, но непременно присутствовала на поле боя и использовала все свое могущество, чтобы помочь той или иной стороне. Кроме того, Морриган в обладала даром пророчества и способностью изрекать всевозможные заклинания. Она и валькирии использовали магию для того, чтобы наложить оковы на воинов и выбрать того, кто из них погибнет. Морриган была очень сексальна и плодовита. Однажды она пыталась соблазнить героя Кухулина, но была отвергнута им, отчего в ее сердце вспыхнула ревнивая ненависть и мстительность. Она умела превращаться ворон. В таком виде она уселась на плечо героя Кухулина, после чего тот пал в бою.
Морриган воспринимали и как отдельное божество, и как своего рода трех ипостасную богиню, отождествляемую с другими богинями войны: Махой, Бадб и Немаин.
Помимо нее, среди воинов появлялись и прочие воительницы, Фи, Нимэйн, Бадб и Маха, и, охваченные исступлением битвы, вдохновляли их на новые подвиги. Иногда все эти фурии скрывались под общим именем Бадб.
Автор Говард Джонсон
Бадб ("неистовая") тоже считалась богиней войны, смерти и сражений. Считалось, что появление Бадб во время битвы вселяло в воинов отвагу и безумную храбрость, и наоборот отсутствие богини вызывало неуверенность и страх. От действий Бадб в немалой степени зависел исход сражений. Бадб, ак Морриган и Маха, она оборачивалась прекрасной девой или вороной, кружившей над полем битвы.
Немона или Немаин, Неметона была супругой и спутницей бога Тевтата, покровителя военной и мирной деятельности кельтов, богом войны и сражений, подобно греческому богу Марсу. Она была и покровительницей домашнего очага, верховной жрицей кельтских обрядов и богиней-защитницей общины кельтов. В дальнейшем Немона почиталась как одна из трех богинь войны, сеющих раздоры и разрушения.
Немона, богиня и верховная жрица кельтских обрядов. Художник Клайд Колдуэлл
Большая часть кельтских богов является не только олицетворением сил природы, но и воплощением какой - нибудь духовной стихии. Самые видные фигуры кельтского Олимпа — Тевтат, Таранис, Кернунн, Езус, Луг, Беленус, Огмиос, Бригантия. Таранис соответствовал римскому Юпитеру, а Езус — Меркурию. Кроме того, стоит упомянуть ещё и сверхъестественных существ кельтской мифологии: огров, лепреконов и клуриконов, фей, агуан, водяных лошадей или эх-ушкье (и их разновидность — агисков), спригганов, шелков, Бугул-Ноз.
Самым древним богом кельтов считается бог Солнца Беленус, которого иногда называли Беленос, Бел, Бели Маур и Прекрасный Сияющий. Он ездил по небу на своей сверкающей колеснице, запряжённой лошадью. Иногда он сидел верхом на ней и метал молнии. Его щитом было золотое колесо. Часто Беленуса связывают с римским Аполлоном. У него были лечебные святыни по всей Западной Европе и даже в Шотландии. Даже сейчас европейцы проводят фестиваль огней Белтейн или «Огни Бэла». Раньше кельты обозначали этим праздником целительную силу весеннего солнца.
Таранис был богом грома, которого сравнивали с римским Юпитером и греческим Зевсом. Часто этого кельтского бога изображали мечущим молнии. Таранис ещё был богом огня неба и земли. Часто Таранис носил маленькие диски, руэли, символизировавшие солнечную систему.
У кельтов был зловещий бог Цернуннос. Его ещё называли «Рогатым». В его власти находились леса, плодородные почвы и богатство. На его голове красовались оленьи рога. Он был повелителем диких существ. Цернукнноса сравнивали с Юпитером и Вулканом.
В священном зеленом храме - роще у мирового древа жизни — величавого дуба - сидит, скрестив ноги, в просторной рубахе рожденный богиней - матерью всего Ану - рогатый бог природы и изобилия Кернунн с блестящими вьющимися темными волосами и загорелой кожей цвета лесного ореха. В правой руке у него торг из золота — символ богатства и удачи, благородства и священного обязательства, в левой — змея с головой барана — символ сексуальной власти над богиней. Древо соединяет землю и небо, космические светила, мир природы, всего живого на земле и подземный мир мертвых душ. Вокруг вращаются миры, вся жизнь. Рядом с Кернунном в золоте искрящегося тумана застыли хранитель врат в подземный мир — черный ворон, хранитель текущего времени - олень семи рогов, старуха ночи — древняя сова, владыка воздуха, око солнца - орел , старейший и мудрейший из мудрых — лосось. Скрывается темный бог от взора людей под холмом в царстве мертвых. Люди просят у него силу и процветание, поднося как жертвоприношение ветви омелы и рога матерого оленя. Бриан уже ожидал услышать песню Кернунна о полной радости загробной жизни. Он уже видел, как унесется на остров блаженных в западный океан, и встретит его радостно у входа Кернунн. А на земле весну и расцвет природы будет сменять урожайное лето, потом придет поздняя осень, холодная зима, но он уже не будет вдыхать аромат зеленого леса.
Почиталась также богиня Бойн, имя которой связано с легендой о реке Бойн. Прежде на ее месте был ручей Троицы, скрывавшийся в тени девяти волшебных кустов орешника. На этих кустах росли орехи темно-малинового цвета, обладавшие волшебным свойством: тому, кто сумеет сорвать их и тотчас съесть, открывались таинственные познания о сущности мироздания. Привилегией знать эти тайны пользовался лишь один вид существ — божественные лососи, обитавшие в ручье и тотчас проглатывавшие орехи, как только те падали с ветвей орешника в воду, и поэтому знали все и обо всем. Отсюда пошло выражение «вещие лососи».
Не случайно здесь упоминается лосось - "рыбный долгожитель", который способен жить в соленой и пресной воде и преодолевать большие расстояния, требующие много сил. Он способен плыть против течения и подниматься по горным рекам до водопадам - едва ли не взлетать к ним. Остаётся загадкой, как лосось помнит для размножения после долгих путешествии возвращаться туда, где он родился, что привело к убеждениям, что лосось обладает магическими способностями и невероятным умом.
Из семерых детей Дагды более всех прославилась Бригита. Первоначально она считалась богиней огня и очага, а также покровительницей поэзии, которую древние гэлы считали нематериальной, сверхъестественной формой огня. Однако раннехристианские миссионеры признали ее христианской святой.
Большим почитанием пользовались также боги Беленус и Огма. Беленус является солнечным богом, родственным римскому Аполлону. Бог красноречия Oгма изображался дряхлым стариком с протянутыми от языка золотыми нитями к ушам толпы слушателей, с палицей в одной руке и луком в другой. Будучи покровителем литературы, Огма считался и создателем знаменитого кельтского алфавита огам — древнейшей формы письменности, возникшей в Ирландии и распространившейся по всей территории Великобритании. Надписи, сделанные огамским алфавитом, обнаружены в Шотландии, на острове Мэн, в Южном Уэльсе, Девоншире и в Силчестере, Гемпшире, древнеримском городе Каллева Аттребатум. Это письмо предназначалось для надписей на вертикальных каменных столбах и стенах. Знаки, обозначающие буквы, представляли собой точки или наклонные зарубки. Позднее, в рукописных текстах, эти знаки стали располагаться на горизонтальной линии, над и под ней, а гласные стали обозначаться короткими черточками вместо зарубок. Помимо своей функции покровителя литературы, Огма был еще и богатырем или, по крайней мере, сильнейшим среди профессиональных силачей клана Туатха Де Данаан.
Был славен и Оэнгус, сын Дагды, которого прозвали Мак Ок - «молодой бог». Он стал своего рода гэльским Эротом, образом любви и красоты. Как у его отца, у Оэнгуса была арфа, но только не из дуба, как у самого Дагды, а из золота, издававшая настолько нежные и сладостные звуки, что услышавший ее не мог удержаться, чтобы не последовать за молодым богом. Его поцелуи стали птичками, незримо порхающими между парнями и девушками, щебеча им на ухо сладкие слова любви. Оэнгус тесно связан с берегами реки Бойн, где некогда высился его сказочный дворец и где до сих пор рассказывают множество легенд о его подвигах и приключениях. Энгус был влюблён в Каэр Ибормейт, девушку из сновидений. Он смог отыскать её на земле и женился на ней. Каэр превращалась в лебёдушку каждый год. Энгуса связывают с Мапоносом, кельтским богом юности, почитаемого в Британии и Галлии.
Мидхир был богом подземного царства, кем-то вроде гэльского Плутона. Он был связан с островом Фалга (это название, относящееся к острову Мэн, сохранилось до наших дней), на котором у него были три волшебные коровы и столь же волшебный котел. Кроме того, он был обладателем «Трех журавлей отказа и уверток». Эти журавли всегда стояли на страже у дверей его дома, и, когда к ним приближался человек, ищущий прибежища, первый журавль кричал: «Не подходи! Не подходи!», второй добавлял: «Уходи прочь! Уходи прочь!», а третий подхватывал: «Проходи мимо! Проходи мимо!». Однако верных птиц похитил у Мидхира Этхирн, алчный и завистливый поэт, коему они были нжны куда больше, чем их первому хозяину, который никогда не был богом-плутом или обманщиком. Напротив, Мидхир всегда предстает в образе жертвы плутов, безжалостно обманывающих его. Бог Оэнгус отнял у него жену, Этэйн , а его коровы, котел и прелестная дочь Блатнад стали добычей дерзких героев и полубогов из свиты короля Конхобара в золотой век Ольстера.
Последний из наиболее известных отпрысков Дагды — Бодб Дирг, Бодб Рыжий унаследовал от отца титул короля богов. Бодб Рыжий тесно связан с югом Ирландии, где у него был знаменитый сидх — подземный дворец.
Посейдоном клана богов Туатха Де Данаан был бог по имени Ллир, или Лер. Он известен менее знаменитого сына Мананнана., который стал покровителем мореплавателей, которые почитали его и как «бога нагорий», богом торговцев. У Мананнана были два копья, прозванных Желтое древко и Красный дротик, меч по прозвищу Мститель, который не переставал сокрушать врагов, а также два других меча, именовавшиеся Большой демон и Малый демон. Была у него и большая лодка по прозвищу Метла волн, которая двигалась сама по себе и , доставляя своего хозяина куда он только пожелает. Был у него огромный конь по кличке Роскошная Грива, обгонявший весенние ветры и молнией мчавшийся как по суше, так и по волнам. Никакое, даже самое грозное оружие не могло пробить его волшебную кольчугу и заколдованный панцирь, а на его шлеме ослепительно сверкали два магических самоцвета, ярких, как солнце. Он даровал богам мантии, делавшие их невидимыми, как только те пожелают, и кормил их своими собственными поросятами, которые возрождались быстрее, чем гости успевали съесть их. Именно из них он велел готовить угощения на своем знаменитом Вечном Пиру, так что гости, отведавшие их, никогда не старились. Таким путем слуги богини Дану навеки сохраняли молодость, а эль бога-кузнеца Гоибниу делал их неуязвимыми для врагов. Считалось, что и сам Мананнан, и все остальные боги тоже должны были получить особое благословение, чтобы приобщиться к источнику вечной Жизни.
В царстве духов существуют два враждующих друг с другом небесных воинства. На одной стороне сражаются боги дня, света, жизни, плодородия, мудрости и добра, на другой — демоны ночи, мрака, смерти, бесплодия и зла. К первым относились великие духи, символизирующие созидательные и позитивные аспекты природы и деятельности человека. В число их противников входили враждебные силы, связанные с такими негативными явлениями, как ураганы и морозы, засуха и болезни. Боги первой группы принадлежали к семье богов, собравшихся вокруг богини по имени Дану, которой они были обязаны своим общим названием " Туатха Де Данаан «племя“ или»народ богини Дану". Божества второй группировались вокруг богини по имени Домну и поэтому все они именовались «богами Домну». Слово «Домну», по всей видимости, означает «пропасть» или «морская бездна»; такое же значение имеет и хорошо известное слово «фомори», происходящее от двух гэльских слов, означающих «подводный мир». Необъятный водный простор ассоциировался с пустотой, мраком и чудовищными монстрами — полную антитезу земле, небу и солнцу.
Домну — фоморская богиня, мать Индеха, царя фоморов. Она была увенчана оленьими или козлиными рогами, и в шкурах жертвенных животных. Её сын Индех был убит во второй битве при Мойтуре (Маг Туиред), а войско фоморов разгромлено. Большинство демонов-фоморов было изгнано, а часть демонических существ, в том числе и богиня Домну безвозвратно стали жителями подземного и подводного мира.
Совершаемая в вечности битва между богами — детьми Дану и гигантами, сынами Домну, служит своего рода перенесенным в потусторонний мир отражением памяти о реальных столкновениях и битвах между захватчиками - кельтами и аборигенами - иберийцами.
4
Сражение бога света — Луга с фоморами
В давние времена еще до существования богов на Британских островах жили фоморы - потомки Хаоса и Старухи-Ночи. Название фоморов переводится как «подводный мир». Царем фоморов был сын богини бездны - Домну Индех.
Были фоморы громадными и уродливыми. У них было по одной руке и ноге. На плечах у других красовались головы коз, лошадей или быков. Самым жестоким и ужасным среди них был Балор, отцом которого считался «быкоголовый» - Буарайнех. У Балора было два глаза, но один был всегда закрыт. В детстве любопытный Балор заглянул в окно дома, где чародеи его отца готовили колдовское снадобье. Тут ядовитый дым от этого варева попал ему прямо в глаз, и тот настолько пропитался ядом, что его взгляд обрекал на смерть тех, на кого он падал.. И никому не было спасения от него. . Боги сохранили Балору жизнь при одном условии, что его ужасный глаз всегда будет закрыт. Однако в дни решающих битв Балор поднимал веко и этот взгляд уничтожал все, на что он падал. Поэтому его называли Балор с Губительным Глазом.
Балору предсказали, что ему суждена смерть от родного внука. Была у него дочь — красавица. Балор в страхе за свою жизнь запер ее в башне со служанками и никому не было доступа к ней . Но однажды фомор украл у людей быка и те отправили за пропажей юношу Тиана. . Когда Балор куда — то отлучился, Тиан проник в башню к красавице и вскоре дочь Балора забеременела. У нее родился мальчик, которого фомор приказал выбросить в море, но море смилостивалось над младенцем и выбросило его на берег. Слуги подобрали мальчика и привезли во двор Балора. Чумазый хилый мальчуган бегал по двору и однажды подобрал недоеденное Балором яблоко, которое он нечаянно уронил. Балор ужасно разозлился и обозвал его Длинноруким. Дело было в том, что мальчуган не мог обрести силу, пока ему не дали имя. А после обретения имени он приобрел великую силу. Так у него появилось имя Луг, означавшее «Длинные Руки» или «Стреляющий далеко».
Сохранилось его изображение с пращой и копьем, с помощью которых он совершал свои подвиги. Его почитали как бога Солнца, а радугу и Млечный Путь называли «Цепь Луга». Было у Луга волшебное копье, копье это было живым и отличалось ненасытной жаждой крови. Чтобы его остановить, нужно было окунуть его наконечник в специальный отвар из толченых листьев мака. Перед битвой копье оживало, начинало рваться и метаться и устремлялось прямо на ряды врагов. Еще у него был волшебный пес, который носился огненным клубком на поле брани и, омывшись в ручье, превращал его в вино и мед.
В те давние времена случилась война богини Даны с фоморами, в которой прославился бог света — Луг. Богиня Дана была прародительницей основных богов кельтов, вошедших в Племя богов Туата Де Дананн - духами земли и воды. Она была величавой прекрасной женщиной, окруженной детьми и птицами, т. к. породила все живое на земле., подарила людям знания и несметные сокровища. Одним из них был кусок скалы - камень фал, который умел кричать, когда его касался законный представитель земель ( у английского короля под троном при коронации покоится такой камень до сих пор. В Лестершире есть несколько холмов, которые называют грудью Ану.. Примечание автора). Луг устроил совещание с главными героями Туата Де Дананн : сначала он встретился с двумя братьями — Дагдой и Огмой. Затем к ним присоединились Нуаду — король и предводитель богов Туата Де Дананн - бог войны. В первой битве при Маг Туиред он потерял руку. Бог врачеватель Диан Кехта сделал ему руку из серебра, но человек с изъяном по обычаю не мог быть королем и он уступил место оказавшимся бесславным Бресу и после его свержения вновь стал королем. Он обладал волшебным мечем Нуаду: стоило вынуть его из боевых ножен, как никто уже не мог от него уклониться, и удар его невозможно было отразить.
Затем к ним присоединились братья Нуаду — Гоибниу и Диан Кехт. Бог - кузнец Гоибниу тремя ударами молота ковал магические копья и мечи, которые попадали в цель и оставляли незаживающие раны. Заклепки для копии и щитов, клинки и рукояти для мечей помогал делать медник Кредне, а изготавливать щиты и древки для копии — плотник Лухта. Наряду с Дагной он владел неиссякаемым волшебным котлом, в котором варился магический напиток, поддерживающий силы сражающихся богов. Волшебный эль пили боги во время пиров и простые смертные в потустороннем мире, обретая бессмертие.
Бог — врачеватель Диан Кехт. Мог со своими сынами Октриуилом и Махом и дочерью Аирмед лечили самые тяжелые раны, не могли только пришивать отрубленные головы. Они с помощью заклинании в источнике Слане сделали воду настолько целебной, что она возвращала к жизни даже мертвых. Исцеленные возвращались здоровыми на поле боя уже на следующий день.
Воины богини Дану совещались целый год, а затем призвали к себе друидов, чтобы узнать, на что способен каждый из них. Чародей по имени Матген сказал, что своим тайным искусством сумеет низвергнуть горы на войско фоморов, а также обещал отвести от фоморов воды великих озер и рек, но при этом кельты не будут испытывать недостатка в воде. Друид Фигол обещал напустить на войско фоморов три огненных ливня, которые на две трети отнимут у них силу и храбрость.
После этого Луг, Дагда и Огма начали подготовку к битве, занявшую семь лет. Как и во время первой битвы при Маг Туиред, на помощь Туата де Дананн пришла богиня Морриган. На этот раз она назначила свидание Дагде и пообещала ему сокрушить вождя фоморов Индеха Де Домнанн, «иссушив кровь в его сердце и отняв почки доблести». Когда позднее Индех появился на поле битвы, он был уже обречен.
Битва началась, и фоморы были поражены ее ходом: «Все их оружие, мечи или копья, что было повержено днем, и погибшие люди наутро не возвращались обратно. Не так было у Племен Богини, ибо все их притуплённое или треснувшее оружие на другой день оборачивалось целым, ибо кузнец Гоибниу без устали выделывал копья, мечи и дротики. И совершал он это тремя приемами, а потом Лухта Плотник вырубал древки тремя ударами, да так, что третьим насаживал и наконечник. Напоследок Кредне, медник, готовил заклепки тремя поворотами и вставлял наконечники, так что не было нужды сверлить для них дыры: сами они приставали».
Фоморы и сами пользовались волшебным оружием. Например, их королю Тетре принадлежал меч Орна. Стоило его обнажить и обтереть, как он начинал рассказывать обо всех совершенных с ним подвигах, «ибо, по обычаям тех времен, обнаженные мечи говорили о славных деяниях. Оттого воистину по праву протирают их, вынув из ножен. И еще в ту пору держали в мечах талисманы, а с клинков вещали демоны, и все потому, что тогда люди поклонялись оружию, и было оно их защитой». Но все;таки не было у фоморов таких искусных оружейников, как у Туата Де Дананн, и не могли они так быстро чинить поврежденное оружие и делать его снова пригодным для битвы. Кроме того, Туата Де Дананн умели быстро исцелять раненых воинов и даже возвращать к жизни убитых.
В день решительного сражения армия фоморов, чрезвычайно многочисленная и хорошо вооруженная, производила впечатление могучего и несокрушимого войска: «... и не было среди них вождя или героя, что не носил бы кольчуги на теле, шлема на голове, тяжелого разящего меча на поясе, крепкого щита на плече, да не держал в правой руке могучего звонкого копья. Воистину, биться в тот день с фоморами было, что пробивать головой стену, держать руку в змеином гнезде или подставлять лицо пламени». Многие из фоморов сражались в виде одноногих и одноглазых существ, что увеличивало их магическую силу.
Хотя воеводой армии Туата Де Дананн был Луг, вожди Туата, чтобы сохранить жизнь героя, оставили его в лагере под охраной девяти воинов. Войско в битву повел Нуаду. Но как только началось сражение, Луг вместе со своим возницей ускользнул от стражей и, взлетев на колесницу, помчался на поле битвы. Приняв командование, он обошел свое войско в ритуальной позе — на одной ноге и прикрыв один глаз, тем самым увеличивая магическую силу армии.
Затем обе армии издали громкий клич и устремились друг на друга. Долгой и кровавой была эта битва: «Ужасен был шум громовой, исходивший от битвы; крики бойцов, стук щитов, звон и удары кинжалов, мечей с костяной рукоятью, треск и скрип колчанов, свист несущихся копий и грохот оружия. В схватке едва не сходились кончики пальцев бойцов, что скользили в крови под ногами и, падая, стукались лбами. Река Униус несла в ту пору немало трупов». В битве с вождем фоморов Балором погиб доблестный король Нуаду.
Чтобы отомстить за Нуаду, против Балора вышел Луг. Страшное чудовище решило сразить Луга своим смертоносным взглядом, который он приобрел, когда чародеи его отца варили волшебные зелья. Отравленный пар от варева проник в глаз Балора и наделил его ядовитой силой. Балор встал напротив Луга и прорычал на много верст вокруг:
- Поднимите мне веко.
Четверо воинов палками подняли его веко. И тут Луг так точно метнул камень из своей пращи, что вышиб глаз фомора так, что вывернул его и глаз, который уставился на войско фоморов и полегли те на поле боя. Тут подоспела и богиня Морриган и принялась ободрять воинов Туата, призывая их драться свирепо и яростно. Фоморы обратились в бегство; их гнали до самого моря. В одном из последних поединков Огма и один из королей фоморов Индех пронзили друг друга копьями и вместе пали замертво.
С приходом людей на кельтские земли смертные оказались сильнее потомков Дану — эльфов. После битвы под Тальтиу племена Даны ушли в подземный мир, а Дана оказалась надолго низвергнутой и забытой. Но до сих пор люди поклоняются солнцу и солнечному богу.
Свидетельство о публикации №224081900592