Значение корня Есь

         1) Еси - др.-русск., ст.-слав. си, сербохорв. jеси. Соответствует др.-прусск. essei, лит. esi, лтш. esi и имеет окончание -sei в результате контаминации нетематического -si и тематического -ei; см. Ван-Вейк, AfslPh 36, 111 и сл.; Эндзелин, Apr. Gr. 157; Lett. Gr.,596. Далее ср. др.-инд. asi, авест. ahi, греч. гомер. , арм. es "ты еси"; см. Педерсен, IF 5, 48. Диал. также ести "ты еси" в былинах, сиб. (ЖСт. 16, 2, 27). Под влиянием формы есть – 3 л. ед. ч.
        Ес’и (ст.-слав.) (Отк.11:17 ; Отк.16:5 ) — есть (наст. вр. второго лица гл. быть).Синонимы: быть.
 «Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, Да приидет Царствие Твое, Да будет воля Твоя,яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; И остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим; И не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого. Яко Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь».( Мф. 6, 9-13 )
       Есмь: др.-русск., ст.-слав, ' Я есмь' (Sad.), болг. съм то же (Дювернуа), также диал. сам (Хр. П. Стоилов. Горно-Джумайски говор. — СбНУ XX , 1904, 18; М. Младенов БД III, 159), макед. сум 'я есмь' (И-С), сербохорв. ]есам, сам 'я есмь', словен. sem 'я есмь', чеш. jsem, слвц. som (SSJ I, 150, ё. v. byf), в.-луж. sym 'я есмь' (Pfuhl 701), н.-луж. som, ст.-польск. jeem (SI. stpol. Ill, 195), др.-русск. (ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ СЛАВЯНСКИХ ЯЗЫКОВ ПРАСЛАВЯНСКИИ ЛЕКСИЧЕСКИЙ ФОНД Выпуск 6 (*е—*golva) Под редакцией члена-корреспондента АН ССС стр. 32)Родственно лит. esmi, др.-прусск. asmai (ср. Эндзелин, Apr. Gr. 156 и сл.), др.-инд. asmi, авест. ahmi, арм. em, греч. , лесб. , алб. jam, гот. im; см. Уленбек, Aind. Wb. 18 и сл.; Бернекер 1, 265 и сл.; Г. Майер, Alb. Wb. 160 и сл.; Траутман, BSW 71.
           ЕСТЬ:
      I - диал. есть, укр. єсть, є, блр. есць, др.-русск. есть, ст.-слав. стъ, редко , сербохорв. jест, энкл. jе, чеш. jest, je, польск. jest и т. д. Родственно лит. esti, est, др.-инд. asti, ав..
     II - «слушаю(сь)», воен. Из англ. «yes - да, есть», сближенного по народн. этимологии с "есть". (см. Томсон 347)
     III - см. ем. Есть – 3 л. ед. ч. (Фасмер Макс Этимологический словарь русского языка)

        2) «В кетской[4] мифологии «Есь» (букв. «небо», «бог»)- верховное божество. Есь является воплощением доброго начала и одним из главных создателей земли, а именно той её части, которая лежит выше по Енисею и соответствует наиболее ранним историческим местом обитания кетов.

        Согласно мифу творения, Есь добыл землю со дна моря и создал ровную поверхность земли. А в это время Доотет, носитель злого начала, спрятав за щеками часть земли, создал более северную наклонную часть земли. Есь отобрал у него оставшуюся землю и, разбросав на поверхности, сотворил горы и холмы, а также полезных людям животных и рыб. Вредных насекомых он посадил в яму, которую заткнул большим столбом. Доотет вытащил этот столб, отчего вредные животные расползлись по лесу. Есь нарисовал на земле пальцами все реки, кроме Енисея, прорытого Альбэ. Согласно народным представлениям, первые звери, на которых охотились кеты - дикий олень («олень Еся»), лось, заяц и другие, а также снег, чтобы люди могли поймать этих животных, были посланы на землю Есем.

         Есь был супругом Хоседэм. В древние времена, когда была сотворена земля, они жили вместе на седьмом круге верхнего мира. Они поссорились из-за того, что их старший сын Биссымдесь («западное небо») остался замороженным в западной части неба. Это произошло, потому что он не послушался отца, советовавшего ему одеться потеплее. Хоседэм ушла от Еся на землю, но и там звалась его женой.

        Есь отдал свою дочь в жёны сыну земли, но их поссорила злая Калмесэм (Калбесэм). Она подложила в мешок сыну земли берёзовые губки вместо съестных припасов, и тот за это побил дочь Еся, которая ударилась о землю и превратилась в важенку. Их общего сына она посадила в люльке на верхушки своих рогов и поднялась к своему отцу на седьмое небо - на седьмой круг верхнего мира. Тогда сын земли обессилел и должен был погибнуть, но Есь дал ему качели, качаясь на которых, он смог подняться на небо и найти свою жену.

        Существовало также представление о том, что у Еся было семь мыслей, которые соответствовали семи кругам верхнего мира и семи мыслям и душам каждого человека. Есь ведал хорошими мыслями, которые в каждом человеке борются с плохими, находящимися в ведении Делеся (западное, или кровавое небо). После смерти человека его душа (ульвей) может попасть к Есю или к Боксейдесю (букв. «место костра Еся»).

        Первоначально Есь представлял собой обожествлённое небо, но он выступал и в антропоморфном виде - как старец в белой одежде, иногда спускающийся на землю». (Елисеева Л. А. Источники: 1. Мифологический словарь/Гл. ред. Мелетинский Е. М. - М.: Советская энциклопедия, 1990г.- 672 с. 2. Мифы народов мира/под ред. Токарева С. А. - М., Советская энциклопедия, 1987г. - т.1, с. - 671)

       ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА

«ЕСТЕСТВО - ср. всё, что есть; природа, натура и порядок или законы её; существо, сущность по самому происхожденью. «Духовная жизнь чужда земного естества. Человек, по естеству своему, причастен плоти и духу. Мы зовем чудом всё, что почитаем свыше естества. Каждое животное живет по естеству своему».

ЕСТЕСТВЕННЫЙ - к естеству относящийся. «Естественный порядок вещей Естественная история -описание трех царств природы». Природный, натуральный, неискусственный, самородный; непротивный законам природы, согласный с естественным порядком, не заключающий в себе чуда. «Есть естественная или самородная сера. Естественные явления - все перемены в видимой природе.

ЕСТЕСТВЕННОСТЬ - ж. свойство, принадлежность естественного.

ЕСТЕСТВОИСПЫТАНИЕ, ЕСТЕСТВЕННАЯ история, зоология, ботаника и минералогия; в обширном смысле, также физика и химия. Естествоиспытатель – (м) -ница (ж), естественник, изучающий природу, натуралист.» (Толковый словарь Живаго Великаруского языка Владиміра Даля)

Турция: ESEN: Turkish name meaning «wind» (турецкое имя означает: «ветер или утренний ветер»).

ESIN: Turkish namemeaning «inspiration». («вдохновение»)

Япония. Ёсин-рю -школа Дзю-дзюцу (джиу-джитсу), известная с конца XVI века, основанная Миура Ёситацу, одним из учеников эмигранта из Китая Чэнь Юаньбинав (1558 год).

Древний Рим. «Est» лат. - быть, есть (в значении существовать, находиться). «Via est vita», - Дорога – это жизнь».

***
[5] Современные кеты (самон.: «кет» - человек, впрошлом: «остяки») - потомки енисейскоязычного народа, в прошлом жившего в Южной Сибири. В настоящее время большая часть кетов живет в Туруханском районе Красноярского края. Кеты относятся к енисейскому антропологическому типу, входящему в состав уральской расы. Кеты являются монголоидами с несколько ослабленной степенью выраженности монголоидных черт. Кетский язык в лингвистической классификации занимает изолированное положение, входит в енисейскую языковую семью, в которую включены языки, ныне ассимилированных, аринов, асанов, котов и некоторых других народов.


Рецензии