Библейские мифы, легенды и притчи12
После Иерихона Иисус Навин взял город Гай, хитростью выманив его защитников из крепости. Все жители города были перебиты, но добычу и скот он решил разделить воинам между собой, ибо после Иерихона в войске возник ропот. Город Иисус сжег, а царя повесил на дереве. После захода солнца труп сняли и набросали на него кучу камней, которая уцелела даже до сего дня.
Услышав о военных успехах израильтян, все цари ханаанские заключили меж собою союз, чтобы единодушно сразиться с пришельцами. Но жители Гаваона, не понадеявшись на победу, решили обманом обеспечить себе жизнь. Они оделись в ветхую одежду, взяли ветхие мешки, положили в него сухой и заплесневелый хлеб и пошли к Иисусу, в его стан, с предложением заключить мир.
-Откуда вы? - подозрительно спросил Иисус.- Может быть, вы живете в Ханаане, тогда я не могу заключить с вами союз, потому что Бог завещал нам всю эту землю и мы должны всех ее жителей или изгнать или истребить.
-Мы живем очень далеко, - заверили послы. - Видишь, одежда наша обветшала и хлеб наш высох и заплесневел, пока мы дошли сюда. Мы услышали славу Господа вашего и пришли назваться рабами вашими.
Иисус заключил с ними мир и поклялся, что сохранит жизнь их народу; в том же поклялись и начальники израильские. А через три дня, выступив в поход, израильтяне обнаружили, что были обмануты, что Ганаон находится в Ханаане. Общество израильское возроптало на Иисуса и начальников, и сказал Иисус:
-Пусть живут, раз уж мы поклялись Господом Богом нашим! Но будут эти люди прокляты во веки веков, будут рабами нашими, будут рубить нам дрова и черпать воду.
Цари амморейские, услышав, что Гаваон заключил союз с Израилем, объединились и решили проучить отступников. Они выступили с большим войском и осадили город. Жители Гаваона послали к Иисусу гонцов: приди, мол, к нам скорее, спаси рабов своих от руки амморейской.
Иисус выступил стремительно и шел всю ночь. Нападение было неожиданным для аммореев и их войско смешалось вначале, но сил у них было больше, чем у израильтян, поэтому бой затянулся до вечера. Видя, что день клонится к концу, а ночью враг может улизнуть, Иисус поднял руку к небу:
-Остановись, солнце, над Гаваоном! Встань, луна, над долиной Аиалонскою!
И остановилось солнце, и луна стояла, доколе народ мстил врагам своим. И не было такого дня ни прежде, ни после того, в который Бог так исполнил бы волю человеческую. Ибо Бог сражался за Израиля.
Оставшиеся в живых аммореи убежали в укрепленные города, а пятерых их царей взяли в плен и привезли к Иисусу. Иисус призвал всех израильтян и велел начальникам подойти и наступить на шеи поверженных царей.
-Не бойтесь и не ужасайтесь! - сказал он. Будьте тверды и мужественны! Ибо так поступит Господь со всеми врагами вашими.
Потом поразил их Иисус и повесил на пяти деревьях, и висели они на деревах до вечера.
После этого Иисус прошел огнем и мечом по всей ханаанской земле и истребил население многих городов, а имущество и скот сыны израилевы забрали себе. Как повелел Бог Моисею, так Моисей заповедал Иисусу, а Иисус так и сделал, не отступил ни одного слова во всем, что повелел Бог. Взяв землю, Иисус отдал ее израильтянам, как было заранее условлено по коленам их. И успокоилась земля от войны.
Кончина Иисуса Навина
Спустя много времени Иисус состарился и вошел в преклонные лета. Созвал он тогда старейшин, судей и надзирателей, и сказал им:
Вот я разделил вам по жребию землю сию в удел коленам вашим, от Иордана до великого моря. Часть народа я истребил, остальных Иегова, Бог ваш, сам прогонит, чтобы вы получили землю, обещанную вам в наследие. Он даст вам землю, над которой вы не трудились, и города, которые вы не строили, виноградные сады, которых вы не сажали, сокровища, которых вы не собирали. Посему во всей точности старайтесь хранить и исполнять все написанное в книге Моисея, не уклоняйтесь ни направо, ни налево. Если вы приступите заветы Иегова, Бога нашего, и будете служить другим богам, то возгорится на вас гнев Господень, и скоро сгибнете с этой доброй земли. Ибо он Бог ревнитель, он не потерпит беззакония вашего и грехов ваших.
После сего умер Иисус, сын Навин, будучи ста десяти лет.
Судьи Израилевы
После смерти Иисуса Навина воинское счастье отвернулось от сынов Израилевых. Как ни старались, как ни бились они с жителями земли ханаанской, но не смогли их ни изгнать, ни полностью истребить. В нарушении завета Господня стали они жить среди евреев, иевусеев, аморреев, хананеев и ферезеев, стали делать злое пред очами Бога и служить местным богам — Ваалу и Астарте.
Воспылал гнев Божий на Израиля, и предал он его в руки грабителя, в руки врагов. Куда они не пойдут, всюду их бьют и грабят, всюду им тесно. И овладел Израилем Еглон, царь моавитский, и служил ему Израиль восемнадцать лет.
Возопили сыны Израилевы к Богу, и Бог воздвигнул им спасителя, судью Аода, который был левша.
Аод сделал себе короткий меч, длиною в локоть, привязал под плащом к правому бедру и явился с дарами к Еглону-царю.
Поднеся дары, Аод шепнул царю:
-У меня есть тайное слово для тебя!
-Хорошо! - кивнул Еглом и, видя, что гость его безоружен, отослал от себя телохранителей.
Когда они остались одни, Аод неожиданно выхватил левой рукой меч и вонзил в чрево царя. Тот был очень тучен, и меч вошел в тело вместе с рукояткой. Еглом не успел даже вскрикнуть, а Аод тут же повернулся и вышел между ничего не подозревавшими стражниками. Когда убийство было обнаружено, он был уже далеко.
Когда умер Аод, сыны Израилевы опять стали делать злое пред очами Господа, и предал их Господь в руки Иавина, царя Ханаанского. Восначальником у Иавина был Сисара.
В то время судьей у Израиля была пророчица Девора. Она жила под пальмою на горе Ефремовой, и сыны Израилевы приходили к ней на суд. Воодушевила Девора израильское войско и послала на ополчение ханаанское. И разбили израильтяне хананеев, пали все от меча; сам же Сисара бежал и укрылся в шатре Иали, жены Хевера Кенеянина.
Иаиль встала ему навстречу с притворным радушием:
-Входи, господин мой! Здесь ты можешь ничего не бояться!
-Дай мне напиться и спрячь меня! - попросил разгромленный полководец.
Она развязала мех с молоком и напоила его, а потом спрятала по ковром. Когда же Сисара уснул от усталости и темноты, Иаиль взяла острый кол и молот, тихонько подошла и вбила кол ему в висок, так что пригвоздила к земле.
Сыны Израилевы опять стали делать злое пред очами Господа, и предал их Господь в руки мадианитян. Весьма обнищал Израиль и возопил к Богу.
Явился тогда Гедеону, потомку Авиезерову, ангел Господень. А Гедеон в это время молол пшеницу на ручной мельнице.
-Бог с тобою, муж сильный, - поздоровался ангел.
-Где он, этот Бог? - проворчал Гедеон, не прекращая работы. - Если он с нами, отчего терпим мы все эти беды? И где все чудеса его, о которых рассказывали нам отцы наши? Ныне оставил нас Господь и предал в руки мадианитян!
-Иди и спаси Израиля! - повелел ангел. - Я посылаю тебя!
-Да как я спасу Израиля? - изумился Гедеон. - Племя мое в колене Манассиином самое бедное, и в доме я самый младший!
-Господь будет с тобой, и ты поразишь мадианитян, как одного человека.
«Ну, что ж! - решил Гедеон. - Надо попробовать. Может, и вправду, поражу.»
Собрал он племя Авиезерово и послал послов ко всему колену Манассиину, а также к Асиру, Завулону и Неффалиму, и те тоже пришли к нему. Тогда сказал Бог Гедеону:
-Слишком много войск у тебя, так дело не пойдет. Ты победишь мадианитян и возгордишься. Скажешь: «Это моя рука спасла Израиль!» Пойди и скажи народу: «Кто боится погибнуть, пусть возвратится домой!»
Гедеон сделал по слову Божию, и ушло из войска двадцать две тысячи, а десять тысяч осталось.
-Все еще много народа, сокрушенно заметил Бог. - Ладно, веди их к реке, там я еще устрою отбор.
Привел Гедеон воинов к реке, и стали они пить из реки. Некоторые пили воду с руки, черпая ее горстью, другие же преклонялись на колена и лакали ртом, как псы. Пивших с руки было триста человек.
И сказал Бог Гедеону:
-С тремя стами пившими с руки я спасу вас, а вставшие на колена пусть идут каждый в свое место.
Гедеон отпустил народ, оставил только триста избранных.
Когда наступила ночь, Бог велел им сходить во вражеский стан и послушать, о чем говорят медианитяне. Гедеон пошел и подкрался в темноте к костру, подле которого сидели воины. Один из воинов рассказывал свой сон:
-Снилось мне, братья, будто круглый ячменный хлеб катился по нашем стану и, подкравшись к шатру, ударил его так, что шатер упал и развалился.
-Не иначе, как это меч Гедеона Израильтянина! - в испуге воскликнул другой воин. - Предал Бог нас всех в его руки!
Гедеон, услышав эту беседу, возрадовался и, возвратившись в свой стан, стал будить воинов:
-Вставайте! Господь предал медианитян в наши руки!
Разделил он отряд на три части, дал всем трубы и пустые кувшины со вставленными в них светильниками и сказал:
-Смотрите на меня и делайте то же, что я буду делать. Когда я затрублю в трубу, вы тоже трубите вокруг всего вражеского стана и кричите: «Меч Господа и Гедеона!»
Окружили израильтяне медианитян в начале средней стражи и по сигналу Гедеона затрубили в трубы и разбили кувшины; в левой руке каждый держал светильник, а в правой трубу, и все трубили и кричали: «Меч Господа и Гедеона! Меч Господа и Гедеона!»
Мадианитяне пришли в ужас и обратились в бегство. Гедеон послал гонцов к ефремлянам, и те перехватили бегущих у переправы через Иордан. Так смирились мадианитяне пред сынами Израиля, и покоилась земля сорок лет во дни Гедеона.
Иефай был сын Галаада от блудницы. Жена Галаада тоже родила сыновей. Когда они возмужали, то сказали Иефаю:
-Убирайся из нашего дома! Ты не можешь быть наследником отца нашего.
Иефай ушел в другую землю, собрал вокруг себя бродяг и разбойников и вел жизнь беспечную и бесшабашную.
Через некоторое время аммонитяне пошли войной на Израиля. Пришли тогда к Иефаю старейшины израильские и стали просить:
-Приди, будь нашим вождем! Мы знаем, ты храбр и удачлив.
-Не меня ли изгнали братья мои, лишив наследства? - усмехнулся на их просьбы Иефай. - Зачем же вы ко мне пришли теперь, когда попали в беду? Останусь ли я у вас начальником после того, как сокрушу врагов ваших?
-Господь да будет тому свидетелем! - заверили старейшины.
Тогда Иефай согласился и выступил с войском. Перед самой же битвой дал он обет Господу: «Если ты предашь аммонитян в руки мои, то по возвращении домой принесу тебе во всесожжение первое же, что встречу».
Был его обет угоден Господу, и даровал ему Бог победу, поразил Иефай двадцать городов аммонитских. Когда же вернулся Иефай в дом свой, то навстречу ему вышла его единственная дочь с песнями и тимпанами.
Увидев ее, разодрал Иефай одежду свою, и воскликнул:
-Ах, дочь моя! Ты сразила меня! Я поклялся о тебе Господу и не могу отречься!
И он рассказал ей о своем неосторожном обете.
Не дрогнув, выслушала его девушка, только стала белою, как молоко белой коровы.
-Сделай так, как поклялся, отец мой! - сказала она смиренно. - Ибо через твою клятву Господь совершил отмщение аммонитянам. Отпусти только сперва меня с подругами на два месяца в горы — оплакать девичество моё!
Отпустил ее Иефай, и она ушла с подругами в горы. Когда же минуло два месяца, дочь вернулась, и совершил Иефай обет свой.
Свидетельство о публикации №224081900065