2. Единство и борьба ртов и напитков
4. Какие души и тела у напитков?
Некоторые ученые «деистово» исповедуют психофизический параллелизм. Причем, «примерно всегда», когда эти параллельные – психики и физики / души и тела – очевидно, пересеклись! Впрочем, то, что параллельные не пересекаются, не факт, а если по-научному, аксиома, а если по-простому, декларация: не докажешь – не прикажешь!
Прямые ведут себя как современные молодые люди: пересеклись – и разбежались (больше уж точно не пересекутся...) А те прямые, которые НЕ пересекаются - уж называйте, как хотите - постоянно СООБЩАЮТСЯ друг с другом (не очень понятно, КАК, но неизменно и перманентно).
С точки зрения геометрии, это бред. К счастью, я далек от геометрии.
Итак, следует отметить, что химический состав напитка безусловно связаны с его эффектом, но непрямо. К примеру, тот же этанол может действовать по-разному, в зависимости от своего происхождения. Один и тот же градус - а вина совершенно различны. И дело тут далеко не только в цене, вкусе и запахе: скажем, тутовая чача действует совершенно непохоже на чачу айвовую.
В химии разницы нет, а в быту она огромна!
Попытайтесь окинуть мысленным взором все те супер-способности, которые получали наши предки от сверхъестественных существ или веществ.
Начнем с бренда «Ханаанский бальзам» (он же Чернобурка). Производится из политуры, денатурата и бархатного пива.
Еще один, «Слеза комсомолки», изготавливают из букета лаванды и вербены, одеколона «Лесная вода», лака для ногтей, зубного эликсира и лимонада.
Наконец, «Дух Женевы»: Средство от потливости ног + Пиво «жигулевское» + Лак спиртовой + «Белая сирень» – здесь очень важно знать, что Белая сирень «успокаивает совесть и примиряет человека с язвами жизни»; но если заменить ее на Ландыш сереберистый, то последний будет будоражить ум, тревожить совесть и даже укреплять правосознание. Возьми «Шипр» – и получишь «благородные порывы» (неизвестно, правда, чего). А уж если взять в качестве заглавного компонента лосьон «Лукоморье», то я не стану и продолжать!
Впрочем, давайте, оставим прямо здесь всю эту «недо-постсоветскую хтонь» ерофеевского разлива.
Это Нижний мир. Нижний мир представляет собою фазу жизни, во время которой особую силу и влияние приобретают инфернальные силы. Яды – среди которых главный, Эталонный Этанол – маскируются под магию, и даруют иллюзорные сверхспособности; при этом, окружающее может казаться прозрением и расширенным сознанием. Хотя лак для ногтей и гель для унитаза... это уже не про магию, и не про «легкое путешествие к другим планетам»; то есть, это не про БЕЛОЧКУ, а про летально-меловые круги на асфальте.
Прошу прощения у любезного читателя за дурацкую вставку! собственно, я хотел сказать примерно следующее: если рассуждать химически, то вся суть напитка сводится, грубо говоря, к одному-единственному параметру – градусу или % этанола. Перифразируя классика, «выпил – подрался – в тюрьму: романтика!» Однако это лишь неприкрытый юридический аспект. Так сказать, обнаженный УК. А для УК, как и для следака, здесь тоже все сводится к одному: Статье за хулиганство. Ни статье, ни прокурору, ни даже адвокату нет решительно никакого дела до всего богатства внутреннего мира, который стоит за актом хулиганства! до, так сказать, Хулигана-в-себе (к которому, верно, и аппелирует Венечка Ерофеев). Между тем, самое важное для нас – наш образ мыслей и специфика поведения. А они-то обусловлены не химией, а историей – когда и как тот или иной «сахароноситель» начал свое превращение в этанол!
Я и не стал бы говорить об этом, если бы не специфика темы – ведь самое важное, это познать и ПОНЯТЬ историю Мёда поэзии, а не постичь тайну его рецептуры. Это мы с вами увидим в дальнейшем.
5. Причем тут поэзия?
Еще один окольный путь общего Маршрута по Младшей Эдде, это путь из Верхнего мира в Средний мир. Здесь, на этом пути, стоит один из коанов и практик «дзэнщиков» сёгуна Субару: «Не застывай на очевидном: ломись в открытую дверь!». А в нашем случае, «ломиться в открытую дверь» значит доказывать, что асы и ваны – mon Dieu, Иваны! – готовили инкскую чичу, замбийскую чибуку, популярную на берегах Нигера чапалу или тогбу, текущую со склонов Килиманджаро. А если уж ломиться в дверь даже не открытую, а давно уже сорванную с петель и занесенную песками пустынь, в таком случае, боги бодяжили портвяШОК «Плачущий большевик», супер-самогон «Октябрьский переворот» или коктейль-люкс «18 брюмера Наполеона Бонапарта»!
Однако, разумеется, асы не были бы асами, если бы не наделили свой эликсир некой Добавочной стоимостью. Какой?
В мире известно несколько волшебных эликсиров: персидский Хаома, индийский Сома, славянский Сурья и ацтекский тесгуино (3).
Авестийский бог создал из травы эликсир. Женщинам он дает хорошего мужа и талантливых детей, а мужчин защищает от недугов и от недругов, дает им здоровье, славу силу и мудрость, вплоть до бессмертия. Магическая сила бальзама не знает каст и рас.
Сома, как верят индусы, излечивает от любых хворей, дарит людям радость и позволяет путешествовать по иным мирам.
В воображении жителей Гардарики, древних славян, богиня Лада сажала хмель в своем небесном саду, а древние славяне добавляли его в мед, молоко, а затем ставили на солнце для того, чтобы микс «засурился», а люди смогли пить сурицу и возносить славу богам. Именно сурица являлась тем мостиком, с помощью которого простые смертные и небожители могли общаться между собой.
Наконец, Тесгуино. Грубо говоря, это кукурузный пивасик, настоянный на диких дрожжах, однако племя тараумара из Мексики считает тесгуино священным напитком. В особый день – день рождения, день похорон, или на праздники – аборигены пьют священное пиво. Причем, мужчины делают по три глотка, а женщины – четыре глотка. Для тараумара, с этим всё ясно: у мужчин три души (4): он трудится на земле, работает по дому и охотится. А женщина имеет четыре души: она дает жизнь, носит во чреве, кормит детей и заботится о них.
Итак, перед тобою, читатель, промелькнули очень разные земли – от среднерусской равнины и центральной Азии до Индостана и Юкатана. Но, несмотря на различия, все напитки относятся к одному миру – Верхнему миру, и творят его боги либо культуртрегеры. А назначение напитков примерно одно: здравствие и благоденствие в этом мире. Персонажи из иных миров фигурируют нечасто – и также, в смысле помощи своему здравствующему потомству. Каждый человек, независимо от происхождения, может получить доступ к волшебному эликсиру, для того, чтобы обеспечить свое благоденствие в этом мире, и даже, возможно, «продолжить» это благоденствие и по ту сторону роковой межи.
______________
(3) Если парадигма Верхнего мира чужда читателю, в качестве альтернативы можно использовать такое понятие как «бог напитка» (по аналогии с «богом огня» или «богом-громовержцем»). Еще одна альтернатива – японское «ками». Оно выражает некую священную или сверхъестественную сущность, душу / анима различных вещей: ками лужайки перед домом, ками заброшки у дороги, ками старого веера или ками напитка.
(4) Один глоток – для посадить дерево, второй – для построить дом, а третий – для родить сына! :)))
6. Мера золота – рот великана
Мало-помалу, мы, наконец, подобрались к нашему предмету.
Итак, какой напиток из Верхнего мира достался северным варварам?
В некоторых текстах, первые эпизоды выглядят как настройка оркестра перед концертом: она необходима, но искать в ней хотя бы намек на тему неуместно и неумно. Так вот и в Младшей Эдде, первые три главы повествуют о похождениях великанов – причем, ни великаны, похождения не имеют особого отношения к теме.
А Тема возникает только в Четвертом эпизоде. И то лишь намеком.
На сей раз, наш герой великан с перспективным именем: «Всемогущий» (как есть, без дураков!). «Об Эльвальди», - таинственно добавляет рассказчик, - «я мог бы поведать немало примечательного». Хм! к чему эта выкомура? «об чём» эти тонкие инсинуации на толстые обстоятельства? Увы, как говорится, блеф чистый, без льда: более о великане не сказано ни слова, кроме того, что «он был очень богат золотом». Ха-ха, куда уж примечательнее!
Однако для Меда поэзии это, оказывается неактуальным.
Когда великан-златодержец умер, его сыновья, Тьяцци, Иди и Ганг, стали делить наследство необычным способом: «каждый брал в свой черед полный рот золота … С той поры», – заключает рассказчик, – «повелось у нас называть золото «счетом рта». А в иносказаниях или поэзии золото зовется «речью, либо словом, либо счетом тех великанов». Эгир сказал: «Мне кажется, это хорошее иносказание для золота».
А если назвать хорошие стихи «золотом слов» или «золотом рта»? как вам такое иносказание? Нет-нет, о поэзии пока ни слова, да и я не хочу забегать вперед. Просто, именно здесь, в Четвертом эпизоде возникает первое иносказание – и сам термин – в последствие названное словом «кённинг».
Кстати, как мне кажется, столь необычный и нетрадиционный способ счета и деления наследства – при помощи рта – также апеллирует к нашей теме. Иначе, зачем было бы рассказывать о великанах-олигархах?
Итак, первый образ на нашем пути в поисках Мёда поэзии, это образ Рта. Хм, в целом, это вполне естественно, хотя мы его и не искали.
К тому же, бьюсь об заклад, что вы скажете словами поэта Цветика из детского эпоса о Незнайке, «рот... ну, это слово какое-то непоэтическое!». Ведь мы ассоциируем поэзию, как правило, с такими вещами как «перо», «свиток», «лира», «музы». Для нас, «рот» или «язык» – вещи грубые, дикие, а на деле, они архаичны, даже фундаментальны. На наш, ренессансный, взгляд, музы давно уж спустили «язык» и «рот» в подвалы памяти, и расставили их где-то между маринованными метафорами, сушенными аллегориями и банками сборниками аккадских анекдотов. А скоро, наверное, вслед за «речью» и «ртом», туда же отправятся Мусагет вместе с музами... отчасти, наши античные отголоски останутся либо в пародийном, либо в блатном формате, а вместо них утвердятся всякие там «скрины» и «стримы».
Так что, чем прятаться в панцырь удобных реалий, давайте, вспомним, что такое рот.
А? ЧТО???
Э-э-э... Я, однако, зарапортовался. Вот, перечитал, и вспомнил один пассаж, кажется, из Армандо Вердильоне: «Фаллос – это институционализация означающего, которое вытесняет Наказание в сферу субъекта и его интенции» (5). Вот те раз! – а я всё: «Чо это за фаллос такой?» Спасибо, Армандо... не дал забыть!
Впрочем, бредни бреднями, а шутки шутками. А правда, ЧТО ТАКОЕ РОТ?
В ритуалах и мифах разных народов, от ацтеков до евреев, Рот символизирует вход в подземный мир (скажем, в ацтекской иконографии гигантский открытый рот идентичен чреву гигантского Кита в Библии, и олицетворяет всепожирающую Землю).
Однако, есть и второй мотив! – изображение открытого рта означает суд, ораторские способности, слово и власть. (к примеру, Уста Златые символизируют драгоценное учение Будды). Наконец, РОТ или Устье реки воспринимается вольными («дикими») как древними, так и современными народами в качестве портала, дающего доступ к другой реальности.
_______________
(5) Цитата вполне может быть неточной. Она может быть даже перевранной, переиначенной! даже что там, она может быть откровенным вымыслом или фальсификацией: ни фаллосу, ни Лакану, ни истине вообще от этого ни тепло, ни холодно!
А в моем скромном тексте у всех этих цитат и отсылок одно назначение - т.н. смеховая культура. Если психоаналитические конструкции дают повод и возможность хорошенько поржать, то лучшего /большего от них ждать не приходится!
Армандо Вердильоне: «Бред Жака Лакана: как шифруются психоаналитики?» (Милан, 1978) Уж ты бы молчал, рагаццо!
Завершение: http://proza.ru/2024/08/28/1552
Свидетельство о публикации №224081900674
Понравилось выражение: «напитки из Верхнего мира».
В книге «Дама номер 13» Хосе Самосы «музы» из Нижнего мира самым изощренным образом глумились и измывались над бедными поэтами, чтобы выдавить из них хоть каплю «мёда поэзии».
Интересно. Буду ждать продолжения.
С уважением, Александр.
Александр Галяткин Юлия Фадеева 23.08.2024 19:03 Заявить о нарушении
Вы знаете, если замаскировать экзотическими аллегориями и/ли эрудицией скудость мысли, то скудость юмора ничем не замаскируешь; поэтому "очень смешно" - это самая-самая похвала! :) А уж ассоциация с самим Михал-Михалычем Бахтиным - это ващще (как говорили в прошлом в контркультурных кругах).
Еще спасибо Вам за чудесный образ Хосе Самосы! знаете, это напомнил мне один мой старый текст, где "новые черные коллекторы" пытались разговорить своего клиента при помощи утюга и паяльной лампы, и в итгге, бедолага разговорили настолько, что наизусть пересказал "Илиаду", "Одиссею", "Энеиду", "Лузиады", а также додекалогия немца Бруно Ферфассера "Буря, Натиск и Синтез"! (в итоге, "господа бизнесмены" вынуждены нанять стенографистку, а кто-то из них даже свернул со скользкой дорожки :)))
С уважением (и продолжением :)))
Локсий Ганглери 27.08.2024 08:34 Заявить о нарушении