Семь футов...

     Семь футов….
 Сегодня 17 августа на воду спущен боевой корабль Русской Православной церкви -Богородичный храм в честь ея иконы «Спорительница хлебов». Храм у восточной кромки строевого плаца, так что прямо с плаца вход в храм. Это в/ч 72153 ЮВО, г. Майкоп.
 Что в Армии нужны храмы, как бы никто и не спорит и не возражает. Но строить не строят. Ибо для этого нужны деньги. А их не выделяют. И сколь не гремят языками все начальствующие лица, воз и ныне там.
 Но в нашем случае произошло исключение. По инициативе замполита части подполковника Букаева А.А. , командира, полковника Егорова И.А. и окормляющего священника (меня) с утверждения начальника тыла округа генерал-лейтенанта Швецова А. и благословения правящего архиерея Тихона, с 2013 года, строить храм начали. Сами сделали проект, сами выполняли все работы. Спонсоров не оказалось, поэтому делалось медленно. Год, два, пять, десять. Конечно, и это  очень важно: помогали многие и многие. Кто добрым словом, кто молитвой, кто скромными вложениями. Однако храм не только рос материалистически, но и втягивал в эту Духовную орбиту всю воинскую часть. Священник стал не «свадебным генералом», а постоянно действующим лицом в части. Не только прорабский надзор за строительством, его финансовое обеспечение, но и службы Духовного направления. Божественная литургия в храме учебного корпуса, беседы и занятия с личным составом. Само постоянное присутствие. Постепенно всё воинство привыкло к такому ходу армейской жизни. Часть воцерковилась. Никто уже не считал строительство храма чужим.  Это наш храм, так везде озвучивалось и было по истине.
Сами научились всем видам строительных работ. И что край как важно! Не за оплату, а по  велению души. От этого и качество работ заметно лучше, чем по найму.
 Много было и дурных явлений. Воровали. Строительные материалы. Инструмент. Как могли охраняли. Берегли. Прятали. Но жульё было упорное. И когда мы упрятали все наши дрели, сварочные аппараты, сверлилки…в ж.д. контейнер, то утащили вместе с контейнером. Но! Постепенно это сошло на нет. И уже забытый на стройплощадке перфоратор так и лежал, порой несколько дней, в целости и сохранности. Бывало, что и прикроет кто фанеркой от дождя.
 Так постепенно менялось мировоззрение, менялся настрой всего воинского коллектива. Это постоянство действия, его долгота и непрерывность, долготерпение и отсутствие репрессивных мер со стороны мудрого командира, сыграли положительную роль. Истина взяла верх. И когда здание храма уже полностью обозначилось; на место стала крыша, которую полностью сварили на земле, обшили кровлей и украсили, вставились окна, установились колокола -появились помощники более влиятельные и имущие. Завод гипсовых материалов дал 90 мешков штукатурки. При содействии Председателя Хасэ В.И. Нарожного, министерство строительства Адыгеи выполнило асфальтирование прилегающей площадки. Предприниматель Курасов А.В. дал прекрасную плитку для цоколя и паперти. Сам с дизайнером Андреем многократно приезжал из Краснодара, привозил нужные материалы. И в конце концов, для вящей красоты, посадил, по три на сторону у входа, пушистые ели.
 Старший прапорщик Аваков А.Е. настолько втянулся в работу (это не оставляя обязанностей по военной службе), что не считал время суток. Уже чуть свет они с Рустамом и помощниками (из его взвода) настилают паперть, цоколь. Варят винтовую лестницу на хора, обшивают лиственницей иконостас. Миша Плетнёв облицовывает храм кирпичом, вымеряя миллиметрами и угловыми секундами.
Душу вкладывали! И поэтому труд не был по принуждению. Не считал распорядка дня. Когда и до поздней ночи трудились. И сколь для себя открытий делали самих себя.
 И вот, 17 августа, с семи утра начали съезжаться гости. Заходили в храм, вертели во все стороны головами. Переговаривались. Восхищались. Храм насквозь пронизан солнцем, лучи которого окрашивались прозрачными иконами Евангелистов, что по восточным верхним окнам. Внутри празднично и светло. Всё на своём месте и с любовью.
 7,45. В храм входит Архиепископ Тихон. Он тоже внимательно осматривается. Высоченные окна, сосной обшитый золотится купол, на окнах нижнего яруса строго, но доброжелательно смотрят русские князья, основатели Государства Российского. Величественный иконостас.
 Как потом он сказал в своей поздравительной речи, что в новом храме всегда тяжело. Всё как бы давит и мрачно. А здесь, с первого шага, легко, светло и радостно.
 Служба началась с окропления и благословения архипастырем нового храма. Затем Божественная литургия. Причащение Святых Христовых тайн. Слово пастыря к народу Божьему. Вручение архиерейских грамот, воинские поздравления. Скромная армейская трапеза.
 За чаем архиерей рассказал о жизни церкви, о делах и заботах Епархии, ещё и ещё поздравил с продолжением служб уже в новом храме.
 Армия не может покоиться только на командах начальников и Уставных положениях. Это доказали и великий А.В. Суворов, и святой адмирал Феодор Феодорович Ушаков, которые жили и служили отечеству в одно время. И взаимодействовали своими войсками. И оба, однозначно, утверждали, что без Бога Армия быть не может. «Молись Богу. От него победа. Он нас водит. Он нам генерал». И ещё, что не помолившись Пресвятой Богородице, Николаю чудотворцу- ружьё не заряжай, штык не обнажай… .
 Ныне время сложное. Не забыт социализм. Не создан капитализм. Нечто переходное и многим не понятное. И Армия в сложном положении. Её народная часть умаляется. Контрактная увеличивается. Ей тем более потребна духовная работа. Необходимо духовное просвещение. Ибо без этого Армии, как защитницы Отечества, быть не может. Не получится, при всех насыщениях техникой, новыми направлениями и прочим. Ибо всё это будет не более дубины в руках дикаря.
 Вот такой день 17 августа в нашей воинской части. Нашему духовному кораблю предстоит сложное плавание, преодоление внешних и внутренних бурь. Путь до самой Великой победы над злом.

Протоиерей Игорь Бобриков.
19 августа 2024 года.


Рецензии
А как же с другими конфессиямм? Россия - многоконфессионпльная страна. Где же молиться евреям, чеченцам,Дагестана? Я не говорю уже об эвенках, чукча, немцам, хантам и другим? Не предусмотрено?

Олег Наумов   06.10.2024 19:28     Заявить о нарушении
Спасибо, Олег. Сколь ездил по СССР нигде не встречал недовольных в этом плане.
И сейчас я живу в Адыгее. Давно. С детства. Адыги до 17 века были православными. Турки пришли и поменяли положение вещей. Теперь многие адыги мусульмане. Но никто в этом плане не притеснён. Ни татары, ни калмыки, ни жители Бирабиджана, никто. Здесь полная свобода выбора. Но и надо учесть то, что государствообразующий народ русские. И процент русских в стране более 80%. Но, как я наблюдаю всю жизнь, никакого противостояния нет. И оно невозможно. Ибо на Руси всегда было уважение к другим формам вероисповедания. Так что ваш вопрос, а где молиться евреям, или дагестанцам, которых не менее десятка разных народностей в самом Дагестане (Кумыки, лезгины, аварцы....), чеченцам - просто тонет в полной свободе вероисповедания.
Вот здесь, рядом живут чуваши. Они приняли православие давно. Но после чина погребения они всегда спрашивают: а можно, батюшка, мы свои чувашские цветные ниточки в могилу опустим? Пожалуйста. Делайте. И они как то по своим древним обычаям протягивают ниточки и опускают на гроб. Никто этому не препятствует. А принимают, как должное. И приветствуют. Ибо в народе каждом есть свои личные от веков элементы. Вот агрессия не принимается. Это точно. У всех.
Спасибо.
И.Б.

Протоиерей Игорь Бобриков   06.10.2024 19:51   Заявить о нарушении
Скажите, батюшка, а церковь не думает объявить святым Александра Меня? Просто что-то в голову такой вопрос влетел.
И второй вопрос. Если господь ну как бы руководит нашими действиями, управляет нами, почему мы принимаем какие-то чувства за любовь, женился, ломаем друг другу жизнь и потом разводится? Как вы думаете? И почему не можем сойтись иногда с тем, кого любим. Что-то мешает нам или разобраться в своих чувствах не можем? Или здесь что-то ещё?

Спасибо,
Олег

Олег Наумов   07.10.2024 23:46   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.