Вы поэт? По роману М. Булгакова

         Кто первый надел халат доктора, тот и доктор?

— Славно! — сказал Стравинский, возвращая кому-то лист, и обратился к Ивану: — Вы — поэт? — Поэт, — мрачно ответил Иван и впервые вдруг почувствовал какое-то необъяснимое отвращение к поэзии, и вспомнившиеся ему тут же собственные его стихи показались почему-то неприятными. Морща лицо, он, В СВОЮ ОЧЕРЕДЬ, спросил у Стравинского: — Вы — профессор?

НЕОБЪЯСНИМОЕ отвращение, которое читатель должен себе ОБЪЯСНИТЬ?
И читатель объясняет:
Примечание. Вообще-то  изначально вопрос  был об обособлении вводного слова В СВОЮ ОЧЕРЕДЬ…

1. ИГРА С ПРАВИЛАМИ
— Ваш билет?  — А ваш билет? — Вы что, больной?  — А вы что, доктор?
— Ваш билет? — Нету, а ваш? — Я контролер! — А я электрик, так что мне, за свет не платить?

Разговор доктора и пациента представляет собой игру с правилами. Доктор спрашивает, пациент отвечает. Однако Иван, сопротивляется давлению доктора, пытается перехватить ИНИЦИАТИВУ,  и когда приходит его очередь говорить, он вместо ответа задаёт доктору свой (парадоксальный)  вопрос.  Если доктор СОМНЕВАЕТСЯ в том, что он, Иван и Поэт, то он может так же сомневаться в том, что доктор это доктор.  Почему доктор не задаёт подобный БЕССМЫСЛЕННЫЙ вопрос себе, доктор ли я?) То есть Иван не сумасшедший абсолютно,  в его вопросе есть очень глубокое логическое умозаключение.

2. МЫ ВСЕ ИГРАЕМ РОЛИ
Для выделения глубины и противопоставления в игре "доктор-пациент" и сделано обособление. Мы все ИГРАЕМ РОЛИ, кто-то роль доктора, кто-то роль поэта, но сумасшедшие люди не способны отделить самого себя от себя, то есть ОТ РОЛИ, которую они играют. А так ли это просто, отделить самого от себя? Может ли доктор сам ответить на вопрос, относительно своего себя, своей роли доктора? Что он будет говорить? Я доктор, потому что у меня одежда доктора? Или я доктор, потому что написано на бейдже "доктор"? Диплом доктора?) То есть весь современный мир с "докторами" — это мир уже сумасшедших людей.

Это мир людей, которые не сомневаются, что они и есть эта РОЛЬ, которую они играют, то есть играют сами себя.) У Шекспира, кстати, есть момент (сонет 66): "And folly (doctor-like) controlling skill," — глупость, подобная тому, что говорят врачи, чтобы контролировать ситуацию. А у нас вообще слово врач от врать изначально, это люди, которые врут, но ВЕРЯТ в собственное враньё, и это даёт им чувство КОНТРОЛЯ над ситуацией. Что-то такое) Я перевел как "И ПРАВДА, если ПРАВ ЛЮБОЙ ДУРАК...", то есть кто первый сказал ПРАВДА — тот и прав, кто первый надел халат доктора, тот и доктор)

3. О КОПИЯХ-СИМУЛЯКРАХ
Симулякр — ключевой термин постмодернистской философии, который означает изображение, копию того, чего на самом деле не существует.
"Он ожидал какого-то звона или явления вслед за нажатием кнопки, но произошло совсем другое. В ногах Ивановой постели загорелся матовый цилиндр, на котором было написано: "Пить". Постояв некоторое время, цилиндр начал вращаться до тех пор, пока не выскочила надпись: "Няня".
 
То есть нечто реальное заменяется надписями и симулякрами, это чистый постмодерн. Написанное на коробке не отражает содержание коробки, но все играют в игру, что в коробке то, что на ней написано. "Меня в сумасшедшие вырядили, никто не желает меня слушать!" Другие просто договорились между собой, что Иван сумасшедший, но Иван не согласен с ними.

Однако это несогласие, эта неспособность выговориться и получить признание и понимание другого,  доставляет ему МУКИ. И он не желает верить в то, что женщина с надписью на голове "НЯНЯ" — это няня, а человек с надписью "ПРОФЕССОР" — это профессор. Раз они не признают его, то и он их тоже не будет признавать. "ШУТОМ РЯЖЕН" тоже очень похоже. Я же говорю, ШЕКСПИР весьма актуален, это про каждого из нас. И вся эта проблематика, психология, психика, она начинается где-то с него.

4. ЯЗЫК СВЯЗАН С ВЕРОЙ
И вообще, Иван верит в Бога, у него не вызывает сомнения история с Понтием Пилатом, а профессор не верит,— тогда почему Иван вообще должен верит профессору, если тот не верит его рассказам про про Бога?

Тут тоже интересно, потому что язык связан С ВЕРОЙ в то, что слово-понятие, обозначает вполне определенный предмет. В это верят говорящие на этом языке, это лежит в основе их логического понимания или ДОГОВОРА. Однако, это совсем НЕ ОЧЕВИДНО, — хотя для верящих вера является чем-то очевидным, а не игрой В ВЕРУ.

Но для подчёркивания абсурдности разговора  Иван  в свою очередь подыгрывает нападающему  профессору, желая показать, что это всего лишь  игра:  — Вы — поэт? — Поэт, а Вы — профессор?

И мой ВЫВОД по этому тексту.
Итак, Иван не согласен, что он поэт и только поэт, это всего лишь его роль. Но ему приходится согласиться, что это так, и теперь Стравинский по своей логике докажет, что он сумасшедший и не отпустит его. Его нарядят «сумасшедшим», так же как нарядили поэтом. Они здесь все сговорились. А он не желает быть ни тем, ни другим, он понимает эту игру.  Иван морщится, и собственные его стихи кажутся  ему НЕПРИЯТНЫМИ...

Сонета 66 (материал взят с форума https://rus.stackexchange.com/questions/480813/)

О смерти лишь прошу, опустошён:
Как странник вечный средь безлюдных мест,
И цель свою забыл, ШУТОМ РЯЖЕН,
И потерял ДОВЕРЬЯ лёгкий вес.

И девой НЕЖНОЙ предан ГРУБО был,
И СЛАВЫ злато мутно от СТЫДА,
И важный кто-то мой роток прикрыл,
И скверна, верно, ВСЯ моя еда —

И правда, если ПРАВ ЛЮБОЙ ДУРАК,
И здравый смысл зовётся простотой,
И если сильный избегает драк...


Рецензии