122ФЗ, 131ФЗ и 95ФЗ останутся в силе

фото принадлежит сайту pravo.ru


5 сентября 2005 года состоялось  выступление В.Путина на встрече с членами Правительства, руководством Федерального Собрания и членами президиума Государственного совета . Комментирует речь Президента председатель Комитета Госдумы РФ по экономической политике, предпринимательству и туризму  Валерий Драганов

– Валерий Гаврилович, не означает ли выступление Владимира Путина, что финансирование социальной сферы теперь полностью переходит на федеральный уровень, ведь средств в региональном бюджете для того, чтобы увеличить заработную плату врачам и учителям на 10 тыс. рублей просто нет?

- Нет, я бы сказал иначе: речь идет о том, что федеральный уровень будет ответствовать в том числе и по бюджетным ассигнованиям, по бюджетным обязательствам. При этом все существующие ныне федеральные законы – и 122ФЗ, и 131ФЗ, и 95ФЗ  остаются в силе.
Президент, как координатор власти, лишь подчеркнул возможность более быстрого улучшения жизни той части населения, которая не просто составляет средний класс, но и является основной силой укрепления общества, поскольку учит и лечит. Сегодня призыв вкладывать средства в человеческий потенциал обретает вполне конкретный смысл.
Более того, необходимость такой корректировки социальной политики вытекает из уже наработанных, назовем это нулевым чтением, предложений правительства и Государственной Думы по федеральному бюджету. Нам удалось найти дополнительные средства в нужных количествах.
Другой вопрос, что при существующей сегодня схеме финансирования и ограничениях, которые определены законодательно, будет очень непросто перенаправить эти средства. Региональные и федеративные полномочия остаются в рамках существующего закона, а непосредственное финансирование произведет Центр.

– Вы хотите сказать, что все действующие механизмы остаются прежние?

- Механизмы остаются прежними. Это именно тот случай, когда Центр делегирует полномочия. А практика показала, что такая возможность есть, и я лично не боюсь, что эти деньги затеряются, потому что делегировать полномочия, это значит и контролировать.

- А кто будет осуществлять контроль?

- Это дело правительства, а Государственная Дума будет отслеживать, насколько эффективно работает правительство. Естественно, что депутаты лучше знают ситуацию на местах и будут быстро реагировать на возникающие трудности. Собственно, мы будем делать тоже, что делали в рамках реализации закона о монетизации льгот – ведь первые сигналы пошли от депутатов.

- Но уже после того, как народ вышел на улицы?

- Нет. Народ вышел по призыву тех, кто не разобрался в том, что действительно происходит. Если проанализировать историю по 122ФЗ, то Вы увидите, что сначала вышли те, кто оказывается был удовлетворен законом, а уже потом подняла «Единая Россия» тех, кого действительно ущемили.

- Означает ли это, что социальные проблемы будут решаться в том числе и за счет стабилизационного фонда, поскольку бюджет сбалансирован за счет внешнеэкономической конъюнктуры, а рост экономики планируется на 5,8%?

- Я бы не сказал, что средства на социальные расходы будут черпать из стабилизационного фонда. На социальные расходы мы выделили столько денег, сколько заработали, и этим все сказано. Хотя уже был опыт, когда часть денег в порядке исполнения тех же дополнений к 122ФЗ закону в феврале месяце прошлого года мы вынуждены были взять из стабилизационного фонда.
Эта практика может продолжаться, но она не должна быть нормой, потому что все-таки задача стабилизационного фонда, это накопление для будущих поколений. Сегодня мы еще раз об этом говорили. Предусматривается, что средства будут вкладываться в человеческий потенциал.

- Но если стабилизационный фонд остается неприкосновенным, то из каких все-таки средств собираются реализовывать важнейшие социальные программы?

- Почему он остается неприкосновенным? Процентные расходы раз, дефицит бюджета пенсионного фонда – два. Я думаю, что дверь стабилизационного фонда, конечно, не распахнута, но приоткрыта. Например, я считаю, что правительство, выполняя рекомендации Думы и президента, обнулит импортные пошлины на ввоз оборудования для модернизации производства. Стабилизационный фонд мог бы быть использован как гарантия под будущие кредиты с нулевой ставкой. Ведь мало пошлину снять, нужно еще иметь деньги закупить оборудование.

- Ну а насчет планируемого роста экономики, насколько 5,8% реальная цифра?

- Мы говорили о том, что вкладывая больше, чем раньше в социальную сферу, тем самым мы увеличиваем финансирование малого бизнеса, вырабатываем механизмы ипотечного кредитования. Также на это будет работать внедрение особых экономических зон, насыщение инвестиционного фонда в размере 70 млрд., хотя, я думаю, мы должны его увеличить до 100 млрд.
Все это позволит обеспечить индустриальный спрос и появление новых рабочих мест. Это тот случай, когда реальный сектор экономики задышит с новой силой и это не замедлит сказаться. Я уверен, что это связано с повышением роли внутренних факторов ВВП.
Это, в какой-то степени, уход от голландской болезни, потому что сегодня никто не может сказать, что сырьевой сектор развивается динамично и стремительно. С одной стороны, это плохо, потому что это наш огромный ресурс, а с другой - хорошо, поскольку свидетельствует, что все чаще бизнес обращается к созданию других отраслей, развитию других сфер.

- Это в зависимости от того, какой смысл Вы вкладываете в понятие  «развития добывающей отрасли». Ведь одно дело выкачивать нефть,  и совсем  другое дело развивать, совершенствовать    технологии...

- Да, развивать технологии, но и развивать новые месторождения, повышать уровень современных технологий, проводить структурные преобразования. Я считаю, что пришла пора не приоткрыть, а открыть доступ независимых компаний в эту сферу. Чем больше независимых компаний будет участвовать в переработке, тем будет лучше. На мой взгляд, сегодня взоры власти должны быть направлены к малому бизнесу, что должно обеспечить нам внутреннее наполнение ВВП, усиление роли внутренних факторов.

- А переработку разве смогут осуществлять малые предприятия?

- А почему нет. Выпускать автомобиль, имея многокилометровые цеха, совсем необязательно. Достаточно создать 100 компаний по три – пять человек, которые будут выпускать кто карбюратор, кто еще что-то. И все это может делать малый бизнес.

- Думаю, вряд ли это возможно, даже с точки зрения контроля качества. И потом, все это мы уже проходили. Как показывает опыт, потом все эти мелкие предприятия, все равно,  объединялись.

- Нет мы не проходили еще этого. Объединяться в холдинги - это другое дело. Внутри холдинга и юридически компании независимы друг от друга, и прибыль они сами распределяют. А мы объединялись в коллективные коммунистические хозяйства, это совсем другое.

- Не кажется ли Вам, что выступление президента  носит достаточно популистский характер. Насколько, по- Вашему, поставленные задачи осуществимы? Ведь аналогичные цели уже выдвигались им в Президентских Посланиях и в 2004 году, и в  2005 ?   

- Да, действительно, два года назад мы говорили о здравоохранении, жилье и образовании в концептуальном плане, а сегодня, спустя два года, у нас есть пакет законов. Государственная Дума приняла 27 законов по жилищной реформе. Приняты законы по образованию, по здравоохранению.
А сегодня президент напоминая или повторяясь, как вы говорите, насыщает вместе с нами эти законы конкретными механизмами и средствами. Если раньше мы говорили только о законах, то сегодня мы говорим о деньгах, которые подкрепят эти законы, так что я не вижу противоречий.
Это может быть и кажется популизмом, но самый лучший уход от популизма, это реализовать социальную программу.Сегодня многие из высказанных положений кажутся абстрактными, но некоторые уже приобретают конкретные очертания. Например, передача ряда полномочий на уровень регионов. В новом бюджетном году эти полномочия будут подкреплены финансово, вот люди и почувствуют результат.

Но если мы соберемся весной и будем опять много говорить о здравоохранении, об образовании и кто-то скажет, ну это мы уже слышали и тогда я скажу: подождите, слышали да, но зарплата сейчас другая и помощь другая. И скорая быстрее приезжает, и милиция начинает появляться где нужно.

- Вы полагаете, что перечисленные службы действительно станут более действенными и доступными населению?

- Во всяком случае я думаю, если бюджет будет реализовываться так, как мы запланировали, то мы сможем от слов перейти к делу. Люди должны это почувствовать, но поживем - увидим. Сейчас большая проблема - финансовые потоки и их конструктивное распределение.

Внедряя новые инструменты финансирования, усиливая контроль, создавая конкуренцию, мы попытаемся минимизировать издержки. Мы вправе рассчитывать на то, что постепенно будет уменьшаться коррупция в социальной сфере, в частности, в сфере образования, здравоохранения.

Как это будет - посмотрим вместе с вами. Во всяком случае, я раз в три месяца у себя в округе «мониторю»  ситуацию и могу сказать, что, хотя округ на округ не похож, в социальной сфере наблюдаются постепенные улучшения. А вот в образовательной сфере я пока такого улучшения не вижу.

Беседовала Жанна Лабутина
На сайте Кремль.орг
материал был опубликован 6 сентября 2005 года


Рецензии