Неприглядная правда о системе в фильме Платформа

Индейцы говорят, что в душе человека борются два волка - белый и черный, и всегда побеждает тот, которого больше кормят. Но это не всё. Зло можно и вовсе не кормить, ведь катиться под горку, совсем не то, что лезть на неё.

В 2019 году вышел испанский триллер "Платформа". Действие происходит в экспериментальной многоэтажной «тюрьме», где этажи связаны шахтой, по которой движется сверху вниз платформа с едой. 
Когда платформа останавливается на этаже Горенга, он съедает немного еды и пытается убедить сокамерника Тримагаси поступить так же, чтобы еды хватит и тем, кто внизу. Каждый месяц заключенные меняются этажами, и они сами могут оказаться на ярусах ниже. Однако сосед обжирается и мочится на остатки еды, считая, что другого отношения люди внизу не достойны.
Если бы, начиная сверху, брали еду в меру, то хватило бы всем. Но внизу есть нечего, процветает каннибализм, а выжить можно только, забыв о каких-либо моральных принципах. Как известно, мораль, устанавливающая категории добра и зла, меняется по мере надобности, различна для сред обитания и классов. У высшего класса всегда своя мораль, а для низшего - мораль является непозволительной роскошью.

Тюрьма в «Платформе» действует как уменьшенная копия мировой системы, где достаточно ресурсов для всех, но люди бедствуют из-за способа распределения. Высшие классы получают от зла выгоды, последствия же делают судьбой других классов. В отличие от фильма, меняться местами с бедолагами внизу им приходится в исключительно редких случаях. Но если это происходит, то ничего по сути не меняется. Все работает приблизительно так, как изображено в фильме.
Изменить порядок изнутри невозможно, правила устанавливаются за пределами системы, а ее механизм настроен и энергетически запитан на эксплуатацию природы Homo sapiens и его инстинктов.

Сама система равнодушна, ей безразлично как будет соблюдаться энергетический баланс между темным Дионисом и светлым Аполлоном, она стремится к равновесию, где границ между добром и злом фактически не существует.  А мерзости не могут не происходить, ибо вытекают из природы человека.

Тем не менее, всегда находятся идеалисты, верящие в возникновение  спонтанной солидарности, как Имогири, которая думает, что в этом и состоит цель эксперимента;
и  Дон Кихоты, бросающие вызов ветряным мельницам, но их подвиги служат лишь форточками для проветривания системы. Покинуть замкнутый круг можно только выйдя за его пределы, хотя бы в своем воображении. 

В фильме в тюрьму разрешено взять с собой только одну вещь и Горенг делает метафорический выбор – берет книгу «Дон Кихот». Подобно герою Сервантеса, он вступает в борьбу со злом, в итоге сталкиваясь с невозможностью его победить. Свет в ходе борьбы превращается в тьму,  на освободившееся место приходят другие паразиты и все начинается сначала.


Рецензии