К истории философии после 1831 года
Что в философии Гегеля заключена высшая форма понятия, выше которой не может подняться дух это должно быть доказано из рассмотрения хода освобождения духа после него.
I. Этап.
Первое отрицание философии Гегеля и «объявление» о нахождении более высшего способа духа есть философия непосредственного познания; дух знает себя как абстрактную полноту, силу и безразличность в самом себе, и так как его безразличность в себе не позволяет дифференцировать мир на системы субъект-объектов, то этот дух распадается на непосредственное познание мира, лишь исключающее из области постижения «абсолютный субъект» и непосредственное познание бога,- лишь исключающее из области постижения мир,- «абсолютный объект».
Первую сторону референцирует философия Л. Фейербаха. Противоположную - Къеркегор.
II. Этап.
Но, так-как и та и другая способствуют утверждению аполитического отношения к миру, ибо некоррелентность субъекта-объекту парализует практическую активность, то на арену мысли выходит первая коррелентность субъекта-объекту, которая заключается в достоверности наслаждения, в пользе, в отвоевании собственности или в возможности подчинения объективного субъективному; появляется как реакция на деспотизм и лишение материальных благ. Эта реакция на непосредственную пассивность познания разделяется на направления,- индивидуального («Я» есть Единственный), классового («Мой класс» есть Единственный), национального («Моя нация» есть Единственная) и религиозного («Моя религия» есть единственная) нигилизмов.
Первую репрезентует М. Штирнер, вторую К. Маркс, третью К. Шмитт, четвёртую - религиозные террористические радикалы.
III. Этап.
Однако поскольку персоналистический нигилизм производит «капиталистов» (нигилистических предпринимателей), классовый производит революционный пролетариат, а национальный – фашистов, и каждый из них стремится отвоевать «свою» собственность, то столкновение их друг с другом, с одной стороны не позволяет осуществлять равновесие политических страт (и реализация политических идеалов со стороны каждого характеризуется неустойчивостью), а с другой стороны этот процесс сопровождается массовыми репрессиями невиновных,- то возникает необходимость преодоления нигилизма как такового, то есть необходимость не потребительского отношения субъективного к объективному а утвердительного, рециркулентного, сквозьпроникального и равновесного отношения.
Этот переворот сначала должен осуществиться в самой «онтологии», в понимании той первоосновы, принцип которой не отрицание и подавление позитивного бытия, а наполнение и утверждение.
Аннигилентное отношение к миру поэтому возникает прежде всего в идее «вечного возвращения» Ницше, затем в жизненной «длительности» Бергсона, в «присутствии» Хайдеггера и наконец в идее всеобщей «интерсубъектности» как Априори всякого существующего универсума,- в философии позднего Гуссерля. Лишь у последнего «длительность», «возвращаемость» и «присутствие» - познаны в качестве первого, онтологического бытия:
«Первое в себе бытие, предшествующее любой объективности мира и несущее в себе эту объективность, — это трансцендентальная интерсубъективность…» (Картезианские размышления)
IV. Этап.
...Дух, таким образом, от безразличности внутренней полноты, сначала сделался лишь негативным по отношению к положительному бытию, но сознавая односторонность и отрицательность своих актов он переходит к тому, чтобы в самом себе стать положительным,- аннигилентным. После войны, таким образом, и окончательного расставания с мифами о созидательности фашизма и безальтернативности экономического нигилизма, дух производит уже из себя не нигилистические модели социального универсума, а аннигилентные и органические. «Различие», таким образом (и идея интерсубъектности) конституирует как само абсолютное априори так его политические производные в философии Ж. Сартра, Л. Альтюссера, М. Фуко, Д. Роулса, Ж. Делёза. Ю. Хабермаса, Ф. Фукуямы, М. Хардта и А. Негри.
Дух на последнем этапе и в результате преодоления зубодробительной необходимости знает себя не как безразличную простоту (Фейербаха и Къеркегора) и не как нигилизм отношения субъективного к объективному (Штирнера или Маркса), а как синергию, внутреннее равновесие и способность осуществлять признание, сквозьпроникание и инклюзию в политический универсум оппозиционного контрагента. Работа, которая остаётся на его долю это работа - более или менее очевидного обнаружения «интерсубъектности» как абсолютного содержания «Логики» Гегеля, «интерсубъектности» как абсолютной потенции мира и восстановление полидисциплинарной системы как имманентного результата интенсификации (на основании этой «всеобщей интерсубъектности») рециркулентных определений духа в "истории", в "физике" и в политической "сфере".
____________________________________________________
*Но в принципиальном смысле синергия духа в себе, в понятии бога, и в политических определениях это и есть тот предел, где открывается высшая форма свободы духа, выше которой не может подняться субъект, а созерцание хода его продвижения от непосредственного познания к этой синергирентности, и постижение интеркорректности этого хода «феноменологии духа» (переход от вожделеющего самосознания ко всеобщему самосознанию прежде всего) есть абсолютная достоверность истинной завершенности философского метода Гегеля, так как конкретный процесс преодоления нигилизма в истории после Гегеля, то есть процесс перехода от вожделеющего самосознания ко всеобщему самосознанию, в мысли, постигнут как бесконечно необходимый.
Свидетельство о публикации №224081900922