Капустин Иосиф Егорович
В РККА с 1931 года, был призван Кривушским районным военкоматом Воронежской области.
Окончил Харьковскую летную школу в 1934 году.
В звании лейтенанта служил младшим лётчиком в 109-й истребительной авиационной эскадрилье 36-й истребительной авиационной бригады Киевского военного округа.
Участвовал в национально-освободительной войне в Испании с 20 августа 1937 года по 25 апреля 1938 года в качестве пилота, затем командира звена истребителей И-16.
Всего в Испании произвел около 70 боевых вылетов, участвовал в 32 воздушных боях, лично сбил 2 истребителя.
После возвращения из Испании продолжал служить в Военно-воздушных силах.
В 1938 году получил звание капитана, продолжал службу в Киевском военном округе.
В 1940 году был назначен командиром эскадрильи 69-го истребительного авиационного полка и стал служить в Одесском военном округе.
Участвовал в Великой Отечественной войне с 22 июня 1941 года.
Во главе своей эскадрильи воевал в Молдавии, под Одессой.
«…Уроком для всего полка стал бой, проведенный вскоре командиром третьей эскадрильи капитаном Капустиным. Это был человек старше многих из нас, опытнее, он сражался в Испании, был награжден орденом Красного Знамени.
Так вот, патрулируя северо-западнее Одессы, группа Капустина встретила девятку «хейнкелей» и с ходу ринулась в атаку. Те не выдержали стремительного напора, изменили курс и начали удирать, продолжая вести огонь по «ястребкам». Наши ребята, пользуясь преимуществом по высоте, атаковали противника. Один самолет удалось подбить, и он рухнул в поле.
В полку все были в приподнятом настроении. Еще бы, первая ласточка, она должна нам принести весну. Фашисты считали Хе-111 неуязвимым и потому, наверное, шли без прикрытия истребителей. Слов нет, машина прочная, хорошо вооружена, развивает скорость более четырехсот километров в час! И все-таки «ишачки» - как это доказала группа капитана Капустина - могут сбить такой самолет.
Командир полка назначил на вечер разбор полетов. Капустина попросил выступить как бы основным докладчиком. Он сначала отказывался, мол, какой там у меня опыт. Но потом согласился, понял, что сам факт победы имеет большое моральное значение.
Комэск самым подробнейшим образом разобрал бой, нарисовал схему боевых порядков противника, показал, с какой стороны группа вела атаку, наше прикрытие. Точные расчеты и выкладки. Прямо тебе академия! Точный разбор принес нам всем большую пользу…»
(Из книги А. Т. Череватенко «Небо Одессы, 1941-й»)
В июле 1941 года был ранен в воздушном бою.
После излечения в госпитале, получил звание майора.
15 октября 1941 года был назначен командиром 788-го истребительного авиационного полка*.
Участвовал в боях под Сталинградом.
Летал на истребителях И-16, Як-1.
Всего за время участия в Великой Отечественной войне сбил 3 самолета (лично 2 и в группе 1).
Погиб 23 августа 1942 года в районе села Варваровка под Сталинградом. В тот день он, в составе четверки истребителей Як-1 вёл воздушный бой с двадцатью немецкими пикировщиками Ю-87 и шестью истребителями Ме-109. В лобовой атаке сбил один Ме-109, но и сам был смертельно ранен пулей в живот. Совершил вынужденную посадку на фюзеляж и умер в кабине самолета.
Сначала был похоронен в селе Варваровка, а позже был перезахоронен в братской могиле поселка Майский Горнополянского сельсовета Волгоградской области (Россия).
Список известных воздушных побед И. Е. Капустина:
00.00.0000 1 Фиат-32 Испания лично
00.00.0000 1 Ме-109 Испания лично
05.07.1941 1/гр. Хе-111 Одесса в составе группы
13.07.1941 1 самолет Одесса лично
23.08.1942 1 Ме-109 Сталинград лично
Награжден орденом Ленина (14.11.1938), орденом Красного Знамени* (02.03.1938).
Примечание:
* В этом полку среди советских летчиков сражались также испанские летчики Хосе Паскуаль Сантамария (погиб 8 октября 1942 года под Сталинградом), Доминго Болина, Антонио Кано, Хуан Ларио, Луис Негра.
** Орден имел порядковый № 1588.
Свидетельство о публикации №224082000716
С дружеским приветом
Игорь
Игорь Бородкин 20.08.2024 14:02 Заявить о нарушении
С дружеским приветом,
Олег Каминский 20.08.2024 14:11 Заявить о нарушении