Ты мамуля, наивная
Сергей раздражался все больше и больше. Зашли, называется, с женой чайку попить. Выслушивай теперь нравоучения. Ох уж эта тёща! А началось все с того, что Катя похвалилась маме, как удачно складывается карьера у мужа.
— Так здорово! Поздравь нас! У Сережи повышение в должности. В управлении благоустройства его назначили главой направления. Он теперь занимается дорожным покрытием.
— Хорошая работа, одобряю! — похвалила Марина Сергеевна. — Трудись, Сережа, на благо общества. Жаль, подобный труд у нас в стране низко оплачивается.
— Мама, да ты что! У нас большие надежды на эту должность и грандиозные планы. Для начала хотим прикупить хорошую иномарку. Желательно новую и не в кредит. Потом подумаем насчет дачного домика…
— Как же вы наскребете и на машину, и на домик? Да ты, дочка, фантазерка, — рассмеялась мама. — Сереж, судя по всему, ты сам ведешь семейный бюджет, а Катя понятия не имеет, сколько зарабатываешь и как распределяешь. Правда ведь? До новой иномарки вам как до Китая раком.
— Нет, не в этом дело, Марина Сергеевна, — начал раздражаться мужчина. — Кать, зачем ты затеяла разговор. Собирайся, поехали домой.
— Ну нет, — томно протянула жена. — Давай мы еще посидим, я очень соскучилась по мамуле, и хочу рассказать ей, как в жизни бывает.
— Интересно. Так откуда вы собираетесь такую прорву денег взять? — продолжала расспросы мама.
— Ой, ты прям как маленькая, мамуль! Знаешь какие деньги крутятся в департаменте? Ты вот про зарплату Сергея сказала, но такие суммы просто смешны по сравнению с другими доходами.
- Ах, вот оно что… Теперь понятно, только я даже слышать об этом не хочу, я в другой стране выросла и на других принципах воспитана. Вы в той стране малыми детьми были и распад её плохо помните. Страну рвали по живому, у меня в одной их республик подруга близкая осталась. Могу вам её историю рассказать.
- Мария Сергеевна! Мы, пожалуй, поедем. У нас дома дел невпроворот.
- Э, нет. Про дела он вспомнил! Вы уж послушайте, уважьте маму. А потом и езжайте.
- Серёжа! Давай послушаем, - Катя усадила вставшего было мужа обратно. – Ты сам говорил, что чужой опыт нужно изучать.
...
— У моей приятельницы Динары – я её всегда Диной звала, - дочка Зара и муж Рустам. Он – местный чиновник, я не знаю, как у них учреждения называются, - начала рассказ мама.
С некоторых пор Дина стала замечать, что у дочки стали появляться дорогие брендовые вещи. Расспросила ее, что да как.
— Зара, откуда у тебя сумка Birkin? Я знаю приблизительно, сколько она стоит. Это совершенно немыслимые деньжищи. Вы что, в лотерею выиграли?!
— Нет, не в лотерею, хотя было бы здорово. Я постоянно покупаю билетики, но еще не разу не выпадал крупный выигрыш. Не падай в обморок - это реплика, а не оригинал, хотя тоже не копейки стоит. Я давно о такой сумке мечтала.
Динара сделала вид, что поверила дочке, хотя в душу уже закрались сомнения. Вскоре она заметила, что Зара носит и другие дорогие шмотки. Дочка и сама хвасталась обновками.
— Мам, смотри, какое классное пальто я урвала. И под него идеально подходит вот это платье. Качество великолепное, все ткани натуральные — шерсть, шелк. Кстати, я и тебе прикупила подарок - платочек Hermes. Будешь самая модная!
— Ох, спасибо, доченька, но как же это дорого, — смущалась Дина. — Я в такие магазины не хожу, но уровень цен представляю. Это ж как ты раздербанила семейный бюджет? Вы с Рустамом теперь, наверное, сидите на хлебе и воде?
— Не переживай, мам. С нашим бюджетом все в порядке. Я купила вещи на распродаже, почти за бесценок.
Мама не поленилась, сходила в бутик и выяснила, сколько на самом деле стоят эти вещи. Как она и думала, распродажи никакой не было и цена оказалась неподъемной. По дороге из магазина встретила подругу и поделилась с ней сомнениями.
— Кем работает Зарин муж ? — уточнила подруга.
А когда узнала, расхохоталась.
— Ну ты и наивная, Дин! У твоего зятя такое хлебное место, а ты ни сном, ни духом, повелась на сказки о распродажах!
— Погоди, ты хочешь сказать, что у Рустама есть деньги сверх зарплаты? Да как ты можешь такое говорить? Он честный человек!
— Что ты вскинулась на меня? Я его ни в чём не обвиняю! Просто он занимает чиновничью должность и работает изо всех сил. Ты, для себя, можешь считать, что в жизни бывают чудеса, и за хорошую работу чиновники божьим попущением становятся богатыми людьми. Если тебе так легче думать…
Подруга откровенно над ней посмеивалась, и Динара почувствовала себя глупо. Ведь возразить-то было нечего. Похоже, окружающие все прекрасно понимали, и только она, наивная дурочка, думала о чести мундира и прочих идеалах из прошлого.
Дина всегда была решительной женщиной, она сразу пошла в гости к дочке и ее мужу и выложила все, что узнала.
— Рустам, я давно у вас не была, видела только обновки Зарины. Но я смотрю, у вас и квартира преобразилась. На одну зарплату этого сделать невозможно. Где ты берёшь деньги, зятёк?
— Да что вы понимаете! — огрызнулся Рустам. — Вы же своей дочери добра желаете? Не хотите, наверное, чтоб она жила в нищете? Посмотрите по сторонам — все, кто хоть как-то соображает и имеет деловую хватку, живут не просто хорошо, а очень хорошо.
— Мама, ты задаешь такие вопросы, будто живёшь в прошлом веке! Рустам на хорошем счету и это вознаграждается.
- Дочка, ты избегаешь, вижу, прямых слов, а это корр.упция называется.
- Мама! У культурных людей это по другому называется – умение жить.
— В общем, знаете, я не хочу оправдываться, да и не за что, — подытожил Рустам. — Советую посмотреть видео о том, как чиновники акиматов живут или из правительства, какие у них дачи, точнее, дворцы. И яхты такие, что впору Рокфеллеру им завидовать. Вы представьте масштабы всего этого, и тогда кое что поймете. Не я первый в этой системе, не я последний. В нашей конторе берёт сначала начальник, вот он действительно крупными суммами ворочает. А я — уже так, крохи с барского стола подбираю…
Высказавшись, Рустам вышел и Динара переключилась на дочку.
- Ты на всё это спокойно реагируешь, дочка?
- На что – на всё? Мы ещё машину купили, только пока тебе не говорили и участок взяли, будем дом там строить. Должны же наши дети жить по-человечески.
— Ого! То есть ты спокойно сядешь в машину и поедешь жить в дом, зная, как получены эти деньги?!
— Какие высокопарные слова, мама! Мы никому не делаем хуже. У государства этих денег, знаешь, куры не клюют. И если не возьмем мы, то обязательно возьмет кто-то другой! Да на эту должность очередь выстраивается. Нам сказочно повезло!
— Ты хоть представляешь, на какой срок может сесть твой Рустам? Все имущество конфискуют, твое имя будут полоскать в прессе. Останешься вообще без всего, с голой пятой точкой. Ты это понимаешь?
Тут вернулся Рустам и активно включился в разговор.
— Вот вы кем работали до пенсии — учителем истории, да? Какое представление вы имеете о моей работе? Никакого! В департаменте все давно схвачено. Все знают, кто и что должен делать. Я не могу работать так, как сам захочу. И никто пока с голой точкой, как вы говорите, не остался.
— Ключевое слово в твоей последней фразе - "пока", — фыркнула теща. — Да, я работала учителем, и ты думаешь, никто не пытался всучить мне конверт? Ради хорошей оценки в аттестате родители были готовы на все. А иногда просили, чтоб я договорилась об оценках с другими учителями-предметниками, ведь я была классным руководителем. Но никогда, никогда, ни разу в жизни я не соглашалась на преступные сделки! Потому что совесть должна быть чиста прежде всего перед самим собой! А вы уже губу раскатали на нечестные деньги. Как же я в вас разочарована! Зара, я тебя совсем не так воспитывала, это муж на тебя так влияет.
— Баста! Я не намерен выслушивать проповеди, мы не в церкви, —вспылил Рустам. — Святых на земле нет, все стараются крутиться, каждый думает о себе и о своей семье! Все, уважаемая Динара Петровна, на этом разговор окончен!
Рустам плохо знал свою тёщу. Годы - годами, но характер её не стал мягче. Долгая жизнь с мужем - военным приучила её не только к дисциплине и порядку, но и к чувству собственного достоинства.
— Нет, не окончен, не менее уважаемый Рустам Кайратович!- серьёзно, с металлом в голосе, сказала Динара.
— Ну мааам, — укоризненно протянула дочь. — Не надо с нами так разговаривать. Ты же не хочешь, чтобы мы посорились. Я девушка замужняя, и если ты с Рустамом будешь в контрах, то я выберу его, а не тебя!
— Мужа всегда нужно выбирать, - несколько двусмысленно сказала Динара. — Шальные деньги до добра не доводят, и не спорьте со мной. Я никогда во что мистическое не верила, но ни разу за свою долгую жизнь не видела, чтобы люди не расплачивались за неправедную жизнь. Ты о детях говорила, а вы подумали о том, что с ними будет, если дела Рустама наружу выплывут?
Динара видела, что убедить в чём-то зятя и дочь у неё не получилось. "Мамона, будь она проклята, застила людям глаза и исковеркала души, - в который раз думала она, глядя на вереницы иномарок, неспешно текущих по проспекту». После этого разговора видеться с ней дочь с зятем старались как можно меньше.
Они построили шикарный дом на участке, приглашали маму на новоселье, но ехать туда она отказалась.
Однажды Зара пришла к маме и со слезами рассказала:
— Мама, тут такое дело… Помнишь, Рустам тебе говори про своего начальника? Ну так вот, его три дня назад задержали. Прямо на работу приехали, Рустам говорит - маски-шоу какие-то. До сих пор одни слухи ходили. Вчера двух его помощников вызвали и пока их никто не видел.
— Ну что ж, я не удивлена, — ответила мать. — Я вам это, помнится, предсказывала. Не хочу тебя расстраивать, но это может быть только начало. Я ведь историк и как развиваются события в таких случаях, хорошо знаю. Вполне может быть продолжение.
— Я чего пришла -то – Рустамчика вызвали — заплакала, наконец, дочь. — В повестке написано – свидетелем, но у помощников тоже так было написано, а говорят, теперь они уже обвиняемые.
...
— Вот такая история, — заключила Марина Сергеевна. - Как вам, ребятки?
- Чем же кончилась эта история? – криво усмехнувшись, спросил Сергей.
- Рустам сейчас обвиняемый. Неделю сидит в изоляторе, его как-то Дина по чудному называла, не помню. На машину арест наложен, а с домом и участком запрещены все действия по изменению собственника.
- Может, обойдётся, - неуверенно сказала Катя.
- Всё может быть, - иронично ответила мама. – Только я бы на Фемиду не особенно надеялась.
- Ладно, мы пойдём, - сказал Сергей, вставая. – Спасибо за чай, Мария Сергеевна и за рассказ.
У Сергея запершило в горле и он раскашлялся.
- Чай, наверное, колючий у меня? – спросила тёща зятя. – Может, рассказ мой обсудим?
- Нет, всё в порядке, чай хороший, - ответил он, не поддержав шутливый тон. – А рассказ мы потом обсудим.
Зять с дочерью встали, распрощались и ушли. Мария Сергеевна проводила их и вернулась в комнату. "Интересно, они такие же упёртые, как Зара с Рустамом? – подумала она, убирая чашки".
Свидетельство о публикации №224082000905