Магия русской культуры

«Поэт в России больше, чем поэт», - писал в своем стихотворении Евгений Евтушенко. Мы привыкли воспринимать русскую культуру через пантеон великих писателей, художников, мыслителей, музыкантов. Они формируют определенный образ, заложенный в самосознание. В зависимости от политических предпочтений возносятся одни, а другие уходят на задний план или вообще в тень. Некоторые, наоборот, выводятся из забытья, поскольку отвечают веянию времени.

Федор Михайлович Достоевский рассуждал о смыслах бытия, занимаясь часто самоедством. Лев Николаевич Толстой погружался с головой в работу, пытаясь найти свой путь к истине. Одни стали классиками, золотым фондом страны. О других ведутся споры, например об Александре Солженицыне или популярном поэте Иосифе Бродском.

Советская эпоха сформировала жесткие идеологические рамки для культуры. Это привело к исключению по той или иной причине из общепризнанного пантеона большого числа талантливых людей. При этом народную славу получали нонконформисты, как Александр Солженицын, Владимир Высоцкий, Сергей Довлатов и другие. Не без помощи КГБ, конечно. А порой из-за влияния внешних факторов и сложившихся обстоятельств.

Культурную парадигму так или иначе формируют люди, у которых есть свои предпочтения, помимо установки следовать той или иной идеологии. Прямо или косвенно. Данное обстоятельство привело к тому, что одни литераторы получили общемировую славу, а другие оказались на задворках. Например, почему на обочине где-то остается Владимир Одоевский, который не только заложил основы русского музыковедения, но также являлся весьма интересным философом и мыслителем?

Иван Ильин, ярый антисоветчик, стал популярен среди патриотической интеллигенции после распада Советского Союза, потому что великолепно и чутко писал, раскрывая  русскую душу и размышляя о судьбе своей Родины. В период СССР его исключили из общего пантеона, потому что он питал неприязнь к коммунизму и остался верен монархическим идеалам. Да и глаза закрывать на откровенные симпатии Ильина к фашизму и таким врагам России, как Гитлер и Муссолини, не стоит. По сути, философ оправдывал фашизм, как до Великой Отечественной, так и после 1945 года.

Другой талантливый писатель, Дмитрий Мережковский, стал одним из признанных творческих гениев символизма, писавших исторические романы. При этом симпатии литератора по отношению к нацистской Германии значительно подпортили его имидж в нашей стране.

Политические предпочтения деятелей культуры часто влияли на их судьбу и либо открывали им врата в зал славы, либо, наоборот, закрывали. Взаимоотношение идеологии и литературы везде и всюду является весьма спорным и щепетильным вопросом, вызывающим бурные споры и многолетние диспуты. Подобным образом дело обстоит и по отношению к религиозности или нерелигиозности писателей, поэтов, художников.

Россия породила огромное количество литераторов за последние три века. И многие творили достойно, но немногие удостоены чести оказаться на Олимпе русской культуры. Всегда возникает вопрос: должен ли быть творец последователем идеологий?

Для одних политические процессы, доктрины и события становятся факторами вдохновения. Другие стараются избежать идеологизации, следуя другим тенденциям, которые тоже являются своеобразными неформальными идеологиями. Мы имеем ввиду бытовую прозу, фэнтези, постмодернизм и т.д.

Ограничивать деятелей культуры жесткими рамками, как это предлагают некоторые ура-патриоты, нельзя. Разные течения только обогащают достояние нации. Нельзя отвергать и эмигрантов, поскольку многие со временем начинают проявлять больше любви к Родине, чем те, кто остался в стране. Все мы помним притчу о блудном сыне. Только совершив ошибки, люди набираются опыта, и тогда ностальгия и духовная потребность искупления становятся стимулом к высокому искреннему творчеству. Не все, конечно, проявляют себя в лучшем свете, но двери обратно навсегда захлопывать нельзя.

Русский Мир – понятие не только политическое, но и культурное. Он охватывает не только территорию стран общего союзного пространства, но и русские диаспоры за рубежом. Также, как есть поток из России в другие государства, возможен и обратный поток домой.

Часто живущие заграницей люди проявляют себя искренними и настоящими патриотами. Они следуют зову сердца и могут сделать много для Русского Мира. Поэтому надо сохранять связи с русскими за рубежом и грамотно структурировать отношения с диаспорами. И даже стоит искать талантов среди эмигрантов, помогать им состояться, чтобы они использовали свой опыт во благо общему большому Храму – Русскому Миру.

Сегодня возникает вопрос: какие направления культуры развивать? Пусть развиваются все в той или иной мере. Литература, поэзия, живопись, балет, театр, кино, музыка.

Следует указать на то, что литература не потеряла свою актуальность, а вот кино и музыка стали еще более востребованными. Музыка должна рождать новые ритмы и возрождать забытые мелодии. Это сильнейшее орудие пропаганды, способное объединять большие группы и даже массы людей.

Нельзя музыкантам насаждать патриотизм. Любовь к Родине должна идти от души. Не надо действовать чопорно и прямолинейно, как это было в советский период. Ведь даже отстраненная от всякой политики и патриотизма музыка с красивой песней задают определенное настроение, продуцируют образы и формируют дух времени.

Например, в США Фрэнк Синатра не пел на политические темы, но стал почти что достоянием американской нации. В России тоже были такие певцы. Например, Александр Вертинский, которого почитал сам советский вождь Иосиф Сталин.

В живописи и изобразительном искусстве мы тоже не можем ограничить художников каким-то одним направлением, как это предлагают сделать некоторые ультраправые элементы общества. Они хотят создавать высокую культуру на основе строгого реализма и отвергают любые виды экспрессионизма или неклассической живописи. В этом они уподобляются германским национал-социалистам.  Подобный подход не обогатит нашу культуру.

В России есть такое направление как лубочная графика – простонародные рисунки, которые творят обычные граждане, не представители академических школ изящных искусств. И лубочный рисунок в эпоху развития электронных средств коммуникаций получил неожиданно новый импульс. Стало очень просто изображать все что угодно, пользуясь графическими программами и планшетом.

Конечно, следует ограничивать засорение русской культуры откровенными видами пошлости, грязи, тем, что называют на сленге – трэш или мусор. В наших музеях, которые следуют западным тенденциям, часто можно увидеть безвкусные плакаты, полотна, куски арматуры и даже фекалий, выдаваемых за высокое современное искусство. Такие экспонаты нельзя выставлять на публику. Это не только не этично, но свидетельствует о деградации вкуса.

Культура – это проявление человеческой творческой активности, в основе которой лежит эстетическое восприятие мира. Определять лучших деятелей должны конкретные люди, признанные в обществе в качестве авторитетов. От этого никуда не деться. Нельзя создать четкую строгую схему и следовать ей в данной области. Здесь играет особую роль магия искусства, которая воспринимается людьми и задает их эстетические чувства.



Санкт-Петербург, 24-02-2023 г.


Рецензии