Е. П. Блаватская и ее миссия Франц Гартман

Е.П. БЛАВАТСКАЯ умерла, но великая душа, воплотившаяся в ее форме, все еще жива. Женщина, которую называли «сфинксом девятнадцатого века», поскольку ее понимали лишь немногие, испустила дух. Но великая душа, маха-атма, которая пребывала в этой смертной форме и использовала ее как инструмент для пролития лучей духовного света в эту эпоху интеллектуальной тьмы, всего лишь покинула свое жилище и вернулась в более подходящий дом, чтобы отдохнуть от своих трудов. Вряд ли был когда-либо хоть один великий гений и спаситель человечества, личность которого, находясь на этой земле, не была бы неправильно понята его друзьями, осыпана бранью врагами, подвергнута психическим пыткам и распятию и, в конце концов, не стала объектом фетишистского поклонения последующих поколений. Е.П.Б., похоже, не является исключением из правил. Мир, ослепленный светом ее доктрин, которые большинство людей не понимали, так как они были для них новыми, смотрел на нее с недоверием, а представители научного невежества, преисполненные собственной помпезности, объявили ее «величайшей самозванкой века», поскольку их ограниченные умы не могли подняться до понимания величия ее духа. Однако нетрудно предсказать, что в ближайшем будущем, когда имена ее врагов будут забыты, мир осознает истинную природу миссии Е.П.Б., и поймёт, что она была посланницей Света, для того чтобы наставлять этот грешный мир, избавлять его от невежества, глупости и суеверий. И эту задачу она выполнила, поскольку ее голос был услышан, а ее учения признаны.
Тогда историки тех времен будут рыться в архивах с целью найти какой-нибудь фрагмент истории жизни Е.П.Б., и если только вся та клевета, которая была написаны о ней, не была выброшена в кучу навоза, откуда она была взята, то не исключено, что в будущем писаки запятнают память о ней точно так же, как память о Калиостро, Теофрасте Парацельсе и других великих душах была опорочена безответственными писаками настоящего времени. По этой и другим очевидным причинам весьма желательно, чтобы что-нибудь достоверное о жизни Е.П.Б. было опубликовано каким-нибудь компетентным человеком, который был хорошо знаком с ней и не поклонялся личностям, но был способен изучить и описать жизнь «внутреннего человека»... Истинная жизнь каждого духовно пробужденного человека – это не его внешняя жизнь, а внутренняя. Описывать только события, происходившие в земной жизни воплощенного гения, и не описывать его внутреннюю жизнь, его мысли и чувства – значит описывать только историю дома, в котором этот гений жил во время своего земного пути, и не обращать внимания на его обитателя. Таким образом, даже самое лучшее из опубликованных описаний жизни Е.П.Б. напоминает описание райской птицы после того, как её ощипали и разделали на кухне. Это похоже на рассмотрение высокой поэтической темы при тщательным избегании всякой поэзии. Птичьи перья – такая же неотъемлемая часть птицы, как ее мышцы и кости, а поэтическая и идеальная часть человека - более существенная черта его натуры, чем строение его физического тела или покрой его пальто. Именно внутренняя жизнь Е.П.Б., ее образ мыслей и чувств важен и должен быть понят; все остальное относится к внешним предметам, которые не заслуживают внимания истинного оккультиста.
У каждого человека двойная природа, внешняя и внутренняя, и Е.П.Б. не была исключением из этого правила. Она не была ни полностью земной, ни полностью божественной.
Как сказал какой-то поэт:
Ведь в человеке есть природы две,
Одна – дитя дневного света,
Нет тьмы, всё как при ясном дне
Всем видно, скрытого в ней нету.
Её взор всюду может проникать,
Нет тайн, секретов для неё, конечно,
Любовь и вера в ней могут управлять,
И как хрусталь, чиста и безупречна.

Другая ж – ночью рождена,
И переменчива в своих хожденьях,
Рассудку, свету она чужда,
Чужая в собственных владеньях,
Вторгается в жизнь нашу каждый день
И гоблинов с собой приводит,
Из-за неё ошибки, света нет, лишь тень,
Всё спутано, и порча от неё исходит.

Таким образом, каждый человек имеет в своем распоряжении земную и небесную жизнь. Подавляющему большинству, запутавшемуся в сетях этого мира иллюзий, эти иллюзии кажутся реальностью, а небесная жизнь – всего лишь сном; но есть и другие, в ком пробудилась внутренняя жизнь, и кто находит небесную жизнь реальной, а эту земную жизнь – просто сном или кошмаром. Этот факт двойного существования признавался всеми мудрецами и святыми, и известен каждому, кто обладает божественным знанием о себе. Об этом говорится во многих местах Бхагавад Гиты и Библии. Именно такую двойную жизнь посвященных имеет в виду апостол: «Мы живем на земле, но наше сознание на небесах».
Возможно, есть те, в ком свет полностью поглотил тьму, те, в ком больше нет «тела греха». Они являются в совершенстве развитыми адептами, и в качестве таковых апостол Павел представляет себя в своем Послании к Римлянам (7:5-6), где он говорит: «Ибо, когда мы жили по плоти, тогда страсти греховные, обнаруживаемые законом, действовали в членах наших, чтобы приносить плод смерти; но ныне, умерши для закона, которым были связаны, мы освободились от него, чтобы нам служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве».
Такими мудрецами и святыми являются Будды, архаты и «Учителя Мудрости», с которыми, как утверждала Е.П.Б., она была знакома, и с которыми может познакомиться каждый, если он вырастет из своего ограниченного «я» и поднимется до их уровня. Тот факт, что современное общество ничего не знает о существовании святых личностей и что современная наука еще не открыла ни одного святого, не опровергает теорию о том, что существуют люди, в которых зародыш божественности, содержащийся в каждом человеке, раскрылся настолько полно, что им открылась высшая область духовного знания, недостижимая для тех, кто цепляется только за земное, и что души таких людей, обретя самосознание в духовном свете, обладают необычайными способностями. О таких возрожденных людях в Библии говорится, что они не могут грешить, ибо рождены от Бога. (1Ин.3:9) И в Первом Послании Петра (1:23) мы читаем, что такие души, очищенные в послушании истине духом непритворной любви, «рождаются вновь не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия», действующего в них.
Е.П.Б. никогда не претендовала на то, чтобы к ней относились как к богу, святой или адепту, и в письме автору этой публикации она прямо отвергает такие претензии, говоря, что она идет по Пути, но еще не достигла цели. Даже в Е.П.Б. все еще сохранялась чисто человеческая натура; она все еще могла радоваться радостному и сочувствовать печальному, и эта часть натуры Е.П.Б. была постоянным объектом критики со стороны «исследователей психики», которые, ничего не зная о божественности человека и видели в ней лишь отражение своего собственного животного образа. Такие критики исследовали любое туманное пятно в ее натуре и увеличивали с помощью их собственного болезненного воображения; но солнечную сторону ее натуры они не замечали, потому что в них самих не было света.
Итог или суть того, что они обнаружили, если отбросить то, что добавила к этому их собственная фантазия, заключалась в том, что Е.П.Б. была добра и щедра даже не в меру; что она была импульсивной и энергичной натурой и иногда позволяла своим благородным порывам доводить себя до крайности. Они обнаружили, что она курила сигареты, высказывала свои мысли без особых церемоний и категорически отказывалась походить на этих гладколицых, хитрых и лицемерных святых, которые постоянно представлялись в ложном свете и на которых мир смотрел как на столпы церкви и государства. Однако за их ханжеством не скрывается ничего, кроме гнили и тщеславия. Крикливые совы научной софистики, пришедшие побеседовать с гималайским орлом, обнаружили, что не могут проследить его полет к горным вершинам, которые были совершенно недоступны их ограниченному взору, а поскольку они не могли подрезать ему крылья, в них пробудилась зависть, и они ухали и стрекотали, осыпая клеветой царственную птицу. Во многих случаях такие клеветники переусердствовали в своей работе, и необычайная жестокость их клеветы содержит достаточно свидетельств характера того духа, что вдохновлял подобные писания, так что любое опровержение становится совершенно ненужным.
Некоторые из таких авторов обвиняли ее в безнравственных поступках, и всякие подобные истории, как только они были придуманы, сразу же попадали в печать и всегда с готовностью подхватывались и распространялись теми бесстрашными газетчиками, которые всегда начеку в своём стремлении увеличить тираж своих газет, предоставляя своим читателям что-нибудь пикантное и сенсационное. Такие истории часто были в высшей степени абсурдными и были причиной смеха для тех, кто был знаком с фактами. Так, я помню, что, когда я был в Индии, в некоторых английских и американских газетах появилась статья о том, что среди теософов в Адьяре произошел скандал из-за того, что Е.П.Б. приревновала мадам Куломб к полковнику Г. Олкотту, и что мистер Куломб в гневе отказался предоставлять какие-либо дополнительные средства для ведения дел Теософского общества. Те, кто знаком с упомянутыми лицами и знает, что Куломбы были без гроша в кармане и вынуждены были остаться в Адьяре по милости, по достоинству оценят тот хохот, с которым эта «новость… была воспринята «челами».
Можно было бы бесконечно много писать и тратить время впустую, если бы нужно было опровергнуть всю клевету на Е.П.Б., распространяемую благочестивыми миссионерами Мадраса и других мест, тем более что гораздо легче сделать клеветническое утверждение, чем опровергнуть его. Однако некоторые из этих клеветнических заявлений, возможно, были сделаны с самыми лучшими намерениями. Например, некоторые люди посеяли сомнения в отношении правдивости Е.П.Б. по той же причине, которая побудила некоего африканского короля приказать обезглавить европейского путешественника только потому, что последний сказал королю, что в некоторых частях Европы в определенное время года вода в реках и озерах становится настолько твердой, что по ней можно ходить. После этого король решил, что такого лжеца нельзя оставлять в живых. Я бы не слишком покривил душой, если бы попытался утверждать, что ни одно из обвинений, выдвинутых против Е.П.Б., не было основано на фактах. Главной же причиной, почему на нее сыпались бесконечные неприятности, было полное отсутствие у нее рассудительности в отношении того, как вести мирские дела, детская вера в то, что мир будет смотреть на вещи так, как они кажутся ей; полное пренебрежение к тому, что скажет или подумает о ней общество; желание защитить своих последователей от последствий совершенных ими глупостей и т.д., и т.п. То, чего хотела Е.П.Б., так она и думала, и то, что она думала, она говорила, и то, что она говорила, она делала, невзирая ни на какие последствия. В ней, как в невинном ребенке, мысли, слова и поступки были едины и гармоничны.
Если бы мы попытались разгадать тайну «сфинкса девятнадцатого века» и рассказать историю истинного «Я» Е.П. Блаватской, нам, прежде всего, пришлось бы узнать, что же эта за личность, «новая тварь», воплотившаяся в обличье Е. П. Б., и узнать кое-что о предыдущих жизнях этого Я, чтобы иметь возможность понять, что заставило его появиться на этой земле в женском обличье. Тогда нам пришлось бы принять теорию о том, что душа возрожденного эго способна жить и действовать за пределами физической формы, которая является её жилищем и инструментом для внешнего проявления, и что духовная душа такого человека может пребывать в эфирно-астральной форме в какой-нибудь далекой стране (скажем, в Тибете), в то время как физическое тело все еще живет и действует сознательно и разумно в Европе или Америке. Но мир еще недостаточно созрел для того, чтобы воспринять всерьёз историю, содержащую факты, которые до сих пор остаются тайной для Европы и науки и соответствия которым можно найти только в Acta Sanctorum , которые в наши дни даже церковь считает «легендами и мифами», или (выражаясь менее вежливо) сплетением лжи. Такая история нуждается в читателях, знакомых с доктринами перевоплощения и кармы, в читателях, которые сами победили свою природу и на собственном опыте смогли осознать, что значит быть в этом мире, но не принадлежать ему.
Но хотя Библия говорит, что «если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия» (Ин.3:3), тем не менее, слова «новое рождение» или «перерождение» не имеют никакого значения для современного религиозного человека, и абсурдны для ученого. Религиозный провидец льстит себе верой в то, что он уже переродился и обрел бессмертие. Он не знает, что новое рождение в духе сопровождается раскрытием духовного сознания и что его «перерождение» не может состояться, пока он слеп к свету истины и глух к «голосу безмолвия». «Новое рождение» в наши дни – это выражение, не имеющее смысла для мирского человека, а для церковника оно означает, по крайней мере, изменение веры и улучшение нравственности. Современный «христианин» не понимает таких отрывков из Библии, как следующие: «Дети мои, для которых я снова в му;ках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!» (Гал.4:19) «Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, но новая тварь». (Гал.6:15) И т.д., и т.п. Они не верят тому, что их учитель говорит о своих истинных последователях, о том, что возрожденные, в ком «Сын Божий достиг меры полного возраста Христова» (Еф.4:13), будут совершать те же чудесные дела, которые он совершал сам. Они не считают, что можно обладать сознательным бессмертием, только тогда, когда в человеке рождается «новая тварь», и льстят себе, полагая, что их дух уже бессмертен. Но духовное бессмертие духа Божьего не сделает их души бессмертными, если их души отказываются оплодотворяться этим духом Божьим и производить на свет божественного ребенка.
Пусть такие «христиане» задумаются о значении слов Библии, где сказано: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше» (Ин.3:5-7). Ханжам не поможет вера в бессмертие своего духа, пока в них нет духа, который они могли бы по праву назвать своим, потому что их душа не содержит божественной любви или духа и, следовательно, не может породить «новую тварь», которая может претендовать на бессмертие во Христе. Такой союз смертной души с бессмертным духом является целью всего оккультизма и теософии. Именно этому перерождению учила Е.П.Б., поскольку «духовное перерождение» и «посвящение» являются синонимами.
Но доктрина, которая не льстит человеческому тщеславию, заставляя людей верить, что они уже бессмертны благодаря заслугам человека, жившего в прошлом, но которая утверждает, что бессмертие – это благо, обретаемое лишь героическими усилиями в борьбе с низшими элементами нашей природы, препятствующими действию божественной благодати внутри нас самих, не приветствуется теми, кто предпочитает гнаться за деньгами и удовольствиями и ждёт, что после смерти отправится на небеса на горбу другого человека. Поэтому в историю перерожденной души могут поверить или понять лишь немногие. Гораздо проще было бы облечь такую историю в форму какого-то вымышленного романа, который не претендует на достоверность и в который каждый может верить настолько, насколько он способен понять, а остальное отбросить.
Чтобы понять истинную тайну, которая окружала Е.П.Б., сначала необходимо понять тайну, называемую «человек», так как посвященный, по сравнению с обычными людьми, подобен птице по сравнению с яйцом. Птицы знают о яйцах и их истории, но яйца ничего не знают о существовании птиц. Чтобы разгадать великую тайну, называемую человеком, человечеству придется вылезти из «философского яйца» и, став свободным, достичь благородного самопознания божественности в человечестве; но в настоящее время, по-видимому, мало кто, даже среди так называемых «теософов», имеет хоть малейшее представление о том, что означает «божественное самопознание».
Из-за всеобщего заблуждения, существующего в отношении истинной природы человека, и игнорирования всего, что есть божественного в этой природе, Е.П.Б. была повсеместно неправильно понята и представлена в ложном свете. После долгого и терпеливого наблюдения, ко мне пришло убеждение, которое я упорно отказывался принимать, а именно, что в этом отношении слишком рьяные друзья и поклонники Е.П.Б. причинили гораздо больше вреда, чем ее враги. Е.П.Б. никогда не просила, чтобы ее обожествляли, и отрицала обладание чудодейственными способностями. Но многие из ее последователей поклонялись ее персоне как фетишу, делая самые дикие и экстравагантные заявления от ее имени, которые при исследовании были признаны бесполезными и, таким образом, только дискредитировали ее и ее Общество. И за очень редким исключением, эти же восторженные друзья первыми оставили ее или стали ее врагами, когда рухнули иллюзии, которые они сами же и создали.
Согласно историям, которые создавали, в которые верили и которые распространяли такие почитатели, Е.П.Б. постоянно посещали духи; невидимые «Учителя Тибета» ходили на задних лапках перед ней; они либо дословно диктовали ей ее сочинения, либо «осаждали» ее рукописи, пока она спала. Гномы, сильфы, ундины и саламандры всегда были в ее распоряжении, разносили письма и присматривали за кухней. Ни в одной части мира не происходило ничего такого, о чем (согласно их заявлениям) не знала бы Е.П.Б., но тем, кто не был членом Общества, было совершенно очевидно, что Е.П.Б. не знала всего, и что даже во время ее величайших бед волшебная почта не работала. И для получения информации ей, как и другим смертным, приходилось полагаться на земную почту и телеграф. Дело в том, что в основе всех подобных заявлений лежит определенная доля правды, но ее чрезмерно восторженные друзья преувеличивали факты сверх меры.
Е.П.Б., по ее собственному признанию, не была эрудированной женщиной. Она даже не была умной. Напротив, все великие дела, которые она совершала, были выполнены ею и некоторыми из ее коллег самым неумелым образом, что часто портило дело. Но называв её «величайшей самозванкой века», агент Общество психических исследований, который наградил ее этим титулом, просто подтвердил свою собственную неспособность судить вообще о характере, так как Е.П. Б. (как засвидетельствуют все, кто был с ней знаком) никогда не умела маскироваться, и любой обман, большой или маленький, на который она могла бы решиться, был бы немедленно разоблачен даже ребенком. Е.П.Б. не была ни умной, ни «сообразительной», но она обладала тем, чего, к сожалению, не хватает большинству ее критиков, а именно знанием души, областью «науки», еще не открытой современными учеными и мнимыми философами. Душа, которая жила в ней, была великой душой, Махатмой (от слов «маха», великая, и «атма», душа). Эта великая душа, а не одеяние, которое носила Е.П.Б., должна стать объектом нашего исследования, но не с целью удовлетворения научного любопытства, а для того, чтобы извлечь пользу из этого примера
Итак, мне кажется, что я слышу тысячи голосов, задающих вопрос: что такое знание души и как его можно получить? Существует ли какое-либо другое знание, кроме знания мыслящего мозга? Можем ли мы знать о чем-либо другом, кроме того, чему нас учили в школе, что мы читали в книгах или что мы помним из услышанного? На это мы бы ответили: Горе тем людям, которые не знают наизусть, что такое добро и красота. Горе тем, у кого нет внутреннего восприятия справедливости и истины, кто не может чувствовать истинную любовь, надежду и веру, и которым приходится заглядывать в энциклопедию, чтобы выяснить значение терминов доброжелательность, любовь, великодушие, духовность, добродетель и т.д., и т.п. Всё это – не порождения воображения и не продукты физического тела, а духовные жизненные силы, наделяющие своими качествами душу, которая ими владеет. Если позволить этим силам совершенствоваться и раскрываться, тогда их истинная природа станет ясна уму, но никакое количество интеллектуальных размышлений не позволит тому, кто ими не обладает, осознать, что это такое.
Изучение этих сил и искусство развивать их на практике легли в основу науки о душе, которой учила мадам Блаватская. Все остальные ее доктрины, касающиеся строения человека, эволюции миров и т.д. и т.п., были всего лишь дополнениями, облегчающими самопознание, разрушающими фанатизм и суеверия и, освобождая ум от предрассудков, расширяющими круг облагораживающих его мыслей и дающими ему возможность сформировать более грандиозное и возвышенное представление о Боге, природе и человеке. Какое отношение может иметь такое исследование к историям о привидениях, исследователям-экстрасенсам, кофейникам, опускными дверьми и прочим глупостям, которые посещают умы тех, кто ищет во внешних вещах доказательства существования того, чем они должны обладать сами, прежде чем действительно смогут заслуживать называться людьми, созданными по образу Божьему? Воистину, те, кто стал ее врагами из-за того, что она не смогла удовлетворить их любопытство, сами должны быть виноваты в своем сознательном отвержении божественной истины.
Первое, что необходимо для обретения знания о душе, – это обладание душой, что означает способность чувствовать. Среди противников Е.П.Б. очень мало тех, у кого есть элемент души. Кажется, что они существуют исключительно на уровне ума, той части человека, которая только рассуждает и размышляет, но не обладает действительным знанием, и которую древние авторы сравнивали с холодным лунным светом, так как в ней нет ничего от теплого солнечного света любви. Элемент души – это воля, а божественная воля – это вселенская любовь; такая любовь, которая создает рай не в воображении, а в сердцах тех, кто ею обладает. Когда в душе восходит утренняя звезда божественной любви, вместе с ней приходит покой. Поэтому не сказано, что ангелы в то время, когда Христос рождается в человеческом сердце, поют: «Слава тем, кто сведущ в науке и софистике», но сказано, что они поют: «Слава тому Богу, который есть всеобщая любовь и мир для всех людей, обладающих доброй (то есть божественной) волей». 
За одну жизнь в мозг человека может быть вложено огромное количество знаний, и когда наступает смерть, весь этот бесполезный ныне мусор, не имеющий никакой ценности в царстве вечности, выбрасывается, но для раскрытия божественного цветка лотоса души в лучах божественной любви может потребоваться множество последовательных воплощений. С первым лучом этой любви, воспринятым душой и дающим ей осознание ее собственной высшей природы и предназначения, «ученичество» нисходит на пилигрима на пути, ведущем к посвящению и бессмертию. Когда в сердце зажигается огонь любви, возникает свет, который озаряет разум и вызывает определенные изменения даже в физической форме. (Еф.4:16). Без этой божественной любви все знания бесполезны, все усилия тщетны, ибо Бог есть любовь (1Ин.4:8), и не может быть единения с Богом или искупления им, если любовь отвергнута. (1Кор.13:2.) Тот, кто обретает любовь, обретает духовную жизнь (Прит.8:35), но тот, кто отвергает любовь, отвергает свет и выбирает тьму и смерть. Человека называют «смешанным существом», так как он не только материален, но и духовен по своей природе. Он (как говорит Якоб Бёме) есть поле битвы трех царств: царства света, царства тьмы и царства природы. «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его». Когда же тьма будет поглощена светом и дух в человеке пробудится к своему божественному самосознанию, тогда в человеке возникнет новый набор внутренних способностей, новый диапазон духовных восприятий и сил, и память, принадлежащая внутреннему перевоплощающемуся Эго, окажется в пределах досягаемости земного внешнего разума. Эти учения, которые многие не понимают, поскольку они касаются вещей, выходящих за рамки их опыта, имеют первостепенное значение для поощрения тех немногих, кто желает следовать путем, пройденным той душой, которая была воплощена в теле Е.П. Блаватской. И поэтому мы должны вместо того чтобы тратить наше время на изучение банальностей, присущих ее личности (например, отсутствие кавычек при цитировании), попытаемся изучить ее внутреннюю жизнь и проследить путь её души к престолу божественной мудрости.
ФРАНЦ ГАРТМАН, доктор медицины


Рецензии