Ненавистники красоты

За последний миллион лет человечество исказило облик нашей планеты донельзя, и это оправдано в той мере, в какой на ней существуют творения  рукотворной красоты. Удовлетворить человеческие потребности  можно, пренебрегая красотой, о чем свидетельствует  советский опыт жилищного строительства.
Утилитарный подход возможен и при создании общественных сооружений, например, храмов; - ведь его можно разместить даже в хижине, ее освятив. Тем не менее, с глубокой древности храмы строились красивыми, и появилась профессия зодчего, и зодчие стали строить, также, и жилища. Служение красоте  и поклонение ей постепенно стало самостоятельным культом, у которого появились противники, ненавидевшие  красоту, и стремившиеся ее уничтожить «из принципа»: чтобы не было!
Самый известный в истории случай такого отношения – уничтожение языческой культуры победившими христианами; чтобы поднять руку на скульптуру Праксителя, нужно было быть человеком особого склада – ненавистником красоты.
Те же тенденции проявились в эпоху Возрождения, примером чему – проповеди и действия Саваноролы, для которого религиозный экстаз был лишь оправданием ненависти к красоте.
Наконец, самый яркий пример ненависти к красоте дает история коммунизации России. Ее инициатор, - Ленин – был абсолютно глух к искусству (в полном собрании его сочинений не  найдешь и строчки, где бы эстетика обсуждалась в положительном аспекте). Поэтому неудивительно, что его единомышленники - ненавистники красоты- с подлинным сладострастьем разрушили тысячи церквей, которые, подчас, были единственным украшением местности.
А потом всю страну застроили одинаковыми безликими зданиями, чтобы все города выглядели одинаково – в строгом соответствии с принципом всеобщего равенства.
С тех пор прошло немало времени… Вы думаете, что ненавистники красоты повывелись? Да ничего подобного! Они притаились, и ждут своего часа, чтобы со сладострастьем наброситься, и крушить! крушить! крушить то, что им непонятно и чуждо - любые проявления красоты!
                Февраль 2024 г.


Рецензии