Пансион Александрова-Дольник в Симеизе. Крым

* можно посмотреть видео репортажа на моём канале Ютуб, пройдя по ссылке, указанной в конце моей авторской страницы


Мы находимся в Симеизе у входа в санаторий имени Симашко. Вот такая стела времён Советского Союза со словами Владимира Ильича Ленина имеется здесь. Времена изменились. Стела, как и весь санаторий, находится в упадочном состоянии, но слова вождя мирового пролетариата сохранились, хорошо напоминая нам о великих лозунгах Великой страны, которая тоже изменилась. Похоже всё в нашем мире подвержено переменам.

Однако это не так. Есть нём и нечто неизменное. В нашем случае это, конечно, целебные свойства Крымского побережья, которые ценили и продолжают ценить многие поколения.

Сегодня мы расскажем вам об эпизоде из истории Крыма, который случился в Симеизе в начале XX столетия. Перед вами гостиница «Лиго Морская». Её существование по историческим меркам совсем небольшое, а вот здание, в котором она расположена, представляет особый интерес для любителей замечательных историй, ценителей памятников архитектуры и простых людей.

Наш рассказ об этом здании мы начнём с далёкого 1910 года. Именно в этот год, в ноябре месяце, коллежский секретарь – это, скажем прямо, далеко не самый высокий чин в табеле о рангах Российской империи. Если быть совсем точным -
десятый, и присяжный поверенный, то есть, обыкновенный адвокат, Николай Константинович Александров – Дольник, купил у фактического владельца Нового Симеиза, Николая Сергеевича Мальцова, дачный участок под номером один, а в декабре того же года прикупил ещё соседний, под номером два. Чтобы у вас сложилось примерное понимание о размерах нарезанных Мальцовым участков скажем, что площадь первого была примерно 200 соток, в современной системе исчисления, а второго почти 84 сотки. Вместе получалось 284 сотки, что составляло около 3 гектаров земли на Южном Побережье Крыма.

Итак, Николай Константинович Александров – Дольник был весьма незаурядной личностью. Физический недостаток - с самого рождения  у него были проблемы с позвоночником, с лихвой компенсировался неутомимой энергией и аналитическим складом ума. Такое сочетание внешних и внутренних особенностей дали удивительный результат. Николая Константиновича многие считали чуть ли не провидцем. Будто он всё насквозь видит. Большей частью, его взоры были направлены на коммерцию. Поэтому, его мнением чрезвычайно дорожили многие известные купцы, и не только, того времени. У него было три брата и две сестры.

Как же смог, в общем-то, совсем небогатый и не титулованный Александров – Дольник приобрести эти, отнюдь не дешёвые, земельные участки, да ещё построить на них самый дорогой пансион в Симеизе, получать с него хорошие доходы, а затем очень вовремя продать его? Попробуем ответить на эти вопросы.

Нужно сразу сказать, сведений об этом, безусловно, интересном человеке, очень мало. По одним из них, свой первый капитал, а также опыт в строительстве он получил, будучи застройщиком небольших частных домовладений. Далее, выиграл в лотерею — это уже совершенно точный факт. И не единожды, а два раза довольно крупные суммы. Первый раз 75.000 рублей, второй - 200.000 рублей. Некоторые посчитали это простым везением. Но те, кто был наслышан о способностях Николая Константиновича, лишь убедились в его провидческом даре. К 50 годам он стал богатым и уважаемым. У него была жена и три дочери.

Жила его семья в Москве, в двухэтажном деревянном доме, в Кисельном переулке на Лубянке. Сейчас этот дом, конечно, не сохранился, а тогда, на первом его этаже располагалась контора немца Карла Шпана. Александров – Дольник сдал в аренду первый этаж. Сам с семьёй жил на втором. А занимались в немца ничем иным, как продажей автомобилей марки Бенц.

Да, уважаемые зрители! Первый дилерский центр в Москве знаменитой автомобильной немецкой марки был прямо в доме Николая Константиновича. В дальнейшем, когда сам Карл умер в 1909 году, дело продолжили его сыновья, и с ними произошла оказия. Оба они были признаны немецкими шпионами, арестованы и высланы в Ачинск. Не лишним будет также сказать, что юрист-консультантом в этой фирме работал, никто иной, как будущий премьер Керенский.

 Но вернёмся к пансиону в Симеизе, а о фирме «К. Шпан и сыновья» мы подробно расскажем в следующий раз.

После того, как земельные участки были куплены, Николай Константинович приступил к строительству. Многие источники утверждают, что автором проекта здания стал военный инженер, генерал-майор в отставке, Яков Петрович Семёнов. Однако Крымский архитектурный портал эту информацию не подтверждает, прямо указывая, что только три здания построены по проекту Семёнова. Пансион Александрова - Дольник в этом перечне отсутствует. Яков Петрович совершенно точно занимался проектом прокладки дорог и водопровода будущего курорта. Как бы там не было, мы вспомним, что сам Александров - Дольник занимался строительством, поэтому, проблем с проектом у него не могло быть. А генерал Семёнов мог руководить работами. Ведь именно этим он и занимался при возведении очень многих дач в Симеизе. К тому же не стоит забывать, что пансион значительно отличался по размерам от вилл Симеиза, тем более дач.

Строительство велось хорошими темпами с 1910 по 1914 годы. А вот принимать первых отдыхающих новый пансион начал уже в 1913 году. Деловая хватка Николая Константиновича проявилась и в этом. Недвижимость должна приносить прибыль - это было одно из его правил. Посетители уже жили в пансионе, а рядом, ещё на протяжении года, достраивались вспомогательные помещения и высаживались растения в парке.

В очерках о Новом Симеизе и его окрестностях на Южном берегу, изданном в 1913 году в Москве, Василий Михайлович Кузьменко, его автор, пишет о пансионе Дольника, буквально, следующее: «Открыт грандиозный первоклассный пансион с электрическим освещением».

Главное здание трехэтажное.  На крыше была обустроена видовая площадка, которую потом, в советские годы, заменили обыкновенной кровлей. К слову сказать, современные собственники гостиницы обещают вновь обустроить эту видовую площадку на прежнем месте. Ризолиты, фронтоны, портики, колонны, украшают строгие формы здания, в архитектуре которого нет ничего лишнего. Фестоны, картуши, валюты - эти декоративные элементы оформления, также немногочисленны, и в общем-то прилично сохранились. Пансион имел собственную электростанцию, а в специальные ванны, установленные на территории, подавалась морская вода.

Согласно рекламной брошюры, цены в этом пансионе были установлены весьма недешёвые - от 50 до 125 рублей в месяц. В те времена номера арендовали, как правило, надолго. В пансионе Николая Константиновича таких номеров было 70. В рекламе, кстати, указано имя его жены Леонтины Егоровны.

Пансион приносил семье Дольник хорошие доходы, но недолго. В июне 1917 года прозорливость Николая Константиновича опять-таки не подвела его, и он успел продать имение. Дальнейшая судьба Александрова - Дольник нам неизвестна. А пансион был национализирован, генерал Семёнов расстрелян, а Симеиз стал всесоюзной здравницей. В здании пансиона устроили санаторий. Затем он стал корпусом санатория имени Симашко, а теперь это гостиница «Лиго Морская».


Рецензии