Рецензия к фильму Часы

"Часы" 2002
Ну, это американская психологическая драма, и я сомневаюсь, что видел что-то более депрессивно-суицидальное. Про одного какого-нибудь похожего персонажа – безусловно. Таких фильмов полно. Но здесь собрали несколько, так скажем, уставших от жизни людей и начали тщательно обрисовывать их душевные муки. Причём именно обрисовывать. Особо не углубляясь в причины и закономерности. Нет, тут, в принципе, понятно какие факторы ими движут. Но главный акцент сделан на состояние. На вот эти обречённые глаза, полные печали. На странные поступки, которые вроде бы как и не странные. Но с этими утомлёнными глазами выглядят весьма странно. И птичка мёртвая на философские мысли наталкивает. И торт печётся как-то по-другому. Здесь именно на это ударение сделано. Что, наверное, логично. Обычно суицидники не стараются внятно растолковать, почему им приспичило прыгнуть под электричку. Напишут в предсмертной записке что-нибудь неопределённое в контексте "я больше так не могу", а дальше сами разгадывайте. По большому счёту, здесь одно сплошное размусоливание душевных мук. Без ярко выраженного сюжета. К тому же тут три истории. В разные годы. Да, они кое-чем интересно связаны, но тем не менее каких-то развёрнутых сюжетов в них нет. Есть глубокое самокопание, философские вопросы "зачем жить?" и "что такое смерть?" и четыре тонны депрессивного минора, завалившие людей, которые оказались не на грани, а уже за гранью нервного срыва. То есть они все уже абсолютно спокойные. Что добавляет ещё больше депрессивности. В общем, этот фильм полностью пропитан безысходностью. Сюда не проникает ни единого лучика солнца. Тут скорбь. И всё равно я не почувствовал себя угнетённым. Не придавило меня вот всей этой атмосферой отчаяния. Может, потому что я не совсем понимаю суицидников. Во всяком случае, не всех. Ну и завести мне часы на семь утра и всё равно не проснуться, потому что это был детонатор, если не пора перейти к сути.

Здесь рассказывается о том, как три абсолютно незнакомые друг с другом женщины провели один день своей обыденной жизни. Они не просто друг друга не знают. Они вообще живут в разных городах и в разные времена. Одна в 1941-м году в английском Ричмонде. Другая в 1951-м в Лос-Анджелесе. А третья в 2001-м в Нью-Йорке. Первая не кто иная, а сама Вирджиния Вулф. Да-да, та самая известная британская писательница, которая подарила миру роман "Миссис Дэллоуэй" и много других произведений. Жили они с мужем в загородном доме, потому что, по мнению врачей, природа и свежий воздух могут благоприятно сказаться на самочувствии писательницы. А как известно, Вирджиния страдала расстройством психики. Вроде как у неё был маниакально-депрессивный психоз. Она слышала голоса, впадала в припадочные состояния и были неоднократные попытки самоубийства. Ну и решили, что если она будет жить в лесу, вся эта хворь пройдёт. Ну, возможно, долботня дятла и вой лисы действуют на неврастеников успокаивающе. Там она, кстати говоря, и написала "Миссис Дэллоуэй". И всё время хотела, чтобы главная героиня романа обязательно покончила жизнь самоубийством. Вот должно быть так, а никак иначе. Но дело в том, что у главной героини нет особых причин заниматься подобной ерундой. Но кто-то ведь должен покончить жизнь самоубийством, в конце-то концов! А помимо того, что в романе никто не хочет кончать жизнь самоубийством, Вирджинию раздражает ещё и тот факт, что её увезли в лес. То, что она Вулф, ещё не говорит о том, что она волк! И её всё это угнетает… Вторая дама из Лос-Анджелеса 51-ого года просто обожает тот самый роман Вирджинии Вулф "Миссис Дэллоуэй". Она спит с этой книжкой под подушкой. Ну, не сама под подушкой, а книжка. Просыпается и первым делом читает её. А она беременная. Ей надо весёлые книжки читать и позитивом заряжаться, а она хмурую всячину штудирует. А у неё ещё есть сын и муж. Муж - бывший военный. Может, поэтому её так и зацепил роман. Там тоже был военный. А у мужа день рождения. Он даже сам себе купил цветы, чтобы беременной жёнушке вдруг не пришло в голову сорваться и побежать за букетом для мужа. Но день рождения – это не воскресенье. И он ушёл на работу. И тогда супруга решила испечь для него торт. Но опять зачиталась романом, и всё настроение пошло по одному месту. И торт получился, как колобашка какая-то. А ещё пришла подруга, которая рассказала, что у неё обнаружили опухоль в матке. И совсем все обе расстроились окончательно. Так расстроились, что аж поцеловались в губы. Потом подруга ушла. И дама решила, всё-таки, сделать нормальный торт. Такой, чтоб самый лучший торт был в мире. Ведь может она больше никогда не будет печь торты… Третья дама из Нью-Йорка 2001-го – лесбиянка. Довольно взрослая. И живёт тоже с такой же взрослой лесбиянкой. И на первый взгляд у неё всё замечательно. Решила вечером замутить дома вечеринку. С кучей гостей, с крабами и, возможно, с весёлыми конкурсами. Поводом послужило то, что её очень близкий друг получил наивысший поэтический приз. Чуть ли не Пулицеровскую премию в сфере поэзии. Ну и разобравшись с какими-то мелкими делами пошла к этому самому другу домой. А он болен СПИДом. Причём на самых последних стадиях. Весь, как Кощей; на сильных таблетках и иногда теряет связь с реальностью. И, естественно, в беспробудной депрессии. И совершенно не хочет идти ни на какие вечеринки. Даже если там будут подавать к столу крабов. Дама пытается его убедить, что это для его же блага. Он спорит, говорит, что никакие блага ему уже не помогут. А он гомик. Но необычный. Он влюблён в эту даму. И называет её как? Правильно! Миссис Дэллоуэй. У них был когда-то роман. И вспоминают они о нём с трепетом. Но ничего назад вернуть нельзя. Включая ориентацию. И это всё подливает масла в огонь. Она устала. Он устал. Крабы устали. Все мучаются и не могут найти ни крошки оптимизма в этой дичи под названием жизнь…

Вот такая вот тут кромешная депрессуха. Я не знаю, в чём конкретно посыл фильма. Наверное, его отчётливо увидят суицидники. Кино явно не о том, как справиться с желанием покончить с собой. Вот вообще нет. Наверное, буду спойлерить. Я понял, чего мне не хватило. Несмотря на то, что весь фильм – это мысли о самоубийстве, мне как раз этих мыслей и не хватило. Более конкретных, что ли, мыслей. Менее художественных и высокопарных. С Вирджинией Вулф всё понятно. Писательница да ещё и с расстройством психики. Она по-любому будет объясняться замысловато. И больной человек вряд ли сам понимает, почему он решил так, как решил. С больным СПИДом тоже всё относительно ясно. Гнить заживо – такое себе удовольствие. Мне абсолютно непонятны мотивы здорового человека. Беременного, с замечательным сыном и с любящим мужем. Вот как должна задолбать жизнь, чтобы взять и оборвать её навсегда? Здесь легонько объяснили эту хрень. Но это такой абсурд. В итоге одного человека я понял. Понял по каким причинам поступил так второй. И совсем не понял третьего. И рассматриваю смысл фильма, показать, что происходит с людьми за гранью нервного срыва. Не научить, как это преодолеть, а показать, что произойдёт. Не могу даже употребить слово "предостеречь" от последствий. Больше всего меня цепанул мальчик, который всю дорогу что-то чувствовал. Вот это до мурашек. Фильм номинировался на Лысика. Проиграл "Чикаго". Ну да. Там очень крутой мюзикл, а тут одни суицидники.)) Зато Николь Кидман, моя любовь, выиграла своего Лысика. И тут я тоже согласен. Джулианна Мур и Эд Харрис не выиграли. Хотя, Эд Харрис был ну очень крут! Мэрил Стрип, наверное, впервые не номинировалась на эту премию.)) Ну и во вспомогательных ролях наипрекраснейшие артисты. Джон Си Рэйлли, Тони Коллетт, Миранда Ричардсон, Эллисон Дженни, Клэр Дэйнс, Джефф Дэниелс. Очень мощный состав. У режиссёра Стивена Долдри я видел только "Чтец". Там драма поконкретнее. Эта более расплывчатая. Я поставлю семь. "Кому-то нужно умереть, чтобы другие больше ценили свою жизнь."   


Рецензии