Хенде хох!

В 2005 году Калининград-Кёнигсберг отметил свое 750-летие. Для участия в этом важном мероприятии в город прибыли главы различных государств, в том числе – президент России Владимир Путин, канцлер Германии Герхард Шредер и президент Франции Жак Ширак.
Город активно готовился в юбилею – были восстановлены и отреставрированы многие исторические и архитектурные памятники – Королевские ворота на фасаде которых были воссозданы скульптуры известных и знаковых фигур  – горельефы короля Пруссии Фридриха I, последнего Великого магистра Тевтонского ордена и первого герцога Пруссии  Альбрехта, а также короля Чехии (Богемии) одного из основателей Кёнигсберга Оттокара II; был восстановлен Императорский мост, которому власти дали новое имя, назвав его Юбилейным; был восстановлен памятник Первому герцогу Пруссии Альбрехту, который являлся одним из великих немецких деятелей эпохи Возрождения и основателем Университета «Альбертина»…. и многое-многое другое.
В те годы в городе работал и вел активную просветительскую деятельность Немецко-Русский дом, между Берлином и Калининградом, бывшим Кёнигсбергом, было восстановлено железнодорожное движение (помните знаменитые фотографии, сделанные в послевоенные годы на ж/д вокзале в Западном Берлине «поезд Берлин-Кёнигсберг временно отменен»?). Кстати, Кёнигсберг до 1945 года был конечным пунктом Имперской железной дороги. И 596 километров пути между Берлином и Кёнигсбергом скорый поезд FD5 на паровозной тяге преодолевал всего за 6 часов 38 минут! Сегодня это кажется абсолютной фантастикой.
На средства Евросоюза была отремонтирована автотрасса, соединяющая Калининград с польским городом Бранево, эту дорогу жители Калининграда всегда называли и продолжают называть «берлинкой», т.к. по этой дороге действительно можно доехать до Берлина… Было восстановлено морское и речное судоходство между двумя странами, автобусное и автомобильное движение стало настолько активным, что российским властям пришлось (не без помощи ЕС) строить новый 12-полосный погранпереход  Мамоново-2-Гжехотки.  Пропускная способность этого МАПП составила четыре тысячи автомобилей, в том числе 2600 легковых, 1250 грузовых и 150 автобусов.  Началось строительство велодорожки, которая должна была соединить Германию и Польшу с Россией и странами Балтии – Литвой, Латвией и Эстонией.
Все это было не просто каким-то прорывом в отношениях между Россией и Западным миром, это стало культурной и экономической революцией в отношениях между Россией с одной стороны и странами Евросоюза – Польшей, Литвой и Германией, с другой стороны… Это было началом новой эры взаимоотношений, у которой были безграничные перспективы. Так тогда казалось многим людям…, в том числе и мне.
А потом наступил 2014 год…. События в Крыму и на Донбассе не могли не отразиться на отношениях между Россией и странами ЕС. Начались взаимные обвинения, и упреки, появлялись какие-то претензии, возникали споры, а потом и вовсе обе стороны начали вводить санкции…
И отношения между Россией и Западом начали на глазах разрушаться… В российских центральных и региональных СМИ появились заметки каких-то обозревателей и целые статьи каких-то международных экспертов, которые на пальцах объясняли россиянам, кто является их врагом, и почему был закрыт Немецко-Русский дом… Они по-своему рассказывали россиянам о том, почему со стен домов стали исчезать надписи на иностранных (в первую очередь на немецком) языках… и почему, вдруг, в городе стали закрываться и исчезать генконсульства иностранных государств, и почему жители Янтарного края перестали ездить на выходные дни в соседние страны (в первую очередь в Польшу, Германию и Литву) и почему все россияне, кто так или иначе соприкасался с деятельностью иностранных организаций в Калининграде становились или иноагентами или нежелательными персонами.
Началась «охота на ведьм». В страну вернулся «железный занавес»… Соседние государства в одночасье превратились в «недружественные страны»… Началась борьба с «ползущей германизацией», которой не было, и которую просто кто-то в угоду кому-то выдумал... Поезд Калининград-Берлин вновь был отменен и встал на запасный путь… И судя по тому, что сейчас происходит в мире, встал он туда весьма надолго.
В общем вы поняли, какая в те дни была обстановка… В Москве телезрителям на центральных каналах показывали какие-то совершенно фантастические сюжеты о том, что в Янтарном крае орудуют какие-то  сепаратисты - сторонники отсоединения Калининградской области от России и последующим присоединении её к Германии.. В те дни мне часто  звонили друзья из Питера и Москвы с одним и тем же вопросом, правда это или нет? И каждый раз мне приходилось отвечать им, что это абсолютная неправда, что какие-то столичные псевдопатриоты зарабатывают на этой теме кусочек своего хайпа.
И вот в это время ко мне в гости в Калининград из Москвы приехали старые друзья… Которые мало интересовались политикой. Они искусствоведы, литературные критики, переводчики с японского на русский и французский) обычные «ботаники»… Приехали поездом. Я встретил их на железнодорожном вокзале, который теперь называется Южным. Этот вокзал был построен немцами в 1929 году и назывался в то время Главным ж/д вокзалом в Кёнигсберге, немцы считали его самой современной железнодорожной станцией Германии. В Европе он считался особенным и самым крутым, и было за что, - под одним из залов ожидания, например, был обустроен боулинг.
Мои гости смотрели на все широко раскрытыми глазами. Им всё было интересно посмотреть и даже пощупать. Они щелкали своими Никонами и Кодаками…, задавали вопросы и повторяли одно и тоже слово – «Шикарно!».
За несколько минут мы обошли здание вокзала, привокзальный почтамт,  оценили элегантность узкоколейной трамвайной линии, потрогали и пощупали все облицовочные кирпичи и брусчатку. Потом сели в машину и поехали осматривать другие достопримечательности города…
И когда наступил вечер я, взял да и пошутил,  мол, скоро комендантский час, и нам пора домой, где нас ждёт шикарный ужин. За день мы реально проголодались, ни в какие кафе не заходили. Добравшись до стола в нашем доме, мои друзья не сразу вспомнили, что у них закончились сигареты. Мы много ели и много пили… Мужчины пили крепкие напитки, женщины – сухое вино и шампанское… и вот наступил такой момент, когда ребятам захотелось покурить. Мы с женой не курим, поэтому единственная возможность купить сигареты была, отправившись в ближайший «магазин у дома». Что мы и сделали. А когда выходили на улицу, то жена моего друга (у нее отличная память!) проявила беспокойство, а как же «комендантский час»? На что я уверенно ответил, мол, не стоит беспокоиться, ведь еще есть несколько минут до его наступления. Часы показывали 21 час и 50 минут. Мы добежали до магазина. Быстро купили всё необходимое и неспешным шагом пошли обратно.
Ребята закурили… мы сбавили темп шага и подошли к углу дома, возле которого в тени стоял настоящий немецкий мотоцикл  BMW-R75  с люлькой (коляской)… Рядом с ним стояли два человека в немецкой форме, в касках, на груди сверкали бляхи - ринккрагены и виднелись автоматы… Они стояли и курили и о чем-то тихо беседовали между собой.. И тут со света из-за угла появляемся мы…
В одном из «немцев» я узнал своего соседа – Николая – военного реконструктора – участника всех массовых исторических реконструкций, воссоздающих знаковые боестолкновения на территории бывшей Восточной Пруссии, будь то штурм Кёнигсберга или штурм Пятого форта и т.д. Но мои гости об этом ничего не знали…
Жена моего друга от неожиданности даже выронила сигарету из рук. Мы остановились.  И тут я, быстро оценив ситуацию, громко заявил этому «немецкому патрулю»: «Нихт шиссен! Wir haben Dokumente!». Сосед – веселый парень, тот еще перец! – поддержал меня и подняв руку, громко произнес в ответ: «Хальт! Хенде хох!». После этих слов жена моего друга, вцепившись в мою руку, заявила по-немецки, что «у нас нет документов, и что до наступления комендантского часа еще остается одна минута». Чем ввела  наших бравых реконструкторов в ступор, они ничего не поняли из того, что она сказал…
И тогда я, чтобы хоть как-то разрядить обстановку, по-русски громко сказал,  «Пропустите нас, пожалуйста, эти люди со мной,  мы идем ко мне домой, они приехали ко мне в гости из Москвы!».
На что «немцы» одобрительно закивали головами «О, йа!» и «Яволь!» и расступились, пропуская нас по тротуару…
После этого мы,  взявшись за руки, ускорили шаг в сторону нашего подъезда… Шли, почти бежали, не оборачиваясь…
И уже дома, подойдя к столу, жена моего друга взяв на столе бутылку вискаря, плеснула в стакан граммов сто крепкого напитка, быстро выпила … и только потом, заглянув в мои глаза, тихо спросила «Сережа, что это было?»
Я переведя свой взгляд на настенные часы, которые в этот момент показали ровно двадцать два часа, ответил «наступил комендантский час»…
После чего рассмеялся и объяснил своим московским гостям, что я пошутил, и что это были обычные реконструкторы, ведь скоро жители города будут отмечать День Победы, поэтому ребята много репетируют и много тренируются, а вся эта униформа, оружие всего лишь бутафория… Но было видно, что в мои объяснения ребята не очень-то и верят… В тот момент я понял, какой силой может обладать пропаганда…Вскоре мы сели за стол… и продолжили наше общение… выстраивая планы экскурсий на ближайшие дни… Включив в график и поездку к Пятому форту, где среди реконструкторов увидели и своих старых знакомых, которые не преминули состроить страшные рожицы и грозно прокричать  нам «Хенде хох!»


Рецензии