4-1. Сага 1. Глава 3. После октябрьского переворот
-Не видишь, что ли? Смородина!
- Я вижу, что смородина… Почему она черная?
- Это красная смородина!
- Какая «красная»? Она же у вас белая!?
- Белая, потому что ещё зелёная
(Разговор на базаре)
ПОСЛЕ ОКТЯБРЬСКОГО ПЕРЕВОРОТА
Между прочим, не все отдают себе отчёт в том, что название такой полезной во всех отношениях и вкусной ягоды, как смородина, происходит от слова «смрад» (смурод), т. е. сильный, дразнящий, раздражающий запах, иначе говоря, «вонь». «Смородина» - это вроде как «вонючка», «смердючка»…
Впрочем, так нередко происходит: полезные результаты достигаются, сопровождаясь не только запахами, весьма мало напоминающими хороший парфюм или вообще какие-либо благовония, а то и попросту отвратительными, мерзкими. Это «правило» часто распространяется и на государственно-политическую сферу. И напротив: вещи безусловно вредные и даже опасные для здоровья и и самой жизни могут обладать не только приятным запахом, но и другими привлекательными, просто соблазнящими свойствами. Ближайший тому пример - цианиды с ароматом горького миндаля… Однако вернёмся к «своим баранам».
Хотя - нет! Уместно вспомнить ещё один анекдот позднейшего времени, слегка отдающий опять-таки «чёрным юмором». Дело присходит на некоем воображаемом балу (ну, вроде как шабаш ведьм в «Мастере и Маргарите» у М. Булгакова). Распорядитель выходит на середину зала и хорошо поставленным голосом громко отчеканивает: «Объявляется «белый вальс»: «белые» приглашают «красных» !!!» (Конец анекдота. Становится понятным, о каком бале, о каких танцах, и о приглашении к какому «вальсу» станут приглашать «белые» «красных» (и, естественно, наоборот) идёт речь: это кровавое пиршество гражданской войны.
А почему, собственно, «гражданская»? Ведь война - это дело военных, прежде всего - армий враждующих государств, их вооруженных сил, не так ли? Да, так. Но это если война «обычная». А когда в войну вовлечены граждане собственной страны, оказывающиеся по разным противоборствующим сторонам, то вот вам, пожалуйста, и «гражданская».
Для того, чтобы считаться участником таковой, вовсе не обязательно являться военным, вооружённым и сражающимся человеком, достаточно просто по каким-то спорным вопросам иметь гражданскую позицию, отличную от той, которую считают правильной другая (или третья, четвёртая и т. д.) сторона. Таким образом, избегнуть её, этой «гражданской, отмолчаться и где-то в сторонке отсидеться практически невозможно. И у неё нет тыла, её фронты прходят везде, всюду и для всех. Достаточно считаться гражданином данной страны. Что? Ах, вы не желаете? А слышали вы, что сказал Н. А. Некрасов? «Поэтом можешь ты не быть, а Гражданином быть обязан!» Такая вот она «бяка», эта «гражданская»…
Переворот потому и называется переворотом, что в результате жизнь словно переворачивается вверх дном и всё, что до этого держалось под спудом, не нарушая тишь да гладь прежнего миропорядка, теперь всплывает на поверхность и «украшает» её своим самодовольным присутствием. Покрасоваться хочется всем, в особенности же тем, кому ранее не дозволялось даже просто появляться там, где собиралась «чисто одетая» публика. А когда все запреты и ограничения сняты, как же удержаться и не побуянить ! Нет уж! Раз настало «наше время», то и мы себя покажем !
Когда речь заходит о смутном времени (вообще, а не только о Смуте начала 17 века), всё становится зыбким, неопределённым и не вполне точным. Оно и понятно: каждый из современников таких событий рассказывает о них, глядя со своей колокольни, и потому волей-неволей несколько искажает их, истолковывая в свою пользу и в своих интересах. Но такой субъективизм имеет в чём-то даже положительную сторону: он помогает понять многое из того, о чём избегает говорить или упоминать тот или иной повествователь. Фигуры умолчания - они ведь по-своему тоже очень красноречивы. Нам тоже придётся иметь дело и смириться с некоторыми неопределённостями подобного рода, «уточнять» которые было в своё время не в интересах Наума Маглыша.
В исторических сумерках остаются многие события того времени; датировки же «личных» событий тем более размыты и расплывчаты, и не только по причине забывчивости (что, впрочем, можно было бы считать вполне естественным делом), но ещё и потому, что так легче запутать (пре)следователей-гонителей и тем самым при необходимости обеспечить себе пресловутое «алиби». Да вся эта «относительность» в частностях меня самого и вовсе мало смущает, поскольку моя цель не историческое исследование, а живые впечатления от эпохи, услышанные мною в рассказах отца «о былом житье-бытье».
Читатель, наверное, помнит, что по окончании школы прапорщиков (конец осени 1916 года) Наум Маглыш получил назначение в 134-й пехотный запасный полк, где и служил вплоть до Октябрьской революции. По моим подсчётам (если считать по 4 полка на дивизию) он входил в состав 34-ой дивизии. Где она дислоцировалась в период с декабря 1916 по октябрь 1917, можно установить по материалам военных архивов, но самому мне это доподлинно неизвестно. Предположительно: в боевывх порядках всё той же 8-й армии Юго-западного фронта в районе населённых пунктов Рава Русская - Калуш - Станислав.
Сразу же после Февральской революции солдатский комитет избрал его то ли командиром, то ли заместителем командира роты. После Октябрьской революции (как явствует из протоколов допросов во время следствия 1929 – 1930 гг.) он служил уже в 95-м обозном батальоне 472-го транспорта (около ст. Роженица - окончание в названии этой станции(?) было прописано в протоколе неотчётливо) в должности фуражира, откуда в январе 1918-го был отправлен в распоряжение Слуцкого военкомата.
На этот период во взбаламученной России ещё не всё «устаканилось» и были надежды на её демократическое развитие. Они возлагались прежде всего на Учредительное собрание, выборы депутатов в которое прошли несколько ранее, а теперь (январь 1918) оно как раз начало свою работу в Петрограде в том помещении, где до 1906 года заседала Государственная дума. Наум, естественно, участвовал в выборах делегатов в Учредительное собрание и отдал свой голос за список № 8 (зсеры), как это делали почти все крестьяне, доверявшие им по «земельному вопросу» больше чем кому бы то ни было, тем же большевикам, к примеру. Неудивительно, что в крестьянской по преимуществу стране именно депутаты-эсеры и составили подавляющее большинство в составе депутатского корпуса упомянутого Учредительного собрания.
Оно представляло собой нечто наподобие пред-парламента: Учредительному собранию предстояло определить характер будущего политического строя и структуру государственной власти в России, принять некий основополагающий документ вроде конституции, создать постоянные органы государственного управления и передать им всю полноту власти в стране. Но в тот раз из затеи с Учредительным собранием ничего не вышло, ибо в России редко что получается с первого раза.
Вот и тогда высокие замыслы этого российского «предпарламента» никак не отвечали интересам заговорщиков-большевиков, делегаты по списку которых оказались в Собрании в вопиющем меншинстве (всего-то 8 процентов от общего числа делегатов !) и, следовательно, никак не могли победить здесь демократическими методами. «Историческую» роль в «разгоне Учредительного собрания» (звучит, не правда ли!?) советская т. н. «историография» отводила «матросу Железняк(ов)у», члену партии анархистов, который командовал отрядом «красногвардейцев», нёсшим тогда караульную службу в Таврическом дворце.
Тут всё получилось совершенно по Аркадию Райкину: «кто что охраняет, тот то и ворует». Здесь в тот «исторический» день большевики (а именно они были кукловодами, действовавшими за спинами «железняков» и ему подобных, якобы «охранявших» власть) окончательно и украли эту самую власть, в буквальном смысле вырвав её из рук народа в лице его избранных представителей. Большевистские бонзы с нескрываемым цинизмом и полным пренебрежением к общественному мнению бахвалились впоследствии, как это ловко и легко получилось у «матроса Железняка»: ватага вооружённого сброда (допускаю, не вполне трезвого) вваливается в зал, где народные избранники заседают и готовят судьбоносные для огромной страны решения, и устами не слишком образованного анархиста (по некоторым сведениям, Железняков какое-то время учился в Киевском (?) университете, но не закончил его) «объявляет» (т. е. горланит, «берёт на горло»): «Караул устал и потому просит господ делегатов немедленно разойтись и покинуть дворец!»
Каково это вам? Вроде бы даже очень интеллигентно по форме и демократично по содержанию. Вот она - «подлинная», т. е . пролетарская, революционная демократия! Сразу же пустили в «политический» оборот просторечно-уничижительное словечко (это как раз «стиль» большевичков) «учредиловка» - именно так пренебрежительно большевички и относились к волеизъявлению народа, к самому народу.
Поощрение к употреблению просторечия - один из наиболее эффективных и притом наименее затратных способов «демократического» развращения людей, низведения их до уровня «простых» и простейших, превращения в толпу для дальнейшего манипулироварния ими, в том числе с использовнием всё новых и новых «словоупрощений». Замечено: замена общеупотребительных слов литературного языка просторечными суррогатами - явление далеко не безобидное, оно как бы исподволь приводит к снижению заключённрого в них понятия с последующей полной его дискредитацией. Именно эту функцию должны были выполнять такие словечки, как «Учредиловка», «буржуй», «белоподкладочник», «очкарик», «шляпа», «золотопогонник», «контра» и т. п. Это лишь самые первые словечки «новояза» из их бесконечного ряда, которые легко вспоминаются нами даже спустя почти целое столетие после их первого появления.
Наум Маглыш, видимо, как и многие тогда, быстро избавлялся от политических иллюзий, в частности - от иллюзий в отношении будущего русской армии, которая к этому времени совершенно деморализовалась и разлагалась буквально на глазах, и не по дням, а по часам. Она не распускалась по домам при обязательном разоружении, а «распускалась» в смысле исчезновения из неё каких-либо скреп в виде воинской дисциплины, строгой подчинённости и ответственности за выполнение или невыполнение приказа, иными словами, попросту разлагалась. Не дожидались никакой «демобилизации»: дезертирство стало повальным явлением задолго до её объявления в январе 1918-го.
Огромная армия, в которую за годы войны успели мобилизовать более 16 миллионов человек, распадалась, «атомизировалась» на сотни тысяч отдельных, распущенных - не только организационно, но ещё и морально - людей, имевших в своих руках оружие и привыкших без особых раздумий пускать его в ход. Выпущенный из бутылки джинн на таком фоне представляется не более чем детской шуткой. Вдобавок к этому «джинну» в избытке было ещё и другого «джина», т. е. алкоголя, в основном, конечно, домашнего и кустарного производства, проще говоря - самогона. Теперь его просто море разливанное: ведь со старой властью рухнули все её законы, в том числе и т. н. «сухой закон», действовавший в России с самого начала войны.
Теперь же без каких-либо особых последствий, просто безнаказанно допускалось грабить винные склады и лавки. Это ли не свобода: никаких законов, водки - хоть залейся, винтовочка-кормилица - вот она, здеся, завсегда под рукой! Не тогда ли и родился этот «шедевр» русского словесного творчества об истоках и природе свободы «по-русски»: «С утра напился - весь день свободен!»
В общем, не требуется особых доказательств того, что причин и поводов для дезертирства у самых разных военнослужащих имелось более чем достаточно. Толпы вооружённых людей устремлялись по домам, но не только по своим… Для многих «людей с ружьём» гораздо более притягательными казались дома людей состоятельных, потому что в их собственных, если только таковые существовали в природе, они знали: там шаром покати - и ничего хорошего их там не ждёт…
Когда точно, при каких обстоятельствах и каким именно образом Наум Маглыш «расстался» с армией, из его позднейших рассказов никак не проглядывало. Можно думать, что здесь всё не было уж очень безупречно: зто противоречило бы самому духу времени. Но вполне вероятно, что он смог удержаться от всякого рода крайностей и не впал в большие искушения… А то, что он, как и многие сотни тысяч бывших фронтовиков, воспользовался возможностью дезертировать, этого как раз исключать никак нельзя.
У «его крестьянского благородия» , бывшего (причём, весьма недолго), а ныне упразднённого прапорщика Маглыша, не имелось особых причин ностальгировать по рухнувшему в одночасье царскому строю с его сословным устроением общества; ещё меньше имелось оснований восторгаться обещаемым большевиками грядущим «царством свободы»; его предвестников люди уже могли наблюдать повсеместно: расхристанная солдатня, стыдливо называемая «человек с ружьём» (то, что «винтовка рождает власть», придумал не Мао Дзедун, отнюдь), повсеместно насаждала террор, а так называемой власти оставалось только узаконить его, придав ему организационную и государственную форму, назвав «диктатурой пролетариата», и на долгие десятилетия сделать его основой своей «политики».
Крестьянский сын, он мечтал о лучшей доле, о том, как бы поскорее «выбиться в люди» и не мыкать горе, перебиваясь с хлеба на квас, а с кваса на воду, как его смиренные и безропотные родители. Они уже вошли в тот возраст, в котором люди того времени считались глубокими стариками, ибо редко кто доживал до таких лет: Дзмитрок Маглыш («Разумны») перешагнул за 66-летний рубеж, вряд ли намного моложе чувствовала себя и его «жонка» Марина Васильевна. Им самим приходилось уже весьма нелегко, чтобы по-прежнему управляться по крестьянскому хозяйству, кто-то должен был помогать. Прежде всего во время страды на основных мужицких работах : пахать, бороновать, косить, молотить… Да и разной другой работы в деревне хватало. Так что Наум, как только это стало возможным, устремился «дадому», «на бацькаушчыну» , «у бацькаву хату», в отчий дом…
Казалось бы, что может быть лучше: после военного лиха, после скитаний по «бескрайним просторам» Родины, после грязи окопов вернуться наконец на свою «малую родину», в материнскую заботу, пусть в небогатый и не слишком опрятный, но в родной и привычный быт. Не об этом ли были в течение многих дней и ночей его лучшие, самые светлые мечты? И вот они все сбываются: он жив, не изувечен, он дома, под родной крышей… Как говорится, «чего же боле?» На деле всё оказывается совсем не так просто.
Свидетельство о публикации №224082101430